Автор: Гутовская Светлана Владимировна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск
Наименование материала: Праздник непослушания
Тема: о взаимосвязи воспитания и образования в современной школе
Раздел: полное образование
Праздник непослушания
Каждый учитель в своей деятельности встречается с особой темой - труд-
ный подросток. Не секрет, что в каждой школе есть группа ребят, которые не
сидят за партой, не слушают учителя, не выполняют задания. Бесконечное
хождение во время занятий по коридору, демонстрация своей независимо-
сти и отстраненности от происходящего.
Зачем подросток ходит в школу? Получить знания? Пообщаться? Опреде-
лить своё место в социальной среде? В общем – в школу ходить принято.
Мало того, попробуй запретить ребенку (который не учится годами) ходить в
школу-это будет разбирательство на долгие месяцы на уровне всех государ-
ственных учреждений, включая прокуратуру. Что делать? Почему вовремя не-
льзя схватиться? Заметить тенденцию ученика отлынивать от занятий и при-
нять меры? Когда начинаешь спрашивать, то люди, которые отвечают за это,
показывают целую кучу бумаг, которую они оформили «воспитывая» непо-
слушное дитя. Но разве бумажки, пусть вовремя и правильно оформленные
являются средством спасения утопающего в лени, лжи, безделье? Беда в том,
что бумаги эти нужны как раз самому автору, а не как воспитуемым. Зачем?
Чтобы оправдаться перед проверяющими, когда в очередной раз воспитанник
попадет в беду. Как здесь не вспомнить слова учителя Мельникова из к/ф
«Доживем до понедельника»: «Но души то у нас и у ребят - не бумажные».
Останавливает одно - боязнь педагога конфликта. При любом наступлении
на «права» ребенка вести себя, так как ему хочется, сразу встречаешь отпор -
резкий, однозначный, часто провоцируемый родителями, которые оправдают
ребенка, чтобы он не совершил. Пока эта ситуация задает вопросы, на кото-
рые, увы, ответа мы не получаем.
Процессы образования и воспитания взаимосвязаны. Определяя место
школе как учреждение, дающее образовательные услуги, общество остав-
ляет в стороне вопросы воспитания. «Не учите детей жить!» - всё чаще заяв-
ляет директор на педсовете. Какова же роль учителя в этих условиях? Обуча-
ющая машина или сеятель разумного, доброго, вечного? И этот вопрос, очень
острый, ждет своего решения.