Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка учащихся старших классов к участию в литературных конкурсах и конференциях по повести Бориса Васильева "Завтра была война""
Раздел: среднее образование
Статья
«Подготовка учащихся старших классов к участию в литературных конкурсах и
конференциях (по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)»
Автор: учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Жукова Влада Леонидовна
Рассматриваемые вопросы при подготовке учащихся по данному произведению:
1.
Анализ повести.
2.
Проблемы взаимоотношений между подростками.
3.
Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.
4.
Проблемы дружбы и предательства, любви и ненависти, чести и подлости.
Предлагаемая к использованию работа – результат совместного труда учителя и учащихся.
Материалы этой работы я рекомендую использовать для составления таблиц «Сравнительная
характеристика героев», «Отношения между героями повести»; для глубокого анализа
произведения или его отдельных эпизодов; для применения в качестве аргументов при
написании различных сочинений или конкурсных творческих работ.
Вместе с учащимися мы проанализировали предлагаемое произведение и, опираясь на текст,
составили «своеобразные» портретные характеристики героев повести.
Вступление
Межличностные отношения занимают главное место в структуре формирования личности,
оказывают существенное влияние на человека. Поэтому, потеря человеком смысла жизни -
это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей.
Вовик Храмов
В каждом классе есть свой тихий отличник, над которым все потешаются, но которого чтут
как достопримечательность и решительно защищают от нападок посторонних. У нас такого
тихоню звали Вовиком Храмовым: чуть ли не в первом классе он объявил, что зовут его не
Владимиром и даже не Вовой, а именно Вовиком, да так Вовиком и остался. Приятелей у него
не было, друзей - тем более, и он любил "прислоняться" к нам. Придёт, сядет в уголке и сидит
весь вечер, не раскрывая рта,- одни уши торчали выше головы. Он стригся под машинку и
поэтому обладал особо выразительными ушами. Вовик прочитал уйму книг и умел решать
самые заковыристые задачи, мы уважали его за эти качества и за то, что его присутствие
никому не мешало.
...Владимир Храмов. Вовик, отличник наш, тихий самый. Его даже в переменки и не видно
было и не слышно. На Кубани лёг возле «сорокопятки» своей. Ни шагу назад не сделал. Ни
шагу!
Сашка Стамескин
А вот Сашку Стамескина, которого иногда притаскивала Искра, мы не жаловали. Он был из
отпетой компании, ругался как ломовой но Искре вздумалось его перевоспитывать, и Сашка
стал появляться не только в подворотнях. А мы с Пашкой так часто дрались с ним и с его
приятелями, что забыть этого уже не могли: у меня, например, сам собой начинал ныть
выбитый лично им зуб, когда я обнаруживал Сашку на горизонте. Тут уже не до приятельских
улыбок, но Искра сказала, что будет так, и мы терпели.
Ещё год назад имя Сашки Стамескина склонялось на всех педсоветах, фигурировало во всех
отчётах и глазело на мир с чёрной доски, установленной в вестибюле школе. Сашка воровал
уголь из школьной котельной, макал девичьи косы в чернильницы и принципиально не
вылезал из " оч. плохо ". Дважды его собирались исключить из школы, но приходила мать,
рыдала и обещала, и Сашку оставляли с директорской пометкой "до следующего замечания".
Следующее замечание неукротимый Стамескин хватал вслед за уходом матери, всё
повторялось и к ноябрьским прошлогодним праздникам достигло своего апогея. Школа
кипела, и Сашка уже считал дни, когда получит долгожданную свободу.
Зиночка Ковалева
Искра умела объяснять – доходчиво, просто, а Зиночка - слушать. Она каждого слушала по-
разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла
одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не
всегда посвящали в свои секреты.
Вика Люберецкая
Папа Вики Люберецкой был главным конструктором авиационного завода. А сама Вика
восемь лет просидела с Зиночкой за одной партой. Правда, Искра сторонилась Вики. И
потому, что Вика тоже была круглой отличницей, и потому, что немного ревновала её к
Зиночке, и, главное, потому, что Вика держалась всегда чуть покровительственно со всеми
девочками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только Вику
подвозила служебная машина; правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, и
дальше Вика шла пешком, но всё равно об этом знали все. Только Вика могла
продемонстрировать девочкам шёлковое бельё из Парижа- предмет мучительной зависти
Зиночки и горделивого презрения Искры. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской
белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И всё
это вместе определяло Вику как существо из другого мира, к которому Искра с детства
испытывала ироническое сожаление.
