Напоминание

Методические рекомендации для учителей физической культуры для использования при проведении подвижных игр в школе


Автор: Бальжинимаева Гармаханда Адлибишиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Агинская СОШ №4"
Населённый пункт: пгт.Агинское
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации для учителей физической культуры для использования при проведении подвижных игр в школе
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ПОСЁЛОК АГИНСКОЕ»

Бальжинимаева Гармаханда Адлибишиевна

Методические рекомендации для учителей физической культуры для

использования при проведении подвижных игр в школе

Дети младшего школьного возраста любят играть в свободное время. Они владеют

всеми видами естественных движений, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками,

метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх.

При проведении подвижных игр для учеников начальных классов надо учитывать

анатомо-физиологические

особенности

детей

этого

возраста,

относительную

подверженность

их

организма

различным

влияниям

окружающей

среды

и

быструю

утомляемость. Скелет у ребёнка ещё продолжает формироваться. Значительная прослойка

хрящевой

ткани

обусловливает

большую

гибкость

костей,

особенно

позвоночника.

Прочность

опорного

аппарата

невелика.

Мускулатура

относительно

слаба,

особенно

мышцы спины и брюшного пресса. Поэтому большое значение приобретают подвижные

игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Сердечно-сосудистая система ребёнка в возрасте от 6 до 10 лет отличается большой

жизнеспособностью:

сосуды

широкие,

а

стенки

сосудов

эластичные,

что

создаёт

благоприятные

условия

для

работы

сердечной

мышцы.

При

этом

функции

нервной

системы,

которые

регулируют

работу

сердца,

ещё

недостаточно

развиты

(лёгкая

возбудимость сердца).

Дети проявляют большую двигательную активность в играх. Особенно в тех случаях,

когда прыжки, бег и другие действия, которые требуют большой затраты сил и энергии,

сменяются кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно

быстро

устают,

особенно

при

выполнении

однообразных

действий.

Учитывая

вышесказанное,

физическую

нагрузку

при

занятиях

подвижными

играми

необходимо

строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.

Функция внимания у учащихся младших классов ещё недостаточно развита, они

часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. Поэтому им

желательно

предлагать

кратковременные

подвижные

игры,

в

которых

большая

подвижность чередуется с передышками. Игры состоят из разнообразных свободных

простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и

немногочисленность

правил

игры

обусловливаются

недостаточной

устойчивостью

внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6-10 лет.

Дети

этого

возраста

отличаются

своей

активностью,

любознательностью,

самостоятельностью,

стремятся

незамедлительно

и

одновременно

включаться

в

проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться

заданных целей; им ещё не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто

меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре

забывают о своих обидах.

Младшие школьники воспринимают и лучше усваивают всё то, что видят, слышат,

наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребёнка постепенно

сменяется

понятийным

мышлением.

Дети

демонстрируют

большую

сознательность

в

игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и

сравнивать наблюдаемое. Они начинают более критически относиться к поступкам и

действиям товарищей по игре. Появление способности абстрактно, критически мыслить,

сознательно

контролировать

движения

позволяет

школьникам

успешно

усваивать

усложнённые

правила

игр,

выполнять

действия,

объясняемые

и

показываемые

руководителем.

Правила игры руководитель должен излагать кратко, понятно поскольку дети хотят

быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети

изъявляют желание исполнить ту или иную роли в игре. Неплохо, если руководитель

расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и

способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться

для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны, или им нужен отдых после

физической нагрузки.

Дети

1-4

классов

очень

активны,

но,

конечно

же,

не

могут

рассчитать

своих

возможностей. Все они хотят быть водящими, капитанами, поэтому учитель должен сам

назначать их в соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока,

победившего в предыдущей игре, лишь иногда дать возможность выбрать детям или

поощряя его за то, что он остался непойманным, выполнил задание лучше других, принял

самую красивую позу в игре и т.п.

Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно

оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как

можно больше детей побывало в этой роли.

