Автор: Парфенова Дарья Сергеенва
Должность: педагог-организатор ткк "карнавал"
Учебное заведение: ГБНОУ "СПБГДТЮ"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: "Вселенная праздников"
Тема: Методическая разработка театрализованной игровой программы для учащихся 2-4 классов
Раздел: дополнительное образование
Вселенная праздников
театрализованная игровая программа для учащихся 2-4 классов
Автор программы: Дегтярёва Дарья Сергеевна,
педагог- организатор ТКК «Карнавал»
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие представлений детей о важных праздниках
России и создание условий для принятия детьми идеи программы:
1
«Каждый праздник - это ожидание радости и реальная возможность
творчески себя проявить».
Эта программа очень актуальна сегодня, потому что дети знают только самые
распространенные и известные праздники: День рождения, Новый год и 8-е марта, но
есть еще очень много важных и нужных праздников, о которых не всегда знают даже
взрослые, такие как: День матери, День земли, День города. Это идеологически важные
праздники, о них необходимо говорить, их нужно отмечать. Содержание и смысл
именно этих праздников раскрываются в моей программе.
«Вселенная праздников»
Пролог
2
Конфетиша и Подарок встречают детей около входа на игровую площадку. Перед
ними «праздничный портал», сделанный из кубиков.
Конфетиша - Здравствуйте ребята, скажите мне, какие бывают праздники?
(….)
Подарок- Правильно, а какой самый любимый праздник?
(…день рождения.)
Конфетиша - Существует Вселенная праздников и там сегодня самый главный день в
году - День рождения всех праздников!
Подарок - Но он может не состояться, так как случилось страшное вселеннотрясение,
из-за которого перемешались все праздники, а от некоторых остались только даты.
Конфетиша - Мы снарядили экспедицию и спасли почти все праздники, кроме трех, а
без них мы не сможем праздновать самый главный праздник.
Подарок - Ребята, а вы любите праздники?
(….)
Конфетиша - А вы нам поможете?
(….)
Подарок - Тогда нам нужно отправиться во вселенную праздников, а для этого мы
пройдем через вселенский праздничный портал: это дверь или арка, через которую
можно попасть в другое измерение, в нашем случае во Вселенную праздников - вот он.
Давайте все вместе возьмемся за руки и пройдем сквозь портал.
Проход через портал. Ведущие программы заводят ребят на круг.
Конфетиша - Ну что же, ребята, можно отправляться в дорогу.
Подарок – Нет. Мы же еще не познакомились с ребятами! Приятно познакомиться.
Я - Подарок.
Конфетиша - А я - Конфетиша! Ну, все - полетели!
Подарок- Как же мы полетим? Мы ребятам представились, а вот как их зовут, мы не
знаем!
Подарок - Точно, нужно познакомиться с ребятами! Друзья, как только вы услышите
свое имя - сделаете, то что мы вас попросим, хорошо!
Игра «Знакомство»
Ведущие называют имена ребят, присутствующих на празднике (они заранее узнали
их у классных руководителей), и просят выполнить те или иные движения.
3
1-……………………………….
………………………... Ромка
Похохочите очень громко.
2-………………………………..
……………………..Полиночка
Покружитесь, как снежиночки.
3-…………………………………
………………………..Виталик
Попищите, как комарик.
4-…………………………………
………………………….Марина
Потанцуйте, как балерины.
5-…………………………………
……………………………Алина
Походите, как пингвины.
6-………………………………...
………………………….Андрей
Аплодисментов не жалей!
Подарок - Вселенная праздников рада гостям,
Волшебный портал открылся друзьям!
Конфетиша - Чтобы никто нам не смог помешать,
Нужно волшебный портал разобрать.
Подарок - И я вас попрошу для начала
Взять по одному элементу портала.
Разбирается портал, каждый ребенок берет себе по одному кубику - детали портала.
Конфетиша - Все ребята с зелеными деталями, встаньте рядом друг с другом на линии
зеленых звездочек (линии, где располагаются дети, обозначены звездочками разного
цвета), у кого желтые детали соберитесь вместе на своей линии, а с красными
деталями – на своей.
