Напоминание

Как написать характеристику обучающемуся


Автор: Бронникова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Как написать характеристику обучающемуся
Тема: Как написать характеристику обучающемуся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Как написать характеристику обучающемуся

Ольга Александровна Бронникова,

преподаватель литературы, русского языка

КГБП ОУ СПО «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса»

г. Норильск, Красноярский край

Личность – это то, что человек делает из себя,

утверждая свою человеческую жизнь…

А Леонтьев

План

I. Введение

II. Реквизиты, логические части характеристики.

III. Что такое характер?

IV. Описание характеристики личности:

1. Мотивы деятельности;

2.Общественная активность;

3. Нравственно- психологические качества;

4. Самокритичность;

5. Качество ума;

6. Качество речи;

7. Качество воли,

8.Качества характера;

9. Эмоциональная основа личности;

10. Потребности, интересы, склонности;

11. Способности;

12. Темперамент;

13.Жизненный сценарий личности;

14.Самооценка личности;

15. Интеллект;

16. Направленность личности (влечение, желание, стремление, интересы)

V. Заключение

Во всем мире наука и образование становятся реальным фактором роста

благосостояния народа и экономики государства. Поэтому развитие

творческого, интеллектуального и профессионального образования является

стратегической задачей государства и общества. [4,11]

Главное влияние на ситуацию в сфере образования в настоящее время оказывает

ускорение

темпов

развития

общества.

Учащиеся

школ,

которые

пришли

в

образовательное

учреждение

среднего

профессионального

образования

(далее

СПО), с целью получения профессии или специальности, будут продолжать свою

трудовую деятельность примерно до 2060 года.

Каким будет мир в середине XXI века трудно себе представить. Какие профессии

останутся востребованными в стремительно меняющемся обществе трудно себе

1

представить. В результате учебное заведение СПО готовит своих обучающихся к

профессиональной деятельности и к жизни, о которой мало что знает.

В новой информационно- образовательной среде изменяется роль, содержание

и

характер

профессиональной

деятельности

преподавателя

и

мастера

производственного обучения.

Мастер

производственного

обучения,

будучи

квалифицированным

специалистом в своей отрасли, умея составить технологическую карту обработки

вала или изготовления торта, не всегда знаком с особенностями педагогической

технологии,

может

испытывать

затруднения

в

организации

воспитательной

работы с обучающимися, в оформлении документов, в частности в написании

характеристики обучающимся, скомплектованным в учебную группу из разных

школ города, зачастую, из разных регионов страны.

Труд

этот

нелегкий.

Поэтому,

для

мастеров

производственного

обучения,

сопровождающим

обучающихся

на

новом

жизненном

этапе,

помимо

образования,

стажа

работы,

повышения

квалификации,

стажировки

на

производстве,

огромное

значение

имеет

опыт

качественного

оформления

документов, в частности, характеристики обучающихся. Характеристика является

одним из деловых документов, с которыми работает мастер производственного

обучения, куратор учебной группы.

Чтобы

написать

характеристику

обучающемуся

в

современном

учебном

заведении

СПО,

мастеру

производственного

обучения,

куратору

группы

необходимо

ориентироваться

в

широком

спектре

современных

знаний,

современной

терминологии,

касающихся

теории

и

методики

оформления

документов, чтобы не тратить время на открытие уже известного.

Чтобы

облегчить

данную

работу,

вниманию

инженерно-

педагогического

коллектива предложила своеобразный «конструктор для сборки характеристики

обучающегося», где элементами конструктора являются характер, темперамент,

склонности личности и т.п.[2, 69]

На начальных этапах педагогической деятельности мастер производственного

обучения применяет классические рекомендации и стандартный набор фраз.

В дальнейшем каждый новый учебный год – это новые обучающиеся с новыми

возможностями, способностями, с новыми характеристиками.

В канву педагогического опыта вкрапляются новые знания, новые термины.

Представила вниманию инженерно - педагогического коллектива

презентацию

(Power

Point)

«Как

написать

характеристику

обучающемуся»

[1,

79-158],

продемонстрировала,

как возможности средств ИКТ значительно ускоряют и

упрощают данную работу.

Что такое характеристика? Характеристика- это официальный документ, который

выдает администрация учреждения, предприятия обучающемуся в целом ряде

ситуаций (трудоустройство, перевод в другое учебное заведение, в органы ВД и

т.д.)

В характеристике приводятся отзыв об учебной и общественной деятельности,

оценка его деловых и моральных качеств.

Оформляется на общем бланке формата А 4, поле слева -20 мм.

Характеристика имеет реквизиты:

2

- Название документа (характеристика);

- Наименование организации выдавшей характеристику;

- Имя, отчество, фамилия обучающегося;

- Текст;

- Подписи;

- Дата;

- Печать.

В

тексте

характеристики

можно

выделить

4

логически

взаимосвязанные

составные части:

1-я часть - анкетные данные (ФИО, год рождения, образование). Указывается куда

дается характеристика и зачем.

