Автор: Вебер Марина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ №2 им. П. И. Чайковского
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Развитие музыкального слуха у учащихся на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие музыкального слуха у учащихся на уроках сольфеджио» (методические
рекомендации).
Автор: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ №2»
им. П. И. Чайковского г. Брянска Вебер М. В. (2019 г.)
Истинным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой в
комплексе: одновременно и исполнительством, и сольфеджио, и теорией музыки. Предмет
сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных
способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков,
необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Комплексный подход к
обучению
в
современных
условиях
предусматривает
работу
над
развитием
всех
музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,
воображения, эмоционального сопереживания и эстетического вкуса. Для правильного
восприятия музыки, понимать её, творчески работать в её области, необходимо обладать
острым и четко организованным слухом.
Безусловно, в данной работе существует проблема, которая заключается в том, что в
первый класс приходят дети с разной степенью музыкальной одаренности: одни - с
прекрасным
мелодическим
слухом,
иногда
даже
абсолютным,
с
чистой
интонацией,
другие (так называемые гудошники) - кое-как поют на 2-х - 3-х звуках.
Таким образом, перед преподавателем сольфеджио возникает нелёгкая задача развить
музыкальный
слух
любого
ребёнка,
пришедшего
учиться
в
школу
искусств. Поэтому
возникает необходимость обобщить и систематизировать накопленный педагогический
опыт в методические рекомендации.
Глава I. Работа по развитию мелодического слуха.
Занятия по сольфеджио направлены на комплексное развитие слуха: мелодического и
гармонического, а также внутреннего, при владении которым учащиеся могут мысленно
представлять,
как
звучит
то
или
иное
музыкальное
произведение.
Для
развития
мелодического слуха применяются следующие формы работы:
1.
Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов, секвенций
в ладах.
2.
Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода,
импровизаций мелодий, песен, интонаций.
3.
Выучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.
4.
Пение с листа.
5.
Метроритмические упражнения.
6.
Запись одноголосных диктантов.
Рассмотрим некоторые из них:
1. В программе по сольфеджио пение гамм, ступеней, заучивание мелодий относится к
разделу вокально-интонационных навыков, и в соответствии с этим изучение гамм ведётся
от простого к сложному, в сторону увеличения количества ключевых знаков от 1 до 7, с
первого по седьмой класс. В течение первого года обучения перед педагогом стоит задача
научить детей слушать свой голос, инструмент, голос учителя и при этом самому петь.
Хорошо, если у ребёнка чистая интонация, хороший голос, т.е. он музыкально одарен, а
если нет, то для достижения нужного результата понадобится определенное время и
большое терпение со стороны учителя и ученика. Для начала необходимо дать ученику
представление о различных видах мелодического движения: на одном звуке, поступенное
восходящее и нисходящее, «мостик» - движение через один звук, и скачок (на каждый
широкий интервал впоследствии будет использоваться определенная песенная интонация,
которая позволит различать их).
В развитии вокально-интонационных навыков могут
помочь следующие упражнения:
1) пение гамм вверх и вниз с названием ступеней, при этом одновременно «шагая» рукой
по интонируемым ступеням;
2) пение гамм с отталкиванием от тоники, с пропуском одного или двух звуков;
3) пение мелодической цепочки, состоящей из «мостиков» от каждой ступени гаммы в
восходящем и нисходящем движении;
4)
при
пении
гамм
и
в
интонационных
упражнениях
полезно
использовать
немую
клавиатуру, т. к. визуализация в этом случае будет помогать звуковысотной ориентации.
5) пропевание «мотивов» ступеней, доводя их до тоники: 2-1, 3-2-1, 4-3-2-1, 5-1, 6-5-1, 7-1.
2. Ощущение устоя – тоники, умение довести до неё – развивает ладовое чувство, а
следовательно – мелодический слух в целом. Этой творческой формой работы нужно
заниматься
уже
с
первых
уроков,
это
интересно
и
увлекательно
для
ученика,
это
заставляет его «нащупать» звук, к которому необходимо стремиться, чтобы закончить
построение
на
устойчивом
звуке.