Теперь вы три команды: КРАСНЫХ, ЖЕЛТЫХ и ЗЕЛЕНЫХ звездочек.
Подарок - Посмотрите, на деталях есть буквы, из которых нужно составить слова, без
этих слов не бывает ни одного праздника.
Конфетиша - Каждая команда получит подсказку - открытку со словом, которое нужно
составить. Но и здесь вселеннотрясение оставило свой след, буквы в словах
перемешались.
4
Подарок - Нужно понять, что это за слово написано на вашей открытке и составить его
из букв, которые находятся на элементах портала.
Конфетиша - Это нужно сделать, как можно быстрее.
ИГРА «Составь слово»
Команды получают открытку со словом, в котором буквы переставлены
местами, ребятам нужно понять, что за слово написано на открытке, и составить
его из букв, которые находятся на частях портала: ПОДАРОК, РАДОСТЬ, СЮРПРИЗ.
Подарок - Все команды молодцы, справились с заданием. Эти слова и есть ваш пропуск
на борт звездных воздушных шаров, на которых мы сегодня отправимся спасать
праздники!
Конфетиша - Те ребята, которые держали в руках зеленые детали портала, садитесь,
пожалуйста, в воздушный шар с зеленой корзиной, те, кто с желтыми - в желтый, кто с
красными - в красный.
Подарок - Теперь мы с вами стали экипажами воздушных шаров.
Подарок показывает первый лист праздничного календаря, на котором осталась
только дата - 27 ноября.
Конфетиша - А это первый праздник, который мы должны спасти.
I эпизод. «День матери»
Конфетиша - Отправляемся в дорогу, а что бы в пути нам было весело, мы с Подарком
будем петь песенку, а вы в конце каждой строчки говорите слово «праздник», хорошо?
Песня- игра «Веселый перелёт»:
Конфетиша – Веселье, дружба и смех- это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Юмор, подарки для всех –это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Наша планета Земля-это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Сюрпризы делать друзьям- это…
5
Ребята - праздник!
Конфетиша - На воздушных шарах лететь - это праздник
На помощь друзьям успеть - это…
Ребята - праздник!
Автор: Дегтярева Д. С.
Муз.: Елизаров О. А.
На видео: заставка динамичного звездного неба. Музыка полета.
Конфетиша - Мы прибыли!
Падет подарок, незаметно привязанный леской.
Подарок - Упал праздник. Ребята, падающий праздник у нас во вселенной, это тоже,
что падающая звезда у вас на Земле. А что делают, когда падает звезда? Да, конечно же,
загадывают желание. Загадайте скорее свое самое заветное желание и оно обязательно
сбудется!
Дети загадывают желание. Ведущие заглядывают в коробку с подарком.
Конфетиша – Здесь написано, что у этого праздника есть свое созвездие, но после
вселеннотрясения некоторые звезды пропали, нам нужно восстановить созвездие и
тогда мы поймем, что это за праздник.
На экране загорается звездное небо, на котором постепенно будут загораться
звезды и в конце выстроятся в слово МАМА.
Подарок - Нужно ответить на вопросы о праздниках, за каждый правильный ответ в
созвездии будет загораться недостающая звезда, а если вы правильно ответите на все
вопросы, то появится созвездие. И мы узнаем, что это за праздник.
ИГРА «Звездные вопросы»
Ребята отвечают на вопросы о праздниках, написанные на звездочках, как
только они дают правильный ответ, на экране загорается звезда. Когда ребята
правильно ответят на все вопросы, загорается 7 звездочек и они
выстраиваются в слово МАМА.
8 марта
Солнышко сияет ярко,
За окном звенит капель
6
К маме спешу я с подарком
В……(Международный женский день).
1 января.
Музыкальный вопрос.
Звучит мелодия песенки «В лесу родилась елочка…»
Это праздник …. (Новый год)
21 ноября.
При встрече нужно шляпу снять,
Здороваясь, руку нужно пожать,
О друге отозваться лестно
Это праздник … (День приветствий)
1 апреля.
Звук заливистого смеха.
