Напоминание

"Познание.Картина мира."Экологическое образование дошкольников


Автор: Меркушина Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Озёры Московской области
Наименование материала: статья для воспитателей детских дошкольных учреждений
Тема: "Познание.Картина мира."Экологическое образование дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Познание.Картина мира»

«Экологическое образование дошкольников»

Меркушина Екатерина Леонидовна

Воспитатель МБДОУ детский сад №2

«Дельфинчик» г.Озёры

Развитие детей и формирование их личности основаны на

непосредственной связи с окружающей действительностью,

постоянном сборе и анализе представлений о ней,которые в

своей совокупности складываются в личную точку зрения,

нередко

называемую

картиной

мира.Это

понятие

сегодня

трактуется через призму различных концепций и подходов во

многих областях знаний:педагогике,психологии и т.д.

Поиск

путей

формирования

мира

является

одним

из

актуальных

напровлений

исследований

в

современной

педагогической

науке.Это

обусловленно

изменением

мирировозренческоценностных ориентиров и общественных

требований к личности. Для того,чтобы научиться жить и

успешно

действовать,

ребёнку

необходимо

осознать

всё

многообразие

и

целостность

мира,

в

котором

он

будет

самоопределяться.

Среди условий,способствующих формированию нравственно-

эстетического отношения к окружающей действительности,

необходимо

выделить

следующие:создание

предметно-

развивающей среды в дошкольном учреждении,позволяющей

расширять

и

углублять

представление

о

р од н ом

крае,систематическое и планомерное осуществление процесса

материальной

и

духовной

культуры;побуждение

детей

к

выражению

своих

чувств,впечатлений

от

наблюдений

за

природой и знакомства с произведениями искусства.

Представлений

дошкольников

о

семье

,также

занимает

в

картине мира важное место.И в этом семья и детский сад

имеют специфические возможности в плане формирования у

дошкольников

содержательного

образа

семьи.Для

детского

с а д а

п е р в о о ч е р е д н о й

з а д а ч е й

я в л я ю т с я

обогащение,уточнение,обобщение,корректировка

представлений детей о семье,семейном укладе;формирование

ценностных

ориентаций,организация

деятельно сти

детей,которая

способствует

выражению

чувст

детей

к

родителям,другим членам семьи.

В учении К.Д.Ушинского целостная картина мира-Это модель

мира,которая

храниться

в

духовной

памяти

народа,

его

сознании

и

культуре,

как

системное

представление

о

пространственно-временном

существовании

м и р а ,

бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в

нём, это живая динамичная,открытая развивающаяся система

философско-религиозных,

научных,

художе ственно-

эстетических образов.

Современная гуманистическая модель образования в качестве

своей центральной цели определяет развитие сущности сил

личности и основным средством её достижения определяет

знания

о

ценно стях

общечеловече ской

кул ьту р ы ,

рассматривания

их

как

условие

возвышения

человека,его

свободы

и

ненависти.Присвоение

опыта

человеческой

культуры позволяет человеку осознать свою значимость, своё

место

и

свою

позицию

в

общей

картине

мира.Система

образования,

в

которую

включён

ребёнок,начиная

с

дошкольного

детства,предоставляет

ему

возможность

постепенно и непрерывно познавать целостную картину мира

с её многообразными связями.Принцип гуманизации тесным

образом

связан

с

гуманитарным

подходом

к

содержанию

образования,

обуславливающим

отражения

в

нём

системы

интегрированных знаний об окружающем мире,совокупности

точек

зрения

человека

на

мир,универсальных

способов

познания,усвоение

которых

обеспечивает

раскрытие

богатства как самой личности, так и окружающего мира.

Формирование восприятия целостной картины мира у детей

дошкольного

возраста-это

средство

образования

в

их

сознании

адекватных

представлений

и

знаний

о

мире.Оно

является

источником

первых

конкретных

знаний

и

тех

радостных переживаний,которые часто запоминаются на всю

жизнь.

Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности.

Формирование

целостной

картины

мира

у

дошкольников-

изначально

понятие

интегративное,рассматривается

через

призму

различных

наук

и

включающее

разнообразные

аспекты

взаимодействия

как

отдельного

предмета,так

и

комплекса

мивозренческих,социальных,природоохранных

и

выступает как интегратор знаний различного характера.

Опираясь

на

ФГОС

ДО,целевые

ориентиры

предполагают

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

следующих

предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения

ими дошкольного образования:

-ребёнок

овладевает

основными

культурными

способами

деятельности,проявляет

инициативу

и

самостоятельность

в

разных

видах

деятельности

,общений,позновательно-

исследовательской деятельности.

-ребёнок обладает установкой положительного отношения к

миру

-ребёнок

проявляет

любознательность,

задаёт

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересуется

причинно-

с л е д с т в е н н ы м и

с в я з я м и

, с к л о н е н

н а б л ю д а т ь ,

экспериментировать.

В

связи

с

кардинальными

переменами

в

обществе

современная жизнь становится всё более «технологичной» ,а

человек-рациональным и прагматичным.Таким образом всё

больше

стало

исследований,

посвящённых

развитию

целостной картины мира .



В раздел образования