Напоминание

"Образовательная среда как средство развития детей раннего возраста"


Автор: Тяглова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 30
Населённый пункт: г. Зеленогорск, Красноярский край
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Образовательная среда как средство развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»

Образовательная среда

как средство развития детей раннего возраста

(из опыта работы)

Выполнила:

воспитатель

1 квалификационной

категории

Тяглова И.Н.

Зеленогорск, 2018

Согласно

основным

положениям

ФГОС

ДО

образовательная

среда

представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей,

которая

обеспечивает

возможность

активного

участия

в

различных

видах

деятельности,

организованных

в

соответствии

с

возрастными

и

индивидуальными особенностями детей.

В

раннем

возрасте

основными

видами

деятельности,

обладающими

огромным развивающим потенциалом,являются:

*предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

*экспериментирование с материалами и веществами;

*общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством

взрослого;

*самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями;

*восприятие смысла музыки, стихов, сказок, рассматривание картин;

*двигательная активность.

Организуемая деятельность должна быть:

* событийна;

* ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться)

* процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Активное участие детей раннего возраста в разных видах деятельности

возможно

только

в

том

случае,

если

создана

адекватная

возрастным

особенностям,

индивидуальным

возможностям

и

потребностям

РППС

и

обеспечено

эмоционально

комфортное,

психологически

безопасное

взаимодействие ребенка с педагогом.

Поэтому я считаю важным в группе для детей раннего возраста создать

соответствующую

образовательную

среду,

которая

помогла

бы

решить

следующие задачи:

1 Создать условия для положительной адаптации детей.

2 Прививать навыки самообслуживания.

3 Учить вступать в контакт со взрослыми и детьми.

4

Развивать

познавательный

интерес

к

окружающим

предметам

и

способствовать активным действиям с ними.

С учетом специфики развития детей раннего возраста большое значение в

структуре

образовательной

среды

детского

сада

придается

взаимодействию

участников педагогического процесса – первому компоненту образовательной

среды.

Важное значение для успешного развития детейраннего возраста имеют

профессиональные иличностные качества педагога. Для успешного общения с

детьми раннего возраста стараюсь применять спектр коммуникативных умений:

- я стараюсь быть внимательной, отзывчивой, гибкой по отношению к каждому

ребенку;

- привлекаю внимание малышей;

-

использую

слова

похвалы

и

поощрения,

что

инициирует

активность

и

самостоятельность малыша;

- при порицании ребенка обращаюсь к действиям малыша, а не к личности;

-

активно

участвую

в

предметной

деятельности

ребенка,демонстрирую

разнообразные

способы

выполнения

действий

с

предметом,

называюих

свойства,признаки,качества;

-

поддерживаю

активность

и

инициативу

ребенка

через

предоставление

свободы выбора деятельности;

- использую художественное слово для обыгрывания действий детей;

- создаю ситуацию успеха для каждого малыша.

Каждый год я набираю малышей и уделяю огромное внимание условиям

их положительной адаптации.

Главным условием адаптации является принятие ребенком новой среды.

Очень важно на начальном этапе расположить детей к пространству группы.

Поэтому в группе создана уютная обстановка привлекательная для малышей.

Изготовлено

и

приобретено

много

игровых

пособий,

оборудования,

развивающих познавательный интерес ребенка. Например,авторское пособие

«Многофункциональный

стол»,

интересен

детям

своей

ярко стью,

необычностью

и

помогает

снять

эмоциональное

напряжение

в

период

адаптации.

Пространство групповой комнаты зонировано. Ребенок действует в этом

пространстве более свободно, его действия сопровождаются высоким уровнем

проявления самостоятельности. Все пособия в зоне доступа, на уровне ребенка.

Это позволяет малышам действовать по своему желанию, заниматься разными

видами деятельности не мешая друг другу.

*В центре«Я познаю, как действуют предметы»

ребенок знакомится с разнообразными сенсорными эталонами, обогащает опыт

действия с предметами, усваивает их качества, проявляет самостоятельность и

осваивает

новые

способы

действий

с

предметами

через

совместную

деятельность со взрослым.

Содержание центра:

Строительный материал;

Песок, манка,вода, кинетический песок;

Пирамидки разной величины;

Вкладыши, шнуровки, бусины;

Развивающие игры: рамки-вкладыши, , пазлы и другое;

Плоскостные фигуры и предметы на липучках;

Предметы основных цветов.

В

про странстве

данного

центра

мы

с

детьми

з а н и ма е м с я

экспериментированием.

Мною

разработан

проект

«Ознакомление

с

окружающим через экспериментирование». Занимаясь с детьми по проекту,

привлекаю их внимание к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам.

Показываю правильные способы действий и предоставляю возможность для

самостоятельных исследований.

*В группе создан центр творчества: «Я выражаю свою индивидуальность».

Это пространство способствует развитию положительных эмоций,реализации

творческих способностей малышей. Здесь находятся:

Атрибуты

ряженья

-

юбки,

фартуки,

платочки,

сумочки,

для

мальчиков – кепки, рули.

Оборудование для разнообразных игр детей, характерных для этого

возраста

(предметы

для

ухода

за

игрушкой-

пупсом,

посуда,

куклы,

утюги,тряпочки).

Разнообразные шумовые игрушки:свистульки, дудочки, молоточки,

барабан.

В группе имеются разные виды театра: настольный, пальчиковый,

куклы

на

руку.Для

показа

кукольныхпредставлений

сделан

«Веселый

балаганчик».

Родители

приняли

активное

участие

в

изготовлении

атрибутов.

Например: «Волшебный сундучок» — это очень красивый сундучок, который

скрывает и хранит тайны и сюрпризыдля малышей.

*Центр:

«Я

учусь

взаимодействовать

с

другими»

позволяет

малышу

осознать, что он существует не один, реализовать возможность совместной

деятельности со взрослыми и сверстниками в игровом взаимодействии, понять

включенность в коллектив. В этом центре имеются:

Семейные фотоальбомы «Я и моя семья» с фотографиями родных и

близких малыша;

Дидактические игры для совместных действий взрослого и ребенка;

Машины-каталки,

игрушки-

качалки,

реализуют

не

только

двигательную активность, но и учат правилам совместной деятельности;

Детская

библиотека

из

книжек-малышек,

раскладушек,

книг

с

сюрпризами;

Уголок уединения - место, где малыш может побыть наедине с

собой,

расслабиться,

а

в

период

адаптации

облегчает

процесс

привыкания

малыша к детскому саду.

*Центр:

«Я

расту

здоровым» побуждает

малышей

к

самостоятельной

двигательной активности, развивает ее во всех видах игр, содействует развитию

основных движений. Центр наполнен следующим:

Игрушки-двигатели: машины, каталки, качалки;

Мячи: большие и маленькие, детские фитболы;

Атрибуты

для

подвижных

игри

упражнений

(маски,

флажки,

платочки, мешочки);

Дорожка для закаливания;

Спортивное

оборудование

(доски:

наклонная

и

ребристая,

дуга,

шнуры и др.).

Находясь в такой образовательной среде, дети:

-показывают позитивную динамику по всем направлениям развития;

-легче

адаптируются

в

коллективе

сверстников,

у

них

снимается

синдром

тревожности и конфликтность друг с другом;

-быстрее усваивают элементарные культурно – гигиенические навыки;

- возникает интерес к детскому саду,желание быть вместе со сверстниками.

Грамотно

организованная

образовательная

среда,

взаимодействие

педагога

в

ней

с

ребенком,становится

основой

для

увлекательной,

содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка раннего

возраста.



В раздел образования