Это праздник …(День смеха)
23 февраля.
Дедушке, папе и старшему брату
Летчику, моряку и солдату
Прокричим мы три раза ура
В праздник….(23 февраля – День защитников Отечества)
9 мая
Музыкальный вопрос
Звучит мелодия песни «Этот день победы…»
Это праздник … (День победы)
12 июня
Праздник наша страна отмечает,
12 июня каждый знает.
Нет страны красивей
Это- …(День России.)
Конфетиша - Ребята, как вы думаете, что за праздник символизирует это созвездие?
День матери. Этот праздник отмечается каждый год в последнее воскресенье ноября, в
этом году День матери отмечали 27 ноября. Я предлагаю вам подарить нашим мамочкам
большие красивые букеты.
ИГРА «Букет маме»
Все ребята превращаются в цветы. Пока играет музыка, дети танцуют так,
как показывает Подарок. Как только останавливается музыка, называется
число. Именно таким количеством ребята должны собраться в кружки, образуя
« букеты», которые и будем дарить маме.
7
Танец-игра в стихах
Только солнышко взойдет,
Цветок на клумбе расцветет,
И от счастья закружится,
Затанцует, зарезвится.
Внезапно ветерок подул,
Цветочек вправо покачнул,
Цветочек влево покачнул.
А теперь вот мой совет-
По три цветочка встань в букет.
(по пять цветочков встань в букет, все вместе мы встанем в огромный букет).
Автор стихов: Дегтярёва Д.С.
Конфетиша – Ну, вот еще с одним заданием мы справились и спасли еще один
праздник.
Открывается название праздника, которое Подарок прикрепляет к календарю
под торжественную музыку.
Конфетиша - А вот и следующий праздник.
Подарок показывает еще один лист праздничного календаря. Но он пустой, на
нем нет ни названия праздника, ни даты.
II эпизод. «День города Санкт-Петербурга»
Конфетиша - Прошу занять свои места в корзинах воздушных шаров, мы отправляемся
дальше.
Песня- игра «Веселый перелёт»:
Конфетиша - Веселье дружба и смех- это…
Ребята- праздник!
Конфетиша - Юмор, подарки для всех – это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Наша планета Земля - это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Сюрпризы делать друзьям - это…
8
Ребята - праздник!
Конфетиша - На воздушных шарах лететь - это праздник,
На помощь друзьям успеть – это…
Ребята - праздник!
Автор стихов: Дегтярева Д. С.
Муз.: Елизаров О. А.
На видео: заставка динамичного звездного неба. Музыка полета.
Подарок - Прибыли!
Стук в дверь.
Конфетиша открываетдверь, на пороге стоит подарок.
Конфетиша - А вот еще один праздник, о нем мы не знаем ничего, даже даты, нам будет
очень сложно его спасти, давайте посмотрим, что там внутри?
Достает фотографии скульптур: Памятник Екатерине Великой на площади
Островского, памятник Крылову в Летнем саду и скульптура квадриги с
Аполлоном на Александринском театре.
Подарок - Здесь фотографии скульптур и памятников. Конфетиша, очевидно, их надо
суметь изобразить и узнать.
ИГРА «Памятник»
Командам раздается по одной фотографии с изображением скульптур:
памятник Екатерине Великой на площади Островского, Квадрига на
Александринском театре и памятник Крылову в Летнем саду.
Каждая команда «строит» свою скульптуру так, что бы ни один из членов
экипажа не остался в стороне.
Зрители угадывают, где какой памятник. Команда, лучше других справившаяся
заданием, получает подарок.
Параллельно ведущие сравнивают скульптуры детей с их изображением
на видео.
Конфетиша - А в каком городе можно увидеть эти памятники? Что это за праздник?
День города - какого? День города Санкт-Петербурга! Какого числа его отмечают?
27 мая, в день основания Петропавловской крепости.
Подарок - Вот мы с вами и восстановили еще один праздник.
9
Открывается еще один листок праздничного календаря и вывешивается под
торжественную музыку.
Конфетиша - А вот последний праздник, который мы должны спасти.
Показываем лист календаря, на котором написано: 22 апреля.
