Автор: Скударнов Владимир Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ТОГУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Населённый пункт: Томская область Колпашевский район село Тогур
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Реализация ФГОС общего образования
на уроках физической культуры.
Основным нормативным документом, на котором строятся и
проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения.
Требования ФГОС к результатам обучения.
Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам
обучения :
Как добиться результатов?
•
Личностные результаты обеспечиваются через формирование
базовых национальных ценностей;
•
Предметные результаты – через формирование основных
элементов научного знания;
•
Метапредметные результаты – через универсальные учебные
действия (далее УУД);
1.Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре
содержания общего образования предусмотрено:
2.Рассмотрим более подробно третью составляющую - УУД. УУД в
широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося,
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение
учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как
основная черта УУД – их метапредметность, их сформированность –
результат работы педагогов по всем предметам.
Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД
на уроках физической культуры?
Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения
по физической культуре, отраженные в Примерных программах
основного общего образования по физической культуре :
Традиционный урок физической культуры решает в основном две
задачи:
оздоровительную;
тренирующую;
Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А.
Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок
физической культуры решает в основном две задачи
– оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из
них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего
предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации
физкультурного образования, по их мнению, является повышение
общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за
недостаточности внимания к общеобразовательной направленности
произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно
с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме,
что сказывается на результативности физической культуры в школе.
Для модернизации системы физического воспитания
формулируются задачи:
•
Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание
условий для их самосовершенствования средствами физической
культуры
•
Обучение способам самостоятельного поиска необходимой
информации,
•
освоение новых двигательных действий путем переосмысления
уже изученных движений, исследовательской и конструктивной
деятельности,
•
нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в
двигательной деятельности
Понятие УУД
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель
сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны
с недостаточным развитием у обучающихся УУД
•
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта обеспечивающих социальную
компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную
идентичность и толерантность. совокупность действий учащегося.
В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники
игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к
снижению качества образования по предмету.
Трудности - недостаточное развитие УУД
нежелание слушать задание;
понимать цель его выполнения;
неумение работать в команде, группе;
учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом
двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными
движениями и мн. др.
Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через
формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое
количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним
учителем невозможно сформировать все УУД.
Что же такое УУД???
Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта обеспечивающих социальную
компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную
идентичность и толерантность. совокупность действий учащегося .
•
Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения.
•
Ставить учебные цели
•
Искать и использовать необходимые средства и способы
достижения целей
•
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
•
Создание условий для гармоничного развития личности и её
самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию
•
Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений,
навыков и компетентностей в любой предметной области
Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится
в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов.
Согласно изучению определенной литературы, совместной работы с
учителями физкультуры пилотных школ других городов перечень УУД на
уроках ФК может быть следующим:
Личностные
1.Самоопределение
Регулятивные
1.Целеполагание
2.Планирование
3. Самоконтроль
4.Самооценка
5.Способность к волевому усилию
Познавательные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
Коммуникативные
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен
обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования
материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной
науке и практике, этого не будет. Следовательно, для того, чтобы уроки
физической культуры не выпали из общей
направленности образовательного процесса, и одновременно с этим
успешно решали узкопредметные задачи физической культуры,
необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при
помощи которых можно осуществлять формирование УУД у
обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока
физической культуры.
При разработки методики освоения учебного материала необходимо:
Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям.
Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.
Задания должны соответствовать возрасту детей.
Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения
двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует
уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а
также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном
действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить
двигательное действие), нахождению обучающимися последующее
выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе
углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по
выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий
для концентрации внимания на пространственных, временных или
динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе
совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники
двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей;
самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения
упражнения и использование известных способов его выполнения.
Для учителя НЕОБХОДИМО помнить:
•
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде
всего к тому, кто требует действия от других.
•
Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
•
Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только
понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы
для него.
Для ученика необходимо:
Создать атмосферу успеха
Помогать ребёнку учиться легко
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
Не скупиться на поощрения и похвалу
Каждый раздел учебной программы, а также различный программный
материал по физической культуре имеет различный потенциал в
формировании УУД.
Требования к уроку
Объявление темы урока
Сообщение целей и задач
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Оценивание учащихся
Итог урока
Домашнее задание
Так к чему же приведут нас ФГОС второго поколения??? Урок должен
строиться по – новому!!!
Стань творцом
и тогда каждый новый шаг втвоей профессиональной
деятельности станет открытием мира души ребёнка.