Напоминание

"Развитие музыкального слуха у учащихся на уроках сольфеджио"


Автор: Вебер Марина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: ДШИ №2 им. П. И. Чайковского
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Развитие музыкального слуха у учащихся на уроках сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие музыкального слуха у учащихся на уроках сольфеджио» (методические

рекомендации).

Автор: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБУДО «ДШИ №2»

им. П. И. Чайковского г. Брянска Вебер М. В. (2019 г.)

Истинным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой в

комплексе: одновременно и исполнительством, и сольфеджио, и теорией музыки. Предмет

сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных

способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков,

необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Комплексный подход к

обучению

в

современных

условиях

предусматривает

работу

над

развитием

всех

музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти,

воображения, эмоционального сопереживания и эстетического вкуса. Для правильного

восприятия музыки, понимать её, творчески работать в её области, необходимо обладать

острым и четко организованным слухом.

Безусловно, в данной работе существует проблема, которая заключается в том, что в

первый класс приходят дети с разной степенью музыкальной одаренности: одни - с

прекрасным

мелодическим

слухом,

иногда

даже

абсолютным,

с

чистой

интонацией,

другие (так называемые гудошники) - кое-как поют на 2-х - 3-х звуках.

Таким образом, перед преподавателем сольфеджио возникает нелёгкая задача развить

музыкальный

слух

любого

ребёнка,

пришедшего

учиться

в

школу

искусств. Поэтому

возникает необходимость обобщить и систематизировать накопленный педагогический

опыт в методические рекомендации.

Глава I. Работа по развитию мелодического слуха.

Занятия по сольфеджио направлены на комплексное развитие слуха: мелодического и

гармонического, а также внутреннего, при владении которым учащиеся могут мысленно

представлять,

как

звучит

то

или

иное

музыкальное

произведение.

Для

развития

мелодического слуха применяются следующие формы работы:

1.

Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов, секвенций

в ладах.

2.

Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз до предложения или периода,

импровизаций мелодий, песен, интонаций.

3.

Выучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.

4.

Пение с листа.

5.

Метроритмические упражнения.

6.

Запись одноголосных диктантов.

Рассмотрим некоторые из них:

1. В программе по сольфеджио пение гамм, ступеней, заучивание мелодий относится к

разделу вокально-интонационных навыков, и в соответствии с этим изучение гамм ведётся

от простого к сложному, в сторону увеличения количества ключевых знаков от 1 до 7, с

первого по седьмой класс. В течение первого года обучения перед педагогом стоит задача

научить детей слушать свой голос, инструмент, голос учителя и при этом самому петь.

Хорошо, если у ребёнка чистая интонация, хороший голос, т.е. он музыкально одарен, а

если нет, то для достижения нужного результата понадобится определенное время и

большое терпение со стороны учителя и ученика. Для начала необходимо дать ученику

представление о различных видах мелодического движения: на одном звуке, поступенное

восходящее и нисходящее, «мостик» - движение через один звук, и скачок (на каждый

широкий интервал впоследствии будет использоваться определенная песенная интонация,

которая позволит различать их).

В развитии вокально-интонационных навыков могут

помочь следующие упражнения:

1) пение гамм вверх и вниз с названием ступеней, при этом одновременно «шагая» рукой

по интонируемым ступеням;

2) пение гамм с отталкиванием от тоники, с пропуском одного или двух звуков;

3) пение мелодической цепочки, состоящей из «мостиков» от каждой ступени гаммы в

восходящем и нисходящем движении;

4)

при

пении

гамм

и

в

интонационных

упражнениях

полезно

использовать

немую

клавиатуру, т. к. визуализация в этом случае будет помогать звуковысотной ориентации.

5) пропевание «мотивов» ступеней, доводя их до тоники: 2-1, 3-2-1, 4-3-2-1, 5-1, 6-5-1, 7-1.

2. Ощущение устоя – тоники, умение довести до неё – развивает ладовое чувство, а

следовательно – мелодический слух в целом. Этой творческой формой работы нужно

заниматься

уже

с

первых

уроков,

это

интересно

и

увлекательно

для

ученика,

это

заставляет его «нащупать» звук, к которому необходимо стремиться, чтобы закончить

построение

на

устойчивом

звуке.

