Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение учащихся 7-9 классов сочинению-рассуждению по рассказу Юрия Нагибина "Зимний дуб"
Раздел: среднее образование
Статья
«Обучение учащихся 7-9 классов сочинению-рассуждению
по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска Челябинской области
Жуковой Влады Леонидовны
Обучение сочинению-рассуждению - процесс длительный и кропотливый, а для того, чтобы
у ребят появилось желание писать качественные и обдуманные сочинения, необходимо
сделать так, чтобы эта работа стала для них интересным и увлекательным занятием, а не
скучным и утомительным трудом.
Предлагаю своим коллегам использовать один из таких способов.
Работу над сочинением-рассуждением можно планировать на основе небольших
художественных текстов (например, рассказов).
Таких текстов (рассказов) может быть много (на усмотрение самого учителя).
Расскажу, как я готовлю своих учеников к написанию сочинения по одному из текстов.
В данном случае мы будем говорить об известном рассказе Юрия Нагибина "Зимний дуб".
Действие 1.
Внимательно прочитать рассказ. Определить примерные проблемы данного рассказа.
(Вместе с детьми мы определяем следующие проблемы, с которыми и будем впоследствии
работать).
1) Проблема взаимоотношения учителя и ученика;
2) Проблема отношения человека к природе;
Действие 2.
Учащиеся читают текст рассказа во второй раз (теперь уже самостоятельно) и
подчеркивают в тексте ключевые слова и фразы по интересующим нас проблемам.
Затем проверяем написанное. Учащиеся зачитывают вслух свои варианты, вместе с
ребятами составляем рабочие материалы.
По проблеме взаимоотношений учителя и ученика можно взять из текста следующие
предложения:
1) "Ты опять опоздал, Савушкин? – Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее
вопрос прозвучал почти жалобно."
2) Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:
– Зимний дуб!
– Зимний дуб! – повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика
учительницы.
– Почему зимний? Просто дуб.
– Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!
– Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать!
Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.
3) «Трудный мальчик», – подумала Анна Васильевна.
4) – Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?
– Просто не знаю, Анна Васильевна. – Я за целый час выхожу.
– И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут
пятнадцать, и по шоссе не больше получаса.
– А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес...
– Напрямик, а не напрямки, – привычно поправила Анна Васильевна.
5) Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью. Она
молчала, надеясь, что Савушкин скажет: «Простите, Анна Васильевна, я с ребятами в
снежки заигрался», или что-нибудь такое же простое и бесхитростное. Но он только
смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: «Вот мы всё и
выяснили, чего же тебе еще от меня надо?»
– Печально, Савушкин, очень печально! Придется поговорить с твоими родителями.
– А у меня, Анна Васильевна, только мама, – улыбнулся Савушкин.
- После уроков ты меня проводишь.»
(Эти предложения помогут нам разобраться в наших вопросах)
Действие 3.
а) Анализируем записанное, составляем таблицу "Отношение учителя и ученика".
Сначала заполняем первый столбик "Отношение Анны Васильевны к Савушкину до
посещения леса".
Разбираем и обсуждаем все, что мы записали, и у ребят появляется примерно такая запись:
"В начале рассказа учительница недолюбливает ученика, сердится на него, т.к. он
постоянно опаздывает, на уроках отвлекается, о чем-то мечтает,
слушает учителя невнимательно и поэтому дает неправильные ответы. (привести примеры,
опираясь на текст)
Учительница думает, что Савушкин обманывает ее во время беседы, она решает поговорить
с матерью ученика и после уроков идет вместе с ним домой."
(Эта запись также сопровождается примерами из текста)
б) Прежде чем приступить к заполнению второго столбика
"Отношение Анны Васильевны к Савушкину после посещения леса",
составляем рабочие материалы одновременно и по второй проблеме
"отношение человека к природе".
Из текста можно выписать следующие предложения:
1) Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать.
2) – Так вот он, зимний дуб!
Савушкин с усилием отвалил глыбу снега... Там, в ямке, лежал шарик... Сквозь листья
торчали острые наконечники игл, и Анна Васильевна догадалась, что это еж.
– Вон как укутался! – Савушкин заботливо прикрыл ежа неприхотливым его одеялом.
Затем он раскопал снег у другого корня... там сидела коричневая лягушка... Савушкин
потрогал лягушку, та не шевельнулась.
– Притворяется, – засмеялся Савушкин, – будто мертвая! А дай солнышку поиграть,
заскачет ой-ой как!
Он продолжал водить ее по своему мирку.
Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потайную
жизнь леса
3) Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб и увидела у его
подножия небольшую темную фигурку: Савушкин не ушел, он издали охранял свою
учительницу. И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым
удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных
валенках, чиненой, небогатой одежке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой
нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего.
Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке"
(примеры могут быть у каждого – свои)
в) Затем разбираем и обсуждаем свои рабочие материалы.
В результате этой работы у детей может появиться примерно такая запись:
"Во время посещения леса отношение учителя к своему ученику постепенно меняется.
Анна Васильевна видит совершенно другого человека: заботливого, внимательного,
понимающего лес и его обитателей. Она, взрослая женщина, вдруг отчетливо осознает, что
теперь здесь, в лесу, она уже не учитель, а скорее всего неумелый и неграмотный ученик,
который ничего не знает ни о лесе, ни о его обитателях. Она с любопытством и
нескрываемой радостью присматривается к Савушкину, и в ее сердце появляется чувство
вины за несправедливое отношение к ученику. Молодая учительница вдруг поняла, как она
ошибалась в мальчике. Об этом говорят заключительные строки рассказа: "Анна
Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а
маленький человек в разношенных валенках...
Действие 4.
Используя свои рабочие материалы и заполненную таблицу, учащиеся пишут сочинение-
рассуждение по теме: "Отношение учителя и ученика" по рассказу Юрия Нагибина "Зимний
дуб".
(Также можно написать сочинение - рассуждение по теме: «Проблема отношения человека к
природе», где на примере Савушкина можно показать бережное и заботливое отношение
человека к природе. Такой пример тем более ценен тем, что заботится о лесе не взрослый
человек, а ученик начальной школы).