Напоминание

"Развитие инициативности у детей дошкольного возраста"


Автор: Кондрышева Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №2 "Радуга Детства"
Населённый пункт: г. Богданович, свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие инициативности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие инициативности у детей дошкольного возраста

Воспитатель: Кондрышева Т.А.

В современном обществе ежедневно происходят различные изменения на

политическом, экономическом, культурологическом и социальном уровнях.

Современному человеку необходимо быть активным и мобильным в данной

обстановке. А для того, чтобы быть успешной личностью приходится с

опережением

видеть

новые

проблемы

и

пути

их

решения.

Данная

возможность

достигается

умением

проявлять

активность

в

личностном

самосовершенствовании

и

социальном

самовыражении,

что

достигается

благодаря собственной активности и инициативности. Успешным человеком

может

стать

только

тот,

который

имеет

активную

жизненную

позицию,

проявляет инициативность, не боится быстро и качественно решать задачи,

предлагаемые жизнью.

В Российской Федерации образование традиционно было ориентировано

на обеспечение познавательного развития детей, социально-эмоциональное

развитие редко являлось предметом специальных педагогических усилий.

Результат

-

высокий

уровень

когнитивного

развития

при

явном

несоответствии уровня личностного развития (инициативности, активности,

самостоятельности, ответственности) его потенциальным возможностям и

тем требованиям, которые предъявляются современным обществом.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности

необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов

доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для

формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества (А.В.

Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), что существенно расширяет

возможности

познания,

общения,

подготавливает

успешное

вхождение

ребенка

в

ситуацию

школьного

обучения.

Волевые

качества

личности

являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно

быть

уделено

серьезное

внимание.

В

деятельности

и

в

коллективе

сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие

волевые черты характера, как активность, инициативность, уверенность в

своих силах, настойчивость, выдержка.

Однако, несмотря на пристальное внимание отечественных и зарубежных

ученых к проблеме становления инициативности, самостоятельности (Л.И.

Божович, З.Н. Борисов, Мухина, В.П., Л. Колберг, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Л.

Колберг,

Ж.

Пиаже

и

др.),

вопрос

о

становлении

данных

интегральных

качеств

личности

дошкольников

не

решен

в

педагогической

науке.

В

настоящее

время

не

существует

теоретических

оснований

построения

технологии

формирования

этих

качеств

у

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

образования,

ориентированного

на

развитие

человека,

его

самостоятельности, целеустремленности, инициативности.

Развитие личности ребенка формируется в процессе его деятельности

(А.Н.

Леонтьев,

В.А.

Запорожец,

С.Л.

Новоселова,

Д.Б.

Эльконин).

В

соответствии с базовыми положениями психологии развития мы должны

обнаруживать

формирование

ключевых

возрастных

новообразований

дошкольного возраста в игре. Дошкольник психологически включён в игру.

В

игре

формируется

нравственные

привычки

самих

детей,

создаётся

возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности

при решении игровых задач, выполнений игровых действий. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем в условиях, когда

предлагают просто запомнить.

Активность дошкольника, сосредоточенная на исследование окружающего

мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго,

пока

не

иссякнет

интерес.

Если

дошкольник

занят

игрой,

то

он,

не

отвлекаясь,

может

играть

два,

а

то

и

три

часа,

в

это

время

ребенок

воображает, окружающее откладывается у него в памяти, то есть происходит

развитие всех познавательных способностей. Так же эти процессы могут

развиваться и в продуктивной деятельности, рисовании, конструировании,

изготовлении

значимых

для

него

поделок.

Однако

такие

результаты

-

следствие

интереса

к

тому,

чем

занят

ребенок.

Он

же

будет

томиться,

отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть

внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не

нравится.

Одними из первых квалифицировавших игру как педагогическое явление

были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский,

Ф.

Фребель.

Они

подчёркивали,

что

именно

в

игре

ребёнок

получает

уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и

творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Их взгляды получили

дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке.

С. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин считали

игру — важнейшей и чрезвычайно эффективной в дошкольном возрасте

формой

социализации

ребёнка,

обеспечивающей

освоение

мира

человеческих

отношений.

Она

содержит

«идеальную

форму»

(Д.

Б.

Эльконин),

образец

эталон

будущей

взрослой

жизни

в

понятной

и

доступной

для

подражания

ребёнком

форме.

Игра

в

этом

случае

не

разъединяет,

а

объединяет

«мир

взрослых»

и

«мир

детей»,

обеспечивая

создание

условий

для

психического

развития

и

взросления,

подготовку

ребёнка к будущей жизни.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает,

что в дошкольной педагогике большое внимание уделяется формированию

активной,

инициативной

личности,

влиянию

игровой

деятельности

на

всестороннее развитие ребенка, но проблема формирования инициативы в

условиях игры еще изучена недостаточно. Поэтому необходимым является

изучение данной проблемы и подбор таких методов руководства игровой

деятельностью, которые способствуют формированию инициативы у детей

дошкольного

возраста.



В раздел образования