Автор: Меркушина Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Озёры Московской области
Наименование материала: статья для воспитателей детских дошкольных учреждений
Тема: "Познание.Картина мира."Экологическое образование дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Познание.Картина мира»
«Экологическое образование дошкольников»
Меркушина Екатерина Леонидовна
Воспитатель МБДОУ детский сад №2
«Дельфинчик» г.Озёры
Развитие детей и формирование их личности основаны на
непосредственной связи с окружающей действительностью,
постоянном сборе и анализе представлений о ней,которые в
своей совокупности складываются в личную точку зрения,
нередко
называемую
картиной
мира.Это
понятие
сегодня
трактуется через призму различных концепций и подходов во
многих областях знаний:педагогике,психологии и т.д.
Поиск
путей
формирования
мира
является
одним
из
актуальных
напровлений
исследований
в
современной
педагогической
науке.Это
обусловленно
изменением
мирировозренческоценностных ориентиров и общественных
требований к личности. Для того,чтобы научиться жить и
успешно
действовать,
ребёнку
необходимо
осознать
всё
многообразие
и
целостность
мира,
в
котором
он
будет
самоопределяться.
Среди условий,способствующих формированию нравственно-
эстетического отношения к окружающей действительности,
необходимо
выделить
следующие:создание
предметно-
развивающей среды в дошкольном учреждении,позволяющей
расширять
и
углублять
представление
о
р од н ом
крае,систематическое и планомерное осуществление процесса
материальной
и
духовной
культуры;побуждение
детей
к
выражению
своих
чувств,впечатлений
от
наблюдений
за
природой и знакомства с произведениями искусства.
Представлений
дошкольников
о
семье
,также
занимает
в
картине мира важное место.И в этом семья и детский сад
имеют специфические возможности в плане формирования у
дошкольников
содержательного
образа
семьи.Для
детского
с а д а
п е р в о о ч е р е д н о й
з а д а ч е й
я в л я ю т с я
обогащение,уточнение,обобщение,корректировка
представлений детей о семье,семейном укладе;формирование
ценностных
ориентаций,организация
деятельно сти
детей,которая
способствует
выражению
чувст
детей
к
родителям,другим членам семьи.
В учении К.Д.Ушинского целостная картина мира-Это модель
мира,которая
храниться
в
духовной
памяти
народа,
его
сознании
и
культуре,
как
системное
представление
о
пространственно-временном
существовании
м и р а ,
бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в
нём, это живая динамичная,открытая развивающаяся система
философско-религиозных,
научных,
художе ственно-
эстетических образов.
Современная гуманистическая модель образования в качестве
своей центральной цели определяет развитие сущности сил
личности и основным средством её достижения определяет
знания
о
ценно стях
общечеловече ской
кул ьту р ы ,
рассматривания
их
как
условие
возвышения
человека,его
свободы
и
ненависти.Присвоение
опыта
человеческой
культуры позволяет человеку осознать свою значимость, своё
место
и
свою
позицию
в
общей
картине
мира.Система
образования,
в
которую
включён
ребёнок,начиная
с
дошкольного
детства,предоставляет
ему
возможность
постепенно и непрерывно познавать целостную картину мира
с её многообразными связями.Принцип гуманизации тесным
образом
связан
с
гуманитарным
подходом
к
содержанию
образования,
обуславливающим
отражения
в
нём
системы
интегрированных знаний об окружающем мире,совокупности
точек
зрения
человека
на
мир,универсальных
способов
познания,усвоение
которых
обеспечивает
раскрытие
богатства как самой личности, так и окружающего мира.
Формирование восприятия целостной картины мира у детей
дошкольного
возраста-это
средство
образования
в
их
сознании
адекватных
представлений
и
знаний
о
мире.Оно
является
источником
первых
конкретных
знаний
и
тех
радостных переживаний,которые часто запоминаются на всю
жизнь.
Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности.
Формирование
целостной
картины
мира
у
дошкольников-
изначально
понятие
интегративное,рассматривается
через
призму
различных
наук
и
включающее
разнообразные
аспекты
взаимодействия
как
отдельного
предмета,так
и
комплекса
мивозренческих,социальных,природоохранных
и
выступает как интегратор знаний различного характера.
Опираясь
на
ФГОС
ДО,целевые
ориентиры
предполагают
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
следующих
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения
ими дошкольного образования:
-ребёнок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,проявляет
инициативу
и
самостоятельность
в
разных
видах
деятельности
,общений,позновательно-
исследовательской деятельности.
-ребёнок обладает установкой положительного отношения к
миру
-ребёнок
проявляет
любознательность,
задаёт
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересуется
причинно-
с л е д с т в е н н ы м и
с в я з я м и
, с к л о н е н
н а б л ю д а т ь ,
экспериментировать.
В
связи
с
кардинальными
переменами
в
обществе
современная жизнь становится всё более «технологичной» ,а
человек-рациональным и прагматичным.Таким образом всё
больше
стало
исследований,
посвящённых
развитию
целостной картины мира .