Автор: Сараева Людмила Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №67 имени Героя РФ Шатова В.Н.
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Литературные произведения Л.Н.Толстого в начальной школе".
Раздел: начальное образование
Доклад «Литературные произведения Л.Н.Толстого в начальной школе».
«Школа – мое детище, ребята – моя поэзия и любовь»
Л.Н. Толстой
Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть
современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства,
именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется
мировоззрение, идеалы.
Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. Книги,
предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного
читателя. Полтора века назад Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать
такие произведения. Поэтому рассказы Толстого актуальны до сих пор. Меняется
жизнь, развивается технический прогресс, а слова писателя понятны детям во все
времена.
Младший школьный возраст-очень важныйпериод в становленииличности
ребенка. Дети быстро растут , развиваются,постигают моральныенормы общества, в
котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников.Чтобы у
них были друзья,от которых можно получить поддержкусвоим интересам,одобрение
при успехе,помощь в случае неудачи,радоваться успехам друзей. Эти качества ему
пригодятся в дальнейшей, школьной жизни. Но они не придут к ребенку сами собой.
Их надо воспитывать.
Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Он показал, что взгляд взрослых
на ребенка должен содержать в своей основе любовь, как способ мировосприятия и
мироотношения.
Это наше большое счастье,счастье всего человечества, что Л.Н. Толстой обратился к
вопросам педагогики.
Одной из важнейших задач своей жизни Л. Н Толстой считал образование всего
народа. «Я хочу образование для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там
Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».
Это стремление служить всемерно народу руководило Толстым в его работе над
«Азбукой».
“Азбука” графа Л.Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени
оправдала надежды автора.
Для начальной школы разработаны специальные программы и учебники на базе
толстовской « Азбуки» и «Новой азбуки».
Большое место в современных программахобучения в начальной школе занимает
творчество Л.Н.Толстого. В программе «Литературное чтение в начальной школе»
по УМК «Начальная школа 21 века» в течение четырех лет обучения
прослеживается линия произведений Л.Н.Толстого.
Так , в первом классе изучается 2 произведения : «Косточка» , «Солнце и ветер».
Во-втором 5 произведений, в 3 классе 6 произведений.
В 4 классе произведениям Л. Н.Толстого посвящена рубрика.
Всего в учебники «Литературное чтение» под редакцией ЕфросининойЛ.А.включено
20 произведений великого писателя – гуманиста.
На протяжении 4 лет обучения дети знакомятся с разными произведениями
Толстого.
Но особое внимание хотелось бы уделить рассказам одетях.
Целью рассказов о детях, созданных Л.Н. Толстым, было не развлечь, а научить
маленького слушателя важным жизненным истинам. Такое произведение должно
сочетать в себе простоту слова, доступность повествования детскому восприятию.
Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. В связи с
этим повествование в произведениях организовано особым образом.
В ходе своей работы я выявила следующие особенности художественного
повествования, которые помогают писателю находить отклик в душе юного
читателя.
Большинство героев рассказа Л.Н.Толстого не имеют имен. Автор называет их
«старшая девочка», «младшая девочка», «мальчик», «внучек», «ребята». На мой
взгляд, это связано с тем, что образ ребёнка обобщен, то есть любой из нас может
оказаться в подобной ситуации и испытать похожие чувства. Читая произведение,
каждый может почувствовать себя на месте главного героя, попробовать сделать
собственный выбор в создавшейся ситуации.
Очень редко автор отходит от этой закономерности, но, даже давая своему герою
имя, Толстой делает это не случайно. Всем известен мальчик Филипок. Автор
использует в имени героя уменьшительно-ласкательный суффикс, который выражает
авторское отношение к персонажу. В нем автора привлекает смелость,
любознательность, стремление к новому, способность ради своей цели преодолевать
любые препятствия. Писателю хочется, чтобы эти качества развивал в себе каждый
его маленький читатель.
В рассказах Л.Н.Толстого отсутствует и описание внешности героев. В редких
случаях автор описывает предмет, принадлежащий герою. Например, в рассказе
«Филипок» у главного героя была старая отцовская шапка. Эта деталь помогает
показать, что маленький мальчик стремится быть взрослым.
Отсутствие имен и описания внешности связано с тем, что в центре внимания
Толстого находится внутренний мир маленького героя, его сомнения или
переживания.
Изображение действительности в рассказах дано глазами детей. Сам язык
произведений стилизован автором под детскую речь.
Ярким примером этого является быль «Как мальчик рассказывал про то, как его в
лесу застала гроза». Рассказ ведется от лица главного героя. В нем отсутствуют
подробные описания, а предложения выстроены так, что создается впечатление,
будто это речь маленького ребенка: «Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти
домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело .А в рассказе «Косточка»
писатель с предельной лаконичностью передает мучительное желание Вани съесть
сливы: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень
хотелось съесть» .
Таким образом, Л.Н.Толстой понимал, что дети видят мир иначе, чем взрослые. Он
намеренно избирает подобную манеру повествования, упрощает и предельно
сокращает предложения, отказываясь от длинных описаний. Язык произведений
понятен маленькому читателю, герои говорят так же, как и он сам. Это помогает
ребёнку представить ситуацию, описанную в рассказе, оказаться на месте главного
героя, проанализировать его поступки и получить свои первые жизненные уроки.
Сюжеты рассказов Л.Н.Толстого очень драматичны. Чтобы раскрыть характер
маленького героя Толстой нередко показывает их в ситуациях, в которых им
предстоит сделать сложный выбор, от которого порой зависит жизнь.
В рассказе «Прыжок» главный герой чуть не погиб, оказавшись на краю
перекладины мачты. Ему предстоял сложный выбор: разбиться о палубу или
прыгнуть в бездну морских волн. В критический момент «мальчик размахнулся
головой вниз и прыгнул» - преодолев свой страх, он выбрал жизнь
Таким образом, Толстой хочет сказать читателю, что дети тоже способны принимать
правильные решения в экстремальных ситуациях, проявляя смекалку, смелость,
интуицию. Они находят выход из таких ситуаций, в которых не каждый взрослый
способен сделать правильное решение.
В изображении детей присутствует особый психологизм, основанный на контрасте
их душевных переживаний. Причем их чувства прямо не описаны автором, а
переданы через действия. В рассказе «Косточка» главный герой испытывает чувство
жгучего стыда за съеденную без спроса сливу. Мы понимаем его переживания
благодаря фразам: «Ваня покраснел», «Ваня побледнел», «заплакал» . Автор
предоставляет читателю право самому разобраться в чувствах героя и сделать
правильные выводы. Таким образом, Толстой подчеркивает, что дети способны на
сильные чувства и душевные переживания. Они совершают ошибки, приобретают
жизненный опыт и порой дают уроки даже взрослым.
Среди героев, созданных Л.Н. Толстым, нет идеальных, поступающих всегда
правильно. Этот авторский замысел помогает нам понять, что совершить
неправильный поступок может каждый. Однако и исправить последствия этого
поступка должен тоже каждый.
Создавая рассказы, Л. Н. Толстой ставил перед собой цель не развлечь маленького
читателя, а преподнести ему серьезные жизненные уроки, заставить задуматься над
собственным выбором в похожей ситуации.
В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много
положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль,
было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам
его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям,
уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать
творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого
отдельного учащегося.
Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший
оригинальный педагог-мыслитель и новатор. Л. Н. Толстой ведет нас
путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в
раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет
спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому
понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии
своего гуманизма и мудрости Его имя как великого педагога-гуманиста
бессмертно.