Предварительно

нужно

проработать

возможные

варианты окончания мотивов, будь то движение по Т5/3, поступенное, опевание или

скачок. И, конечно, за сочинение необходимо похвалить и поощрить ребенка, чтобы в

следующий раз он с удовольствием принял эту форму работы, мягко указав на возможные

ошибки.

3. Параллельно на уроке сольфеджио нужно вести работу над запоминанием простейших

мелодий, петь и проигрывать их на фортепиано от разных звуков. Например: «Жучка»,

«Паровоз»,

«Елочка»

и

др.

Это

также

развивает

ладовое

ощущение,

умение

ориентироваться в различных тональностях, улучшает чистоту интонации.

4. К чтению с листа, ученик должен быть подготовлен и овладеть некоторыми

необходимыми для этой формы работы навыками:

1) уметь интонировать звуки в ладу без поддержки инструмента;

2) уметь построить и спеть от заданного звука любой простой интервал;

3) хорошо разбираться в прочтении ритмических фигур.

Чтение нот с листа – сложный процесс, в результате которого зрительные восприятия

должны переработаться в слуховые представления по схеме: «вижу» – «пониманию» –

«мысленно представляю» - «воспроизвожу». Вырабатывать навыки чтения с листа нужно

систематически, с постепенным наращиванием трудностей. Перед пением с листа нужно

проанализировать

мелодию:

виды

мелодического

движения,

наиболее

сложные

мелодические ходы, обсудить ритмические трудности. Очень полезно перед пропеванием

назвать все ноты в указанном ритме, при этом дирижируя по нужной схеме, распределяя

все звуки по метрическим долям. Это в конечном итоге, намного облегчит сам процесс и

значительно улучшит результат.

5.

Метроритмические

упражнения.

Работа

над

метроритмом

очень

интересна

для

учащихся младших классов, т.к. дает возможность расслабиться, похлопать в ладоши,

постучать

по

столу.

Я

использую

некоторые

слова,

которые

условно

подходят

для

обозначения той или иной ритмической фигуры, например:

одна четверть – шаг,

две восьмые – бе-гом,

одна половинная – стоп,

четыре шестнадцатых – ко-ло-коль-чик,

восьмая и две шестнадцатых – у-точ-ка,

две шестнадцатых и восьмая – во-ро-бей,

пунктирный ритм – ооо-слик,

четверть с точкой и восьмая – здрааа-вствуй,

четверть с точкой и две шестнадцатые – здрааа-вствуйте.

Эти слова мгновенно запоминаются, детям нравится их произносить, и сложные ритмы

оказываются

расшифрованными

в

одно

мгновение,

выученные

и

многократно

повторяемые слова с определенным ритмом настолько хорошо усваиваются, что даже в

старших классах дети используют эти, казалось бы, детские навыки.

6. Диктант – наивысшая точка развития музыкального слуха. Но приступать к написанию

диктантов нужно только тогда, когда ученики свободно слышат ступени, воспроизводят по

нотному тексту различные мелодические и метроритмические упражнения, читают с

листа мелодии. Сначала необходимо давать много устных диктантов. Первые диктанты –

только в устной форме: слышу, помню, пою. Слушая диктант, ученики должны давать

ответы на следующие вопросы:

1.

Какой пульс, с какой доли начинается диктант?

2.

Какая тональность, с какой ступени начинается диктант?

3.

Как построена мелодия (особенности ритмического и высотного характера).

Диктант пишут разными способами. Одни ученики прослушивают мелодию несколько

раз, запоминают её, а потом пишут. Другие – пишут ноты – точки всего диктанта, затем

проставляют ритм. Этот способ самый длительный. Хорошо если ребёнок может писать

диктант по тактам, при этом он выбирает повторяющиеся такты, например 1 и 5, т.е.

начало первой фразы и второй. Если диктант контрастного строения, следовательно, его

трудно запомнить, то можно предложить записать последний один такт или два, т.к. после

проигрывания именно конец мелодии звучит в голове, когда начало уже забылось. Т.е.

способов записи диктантов много. Каждый ребёнок сам приспосабливается к записи

диктанта, находит оптимальный вариант и не нужно ему в этом мешать.

Глава II. Развитие гармонического слуха.

