Автор: Бронникова Людмила Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание ситуации успеха в работе преподавателя профессиональных дисциплин
Раздел: среднее профессиональное
Создание ситуации успеха в работе преподавателя профессиональных
дисциплин в образовательном учреждении среднего профессионального
образования
Людмила Викторовна Бронникова,
преподаватель математики, предметов общепрофессиональных
дисциплин: техническое черчение, допуски и технические измерения
КГБ ОУ СПО «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса»
г.Норильск, Красноярский край
Каким будет мир в середине XXI века трудно себе представить. Главное влияние
на ситуацию в сфере образования
в настоящее время оказывает ускорение
темпов развития общества. Учащиеся школ, которые пришли в образовательное
учреждение
среднего
профессионального
образования
(далее
СПО),
с
целью
получения
профессии
или
специальности,
будут
продолжать
свою
трудовую
деятельность примерно до 2060 года.
В
результате
учебное
заведение
СПО
готовит
своих
обучающихся
к
профессиональной деятельности и к жизни, о которой мало что знает.
В новой информационно- образовательной среде изменяется роль,
содержание и характер профессиональной деятельности преподавателя.
Меру новизны в решении задач преподавания профессиональных и
общепрофессиональных дисциплин установить затруднительно из-за
относительности новизны. Ведь «всё новое – хорошо забытое старое».
Каждая предметная подготовка в системе СПО, НПО имеет свою специфику.
Профессиональные дисциплины
всегда были
структурно- ориентированными
предметами, где изучение идет через жесткие, заранее заданные алгоритмы, без
субъективизма по отношению к содержанию.
Разработка преподавателем учебной документации в новой информационно-
образовательной
среде,
когда
меняется
его
роль,
содержание
и
характер
профессиональной
деятельности
специалиста,
работавшего
ранее
на
производстве, требует новых подходов к планированию новых образовательных
результатов, к отбору методов, форм организации учебного процесса. [3, 33]
В
соответствии
с
идеологией
новых
федеральных
государственных
образовательных стандартов во многом меняется смысл понятия образовательные
результаты.
Главной
задачей
образования
становится
не
столько
«овладение
суммой
знаний»,
сколько
формирование
умений
и
навыков
системно-
деятельностного подхода к поиску, оценке и анализу информации. «Деятельность
- единственный путь к знанию». (Б.Шоу) [4,181]
Как учить сегодня? Ответ на этот вопрос был понятен тысячи лет назад.
Великий Адольф Дестервег писал еще в позапрошлом веке: «Сведений науки не
следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он их сам
находил, самостоятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший,
самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его
применения. Изложение, считывание, диктовка …- детская забава. Такие приемы
и никуда не годятся…» [4, 5].
1
Само слово «технология» (от греч.Teche –«искусство, ремесло, наука» + logos –
«понятие, учение».
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель
совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и
проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных
условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахо
Инженер - технолог в машиностроении, технолог пищевой промышленности и т.
д. знает, что существует технологический процесс и технологическая карта.
Преподаватель профессиональных дисциплин, будучи квалифицированным
специалистом в своей отрасли, не всегда знаком с особенностями
педагогической технологии, может испытывать затруднения в составления
грамотного поурочного плана, технологической карты урока.
Когда обучающиеся приходят из школы в учебное заведение СПО, в их жизни
меняется социум, система обучения, связанная с производством.
Для формирования понимания важности выбранной профессии, позитивного
отношения к обучению, нужно создать ситуацию успеха для обучающихся
разноуровневой подготовки, скомплектованных в учебную группу из
разных школ, зачастую, разных регионов страны.
Сегодня нет прямой корреляции между успешной социализацией взрослого
человека и его школьной успеваемостью. Среди успешных и уважаемых людей
старше 35лет доля бывших школьных «отличников» практически равна доле
бывших «троечников». [5,4]
Обучающиеся строят свой жизненный сценарий заново с помощью
преподавателей, мастеров производственного обучения, кураторов.
Труд этот нелегкий. Поэтому преподавателям профессиональных дисциплин,
мастерам производственного сопровождающим обучающихся на новом
жизненном этапе, также важна ситуация успеха в их профессиональной
деятельности. Для этого, помимо образования, стажа работы, повышения
квалификации, стажировки на производстве, огромное значение имеет мастерство
качественного планирования урока.
Чтобы построить урок в современном учебном заведении СПО, преподавателю
необходимо ориентироваться в широком спектре современных знаний,
касающихся теории и методики поурочного планирования, чтобы не тратить
время на открытие уже известного.
