Автор: Новикова Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №61
Населённый пункт: город Белово,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НОВИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра – один из основных видов деятельности ребенка, который применяют в своей
работе
взрослые
в
целях
воспитания
и
обучения
дошкольников.
В
игре
дошкольник
формируется как личность, у него развиваются такие стороны психики, от которых в течение
его жизни будут зависеть успех в учебной и трудовой деятельности, его отношения со
сверстниками и взрослыми.
Одно из главных положений педагогической концепции детской игры состоит в том, что
игра имеет историческую природу развития. Многие ученые полагают, что детские игры
быстро появились как отображение трудовой и общественной деятельности взрослых.
Необходимо отметить, что продуктивное овладение общественным опытом происходит
лишь при условии активности самого ребенка.
Проанализировав
воспитательную
работу
в
детских
садах,
можно
сказать,
что
в
некоторых
случаях
дошкольники
играют
мало
и
примитивно,
степень
отражения
действительности в любой игре не соответствует их возрастным особенностям. Данное
отставание
связано
с
различными
факторами,
но
недостатки
в
руководстве
игрой
и
не
продуманная ее связь с жизненным опытом детей имеют одинаковый результат: дошкольники
не умеют играть.
Стремление
помочь
им
с
помощью
разучивания
с
ними
действий
по
ролям,
придумывания
сюжета
игры
не
решают
главного
вопроса:
остается
не
до
конца
сформированной сама деятельность ребенка в процессе игры, и, следовательно, не появляется
желание играть.
Таким образом, у детей нет опыта, который воплощался бы в игру. В подобных случаях
игра проводится автоматически, не имея цели, и не учитывая условия, в которых эта цель
задана.
Дети,
которые
«плохо»
играют,
ждут
от
взрослого
подсказки
каждого
действия
игровой ситуации,– это, в основном, те дети, у которых не сформирована деятельностная
основа
игровых
действий,
или
те
дети,
которые
в
обстановке
постоянного
контроля
утрачивают свою инициативу.
Было бы неправильно считать, что полноценная в воспитательном плане игра может
развиваться
без
влияния
окружающей
среды
и
необходимого
руководства
со
стороны
взрослого.
Задачи воспитания всесторонней личности в игре успешно реализуются только тогда,
когда
соблюдаются условия сформированности психологической основы игры в каждом
возрастном
периоде
дошкольника.
Это
связано
с
тем,
что
с
игрой
связаны
главные
прогрессивные
преобразования
психического
развития
ребенка
дошкольного
возраста,
а
прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся главным фундаментом для развития
всестороннего развития личности ребенка.
Дидактические
игры
в
настоящее
время
включаются
во
все
системы
дошкольного
образования и успешно используются как средство обучения и воспитания детей.
Самые первые игры были созданы народом. И до сегодняшнего дня самыми любимыми
народными играми остаются - «Фанты», «Краски», «Что летает?» и многие другие. Они
содержат много веселья, шуточных фраз, но и требуют от дошкольников напряженной работы
головного мозга, сообразительности и внимания.
Впервые
система
дидактических
игр
для
детского
сада
была
создана
немецким
педагогом Фридрихом Фребелем. Он достаточно высоко оценивал игру и считал ее главным
средством в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Но разработанные им игры
были
не
интересными,
скучными
заданиями,
которые
подавляли
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка
и
очень
противоречили
его
взглядам
на
игру
как
самостоятельную творческую деятельность.
Современная
система
дидактических
игр
отводится
педагогу,
специалисту
по
дошкольному
образованию
Е.И.
Тихеевой,
которая
разработала
игры
для
знакомства
с
окружающим миром и для развития речи дошкольников. Игры Е.И. Тихеевой в основном
связаны с наблюдениями жизни и практически всегда сопровождаются словом.
В
современной
дошкольной
педагогике
многие
педагоги
и
психологи
занимаются
организацией и методикой проведения дидактических игр. Многие из них считают игру всего
лишь как средство закрепления новых знаний, полученных на занятии в группе, другие же
выступают против такого узкого понятия смысла игры, считают ее формой обучения и
воспитания, а также необходимым средством при работе с детьми. Подобное мнение на
дидактическую
игру
определяется
такими
задачами
обучения,
которые
ставятся
перед
детским садом: не только предоставить детям необходимый объем знаний, но и обучить их
обладать этими знаниями, вооружить способностям интеллектуальной работы, развить в них
активность и самостоятельность в мышлении. Дидактическая игра несет в себе огромные
возможности для этого.