«Гармония» - в переводе с греческого означает «Связь, сплочённость». В музыке – это

прежде всего звуки, стройно связанные в созвучия – аккорды, и их последовательность. Но

звуки, не хаотически взятые, а принадлежащие определенному ладу. Изучение аккордов

начинается

с

трезвучия.

Окраска

трезвучий

бывает

разной.

Мажорное,

минорное,

увеличенное, уменьшенное. Мажорное и минорное имеет ладовую окраску, а увеличенное

и уменьшенное нет. Можно придумать образ веселого, грустного человечка, великана и

гнома. Работа над развитием гармонического слуха начинается уже с первых уроков, когда

разучиваются песенки, пропеваются примеры из учебников в сопровождении фортепиано.

Гармонический слух также формируется при пении интервалов, аккордов, при анализе на

слух гармонических оборотов.

Знакомство с Т53 и S53 и D53 начинается со второго класса, как с трезвучиями главных

ступеней I, IV,V. В дальнейшем изучаются обращения. При этом всё проигрывается на

фортепиано. Педагог играет Т S D в разном ритме, а ученики поют импровизацию на

определенный

слог.

Изучив

главные

ступени,

педагог

дает

задание

по

подбору

простейшего

аккомпанемента.

К

примеру,

к

выученному

номеру

из

учебника

«Сольфеджио»,

или

к

написанному

на

уроке

диктанту

подобрать

бас.

Сначала

это

выдержанный бас на каждый такт, а с учётом пианистических возможностей учащегося

задание усложняется: ритмически, фактурно и т.д. При этом нужно учитывать жанровость

мелодии (полька, вальс, марш..). В развитии гармонического слуха важная роль отводится

пению двухголосных номеров. В качестве домашней работы полезно один голос играть за

фортепиано, а другой голос петь и дирижировать. Полезно пропевание примеров не только

сольфеджируя, но и без названия нот - на слоги, на гласные. Фундаментом, на котором

строится многоголосное пение, является унисон. При пении учениками в унисон следует

добиваться слитности голосов и единой исполнительской манеры выразительного пения.

Параллельно

развитию

навыка

многоголосного

пения,

в

разделах

интонационные

упражнения и слуховой анализ активно закрепляются гармонические интервалы между

голосами,

аккорды,

кадансовые

обороты.

В

качестве

музыкального

материала

мы

используем сборники двухголосного пения Калмыкова и Фридкина. Многоголосное пение

очень развивает гармонический слух, закрепляет внутренние слуховые представления,

является солидной базой усвоения закономерностей гармонического языка.

Развитие

гармонического

слуха

способствует

не

только

развитию

музыкальных

способностей,

но

и

творческих

навыков,

что

немаловажно.

После

окончания

школы

теоретические

понятия

забываются,

а

вот

навыки

пения,

подбора

по

слуху

и

импровизации (сочинения) остаются на всю жизнь.

Глава III. Развитие внутреннего слуха.

Внутренний слух – это музыкальная способность, представляющая самостоятельную

разновидность музыкального слуха наряду со слухом внешним. Это более сложная и по

природе и по проявлениям, и по индивидуальным и качественным различиям способность,

чем

слух

внешний.

Если

упражнения

подобраны

правильно,

в

соответствии

с

характерными особенностями слуха данного учащегося, учтены временные сроки для

отработки,

достигнута

непрерывность

тренировки,

то

у

данного

учащегося

вырабатываются устойчивые условные рефлексы, устойчивая сеть слуховых навыков, то

есть

по

настоящему

улучшается

качество

внутреннего

слуха.

Безусловно,

его

воспитанию должна обязательно предшествовать работа над музыкальным восприятием и

памятью. И только тогда начинать работу над развитием внутреннего слуха.

Необходимыми условиями успешного развития слуха являются: системность и

последовательность

в

работе,

индивидуальный

подход

к

учащемуся,

методически

правильный

подбор

упражнений,

постепенное

их

усложнение,

выполнение

каждого

упражнения

вплоть

до

получения

необходимой

реакции.

До

тех

пор,

пока

не

будут

достигнуты легкость и быстрота в выполнении простых упражнений, нельзя переходить к

более сложным.