Из стандартных блоков набора « Конструктор» юные техники могут собрать
модели машин, самолетов и т.д. Из стандартных деталей и узлов на предприятии
инженер-конструктор собирает «взрослые» конструкции механические,
гидравлические, электронные и т.д.
Чтобы облегчить учительскую жизнь, вниманию инженерно- педагогического
коллектива предложила своеобразный «конструктор для сборки урока».
[2, 69] Только вместо валов, гаек и болтов инженер имеет дело с элементами
урока - цели, типы, методы … Цель моей работы, не претендуя на новизну
излагаемого материала, помочь преподавателям рационально организовать труд
поурочного планирования по своему предмету. Качественный поурочный план -
конспект урока решает успех занятия!
2
Опыт работы подсказывает, что на начальных этапах преподаватель изучает и
применяет классические приемы проектирования урока разного типа, создавая
базу личного педагогического опыта применительно к специфике своего
предмета.
В дальнейшем каждый новый учебный год – это обучающиеся с новыми
возможностями, способностями.
В канву педагогического опыта вкрапляются новые элементы, новые формы и
методы обучения.
Представила вниманию инженерно - педагогического коллектива презентацию
(Power Point) «Схема планирования уроков разного типа» [1, 79-158],
продемонстрировала, как возможности средств ИКТ значительно ускоряют и
упрощают подготовку преподавателя к уроку, создают ситуацию успеха в
нелегкой педагогической деятельности.
Система уроков ( В.А.Онищук) каждый шаг преподавательской деятельности
конкретизирует, позволяет сделать урок интенсивным и целенаправленным.
Профессионализм уважают все, особенно, когда видят, что преподаватель
досконально владеет предметом.
Тщательно разработанный план отражается в сознании педагога как четкая
модель занятия. Обычно таким планом на уроке преподаватель почти не
пользуется, он его знает наизусть. [1, 78]
Предлагаемые вопросы теории позволяет преподавателю выбрать необходимые
элементы для конструирования уроков разного типа.
Теория построения уроков разного типа.
Разные педагогические технологии (традиционная, развивающая, личностно -
ориентированная, личностно - ориентированная развивающая…) имеют свои
цели, содержание, формы работы, преобладающие методы.
Классификация типов уроков [1, 79-158]
1. Общеклассные формы:
- урок формирования новых знаний;
- урок закрепления знаний, выработки навыков и умений;
- урок применения знаний, навыков, умений;
- обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки знаний, навыков и умений (урок- контроль);
- комбинированный урок.
2.Групповые формы:
- групповая работа на уроке;
- урок- экскурсия;
- лабораторный практикум;
- производственное обучение.
3. Индивидуальные формы работы в учебном заведении и дома:
- работа с литературой с целью повторения, углубления изученного, устранения
пробелов в знаниях, подготовка к усвоению нового;
- экспериментальная работа (опыты, наблюдения, изготовление учебно-наглядных
пособий;
- письменные упражнения;
3
- работа с компьютером.
Каждый тип урока имеет свои цели (обучающие, развивающие,
воспитательные), свою структуру.
При определении конкретных целей необходимо учесть факторы:
1. Цели, формируемые программой:
- содержание темы в учебном пособии;
- рекомендации методических пособий, педагогического опыта;
- особенности обучающихся данной группы.
Образовательные цели:
1.Формирование научных знаний (обучающие):
- фактов, представлений, понятий, аксиом, теорем, законов;
- практических навыков и умений;
- навыков учебного труда;
- положительного отношения к обучению, интересов, способностей
.
.
2.Развивающие цели:
- развитие познавательного интереса, наглядного, наглядно-образного
мышления;
- самостоятельного мышления;
- памяти;
- умения выделять главное,
- вести поиск информации в различных источниках.
- развитие воли или эмоциональной сферы.
3.Воспитательные цели:
- воспитание навыков трудолюбия,
- усидчивости;
- грамотной профессиональной речи,
- эстетическое воспитание,
- потребности в самообразовании,
-сознательного отношения к освоению способов учебной деятельности,
- физическое воспитание
При планировании урока преподаватель выбирает методы работы.
Система методов по И.Я. Лернеру:
- объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично- поисковый;
- исследовательский.
