Автор: Тяглова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 30
Населённый пункт: г. Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Образовательная среда как средство развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»
Образовательная среда
как средство развития детей раннего возраста
(из опыта работы)
Выполнила:
воспитатель
1 квалификационной
категории
Тяглова И.Н.
Зеленогорск, 2018
Согласно
основным
положениям
ФГОС
ДО
образовательная
среда
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей,
которая
обеспечивает
возможность
активного
участия
в
различных
видах
деятельности,
организованных
в
соответствии
с
возрастными
и
индивидуальными особенностями детей.
В
раннем
возрасте
основными
видами
деятельности,
обладающими
огромным развивающим потенциалом,являются:
*предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
*экспериментирование с материалами и веществами;
*общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого;
*самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями;
*восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картин;
*двигательная активность.
Организуемая деятельность должна быть:
* событийна;
* ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться)
* процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Активное участие детей раннего возраста в разных видах деятельности
возможно
только
в
том
случае,
если
создана
адекватная
возрастным
особенностям,
индивидуальным
возможностям
и
потребностям
РППС
и
обеспечено
эмоционально
–
комфортное,
психологически
безопасное
взаимодействие ребенка с педагогом.
Поэтому я считаю важным в группе для детей раннего возраста создать
соответствующую
образовательную
среду,
которая
помогла
бы
решить
следующие задачи:
1 Создать условия для положительной адаптации детей.
2 Прививать навыки самообслуживания.
3 Учить вступать в контакт со взрослыми и детьми.
4
Развивать
познавательный
интерес
к
окружающим
предметам
и
способствовать активным действиям с ними.
С учетом специфики развития детей раннего возраста большое значение в
структуре
образовательной
среды
детского
сада
придается
взаимодействию
участников педагогического процесса – первому компоненту образовательной
среды.
Важное значение для успешного развития детейраннего возраста имеют
профессиональные иличностные качества педагога. Для успешного общения с
детьми раннего возраста стараюсь применять спектр коммуникативных умений:
- я стараюсь быть внимательной, отзывчивой, гибкой по отношению к каждому
ребенку;
- привлекаю внимание малышей;
-
использую
слова
похвалы
и
поощрения,
что
инициирует
активность
и
самостоятельность малыша;
- при порицании ребенка обращаюсь к действиям малыша, а не к личности;
-
активно
участвую
в
предметной
деятельности
ребенка,демонстрирую
разнообразные
способы
выполнения
действий
с
предметом,
называюих
свойства,признаки,качества;
-
поддерживаю
активность
и
инициативу
ребенка
через
предоставление
свободы выбора деятельности;
- использую художественное слово для обыгрывания действий детей;
- создаю ситуацию успеха для каждого малыша.
Каждый год я набираю малышей и уделяю огромное внимание условиям
их положительной адаптации.
Главным условием адаптации является принятие ребенком новой среды.
Очень важно на начальном этапе расположить детей к пространству группы.
Поэтому в группе создана уютная обстановка привлекательная для малышей.
Изготовлено
и
приобретено
много
игровых
пособий,
оборудования,
развивающих познавательный интерес ребенка. Например,авторское пособие
«Многофункциональный
стол»,
интересен
детям
своей
ярко стью,
необычностью
и
помогает
снять
эмоциональное
напряжение
в
период
адаптации.
Пространство групповой комнаты зонировано. Ребенок действует в этом
пространстве более свободно, его действия сопровождаются высоким уровнем
проявления самостоятельности. Все пособия в зоне доступа, на уровне ребенка.
Это позволяет малышам действовать по своему желанию, заниматься разными
видами деятельности не мешая друг другу.
*В центре«Я познаю, как действуют предметы»
ребенок знакомится с разнообразными сенсорными эталонами, обогащает опыт
действия с предметами, усваивает их качества, проявляет самостоятельность и
осваивает
новые
способы
действий
с
предметами
через
совместную
деятельность со взрослым.
Содержание центра:
Строительный материал;
Песок, манка,вода, кинетический песок;
Пирамидки разной величины;
Вкладыши, шнуровки, бусины;
Развивающие игры: рамки-вкладыши, , пазлы и другое;
Плоскостные фигуры и предметы на липучках;
Предметы основных цветов.
В
про странстве
данного
центра
мы
с
детьми
з а н и ма е м с я
экспериментированием.
Мною
разработан
проект
«Ознакомление
с
окружающим через экспериментирование». Занимаясь с детьми по проекту,
привлекаю их внимание к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам.
Показываю правильные способы действий и предоставляю возможность для
самостоятельных исследований.
*В группе создан центр творчества: «Я выражаю свою индивидуальность».
Это пространство способствует развитию положительных эмоций,реализации
творческих способностей малышей. Здесь находятся:
Атрибуты
ряженья
-
юбки,
фартуки,
платочки,
сумочки,
для
мальчиков – кепки, рули.
Оборудование для разнообразных игр детей, характерных для этого
возраста
(предметы
для
ухода
за
игрушкой-
пупсом,
посуда,
куклы,
утюги,тряпочки).
Разнообразные шумовые игрушки:свистульки, дудочки, молоточки,
барабан.
В группе имеются разные виды театра: настольный, пальчиковый,
куклы
на
руку.Для
показа
кукольныхпредставлений
сделан
«Веселый
балаганчик».
Родители
приняли
активное
участие
в
изготовлении
атрибутов.
Например: «Волшебный сундучок» — это очень красивый сундучок, который
скрывает и хранит тайны и сюрпризыдля малышей.
*Центр:
«Я
учусь
взаимодействовать
с
другими»
позволяет
малышу
осознать, что он существует не один, реализовать возможность совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками в игровом взаимодействии, понять
включенность в коллектив. В этом центре имеются:
Семейные фотоальбомы «Я и моя семья» с фотографиями родных и
близких малыша;
Дидактические игры для совместных действий взрослого и ребенка;
Машины-каталки,
игрушки-
качалки,
реализуют
не
только
двигательную активность, но и учат правилам совместной деятельности;
Детская
библиотека
из
книжек-малышек,
раскладушек,
книг
с
сюрпризами;
Уголок уединения - место, где малыш может побыть наедине с
собой,
расслабиться,
а
в
период
адаптации
облегчает
процесс
привыкания
малыша к детскому саду.
*Центр:
«Я
расту
здоровым» побуждает
малышей
к
самостоятельной
двигательной активности, развивает ее во всех видах игр, содействует развитию
основных движений. Центр наполнен следующим:
Игрушки-двигатели: машины, каталки, качалки;
Мячи: большие и маленькие, детские фитболы;
Атрибуты
для
подвижных
игри
упражнений
(маски,
флажки,
платочки, мешочки);
Дорожка для закаливания;
Спортивное
оборудование
(доски:
наклонная
и
ребристая,
дуга,
шнуры и др.).
Находясь в такой образовательной среде, дети:
-показывают позитивную динамику по всем направлениям развития;
-легче
адаптируются
в
коллективе
сверстников,
у
них
снимается
синдром
тревожности и конфликтность друг с другом;
-быстрее усваивают элементарные культурно – гигиенические навыки;
- возникает интерес к детскому саду,желание быть вместе со сверстниками.
Грамотно
организованная
образовательная
среда,
взаимодействие
педагога
в
ней
с
ребенком,становится
основой
для
увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка раннего
возраста.