Автор: Симонова Евгения Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 64"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Проектные технологии в первом классе как средство достижения высоких метапредметных и личностных результатов
Раздел: начальное образование
Симонова Евгения Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа № 64», г. Рязань.
Проектные технологии в первом классе
как средство достижения
высоких метапредметных и личностных результатов
Человек по своей природе - исследователь. На протяжении всей своей
истории
человек
постоянно
экспериментирует,
ищет
истину,
выдвигает
гипотезы и в ходе исследования подтверждает или опровергает их.
Дети
младшего
школьного
возраста
-
это
тоже
маленькие
исследователи. Закономерно, что новые ФГОС большое внимание уделяют
проектной
и
исследовательской
деятельности,
как
решающему
фактору
в
формировании у школьников умения учиться. Метод учебного проекта — это
одна
из
личностно-ориентированных
технологий,
способ
организации
самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи
учебного проекта. Дети учатся правильно усваивать информацию, выделять
главное,
находить
связи
и
структурировать.
Важно
научить
ребят
целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
По определению Н. Ю. Пахомовой, учебный проект с точки зрения
учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в
группе
или
самому,
максимально
используя
свои
возможности;
это
деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат,
когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное
прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей.
"Мастерская
Самоделкиных"
–
тема
работы,
которую
мы
с
учащимися
первого
класса
представили
на
школьной
проектно-
исследовательской конференции «Росточек». Из ряда тем ученики выбрали
именно эту, прежде всего потому, что творчество – создание на основе того,
что есть, того, чего еще не было. Ребятам доставляет удовольствие делать
поделки,
игрушки
своими
руками.
При
этом
развивается
произвольность,
волевые качества, усидчивость. Ручной труд воздействует на развитие мелкой
моторики, речи, внимания, памяти, мышления, воображения, следовательно,
на развитие интеллекта в целом. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их,
находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей и чужой
работе, у ребят развиваются аналитические умения. Особенно важно, что дети
познают значимость своего труда и его полезность.
Гипотеза: многое из того, что продается в детских магазинах, можно не
покупать, а сделать своими руками.
Цель: овладение детьми умениями и навыками работы с различными
материалами,
техниками
для
самостоятельного
и
творческого
создания
различных
интересных,
красивых,
современных,
неповторимых
изделий
и
композиций, достойных витрины детского магазина. Создание "витрины".
Вид проекта: коллективный, краткосрочный
Ход
работы. Путем
голосования
мы
выбрали
общую
тему
проекта
"Мастерская Самоделкиных" и разделили её на подтемы, чтобы ребятам можно
было работать над каждой в группах по интересам. Для ребят было важно
выбрать интересные, современные темы, которые вызовут неподдельный интерес
у
одноклассников.
Так
у
нас
получились
следующие
"лаборатории"
в
"Мастерской Самоделкиных":
лаборатория по изготовлению кинетического песка (6 чел.);
мебельная мастерская "Всё для кукольного дома"(7 чел.);
игрушечная мастерская (9 чел.);
сборочно-конструкторская лаборатория (6 чел.)
В результате работы над проектом ребята научились мастерить сложные
предметы, поверили в свои силы, научились договариваться друг с другом,
доверять
друг
другу,
общаться,
провели
много
времени
за
полезным
и
интересным занятием, открыли в своих одноклассниках новые черты. В 1 классе
основное внимание уделяется развитию умений и навыков проектирования и
исследовательской
деятельности,
привитию
интереса
к
познавательной
деятельности, расширению детского кругозора, активно привлекаются родители.
Основная цель привлечения
родителей
к
проектной
деятельности
детей
–
содействие, сотрудничество, партнёрство с собственным ребёнком.
В
начале
работы
над
проектом
«Мастерская
Самоделкиных»
мы
предположили, что многое из того, что продается в детских магазинах, можно не
покупать, а сделать своими руками. В результате работы над проектом данная
гипотеза была подтверждена, действительно, у ребят получились различные
интересные,
красивые,
современные,
неповторимые
изделия
и
композиции,
совместно была сформирована «витрина» детского магазина.
Получив
определенный
опыт
в
организации
проектной
деятельности
первоклассников, я сделала определенные выводы. Во-первых, нельзя подходить
к проектам шаблонно и формально, чтобы не угас интерес детей к работе, во-
вторых, не следует ждать от каждого ребенка одинаковых результатов, нужно
организовывать процесс четко и ясно, предоставляя обучающимся ту степень
самостоятельности, которую они могут проявить, стараться не наставлять и
заставлять,
а
поддерживать
и
помогать;
ну
и,
конечно,
замечать
самые
незначительные с точки зрения взрослого человека исследовательские успехи и
достижения
ребенка,
оценивая,
замечания
делать
осторожно,
а
хвалить,
не
скупясь.
Список литературы:
1.
Матяш
Н.В.,
Симоненко
В.Д.
Проектная
деятельность
младших
школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
2. Пахомова Н.Ю. Урок и ученическое проектирование. Проектный
урок. Сб. статей. /Под ред. Пахомовой Н.Ю. – М.: МИОО, 2006.
3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,
2000, с. 52-57.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.:
АРКТИ, 2003.5