Они соперничали даже в причёсках. И если Искра упорно носила две косички за ушами, а
Зина- короткую стрижку, как большинство девочек из класса, то у Вики была самая
настоящая причёска, какую делают в парикмахерских.
И ещё Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искорка, не хорошеньким
бесёнком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии
девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал
сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому
что Вика всегда ей улыбалась.
Вика очень гордилась отцом и очень тяготилась одиночеством. Но была самолюбива, больше
всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть.
Артём
Говорил Артём всегда скверно и хмуро стеснялся. Ему мучительно не хватало слов, и
спасительное "это" звучало в его речах чаще всего остального. Тут была какая-то странность,
потому что читал Артём много и жадно, письменные писал не хуже других, а с устными
выходила одна неприятность. И поэтому Артём ещё с четвёртого класса преданно возлюбил
науки точные и люто возненавидел все предметы, где надо много говорить. Приглашение его
к доске всегда вызывало приступ веселья в классе. Остряки изощрялись в подсказках, зануды
подсчитывали, сколько раз прозвучало "это", а самолюбивый Артём страдал не только
морально, но и физически, до натуральной боли в животе.
Артём был младшим: два брата уже работали слесарями, а Роза - самая красивая и самая
непутёвая – как раз в это время ушла из отчего дома.
Жорка Ландыс
У Жорки Ландыса было два дела, которыми он занимался с удовольствием: - коньки и марки,
причём коньки были увлечением, а марки- страстью. Он разыскивал их в бабушкиных
сундуках, до унижения клянчил у знакомых, выменивал, покупал, а порой и крал, не в силах
устоять перед соблазном. Он первым в классе вступил в МОПР, лично писал письма в
Германию, потом в Испанию, а затем в Китай, хищно отклеивал марки и тут же сочинял
новые послания. Эта активность закрепила за ним славу человек делового и оборотистого.
Вика давно уже была Жоркиной мечтой.
Валька Александров
Валька Александров, на редкость общительный парень, очень не любивший ссор и быстро
наловчившийся улаживать конфликты.
Вальку прозвали Эдисоном- за тихую страсть к усовершенствованиям. Он изобретал вечные
перья, велосипеды на четырёх колёсах и примус, который можно было бы накачивать ногой.
Последнее открытие вызвало небольшой домашний пожар, и Валькин отец пришёл в школу
просить, чтобы дирекция пресекла изобретательскую деятельность сына.
Пашка Остапчук
Пашка Остапчук - лучший спортсмен школы. Он был очень силён. Влезал по канату, согнув
ноги пистолетом, стойку на руках и лихо вертел на турнике "солнце". Это требовало
усиленных тренировок, и книг Пашка не читал, но любил слушать, когда их читали другие. А
так как чаще всего читала Лена Бокова, то Пашка слушал не столько ушами, сколько глазами:
он начал дружить с Леной ещё с пятого класса и был постоянен в своих симпатиях и
антипатиях. Искра тоже неплохо читала, но уж очень любила растолковать прочитанное, и мы
предпочитали Лену, если предполагалось читать нечто особенно интересное.
В школе за ним остроумия не водилось: он умел ловко вертеть на турнике "солнце" да
преданно любить Леночку Бокову. Война отняла у Пашки ногу и спорт, и к Леночке он не
вернулся, хотя она ждала его до Победы, а Пашку ранило на Днепре.
Искра
В классе подружек любили. Но если Зиночку просто любили и быстро прощали, то Искру не
только любили, но и слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. Искра всегда
помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться «совестью класса» было порой
нелегко.
Она была заместителем секретаря комитета комсомола, отличницей и общественницей,
человеком идейным и целеустремлённым.
Заключение
Если говорить о том, что «Творчество – это восхождение к чему-либо новому;
Что Творчество - это активность, которая проявляется у человека в способности изменять
окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и
целями». И если согласиться с тем, что «Творчество позволяет:
1)
учащимся быть более приспособленными (адаптированными) к изменяющимся
условиям;
2)
ориентироваться в разнообразных ситуациях;
3)
работать в различных коллективах;
4)
вырабатывать такие качества как инициативность, активность, настойчивость,
самостоятельность мышления;
5)
быть способным к гибкому изменению мышления, т. е. уметь переобучаться и
самообучаться (самореализации)»,
то можно с уверенностью утверждать, что подобного рода занятия с учащимися помогут им
научиться правильно анализировать не только поступки героев литературных произведений,
но и свои собственные; научат ребят полюбить чтение художественной литературы; вызовут
интерес к участию в различных литературных конкурсах.