1. Методы изложения и восприятия учебной информации:
- словесные: объяснение, беседа, лекция, рассказ;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, видеопоказ;
- практические: устные упражнения с дидактическим материалом, письменные
упражнения, лабораторные упражнения, трудовая деятельность, работа с
компьютером;
- метод, определяющий логику обучения (индуктивный, дедуктивный);
4
- метод, определяющий характер познавательной деятельности обучающихся
(репродуктивный, поисковый).
2. Методы стимулирования и мотивации деятельности обучающихся:
- метод формирования интереса к обучению;
- метод формирования долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
- устный опрос: фронтальный, индивидуальный;
- письменный контроль: контрольная работа, диктант, сочинение, изложение;
- лабораторно- экспериментальный: контрольные лабораторные работы,
программированный контроль;
- метод самоконтроля: путем письменного или устного воспроизведения
материала, путем проведения опыта, программированный самоконтроль.
Выбор методов обучения зависит от факторов:
-целей образования;
-содержания изучаемого предмета;
- особенностей методики преподавания учебной дисциплины;
- от времени, отведенного на изучение;
- от возрастных особенностей обучающихся;
- от материальной оснащенности кабинета;
- от мастерства преподавателя.
Вниманию преподавателей предложена классификация Ю.К. Бабанского на
основе оптимального подхода к выбору методов обучения, складывающихся из
приемов работы, целесообразности применения различных методов в
зависимости от типа урока, целей урока и задач, решаемых в ходе обучения.
В основе классификации методов – путь познания:
- методы изложения и восприятия информации;
- логическое обоснование методов;
- методы работы, степень самостоятельности;
- коллективная учебная деятельность;
- методы контроля.
Преподаватель, закладывая темп обучения, учится выбирать методы работы,
степень самостоятельности, с учетов логического обоснования методов.
Знак +! в таблице означает, что выбранный метод для решения задач урока
подходит отлично, знак + метод подходит
,
знак - метод не подходит
.
Преподаватель, планируя уроки разного типа, учитывает существование четырех
модификаций умений и навыков:
1.Формировать.
2. Продолжить формировать.
3. Сформировать.
4. Закрепить формирование.
Цел
Некоторые основные задачи, решаемые в ходе обучения
5
Цель
урока
Методы
обучения
урока
Темп обучения
Формирование знаний
Развитие
Теоретические
Практические
Практич. и трудовые
умения
Словесно-логическое
мышление
Наглядно-образное
мышление
Самостоятельное
мышление
Памяти
Речи
Познавательного
интереса
Навыков учебного труда
Воли
По Положительных эмоций
словесный
+!
+!
-
+!
-
-
+
+
+
+
+
быс-
трый
наглядный
-
+
+
-
+!
-
+!
-
+!
+
+
+!
сред-
ний
практи-
ческий
-
+
+!
-
+
+!
+
-
+
+!
+!
+
сред-
ний
репродуктив-
ный
+
+!
+!
+
+!
-
+!
+
+
+!
+
+
быс-
трый
проблемно-
поисковый
+!
+
-
+!
-
+!
-
+!
+!
+
+!
+!
медле
нный
индуктивнй
+
+!
+!
+
+!
+
+
+
+
+!
+
+!
медле-
нный
дедуктивный
+!
+
-
+!
+
+
+
+
+
-
+!
+
быс-
трый
учебная работа
под руковод-
ством учителя
+!
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
быс-
трый
самостоя-
те тельная учебная
работа
+
+!
+!
+
+
+!
+!
+
+!
+!
+!
+!
сред-
ний
познава-
т тельные игры
+
+!
+
+
+!
+!
+!
+
+!
+
+!
+!
медле
нный
учебные
дискуссии
+!
+
-
+!
+
+!
+
+!
+!
+!
+!
+!
медле-
нный
устный
контроль
+!
+!
-
+!
-
+
+
+!
+
+
+
+
сред-
ний
письмен.
контроль
+
+
-
+
+
+
+
+
+
+!
+!
+
сред-
ний
лаборатор-
ные работы
-
-
+!
-
-
+
-
-
+
+!
+
+!
медле-
нн нный
+! метод подходит отлично / + метод подходит / - метод не подходит
индуктивный метод - от частного к общему / дедуктивный -от общего к частному
6
Схема планирования уроков разного типа. [1, 79-158]
Урок формирования знаний
Урок №…
Тема урока: ….
Эпиграф к уроку (если возможен)
Цель: 1.Формирование знаний по теме…;
2.Развитие познавательного интереса, наглядного мышления, памяти,
умения вести поиск информации в различных источниках;
3.Воспитание сознательного отношения к обучению.