Предварительно
нужно
проработать
возможные
варианты окончания мотивов, будь то движение по Т5/3, поступенное, опевание или
скачок. И, конечно, за сочинение необходимо похвалить и поощрить ребенка, чтобы в
следующий раз он с удовольствием принял эту форму работы, мягко указав на возможные
ошибки.
3. Параллельно на уроке сольфеджио нужно вести работу над запоминанием простейших
мелодий, петь и проигрывать их на фортепиано от разных звуков. Например: «Жучка»,
«Паровоз»,
«Елочка»
и
др.
Это
также
развивает
ладовое
ощущение,
умение
ориентироваться в различных тональностях, улучшает чистоту интонации.
4. К чтению с листа, ученик должен быть подготовлен и овладеть некоторыми
необходимыми для этой формы работы навыками:
1) уметь интонировать звуки в ладу без поддержки инструмента;
2) уметь построить и спеть от заданного звука любой простой интервал;
3) хорошо разбираться в прочтении ритмических фигур.
Чтение нот с листа – сложный процесс, в результате которого зрительные восприятия
должны переработаться в слуховые представления по схеме: «вижу» – «пониманию» –
«мысленно представляю» - «воспроизвожу». Вырабатывать навыки чтения с листа нужно
систематически, с постепенным наращиванием трудностей. Перед пением с листа нужно
проанализировать
мелодию:
виды
мелодического
движения,
наиболее
сложные
мелодические ходы, обсудить ритмические трудности. Очень полезно перед пропеванием
назвать все ноты в указанном ритме, при этом дирижируя по нужной схеме, распределяя
все звуки по метрическим долям. Это в конечном итоге, намного облегчит сам процесс и
значительно улучшит результат.
5.
Метроритмические
упражнения.
Работа
над
метроритмом
очень
интересна
для
учащихся младших классов, т.к. дает возможность расслабиться, похлопать в ладоши,
постучать
по
столу.
Я
использую
некоторые
слова,
которые
условно
подходят
для
обозначения той или иной ритмической фигуры, например:
одна четверть – шаг,
две восьмые – бе-гом,
одна половинная – стоп,
четыре шестнадцатых – ко-ло-коль-чик,
восьмая и две шестнадцатых – у-точ-ка,
две шестнадцатых и восьмая – во-ро-бей,
пунктирный ритм – ооо-слик,
четверть с точкой и восьмая – здрааа-вствуй,
четверть с точкой и две шестнадцатые – здрааа-вствуйте.
Эти слова мгновенно запоминаются, детям нравится их произносить, и сложные ритмы
оказываются
расшифрованными
в
одно
мгновение,
выученные
и
многократно
повторяемые слова с определенным ритмом настолько хорошо усваиваются, что даже в
старших классах дети используют эти, казалось бы, детские навыки.
6. Диктант – наивысшая точка развития музыкального слуха. Но приступать к написанию
диктантов нужно только тогда, когда ученики свободно слышат ступени, воспроизводят по
нотному тексту различные мелодические и метроритмические упражнения, читают с
листа мелодии. Сначала необходимо давать много устных диктантов. Первые диктанты –
только в устной форме: слышу, помню, пою. Слушая диктант, ученики должны давать
ответы на следующие вопросы:
1.
Какой пульс, с какой доли начинается диктант?
2.
Какая тональность, с какой ступени начинается диктант?
3.
Как построена мелодия (особенности ритмического и высотного характера).
Диктант пишут разными способами. Одни ученики прослушивают мелодию несколько
раз, запоминают её, а потом пишут. Другие – пишут ноты – точки всего диктанта, затем
проставляют ритм. Этот способ самый длительный. Хорошо если ребёнок может писать
диктант по тактам, при этом он выбирает повторяющиеся такты, например 1 и 5, т.е.
начало первой фразы и второй. Если диктант контрастного строения, следовательно, его
трудно запомнить, то можно предложить записать последний один такт или два, т.к. после
проигрывания именно конец мелодии звучит в голове, когда начало уже забылось. Т.е.
способов записи диктантов много. Каждый ребёнок сам приспосабливается к записи
диктанта, находит оптимальный вариант и не нужно ему в этом мешать.
Глава II. Развитие гармонического слуха.
