Напоминание

"Подготовка учащихся старших классов к участию в литературных конкурсах и конференциях по повести Бориса Васильева "Завтра была война""


Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Подготовка учащихся старших классов к участию в литературных конкурсах и конференциях по повести Бориса Васильева "Завтра была война""
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

«Подготовка учащихся старших классов к участию в литературных конкурсах и

конференциях (по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)»

Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска

Жукова Влада Леонидовна

Рассматриваемые вопросы при подготовке учащихся по данному произведению:

1.

Анализ повести.

2.

Проблемы взаимоотношений между подростками.

3.

Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.

4.

Проблемы дружбы и предательства, любви и ненависти, чести и подлости.

Предлагаемая к использованию работа – результат совместного труда учителя и учащихся.

Материалы этой работы я рекомендую использовать для составления таблиц «Сравнительная

характеристика героев», «Отношения между героями повести»; для глубокого анализа

произведения или его отдельных эпизодов; для применения в качестве аргументов при

написании различных сочинений или конкурсных творческих работ.

Вместе с учащимися мы проанализировали предлагаемое произведение и, опираясь на текст,

составили «своеобразные» портретные характеристики героев повести.

Вступление

Межличностные отношения занимают главное место в структуре формирования личности,

оказывают существенное влияние на человека. Поэтому, потеря человеком смысла жизни -

это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей.

Вовик Храмов

В каждом классе есть свой тихий отличник, над которым все потешаются, но которого чтут

как достопримечательность и решительно защищают от нападок посторонних. У нас такого

тихоню звали Вовиком Храмовым: чуть ли не в первом классе он объявил, что зовут его не

Владимиром и даже не Вовой, а именно Вовиком, да так Вовиком и остался. Приятелей у него

не было, друзей - тем более, и он любил "прислоняться" к нам. Придёт, сядет в уголке и сидит

весь вечер, не раскрывая рта,- одни уши торчали выше головы. Он стригся под машинку и

поэтому обладал особо выразительными ушами. Вовик прочитал уйму книг и умел решать

самые заковыристые задачи, мы уважали его за эти качества и за то, что его присутствие

никому не мешало.

...Владимир Храмов. Вовик, отличник наш, тихий самый. Его даже в переменки и не видно

было и не слышно. На Кубани лёг возле «сорокопятки» своей. Ни шагу назад не сделал. Ни

шагу!

Сашка Стамескин

А вот Сашку Стамескина, которого иногда притаскивала Искра, мы не жаловали. Он был из

отпетой компании, ругался как ломовой но Искре вздумалось его перевоспитывать, и Сашка

стал появляться не только в подворотнях. А мы с Пашкой так часто дрались с ним и с его

приятелями, что забыть этого уже не могли: у меня, например, сам собой начинал ныть

выбитый лично им зуб, когда я обнаруживал Сашку на горизонте. Тут уже не до приятельских

улыбок, но Искра сказала, что будет так, и мы терпели.

Ещё год назад имя Сашки Стамескина склонялось на всех педсоветах, фигурировало во всех

отчётах и глазело на мир с чёрной доски, установленной в вестибюле школе. Сашка воровал

уголь из школьной котельной, макал девичьи косы в чернильницы и принципиально не

вылезал из " оч. плохо ". Дважды его собирались исключить из школы, но приходила мать,

рыдала и обещала, и Сашку оставляли с директорской пометкой "до следующего замечания".

Следующее замечание неукротимый Стамескин хватал вслед за уходом матери, всё

повторялось и к ноябрьским прошлогодним праздникам достигло своего апогея. Школа

кипела, и Сашка уже считал дни, когда получит долгожданную свободу.

Зиночка Ковалева

Искра умела объяснять – доходчиво, просто, а Зиночка - слушать. Она каждого слушала по-

разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла

одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не

всегда посвящали в свои секреты.

Вика Люберецкая

Папа Вики Люберецкой был главным конструктором авиационного завода. А сама Вика

восемь лет просидела с Зиночкой за одной партой. Правда, Искра сторонилась Вики. И

потому, что Вика тоже была круглой отличницей, и потому, что немного ревновала её к

Зиночке, и, главное, потому, что Вика держалась всегда чуть покровительственно со всеми

девочками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только Вику

подвозила служебная машина; правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, и

дальше Вика шла пешком, но всё равно об этом знали все. Только Вика могла

продемонстрировать девочкам шёлковое бельё из Парижа- предмет мучительной зависти

Зиночки и горделивого презрения Искры. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской

белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И всё

это вместе определяло Вику как существо из другого мира, к которому Искра с детства

испытывала ироническое сожаление.