Тип урока: урок формирования знаний.
Метод: словесно - наглядный, проблемно – поисковый, практическая
работа, репродуктивный.
Оборудование: ноут – бук, проектор, презентация (Power Point), экран,
иллюстративный материал, поворотная доска, магниты.
Предварительное домашнее задание: поиск материала по теме урока;
Ход урока.
I.Организационный момент:
- отметить отсутствующих;
- проверить выполнение домашнего задания;
- назвать тему урока, место урока в теме.
- целевая установка урока, мотивация учебной деятельности.
II. Усвоение новых знаний:
- актуализация опорных знаний (подготовительные упражнения);
- усвоение знаний (правил, понятий), понимание значений слов, терминов,
мыслей, как необходимая предпосылка для накопления знаний, усвоения более
сложного материала. Выполнение пробных упражнений;
- овладение стандартными навыками;
- текущее запоминание в процессе активной познавательной деятельности.
III. Закрепление материала:
- устное повторение изученного;
- выполнение тренировочных упражнений по образцу, инструкции, заданию;
- творческий перенос знаний и навыков в нестандартные условия (усвоение
умений)
- контроль, коррекция знаний, навыков, умений.
IV. Задание на дом:
1. § … , № .., страница.
2. Творческое задание:
а) подобрать…, б) выполнить зарисовку…;
V. Итог урока:
а) знания, умения, б) оценки за урок.
VII. Рефлексия:
7
- 2-3 словах выскажите свое мнение о …,
- какие выводы для себя сделали?
- что вам показалось важным?
- какое представление о ….. складывается у вас на основании изучения
материала?
- что еще считаете нужным изучить (прочесть) более подробно?
Урок формирования навыков и умений
Урок №… Тема:
Цель урока:
1.Продолжить формирование знаний, правил, понятий …;
2. Развитие навыков и умений первичного применения знаний в стандартных
условиях, использования справочной литературы, инструкций…
Творческий перенос знаний в нестандартные условия (усвоение умений)
3.Воспитание навыков трудолюбия, грамотной профессиональной речи…
Тип урока - урок формирования навыков и умений
Оборудование: учебное пособие, дидактический материал, презентация (Power
Point), таблицы…
Метод: проблемно – поисковый, работа под руководством преподавателя.
Ход урока
I. Орг. момент. Целевая установка:
- Отметить отсутствующих.
- Показать тему урока, место урока в теме.
II.Фронтальное повторение пройденного:
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация изученного по вопросам:
1. Как вы понимаете…?
2. Приведите примеры…
3.Дайте определение…
III. Работа по теме урока.
1.Сообщение темы урока, целей, задач. Мотивация деятельности обучающихся
(понадобится при выполнении письменной экзаменационной работы,
применяется при решении практических жизненных задач…).
2.Продолжить открытие новых знаний:
- записать число, тему урока в тетрадь.
- чтение текста учебника, анализ содержания.
3. Применение знаний (найти в справочнике…, подсчитать...)
4. Комментирование работы.
Преподаватель:
-объясните, почему …?
-от чего зависит выбор …?
- проанализируйте запись …
-самостоятельно сделайте вывод…
-сопоставьте свои выводы с выводами, содержащимися в §… учебника.
5. усвоение навыков, умений в стандартных условиях.
8
Выполнить тренировочные упражнения, № …, № … письменно (один
обучающийся работает у доски).
6. Выполнить тренировочные упражнения №…, № …(письменно,
самостоятельно, по инструкции…)
7. Проверка выполнения. (Самоконтроль или взаимопроверка)
Правильное решение для самопроверки взаимопроверки можно представить в
виде слайда презентации урока (Power Point) на экран.
IV. Итог урока:
а) знания, умения;
б) оценки за урок.
V. Задание на дом
1.§…, стр…, №…
2.Подготовиться к контрольной работе
3.Творческое задание (подобрать, нарисовать…)
VI. Рефлексия:
- какие выводы для себя сделали?
- что вам показалось важным?
- что еще считаете нужным изучить (прочесть) более подробно?
Структура и методика уроков других типов
Урок применения знаний, навыков, умений
Урок № …
Тема:
Цель: 1.Применение знаний при выполнении заданий производственного
(творческого) содержания по теме;
2. Развитие навыков учебного труда, мышления, эрудиции, навыков
рациональной технологии выполнения работы….