Прежде всего, необходимо сказать, что с самого начала все упражнения должны быть

подобраны

так,

чтобы

ликвидировать

те

или

иные

недостатки,

дефекты

в

слуховых

навыках учащегося. Эти упражнения обязательно должны охватывать все разновидности

заданий, принятых на уроках сольфеджио: диктант, чтение с листа, пение. Кроме того, не

забывать о специальных упражнениях для развития навыков внутреннего слышания и

внутреннего пения. Развивать у учащихся внутренний мелодический слух можно тогда,

когда

учащиеся

в

достаточной

мере

овладели

навыками

восприятия

и

запоминания

примеров

легких

в

интонационном,

ладовом

и

метро

-

ритмическом

отношениях,

протяженностью в 2-4 такта. Внутренний слух необходимо активизировать, используя все

формы работы: упражнения, диктант, слуховой анализ, чтение с листа. Упражнений,

направленных на формирование и развитие внутреннего слуха много, главное - их верно

скомпоновать, сообразно возрастным и слуховым особенностям учеников. Перечислим

некоторые:

1. Пение знакомых мелодий про себя, запись их по памяти.

2. Упражнения на удержание в памяти Т – пение её в любом месте мелодии, доведение

мотива до Т, нахождение Т после «чуждых» звуков.

3. Пение гаммы с пропуском 1,2,3 ступеней.

4. Пение мелодий: с пропуском одного или нескольких звуков.

5. Педагог или учащийся исполняет номер для чтения с листа на слог, остальные, глядя на

страницу нотного текста, должны отыскать исполняемую мелодию.

6. «Письма-загадки» - ученик записывает 2 такта знакомой мелодии – передаёт другому

ученику, тот – добавляет 2 такта, передаёт дальше…

7. Педагог указкой на немой клавиатуре «изображает» мелодию – ученик поёт её.

8. Пение интервальных цепочек (вслух - один звук, второй – внутренне представлять).

9. Педагог предлагает завершить сольфеджио мелодию, предварительно сыгранную и

записанную на доске не до конца.

10.

Упражнения

на

фортепиано:

подбор

сопровождения

в

виде

выдержанных

или

фигурированных аккордов.

11. Чтение мелодии глазами с её внутренним прослушиванием и узнавание её среди

других, выявление неточностей в её инструментальном или вокальном исполнении.

12. Корректирование по нотам чужого исполнения незнакомого номера.

13. Выучивание музыкальных текстов наизусть без инструмента.

14. Слушанье хора, ансамбля или оркестра с партитурой.

Заключение.

Качественные и индивидуальные особенности музыкального слуха не всегда удается

обнаружить сразу, поэтому с первых шагов надо стремиться обнаружить музыкальный

слух,

проверяя

его

с

разных

сторон,

взаимодействующих

в

процессе

восприятия

интонирования.

Педагог

должен

проявлять

интерес

к

общей

интеллектуальной

одаренности

ученика,

к

направленности

личности

в

целом.

Ведь

музыкальные

способности не изолированы от других способностей; в этом отношении достаточно

указать

на

волевой

момент,

на

владение

активным,

волевым

вниманием,

одинаково

важным для любой деятельности, в том числе и музыкальной. Педагог обязан постоянно

помнить: на уроке все должно быть направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка

способность прекрасно слышать, чтобы с помощью такого слуха научить его свободно

чувствовать,

мыслить,

творить,

чтобы

посредством

музыкально-художественного

творчества воспитать и вырастить из него талантливого человека

Список используемой литературы.

1.

О.Л. Берак «Школа ритма»

2.

Асафьев Б. Слух Глинки //М. И. Глинка: Сб. СТ. и мат-лов /Под ред. Т. Ливановой. –

М.-Л., 1950.

3.

М.Т.Картавцева «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»/М./1970/

4.

М.Т. Картавцева «Сольфеджио XXI век» /1999/

5.

А. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»/Л./1970/

6.

Костырева Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития музыкальных

способностей младших школьников»/изд. Академия/2008/

7.

Масленкова Л. Б. Л. Яворский о воспитании слуха //Критика и музыкознание. Вып.

2. – Л., 1980.

8.

Масленкова Л. О стилистических принципах воспитания слуха // Сов. музыка 1981,

No 12

9.

Назайкинский Е. Психология музыкального восприятия. – М.,1972



В раздел образования