В своей работе воспитатель использует дидактическую игру на различных занятиях, а
также
в
самостоятельной
деятельности
дошкольников.
Поэтому
дидактические
игры
рассматриваются
как
одно
из
средств
закрепления,
уточнения,
расширения
знаний
дошкольников.
Несмотря на то, что руководство воспитателя дидактической игрой имеет открытый
характер,
он все равно является участником игры и его отношения с детьми строятся в
игровой форме. Без этого важного условия игра перестает быть игрой.
В дидактической игре обязательно присутствие всех ее составляющих: дидактических и
игровых заданий, игровых действий и правил.
Содержание
игры
должно
обновляться
и
пополняться
в
зависимости
от
возраста
дошкольников - от младших групп к старшим.
В первой младшей группе педагог формирует у дошкольников интерес к играм с
различными видами дидактических игрушек.
Во
второй
младшей
группе
педагог
учит
детей
при
помощи
дидактических
игр
выполнять конкретные игровые действия и правила, к примеру, по сигналу одновременно
либо в порядке очереди начинать или останавливать действия.
В средней группе дети знакомятся с новыми дидактическими играми и учатся пробовать
себя
в
роли
ведущего.
В
ходе
игры
у
них
формируются
память,
внимательность
и
настойчивость.
В старшей группе дети самостоятельно учатся организовывать дидактические игры,
объединяясь в небольшие подгруппы (2-4 человека). В то же время повышаются единые
условия к правильности выполнения установленных правил.
В подготовительной группе педагог не прекращает знакомить детей с различными
дидактическими играми (лото, домино, мозаиками и др.), закрепляет способность устраивать
их самостоятельно, исполнять роль ведущего, учит ребенка координировать свои действия с
действиями
коллектива.
В
играх
формируется
смекалка,
способность
самостоятельно
и
творчески
решать
поставленную
перед
ним
задачу.
Это
тесным
образом
связано
с
содержанием
знаний
и
умений,
формирующихся
у
детей
разного
возраста
в
процессе
воспитания и обучения.
В первой младшей группе воспитание интереса к дидактической игре базируется на
практическом использовании действия.
Во второй младшей группе в дидактических играх закрепляется способность выбирать
объекты согласно их цвету и размеру (разноцветные шарики разного размера); складывать
башенку из уменьшающихся по размеру элементов, составляя их в определенной очередности
согласно цвету. Дети обучаются складывать иллюстрацию сначала из четырех частей, а потом
из шести.
В средней группе увеличиваются требования к умению выделять и обобщать те или
иные
свойства
объектов,
сопоставлять
их
между
собой,
классифицировать
согласно
его
внешним признакам (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя, зимняя).
В старшей группе метод сравнения объектов усложняется: дошкольники должны уметь
видеть
небольшие
отличия
между
объектами
и
уметь
группировать
их
по
общим
существующим признакам, разбираться в изменении местоположения предметов, определять
причинно-следственные связи.
В
подготовительной
к
школе
группе
дети
в
дидактических
играх
осваивают
закономерные
связи
и
взаимоотношения
между
объектами
и
явлениями,
а
кроме
того
обучаются составлять забавные рассказы про игрушки, самостоятельно придумывать игры-
загадки.
Как показывает педагогическая практика, перечень дидактических игрушек в группах
детского сада не всегда соответствует поставленным воспитательным целям.
В настоящее время наша промышленность выпускает более 600 видов дидактических
игрушек.
Выпускаются различные головоломки, конструкторы, осуществляется выпуск игрушек
на электронной основе – тренажеры, экзаменаторы, а также логические игрушки. Все же, на
мой взгляд, еще очень мало игрушек педагогически продуманных типа мозаик-вкладышей,
лото, пирамидок, которые предназначены для сенсорного воспитания детей.