3. Воспитание, сознательного отношения к учебной деятельности, потребности в
самообразовании.
Тип урока: урок применения знаний, навыков, умений.
Метод: словесно – иллюстративный, учебная работа под руководством
преподавателя, проблемно – поисковый.
Оборудование: ноут - бук, проектор, презентация (Power Point), экран, справочные
таблицы, дидактический раздаточный материал.
Ход урока.
I.Организационный момент, целевая установка:
- Отметить отсутствующих.
- Показать тему урока, место урока в теме.
II.Фронтальное повторение пройденного:
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация изученного по вопросам:
1.Что такое…?
2.Приведите примеры…
3.Дайте определение…
III. Работа по теме урока.
9
1.Сообщение темы урока, целей, задач.
2.Мотивация деятельности обучающихся (понадобится при выполнении
письменной экзаменационной работы, применяется при решении практических
жизненных задач…).
3.Осмысление содержания и последовательности выполнения работы:
- что известно, знакомо;
- что необходимо выполнить …, какие использовать инструкции, справочники,
таблицы.
Преподаватель: «Сегодня мы повторим необходимые инструкции по оформлению
работы, вспомним отдельные понятия, которыми необходимо оперировать при
…, обсудим вопрос выбора…, поговорим о самоконтроле выполненного….»;
IV. Самостоятельная работа под контролем и с помощью преподавателя.
Ознакомлении с критерием оценок за работу:
оценка «5»-…, оценка «4»-…, оценка «3»-…
(Сложность на этом этапе заключается в неодинаковых темпах работы из-за
разноуровневой подготовки обучающихся, таких особенностей личности как воля,
характер, умение достигать цели, настойчивость в преодолении трудностей и т.д.)
V.Обобщение и систематизация результатов работы:
- устный и письменный анализ обучающимися полученных результатов в виде
таблиц, расчетов, сравнений, обобщений письменного отчета и т.д.;
VI. Итог урока:
- знания, умения;
- оценки за урок;
- сдать тетради на проверку.
( Комплексное оценивание работы включает оценку качество устного ответа,
письменного отсчета и наблюдения за обучающимися в ходе выполнения работы)
VII.Задание на дом:
1.§…, стр….
2.Выполнить задание №…, №…
3. Творческое задание: подобрать…
IX. Рефлексия:
- в 2-3 словах выскажите свое мнение о …
- какие выводы для себя сделали?
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок № … Тема:
Цель: 1.Обобщение и систематизация знаний по теме;
2. Развитие навыков учебного труда, мышления, эрудиции, навыков
рациональной технологии выполнения работы….
3. Воспитание, сознательного отношения к учебной деятельности, потребности в
самообразовании.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Метод: словесно – иллюстративный, учебная работа под руководством
преподавателя, проблемно – поисковый.
Оборудование:
10
ноут- бук, проектор, презентация урока Power Point , экран, иллюстративный
материал, таблицы, дидактический раздаточный материал.
Ход урока.
I
I.Организационный момент, целевая установка:
- отметить отсутствующих;
- запись числа, темы урока;
- показать тему урока, место урока в теме.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний:
- проверка домашнего задания.
- фронтальный опрос: что означает…? Какие типы…? Приведите примеры…
III.Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений
1. Мотивация учебной деятельности, целей и задач урока
«Сегодня мы повторим инструкции, понятия, необходимые при…, обсудим
вопрос выбора…, поговорим о самоконтроле составленного….»;
2.Обобщение и систематизация понятий.
Вопросы и задания:
1.Найдите в справочнике…
2.Объясните…
3. Рассчитайте…
IV. Установление и объяснение общих закономерностей
Вопросы к обучающимся: 1. Каково общее назначение..? 2. Какова взаимосвязь..?
3.Какие условия необходимы…? 4.Сформулируйте выводы по…
V. Итог урока:
- знания, умения;
- оценки за урок;
VI.Задание на дом:
1.Повторить §…, стр. …, №…
2.Готовиться к контрольной работе:
VII. Рефлексия:
- в 2-3 словах выскажите свое мнение о …
Урок контроля знаний
Урок №…
Тема: урок- контроль.
Цель:
1.Контроль усвоения знаний по теме, обобщения и систематизации знаний по…
2. Развитие навыков учебного труда.
3.Воспитание сознательного отношения к обучению.
Тип урока: урок - контроль
Метод: письменный контроль.
Оборудование: раздаточный материал: «Контрольная работа №…»
На доске: число, тема урока «Контрольная работа №…»
Ход урока.