III эпизод. «Всемирный день Земли».
Подарок - Отправляемся в дорогу.
Песня- игра «Веселый перелёт»:
Конфетиша - Веселье дружба и смех- это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Юмор, подарки для всех – это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Наша планета Земля-это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - Сюрпризы делать друзьям - это…
Ребята - праздник!
Конфетиша - На воздушных шарах лететь - это праздник
На помощь друзьям успеть – это…
Ребята - праздник!
На видео: заставка динамичного звездного неба. Музыка полета.
На полу стоит подарок, который начинает светиться изнутри..
Конфетиша – Ой, посмотрите, подарок светится!
Подарок - Давайте скорее посмотрим, что у него внутри, может быть там есть какие-то
подсказки! Так, что это? Колокольчики!
Ведущие открывают подарок, достают мешочки с колокольчиками, раздают их
ребятам.
Конфетиша – Ребята, возьмите каждый по одному колокольчику. Теперь все, у кого
колокольчики с надписью Австралия, встаньте возле флага Австралии , все, у кого
10
колокольчики с надписью Россия - возле Российского флага, Бразилия – возле флага
Бразилии. Аргентина, Мексика, Турция – у флагов этих стран.
А теперь, я буду петь песню, и как только вы услышите свою страну, сразу звоните в
колокольчик.
Игра «Колокол мира»
Песня-игра. Ребятам раздаются колокольчики. С помощью маленьких флагов
ребята делятся в группы: Россия, Аргентина, Бразилия, Австралия, Турция,
Мексика. Конфетиша поет песню, а ребята, как только услышат название своей
страны, должны громко зазвонить в колокольчики.
Песня- игра.
Колокольный звон лети,
Все страны обними в пути,
Континенты, города,
Мир чтоб в мире был всегда.
Колокол звенит в России, в Аргентине перезвон,
Заливается в Бразилии и в Австралии дин -дин -дон.
В Турции и в Мексике всюду слышен он
И запели во всех странах под его дин -дон.
Колокольный звон лети,
Все страны обними в пути,
Континенты, города,
Мир чтоб в мире был всегда.
В Мексике и Турции в Бразилии, России,
В солнечной Австралии и даже в Аргентине.
- А теперь давайте позвеним в колокольчики все вместе!
Колокольный звон лети,
Все страны обними в пути,
Континенты, города,
Мир чтоб в мире был всегда.
Автор слов: Дегтярева Д. С.
Автор муз.: Елизаров О.А.
Ребята перестают звенеть. Откуда-то все равно доносится колокольный звон.
Конфетиша - Ребята, это вы звените? Нет, откуда же тогда этот звон? Кажется из
подарка…
11
Открывается подарок. Раздается звонкий колокольный звон. Ведущие достают
из подарочной коробки светящийся глобус.
На экране появляется изображение большого колокола с надписью «Да
здравствует всеобщий мир во всем мире».
Конфетиша - Ребята, я поняла, это же Колокол Мира. В этот праздник, в разных
странах, по традиции, звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить
всепланетную общность.
Подарок - Он звонит во всех этих странах каждый год в один и тот же день - 22 апреля.
Что же за праздник отмечается в этот день?
Конфетиша - «Всемирный день земли». Давайте еще раз окружим нашу планету
колокольным звоном, который олицетворяет единение народов и мир во всем мире!
Подарок - Вот мы и отгадали последний праздник! Ура!
Подарок - Мы с вами восстановили все три праздника!
Прикрепляется еще одна страничка к праздничному календарю.
Торжественная музыка.
Конфетиша - И это значит, что самый главный праздник во вселенной – «День
рождения всех праздников», обязательно состоится! Спасибо вам, ребята!
Финал.
Подарок - Какой же праздник без салюта? Вот и в «День рождения всех праздников» он
обязательно будет.
Игра «Салют»
Ведущие объясняют детям условия игры:
Все девочки делают так: «Пи-и-и-и-у!»
Все мальчики: «Ба - бах!»
А все взрослые - хлопают в ладоши и кричат «Ура!».