Содержание
дидактических
игр
обуславливается
в
соответствии
с
программой
воспитания
в
каждом
детском
саду
и
напрямую
связано
с
содержанием
занятий
и
наблюдениями за детьми во время нахождения их в детском саду.
Дидактическая игра базируется на знаниях, которыми обладают дети, при этом часто в
одной игре они могут использовать знания и представления, приобретенные на занятиях по
разным
«предметам»,
различным
разделам
программы,
Например:
в
игре
«Назови
три
предмета»
приходится
вспоминать
животных,
средства
передвижения,
овощи
и
фрукты,
мебель, посуду.
Некоторые дидактические игры имеют некоторый сюжет, где требуется разыгрывание
ролей. К примеру, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. А в игре «Узнай по
голосу» каждый ребенок должен изобразить какое-либо животное.
Дидактические
игры
должны
помогать
воспитанию
у
дошкольников
необходимых
представлений
о
разных
объектах,
предметах
и
явлениях,
человечных
чувств,
заинтересованности
к
труду,
дружеского
отношения
к
людям,
заботу
по
отношению
к
животным.
Из
дидактических
игр
с
сюжетом
можно
выделить
игры-инсценировки
–
показ
с
помощью игрушек коротких сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача.
Многие из таких игр ставят перед ребятами задачу этического содержания. К примеру, игра
«Что такое хорошо и что такое плохо» заключается в том, что показываются сценки из
литературных произведений или из повседневной жизни, а ребята должны отгадать, кто из
действующих персонажей поступает хорошо, а кто плохо.
Некоторые дидактические игры не имеют сюжета и состоят только лишь в решении
какой то определенной задачи. Однако, в таких играх содержание берется из взглядов детей
об окружающем мире и напрямую связано с задачами воспитания. В некоторых случаях и в
бессюжетные игры включается образ, например, загадки загадывает какой-либо сказочный
персонаж, например Петрушка или Незнайка.
Именно то, что игровую задачу ставит перед ребенком не воспитатель, а сказочный
персонаж, очень повышает умственную активность дошкольников. К примеру, в гости к детям
может прийти Андрюша – кукла с лицом красивого, живого мальчика. Его появление всегда
вызывает огромную радость, восторг и ожидание чего-то нового, увлекательного. Андрюша
проводит различные игры с детьми, например «Что изменилось?», но эти игры приобретают
новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение у детей.
В зависимости от материала дидактические игры можно классифицировать на несколько
видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные
игры и словесные игры.
Игры с предметами наиболее легкодоступны детям, потому что они основываются на
непосредственном восприятии, отвечают склонности ребенка действовать с вещами и таким
образом знакомиться с ними. Играть в такие игры ребенок начинает с раннего детства и не
теряет интереса к ним на всем протяжении дошкольного возраста.
В
младшем
дошкольном
возрасте
многие
игры
с
игрушками
сопровождаются
движениями, что отвечает отличительным особенностям восприятия и мышления ребенка
данного возраста. К примеру, в играх, с помощью которых детей учат различать и грамотно
называть цвета, дети бегают с разноцветными флажками, катают разноцветные шарики,
передвигаются по комнате, разыскивая игрушки заданного цвета.
Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, базируются на принципе
наглядности, но в этих играх ребятам дается не сам предмет, а его иллюстрация. Сегодня
содержание настольных игр имеет большое разнообразие. Многие виды лото и парные
иллюстрации знакомят детей с определенными предметами (посуда, мебель), с животными,
птицами, овощами, фруктами, их признаками и свойствами. Как и дидактическая игра,
настольная печатная игра будет хороша в том случае, если в ней необходима самостоятельная
умственная деятельность ребенка.
Наиболее сложными являются словесные игры: они никак не объединены с прямым
восприятием объекта или предмета, в них ребята должны оперировать представлениями.
Такие игры имеют огромное значение в развитии творческого мышления дошкольника, так
как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, уметь делать выводы и
заключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры
проводятся, как правило, в старших группах и более значимы для подготовки детей к школе,
так как требуют и формируют способность внимательно слушать, быстро находить верный
ответ на любой вопрос, точно и четко выражать собственные идеи и мысли, применять
полученные знания.