«Гармония» - в переводе с греческого означает «Связь, сплочённость». В музыке – это
прежде всего звуки, стройно связанные в созвучия – аккорды, и их последовательность. Но
звуки, не хаотически взятые, а принадлежащие определенному ладу. Изучение аккордов
начинается
с
трезвучия.
Окраска
трезвучий
бывает
разной.
Мажорное,
минорное,
увеличенное, уменьшенное. Мажорное и минорное имеет ладовую окраску, а увеличенное
и уменьшенное нет. Можно придумать образ веселого, грустного человечка, великана и
гнома. Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых уроков, когда
разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в сопровождении фортепиано.
Гармонический слух также формируется при пении интервалов, аккордов, при анализе на
слух гармонических оборотов.
Знакомство с Т53 и S53 и D53 начинается со второго класса, как с трезвучиями главных
ступеней I, IV,V. В дальнейшем изучаются обращения. При этом всё проигрывается на
фортепиано. Педагог играет Т S D в разном ритме, а ученики поют импровизацию на
определенный
слог.
Изучив
главные
ступени,
педагог
дает
задание
по
подбору
простейшего
аккомпанемента.
К
примеру,
к
выученному
номеру
из
учебника
«Сольфеджио»,
или
к
написанному
на
уроке
диктанту
подобрать
бас.
Сначала
это
выдержанный бас на каждый такт, а с учётом пианистических возможностей учащегося
задание усложняется: ритмически, фактурно и т.д. При этом нужно учитывать жанровость
мелодии (полька, вальс, марш..). В развитии гармонического слуха важная роль отводится
пению двухголосных номеров. В качестве домашней работы полезно один голос играть за
фортепиано, а другой голос петь и дирижировать. Полезно пропевание примеров не только
сольфеджируя, но и без названия нот - на слоги, на гласные. Фундаментом, на котором
строится многоголосное пение, является унисон. При пении учениками в унисон следует
добиваться слитности голосов и единой исполнительской манеры выразительного пения.
Параллельно
развитию
навыка
многоголосного
пения,
в
разделах
интонационные
упражнения и слуховой анализ активно закрепляются гармонические интервалы между
голосами,
аккорды,
кадансовые
обороты.
В
качестве
музыкального
материала
мы
используем сборники двухголосного пения Калмыкова и Фридкина. Многоголосное пение
очень развивает гармонический слух, закрепляет внутренние слуховые представления,
является солидной базой усвоения закономерностей гармонического языка.
Развитие
гармонического
слуха
способствует
не
только
развитию
музыкальных
способностей,
но
и
творческих
навыков,
что
немаловажно.
После
окончания
школы
теоретические
понятия
забываются,
а
вот
навыки
пения,
подбора
по
слуху
и
импровизации (сочинения) остаются на всю жизнь.
Глава III. Развитие внутреннего слуха.
Внутренний слух – это музыкальная способность, представляющая самостоятельную
разновидность музыкального слуха наряду со слухом внешним. Это более сложная и по
природе и по проявлениям, и по индивидуальным и качественным различиям способность,
чем
слух
внешний.
Если
упражнения
подобраны
правильно,
в
соответствии
с
характерными особенностями слуха данного учащегося, учтены временные сроки для
отработки,
достигнута
непрерывность
тренировки,
то
у
данного
учащегося
вырабатываются устойчивые условные рефлексы, устойчивая сеть слуховых навыков, то
есть
по
–
настоящему
улучшается
качество
внутреннего
слуха.
Безусловно,
его
воспитанию должна обязательно предшествовать работа над музыкальным восприятием и
памятью. И только тогда начинать работу над развитием внутреннего слуха.
Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность и
последовательность
в
работе,
индивидуальный
подход
к
учащемуся,
методически
правильный
подбор
упражнений,
постепенное
их
усложнение,
выполнение
каждого
упражнения
вплоть
до
получения
необходимой
реакции.
До
тех
пор,
пока
не
будут
достигнуты легкость и быстрота в выполнении простых упражнений, нельзя переходить к
более сложным.