I. Организационный момент:
- отметить отсутствующих;
11
- целевая установка; место урока в теме;
- выдать тетради для контрольных работ,
- выдать задание по вариантам.
II. Выполнение контрольных заданий.
III. Итог урока:
- работы собираются для проверки;
IV. Задание на дом
- Повторить...
- Предварительный поиск материала по следующей теме…
V. Рефлексия:
- какие выводы для себя сделали?
- какие были затруднения?
Комбинированный урок
Урок №…
Тема урока: ….
Цель: 1. Проверка знаний по теме…; усвоение знаний по теме…
2.Развитие творческого потенциала, познавательного интереса, наглядного
мышления, памяти, умения вести поиск информации в различных источниках;
3.Воспитание сознательного отношения к обучению.
Тип урока: комбинированный урок.
Метод: словесно - наглядный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос,
письменная практическая работа.
Оборудование: ноут – бук, проектор, презентация (Power Point), экран,
иллюстративный материал, справочный материал
Предварительное домашнее задание: поиск материала по теме урока;
Ход урока.
I.Организационный момент:
- отметить отсутствующих;
- назвать тему урока, место урока в теме.
- целевая установка урока, мотивация учебной деятельности.
II. Проверка домашнего задания.
1.Проверка наличия расчетов по…
2. Проверка правильности расчетов по…
III.Проверка ранее усвоенных знаний:
- фронтальный опрос: понимание значений слов, терминов, мыслей, знание
формул, законов;
- индивидуальный устный опрос;
- письменная работа по вариантам (выдается текстовое задание)
Правильный ответ для самопроверки может быть представлен в виде слайда
презентации.
IV. Изучение нового материала.
Усвоение новых знаний:
- актуализация опорных знаний (подготовительные упражнения);
12
- усвоение знаний (правил, понятий), понимание значений слов, терминов,
мыслей, как необходимая предпосылка для накопления знаний, усвоения более
сложного материала.
Выполнение пробных упражнений;
- овладение стандартными навыками;
- текущее запоминание в процессе активной познавательной деятельности
V. Обобщение и систематизация знаний
Вопросы к обучающимся: 1. Каково общее назначение..? 2. Какова взаимосвязь..?
3.Какие условия необходимы…? 4.Сформулируйте выводы по…
V. Итог урока:
а) знания, умения;
б) оценки за урок.
VI. Задание на дом:
1. § … , № .., стр. … №…,№…
2. Творческое задание:
а) подобрать…,
б) выполнить …;
VII. Рефлексия:
- 2-3 словах выскажите свое мнение о …,
- что вам показалось важным?
- какое представление о ….. складывается у вас на основании изучения
материала?
- что еще считаете нужным изучить (прочесть) более подробно?
Способность преподавателя создать на уроке обстановку жизнерадостности,
разумного применения различных технологий обучения – компоненты
успешного урока.
Преподавание – это наука или искусство? Скорее всего – это две стороны
медали! Художник учится смешивать краски и наносить мазок на холст.
Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивает приемы письменной
речи.
Настоящий педагог тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает
приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
Учитель - мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. Его мастерство-
ремесло с печатью совершенства! [2, 3]
Педагогический эффект дает эффект социальный! Повышающаяся самооценка
обучающихся в учебном заведении СПО способствует профессиональному росту
и жизненному успеху. Внутренняя гармония будущего повара, швеи, парикмахера,
автомеханика, сварщика, бухгалтера важна всем!
Что в напряженной работе открывают педагоги для себя? Возможности
высокого КПД обучения.
Что открывают для себя обучающиеся? Мир новых людей, новые возможности
обучения и общения, заново себя!
Литература
13
1.Онищук В.А. Урок в современной школе./ В.А.Онищук, - М.: Просвещение,
1986, - 159с.
2.
Гин А. Приемы педагогической техники./ А.Гин,- Луганск: Учебная книга,
2003,- 84 с.
3.Чернобай Е.В.. Технология подготовки урока в современной информационной
образовательной среде. / Е.В.Чернобай,- М.: Просвещение, 2012, - 56 с.
4. «Школа 2000…». Деятельностный метод обучения: модель подготовки
студентов педколледжа. Вып. 6. М.: УМЦ «Школа 2000…». 2006, - 272 с.
5. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством
образовательного процесса в школе. / Н.Л.Галеева,-. М.: Педагогический
университет «Первое сентября», 2007, -73с.
14