Дидактические
игры
проводятся
по
плану
в
часы
занятий.
Кроме
этого,
в
часы,
отведенные для игр, в распоряжении детей дается различный материал, с которым они могут
играть по своему собственному желанию индивидуально, маленькими группами, а также
всем коллективом.
В
плане
предусматривается
подбор
игр
и
используемого
материала
для
них
в
соответствии с общим планом педагогической работы детского сада.
Наблюдения за самостоятельными играми ребят предоставляют возможность вовремя
обнаружить их знания, степень их интеллектуального развития, характерные особенности
поведения. Все это дает подсказку воспитателю, какой вид игры полезен ребенку, в чем он
силен, а в чем отстает от других.
В дидактических играх используются различные виды и приемы обучения. К ним
относятся: наглядные, словесные и практические. Но, как правило, методика дидактических
игр всегда своеобразна. Главным считается и то, чтобы на протяжении всей игры сохранять у
ребенка увлеченность игровой задачей. С этой целью, воспитатель обязан непосредственно
стать участником игры, мотивируя условия и отдельные замечания ее задачами и правилами.
Требуемая
в
игре
строгая
дисциплина
с
легкостью
поддерживается,
если
сами
дети
заинтересованы в выполнении установленных правил и следят за этим.
В любой игре неуместны требования, никак не связанные с ее задачей и правилами. К
примеру, в игре «Наоборот» совершенно не нужно, чтобы ребята давали развернутый ответ,
поднимали руку, как это делается на занятиях. Однако, в этой игре есть свои необходимые
правила: отвечать может только тот, кого спрашивают, отвечать нужно быстро, одним словом;
подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль ведущего обычно выполняет
воспитатель, детям это бывает сложно.
Дидактические игры кратковременны, они длятся 10–20 минут, и немаловажно, чтобы
все
это
время
не
снижалась
интеллектуальная
активность
играющих,
не
падала
заинтересованность к поставленной задаче.
Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы
решением задачи был занят только лишь один ребенок, а другие бездействовали. К примеру, в
игре «Что изменилось?» можно вызывать детей в порядке очереди, но в этом случае активной
умственной работой будет занят только один игрок, а другие будут лишь наблюдать. Как
правило, при таком способе проведения игры ребята быстро устают от долгого ожидания.
Иная ситуация наблюдается, если та же задача предлагается абсолютно для всех играющих:
они
обязаны
тщательно
проанализировать,
рассмотреть
и
запомнить
как
расположены
игрушки на столе, потом воспитатель закрывает игрушки либо дает детям возможность самим
закрыть глаза и переставляет игрушки. После этого, дети должны заметить изменения в
передвижении игрушек на столе.
Руководство
дидактическими
играми
в
разных
возрастных
группах
имеет
свои
собственные
характерные
черты.
В
младших
группах
воспитатель
сам
непосредственно
играет с детьми; поясняя им правила и ход игры, он сам первый узнает предмет на ощупь,
описывает иллюстрацию. В старших группах детям до начала игры воспитатель объясняет
задачи
и
правила
игры.
При
выполнении
игры
от
них
требуется
абсолютная
самостоятельность.
Во многих дидактических играх для старших дошкольников, как и в подвижных играх,
существуют элементы соревнования, и как итог в игре есть проигравший и победитель.
Зачастую это порождает у детей избыточное возбуждение, задор. Воспитателю не стоит
допускать этого. Необходимо воспитывать у детей доброе отношение друг к другу во время
игры, порождать стремление выполнить задание хорошо и ни в коем случае не допускать
насмешек над проигравшими, бахвальства победивших. Проигравшего ребенка необходимо
убедить в своих силах, предоставить возможность ему скорректировать свои ошибки, еще раз
отгадать
загадку.
Необходимо
обучить
детей
радоваться
удачи
друга,
приучить
их
справедливо разрешать споры, которые нередко могут возникнуть в игре.
В
игре
проявляются
и
характерные
черты
дошкольника,
выявляется
уровень
его
развития. По этой причине любая игра требует персонального подхода к каждому ребенку.