В конце игры, на экране, проецируется настоящий салют. Загорается
праздничный портал.
Конфетиша - Ребята, посмотрите, портал снова открылся, а это значит, что пришло
время прощаться. Спасибо вам большое! Вы нам очень помогли и спасли Вселенную
праздников.
Подарок - Без вас у нас никогда бы не состоялся самый главный день в году - «День
рождения всех праздников»! Ура!
12
Конфетиша - Эти колокольчики мира оставьте себе, и когда вам станет грустно,
позвоните в колокольчик, и вы обязательно услышите в ответ колокольный звон с
другого конца планеты и на душе станет немного теплее.
Подарок – К колокольчикам привязаны маленькие конвертики, внутри которых вы
найдете семечки очень красивых цветов. Когда придете домой, посадите их у себя на
подоконнике, а 22 апреля высадите эти цветы рядом с домом или на даче и таким
образом вы украсите Землю и поздравите ее с праздником.
Конфетиша - А как только появятся росточки сфотографируйте их и пришлите нам на
электронную почту, у нас во вселенной тоже есть интернет, адрес вы найдете в
праздничных конверта и все вместе будем наблюдать за ростом наших растений.
Подарок - А что бы выйти через волшебный портал, нам нужно опять взяться крепко-
крепко за руки и теперь первым пойду я, а вы все идите за мной!
Конфетиша – До скорой встречи!
Ребята выходят.
Конец.
Список использованной литературы:
Необходимый реквизит:
1.
Мягкие кубики с буквами (для построения портала).
2.
Слова: подарок, радость, сюрприз ( написанные на открытках, и с
переставленными местами буквами).
3.
Заготовки для игры «Знакомство»:
13
(-……………………………….
………………………... Ромка
В похохочите очень громко.
-………………………………..
……………………..Полиночка
Покружитесь, как снежиночки.
-…………………………………
………………………..Виталик
Попищите, как комарик.
-…………………………………
………………………….Марина
Потанцуйте, как балерины.
-…………………………………
……………………………Алина
Походите, как пингвины.
-………………………………...
………………………….Андрей
Аплодисментов не пожалей).
И список имен класса.
4. Три «корзины воздушных шаров» для команд ( стулья, табуретки).
5. Праздничный календарь.
6. Звезды с вопросами+ видео сопровождение.
7. Подарок повешенный на прозрачной леске+ножницы.
8. Подарок в котором находятся фотографии скульптур: Памятник Екатерине
Великой на площади Островского, памятник Крылову в Летнем саду и скульптура
квадриги с Аполлоном на Александринском театре.
9. Колокольчики с названиями стран ( по количеству участников)
10. 6 маленьких флагов стран.
11. Светящийся глобус.
12. Видео салюта.
14
Список использованной литературы.
1.
Генкин Д.М. Массовые праздники. М.,1975
2.
Глан Б.Н Праздник всегда с нами.М.1988.
3.
Массовые праздники и зрелища. Сборник. М.,1961.
4.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.- Технология игры в обучении и развитии:
Учебное пособие. - М.: МПУ, 1996. 268 с.
15
5.
Праздник под созвездием игры 1,2,3 выпуск, Спб Социальная литература.
6.
Розовский М.Режиссёр зрелищ. М.,1973.
7.
Самойленко В.М.Массовые музыкальные представления. Театрализованный концерт
М.1989.
8.
Триадский В.А.Основы режиссуры театрализованного представления. М.,1985
9.
Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта.
Л.,1974.
10.Чечётин А.И.Основы драматургии театрализованных представлений. М.,1981.
11.Шароев И.Г.Театр народных масс. М.,1978
12.Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.,1986
.
13. Карелова И. М. статья «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем,
воплощаем» (журнал «Воспитание школьников» № 3 ,2010 г.)
14. Карелова И.М.Проектирование игровых досуговых программ (учебно-методическое
пособие) СпБ., 2011
15.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа. 1994. 240с.
16.Шмаков С.А. Уроки детского досуга: в помощь педагогу-экспериментатору,
классному руководителю / С.А.Шмаков. – М., 1992. – 56 с.
16