Сигналы

в

играх

для

детей

младших

классов

лучше

подавать

не

свистком,

а

словесными командами, что способствует развитию второй сигнальной системы, ещё

очень несовершенной в этом возрасте. Хороши также речитативы. Произносимые хором

рифмованные слова развивают у детей речь и вместе с тем позволяют им подготовиться к

выполнению действия на последнем слове речитатива.

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры

за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо

определить место для выбывших и удалять их очень ненадолго. К нарушениям в игре,

несоблюдению

правил

руководитель

должен

относиться

терпимо,

помня,

что

это

происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры и

недостаточного общего физического развития детей.

Стремление

детей

к

выдумке,

творчеству

реализуется

в

подвижных

играх,

которые

зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее,

чем

в

играх

детей дошкольного возраста, так как кругозор младших школьников

значительно

расширяется,

они

овладевают

навыками

чтения,

письма.

Примером

сюжетных игр могут быть "День и ночь", "Заморозки", "Рыбы и акула". Для детей этого

возраста

очень

привлекательными

могут

быть

игры

с

элементами

таинственности,

неожиданности.

В первом классе в начале учебного года нежелательно проводить командные

игры. Постепенно, с приобретением двигательного опыта и с повышением у детей

интереса

к

коллективной

деятельности,

можно

включать

в

урок

игры

с

элементами

соревнования в парах (в беге, гонке обручей, прыганье через скакалку, в катании мяча). В

дальнейшем

следует

разделять

детей

на

несколько

групп

и

проводить

с

ними

соревновательные игры типа эстафет с простыми заданиями. При разделении игроков на

соревнующиеся группы руководитель должен учитывать соответствие характера игровых

действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за

свою команду выявлять немедленно.

Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по

прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа "догоняй-убегай" и с

увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через

условные препятствия (начерченный "ров") и через предметы (невысокую скамейку); игры

с

передачей,

бросанием,

ловлей

и

метанием

на

дальность

и

в

цель

мячей,

шишек,

камешков,

игры

с

разнообразными

движениями

подражательного

или

творческого

характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов

движений,

причём

обычно

они

применяются

обособленно

или

попеременно

и

лишь

изредка

-

в

сочетаниях.

Например,

игра

"Попрыгунчики-воробушки"

построена

на

подпрыгиваниях, игра "Волки во рву" - на перебежках, в которые включены прыжки в

длину.

Для

проведения

большинства

игр

в

младших

классах

руководителю

необходим

яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит ещё слабо, а

внимание рассеяно.

Инвентарь должен быть лёгким, удобным по объёму, соответствовать физическим

возможностям детей.

Ре ком е н д уе м ы й

и н в е н т а р ь

д л я

п р ов ед е н и я

и г р

в

н ач а л ь н ы х

классах следующий: небольшие флажки разного цвета, малые мячи, большие мячи (типа

волейбольных),

обручи,

короткие

скакалки,

длинные

скакалки,

мешочки

с

песком,

бумажные колпаки (цилиндрической формы), повязки на глаза, разметочные конусы,

эстафетные палочки, кегли и т.д.

Распределять

во

время

урока

подвижные

игры

рекомендуется

следующим

образом. В основной части занятия для развития быстроты и ловкости лучше проводить

игры-перебежки ("Царь, царь- государь", "Салки", "Гуси-лебеди"), в которых дети после

быстрого

бега

с

увертыванием,

подскоками,

прыжками

могут

отдохнуть.

Игры

с

ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от

играющих

организованности,

внимания,

согласованности

движений,

способствуют

общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил"). Их лучше включать в

подготовительную и заключительную части урока и внеклассных занятий. Иногда занятия

могут полностью состоять из разнообразных подвижных игр. Занятия состоящий из игр,

требует

от

участников

владения

некоторыми

игровыми

навыками

и

организованного

поведения. В такой урок включают 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые.

При организации и проведении игр необходимо соблюдать правила:

Техника безопасности при проведении игр;

Подготовка инвентаря и оборудования;

Подготовка места проведения игры;

Понятное объяснение и показ;

Обязательное выполнение правил игры;

Соответствие возрасту и нагрузке.



В раздел образования