Педагог
обязан
брать
во
внимание
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка
при
подборе заданий, постановке вопроса: одному необходимо дать загадку полегче, а другому -
посложнее; одному необходимо оказать помощь наводящими вопросами, от другого требовать
наиболее
самостоятельного
решения.
Особого
внимания
требуют
дети
скромные,
стеснительные: в некоторых случаях такой ребенок знает ответ на загадку, но от своей
застенчивости не говорит, смущается и молчит. Воспитатель должен помочь ему справиться с
застенчивостью, подбадривать его, хвалить за каждую малейшую удачу, стараться чаще его
вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.
Рассмотрим игры, направленные на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного
возраста. Их можно поделить на несколько групп. Это игры, развивающие восприятие,
внимание, память, мышление и творческие способности.
Игры, которые направлены на формирование восприятия, развивают у ребенка умение
анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Подходя к концу
дошкольного возраста ребята должны с легкостью разбираться в цветах спектра, отличать их
оттенки. Дети должны знать такие основные геометрические формы как круг, овал, квадрат,
прямоугольник
и
треугольник,
а
также
уметь
подбирать
по
образцу
или
по
названию
предметы определенной формы.
Другая
группа
игр
нацелена
на
формирование
внимания.
Предлагаемые
игры
сформировывают
у
детей
способность
концентрироваться
на
определенных
сторонах
предмета или явления.
Следующая группа игр нацелена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, со
временем становится свободной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить
перед собой цель – запомнить что-либо и с наибольшим или наименьшим успехом подбирать
средства для выполнения поставленной цели, то есть средства, которые делаю процесс
запоминания легче.
Всем
нам
известно,
что
цвета
спектра
легче
запомнить
по
первым
буквам
фразы
«Каждый
охотник
желает
знать,
где
сидит
фазан».
Этим
секретам
запоминания
можно
научить и детей. Это поможет детям в развитии памяти.
И наконец, игры, которые помогают подготовить ребенка к школе. Это игры, которые
развивают у ребенка простые математические понятия, знакомят его со звуковым анализом
слова, готовят руку к овладению письмом.
Почти каждая игра имеет два варианта ее проведения – упрощенный и усложненный.
Поэтому, при организации и проведении игры, необходимо внимательно присмотреться к
нему,
дать
оценку
его
индивидуальным
особенностям.
В
случае,
если
ребенок
без
затруднений справляется с заданиями, можно предложить ему более сложные и, наоборот, в
случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых заданиях. Нельзя ускорять
выполнение заданий, упрекать ребенка в том, что он что-либо не умеет делать, даже если его
сверстники делают это легко и быстро.
Немаловажно
не
только
обучить
ребенка
чему-либо,
но
и
сформировать
в
нем
уверенность в себе, развить умение отстаивать свою собственную точку зрения. В основном
это касается выполнения каких – либо творческих заданий, имеющих под собой несколько
вариантов решения и которые не предполагают фиксированной оценки. Следует подготовить
ребенка к тому, чтобы он воспринимал критику в свой адрес без обид и умел выдвигать свои
новые идеи.
И все же здесь важны индивидуальные особенности характера каждого ребенка. Если он
является смелым и уверенным в себе, то с легкостью можно начинать учить его критически
оценивать свои ответы. В случае, если ребенок робок, стеснителен, нерешителен, то лучше
всего
начать
с
подбадривания
его
и
поддержки
любой
его
инициативы.
Если
ребенок
стремительно меняет задания, отделывается от них первым попавшимся словом, то хорошо
было
бы
заинтересовать
его
новым
заданием,
научить
находить
в
нем
нужные
детали,
насыщая уже знакомое дело новым содержанием.
Любая игра – это взаимодействие ребенка и взрослого, ребенка с другими детьми; это
школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успехам своих товарищей, и стойко
переносить свои невезения.
Доброжелательность, поддержка, царящая обстановка выдумки и фантазии – вот те
составляющие,
при
которых
игры
будут
полезны
для
развития
психического
здоровья
ребенка.
Литература
1.
Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А.Карабанова, Е.И.
Соловьева. М.: Просвещение, 2002. 160 с.
2.
Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание.
2005. № 4. 119 с.
3.
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000. 264 с.