В некоторых видах характеристик эти данные располагаются от 4-го положения

табулятора, столбиком, через один межстрочный интервал.

Если

это

требование

специально

не

оговорено

в

инструкции

по

ведению

делопроизводства учреждения, первая часть может быть оформлена как обычный

текст,

то

есть

начинаться

от

первого

положения

табулятора,

через

1,5

межстрочных интервала, шрифт № 14;

2-я часть - данные по учебной деятельности, продолжительности обучения;

3 -я часть - собственно характеристика (оценка морально – психологических

качеств

обучающегося,

его

отношение

к

обучению,

поведения

в

учебном

заведении и т.д.);

4 - часть - вывод, в котором указывается назначение характеристики.

Текст характеристики излагается от третьего лица.

Подписывает характеристику, как правило, руководитель предприятия.

Характеристика - от слова характер.

«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают,

тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в

действительности» В. Гюго

«Характер»- слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык

означает «чеканка», «печать». Характер является прижизненным образованием.

Это

означает,

что

он

формируется

после

рождения

человека,

может

трансформироваться в течение жизни. Формирование характера происходит в

различных группах (семья, учебная группа, спортивная команда и др.) [3.с.205-

208].

Черты

характера

это

психические

свойства

человека,

определяющие

его

поведение в типичных обстоятельствах.

В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и

поэтому выделяют:

1.Волевые (самостоятельность, самообладание, решительность, настойчивость, и

др.);

2.Эмоциональные (отзывчивость, впечатлительность, порывистость, горячность,

безразличие, и др.);

3.Интеллектуальные (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.).

3

В

другом

случае

черты

характера

рассматриваются

в

соответствии

с

направленностью

личности,

которая

проявляется

в

отношении

к

людям,

действительности, окружающему миру и себе.

При написании характеристики оцените:

1. Мотивы деятельности:

- работает по необходимости;

- работает увлеченно с интересом;

- ставит на первое место материальную выгоду.

2. Общественную активность:

- помогает редко, избранным;

- часто помогает избранным;

- иногда помогает любому;

- всегда помогает любому;

- иногда участвует;

- никогда не участвует.

3. Нравственно- психологические качества:

- внимательность к людям, справедливость;

- единство слова и дела;

- увлеченность делом, внушительность, требовательность.

4. Самокритичность:

- никогда не воспринимает критику;

- редко воспринимает критику;

- иногда воспринимает критику;

- воспринимает критику вдумчиво;

- самокритичен, в критике почти не нуждается.

5. Качества ума:

- ясность;

- критичность;

- изобретательность;

- наблюдательность;

- творчество.

6. Качества речи:

- выразительность;

- образность;

- доступность, лаконичность;

- логическая стройность, культура.

7. Качества воли:

- целеустремленность;

- решительность;

- находчивость;

- упорство в преодолении трудностей;

- терпеливость;

- самоорганизованность.

8. Качества характера:

- ответственность;

4

- инициативность, деловитость;

- доброжелательность, чуткость.

9. Эмоциональная основа:

- уравновешенность;

- жизнерадостность;

- эмоциональная устойчивость;

- спокойствие;

- искренность.

Работодатели покупают результат, поэтому характеристика отражает результаты

обучения и труда обучающегося.

При индивидуальной

работе с обучающимися можно оценить

особенности

личности [1,511]:

10. Потребности. Различают:

-

потребности,

которые

отражают

нужды

нашего

организма,

называют

органическими;

-

потребности,

связанные

с

нуждами

развития

личности

- духовными

или

социогенными (порожденными обществом).

Потребности лежат в основе интересов.

11. Интересы.

Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый прямо связан с

какой-либо

потребностью

(пишу

научную

работу,

чтобы

получить

высокую

оценку).

Опосредствованный - обнаружил для себя массу интересного, хочу продолжить

изучение материала по данному вопросу.

12. Склонности.

Если интересы выражают потребность в определенных знаниях, «жажду знаний»,

то другая сторона направленности - склонность.

Это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности.

Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или

иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому

13. Способности.

От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и

уровень достижений, зависит то, как эта деятельность выполняется.

Благодаря

способностям

в

той

или

иной

сфере

ученик

может

быстро

и

сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями.

14.Темперамент личности. [3.с.209-211].

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность,

как социальное существо. Свойства личности, обусловленные темпераментом,

являются наиболее устойчивыми и долговременными

«Хороших»

или

«плохих»

темпераментов

не

бывает,

на

базе

любого

темперамента можно воспитать у себя любые черты личности.

Различают

четыре

типа

темперамента:

флегматик,

холерик,

сангвиник,

меланхолик [1,553].

Впервые

более

или

менее

подробно

темпераменты

описал

замечательный

древнегреческий врач Гиппократ (4 век до н.э).

5

Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных

жидкостей в их теле.