Прежде всего, необходимо сказать, что с самого начала все упражнения должны быть
подобраны
так,
чтобы
ликвидировать
те
или
иные
недостатки,
дефекты
в
слуховых
навыках учащегося. Эти упражнения обязательно должны охватывать все разновидности
заданий, принятых на уроках сольфеджио: диктант, чтение с листа, пение. Кроме того, не
забывать о специальных упражнениях для развития навыков внутреннего слышания и
внутреннего пения. Развивать у учащихся внутренний мелодический слух можно тогда,
когда
учащиеся
в
достаточной
мере
овладели
навыками
восприятия
и
запоминания
примеров
легких
в
интонационном,
ладовом
и
метро
-
ритмическом
отношениях,
протяженностью в 2-4 такта. Внутренний слух необходимо активизировать, используя все
формы работы: упражнения, диктант, слуховой анализ, чтение с листа. Упражнений,
направленных на формирование и развитие внутреннего слуха много, главное - их верно
скомпоновать, сообразно возрастным и слуховым особенностям учеников. Перечислим
некоторые:
1. Пение знакомых мелодий про себя, запись их по памяти.
2. Упражнения на удержание в памяти Т – пение её в любом месте мелодии, доведение
мотива до Т, нахождение Т после «чуждых» звуков.
3. Пение гаммы с пропуском 1,2,3 ступеней.
4. Пение мелодий: с пропуском одного или нескольких звуков.
5. Педагог или учащийся исполняет номер для чтения с листа на слог, остальные, глядя на
страницу нотного текста, должны отыскать исполняемую мелодию.
6. «Письма-загадки» - ученик записывает 2 такта знакомой мелодии – передаёт другому
ученику, тот – добавляет 2 такта, передаёт дальше…
7. Педагог указкой на немой клавиатуре «изображает» мелодию – ученик поёт её.
8. Пение интервальных цепочек (вслух - один звук, второй – внутренне представлять).
9. Педагог предлагает завершить сольфеджио мелодию, предварительно сыгранную и
записанную на доске не до конца.
10.
Упражнения
на
фортепиано:
подбор
сопровождения
в
виде
выдержанных
или
фигурированных аккордов.
11. Чтение мелодии глазами с её внутренним прослушиванием и узнавание её среди
других, выявление неточностей в её инструментальном или вокальном исполнении.
12. Корректирование по нотам чужого исполнения незнакомого номера.
13. Выучивание музыкальных текстов наизусть без инструмента.
14. Слушанье хора, ансамбля или оркестра с партитурой.
Заключение.
Качественные и индивидуальные особенности музыкального слуха не всегда удается
обнаружить сразу, поэтому с первых шагов надо стремиться обнаружить музыкальный
слух,
проверяя
его
с
разных
сторон,
взаимодействующих
в
процессе
восприятия
интонирования.
Педагог
должен
проявлять
интерес
к
общей
интеллектуальной
одаренности
ученика,
к
направленности
личности
в
целом.
Ведь
музыкальные
способности не изолированы от других способностей; в этом отношении достаточно
указать
на
волевой
момент,
на
владение
активным,
волевым
вниманием,
одинаково
важным для любой деятельности, в том числе и музыкальной. Педагог обязан постоянно
помнить: на уроке все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка
способность прекрасно слышать, чтобы с помощью такого слуха научить его свободно
чувствовать,
мыслить,
творить,
чтобы
посредством
музыкально-художественного
творчества воспитать и вырастить из него талантливого человека
Список используемой литературы.
1.
О.Л. Берак «Школа ритма»
2.
Асафьев Б. Слух Глинки //М. И. Глинка: Сб. СТ. и мат-лов /Под ред. Т. Ливановой. –
М.-Л., 1950.
3.
М.Т.Картавцева «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»/М./1970/
4.
М.Т. Картавцева «Сольфеджио XXI век» /1999/
5.
А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»/Л./1970/
6.
Костырева Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития музыкальных
способностей младших школьников»/изд. Академия/2008/
7.
Масленкова Л. Б. Л. Яворский о воспитании слуха //Критика и музыкознание. Вып.
2. – Л., 1980.
8.
Масленкова Л. О стилистических принципах воспитания слуха // Сов. музыка 1981,
No 12
9.
Назайкинский Е. Психология музыкального восприятия. – М.,1972