Они соперничали даже в причёсках. И если Искра упорно носила две косички за ушами, а

Зина- короткую стрижку, как большинство девочек из класса, то у Вики была самая

настоящая причёска, какую делают в парикмахерских.

И ещё Вика была красивой. Не миленькой толстушкой, как Искорка, не хорошеньким

бесёнком, как Зиночка, а вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии

девушкой с большими серыми глазами. И взгляд этих глаз был необычен: он словно проникал

сквозь собеседника в какую-то видимую только Вике даль, и даль эта была прекрасна, потому

что Вика всегда ей улыбалась.

Вика очень гордилась отцом и очень тяготилась одиночеством. Но была самолюбива, больше

всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть.

Артём

Говорил Артём всегда скверно и хмуро стеснялся. Ему мучительно не хватало слов, и

спасительное "это" звучало в его речах чаще всего остального. Тут была какая-то странность,

потому что читал Артём много и жадно, письменные писал не хуже других, а с устными

выходила одна неприятность. И поэтому Артём ещё с четвёртого класса преданно возлюбил

науки точные и люто возненавидел все предметы, где надо много говорить. Приглашение его

к доске всегда вызывало приступ веселья в классе. Остряки изощрялись в подсказках, зануды

подсчитывали, сколько раз прозвучало "это", а самолюбивый Артём страдал не только

морально, но и физически, до натуральной боли в животе.

Артём был младшим: два брата уже работали слесарями, а Роза - самая красивая и самая

непутёвая – как раз в это время ушла из отчего дома.

Жорка Ландыс

У Жорки Ландыса было два дела, которыми он занимался с удовольствием: - коньки и марки,

причём коньки были увлечением, а марки- страстью. Он разыскивал их в бабушкиных

сундуках, до унижения клянчил у знакомых, выменивал, покупал, а порой и крал, не в силах

устоять перед соблазном. Он первым в классе вступил в МОПР, лично писал письма в

Германию, потом в Испанию, а затем в Китай, хищно отклеивал марки и тут же сочинял

новые послания. Эта активность закрепила за ним славу человек делового и оборотистого.

Вика давно уже была Жоркиной мечтой.

Валька Александров

Валька Александров, на редкость общительный парень, очень не любивший ссор и быстро

наловчившийся улаживать конфликты.

Вальку прозвали Эдисоном- за тихую страсть к усовершенствованиям. Он изобретал вечные

перья, велосипеды на четырёх колёсах и примус, который можно было бы накачивать ногой.

Последнее открытие вызвало небольшой домашний пожар, и Валькин отец пришёл в школу

просить, чтобы дирекция пресекла изобретательскую деятельность сына.

Пашка Остапчук

Пашка Остапчук - лучший спортсмен школы. Он был очень силён. Влезал по канату, согнув

ноги пистолетом, стойку на руках и лихо вертел на турнике "солнце". Это требовало

усиленных тренировок, и книг Пашка не читал, но любил слушать, когда их читали другие. А

так как чаще всего читала Лена Бокова, то Пашка слушал не столько ушами, сколько глазами:

он начал дружить с Леной ещё с пятого класса и был постоянен в своих симпатиях и

антипатиях. Искра тоже неплохо читала, но уж очень любила растолковать прочитанное, и мы

предпочитали Лену, если предполагалось читать нечто особенно интересное.

В школе за ним остроумия не водилось: он умел ловко вертеть на турнике "солнце" да

преданно любить Леночку Бокову. Война отняла у Пашки ногу и спорт, и к Леночке он не

вернулся, хотя она ждала его до Победы, а Пашку ранило на Днепре.

Искра

В классе подружек любили. Но если Зиночку просто любили и быстро прощали, то Искру не

только любили, но и слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. Искра всегда

помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться «совестью класса» было порой

нелегко.

Она была заместителем секретаря комитета комсомола, отличницей и общественницей,

человеком идейным и целеустремлённым.

Заключение

Если говорить о том, что «Творчество – это восхождение к чему-либо новому;

Что Творчество - это активность, которая проявляется у человека в способности изменять

окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и

целями». И если согласиться с тем, что «Творчество позволяет:

1)

учащимся быть более приспособленными (адаптированными) к изменяющимся

условиям;

2)

ориентироваться в разнообразных ситуациях;

3)

работать в различных коллективах;

4)

вырабатывать такие качества как инициативность, активность, настойчивость,

самостоятельность мышления;

5)

быть способным к гибкому изменению мышления, т. е. уметь переобучаться и

самообучаться (самореализации)»,

то можно с уверенностью утверждать, что подобного рода занятия с учащимися помогут им

научиться правильно анализировать не только поступки героев литературных произведений,

но и свои собственные; научат ребят полюбить чтение художественной литературы; вызовут

интерес к участию в различных литературных конкурсах.



В раздел образования