Таких жидкостей, как считал Гиппократ, у человека четыре, а именно: кровь, два

сорта желчи - желчь желтая и черная желчь, затем слизь (лимфа).

У

сангвиников

преобладает

кровь

(по-латыни

«сангвис»),

у

холериков

преобладает желтая желчь («холе»), у флегматиков преобладает слизь или лимфа

(«флегма»), у меланхоликов преобладает черная желчь «меланахоле»).

Психологи утверждают, что нет чистого типа темпераментов, что каждый человек

может быть и холериком и флегматиком и т.д.

У сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное

с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он

увлекается

всем,

что

ему

приятно.

Склонности

его

непостоянны,

и

нельзя

слишком много на них рассчитывать. Доверчивый и легковерный, он любит

строить проекты, но скоро их бросает.

У

меланхолика

господствующая

наклонность

есть

наклонность

к

печали.

Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания

носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимыми и выше

всяких утешений.

Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу в деятельности,

энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти.

Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость,

мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда его душа

находится

под

влиянием

страсти.

Он

размышляет

мало

и

действует

быстро,

потому что такова его воля.

У флегматика чувствования не овладевают быстро. Ему не нужно делать над

собой больших усилий, чтобы сохранить свое хладнокровие. Для него легче, чем

для других, удержаться от быстрого решения, чтобы обдумать его прежде. Он

трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало

возмущается страданиями других.

Психологи

утверждают,

что

характер

постоянно

меняется.

Темперамент

пожизненный подарок Бога человеку, является как бы той природной канвой, на

которую жизнь наносит узоры характера.

15. Жизненный сценарий.

Интересная категория, присущая личности: [2.с.15-55].

Различают 4 типа жизненного сценария:

- Я - хороший, все - хорошие;

- Все - хорошие, я - плохой;

- Я – хороший, все - плохие;

- Я - плохой, все – плохие.

16. Самооценка.

Формируется на базе жизненного сценария. Различают виды самооценки:

- личностная и профессиональная;

- завышенная и заниженная.

Психологи

утверждают,

что

завышенная

профессиональная

самооценка

обучающегося

это

неплохо,

это

легко

корректируется

на

производстве.

6

Личностную самооценку обучающемуся надо завышать, говоря:

«Ты можешь

выполнить работу успешно и т.п.!»

17. Интеллект.

Различают врожденный и приобретенный интеллект. Психологи утверждают: до

9 класса дети учатся

за счет усидчивости. После 9 класса решается важная

задача- формирование приобретенного интеллекта.

В средствах массовой информации все чаще звучит словосочетание

« Эмоциональный интеллект» (ЭИ). Речь идет о контроле и самоконтроле.

Специалисты делят ЭИ на 4 способности:

1- восприятие эмоций, способность ее распознать (мимика, жесты, поведение,

походка, внешний вид…)

2- использование эмоций (чаще всего неосознанное, бурное);

3- понимание эмоций. Т.Е., уметь видеть связь между мыслями и эмоциями,

понимание сложных эмоций;

4- управление своими и чужими эмоциями (используется для достижения целей).

18. Направленность.

Одна

из

составляющих

характеристики

личности

-

направленность

-

это

установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как

влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение,

убеждение [3. с.169-177].

1.Влечение – это наиболее примитивная по своей сути биологическая форма

направленности. Это психологическое состояние, выражающее неосознанную или

недостаточно осознанную потребность.

2.

Желание

это

осознанная

потребность

и

влечение

к

чему-

либо

вполне

определенному.

3.Стремление

возникает,

когда

в

структуру

желания

включается

волевой

компонент.

4. Интересы

наиболее ярко характеризуют направленность личности. Интерес

является

важнейшей

побудительной

силой

к

познавательной

деятельности.

Интерес

в

динамике

своего

развития

может

превратиться

в

склонность.

Склонность

может

явиться

предпосылкой

к

развитию

определённых

способностей.

5.Идеал - это цель склонности человека, это то, к чему он стремится, на что

ориентируется.

Заключение

Все

перечисленные

компоненты

диктуют

практически

сформированного

человека, которого нелегко изменить.

Обучающийся техникума, получая специальность или профессию и разряд по

выбранной профессии, формирует портфолио, свою характеристику, с которой

вольется в рабочий коллектив предприятия.

Каким обучающийся пришёл

из школы в техникум, от учебного заведения не

зависит. Каким он станет, получив профессию, специальность, во многом зависит

от

инженерно-педагогического

коллектива.

Уместно

вспомнить

слова

А.

М.Горького: «Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда

мастер».

7

ЛИТЕРАТУРА

1.Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] /А.Г.Маклаков.-С-П: Питер, 2001.

2.Прудченков,

А.С.

Эй,

ты

параноик [Текст] / А.С. Прудченков.- М.: Высшая

школа, 1994

3.

Коломинский

Я.Л.

Человек:

психология [Текст]

/

Я.Л.Коломинский.-

М.:

Просвещение, 1986

8



В раздел образования