Напоминание

"Литературные произведения Л.Н.Толстого в начальной школе".


Автор: Сараева Людмила Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №67 имени Героя РФ Шатова В.Н.
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: "Литературные произведения Л.Н.Толстого в начальной школе".
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад «Литературные произведения Л.Н.Толстого в начальной школе».

«Школа – мое детище, ребята – моя поэзия и любовь»

Л.Н. Толстой

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть

современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства,

именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется

мировоззрение, идеалы.

Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. Книги,

предназначенные для детского чтения, должны находить отклик в душе юного

читателя. Полтора века назад Л. Н Толстому удалось найти такие слова, создать

такие произведения. Поэтому рассказы Толстого актуальны до сих пор. Меняется

жизнь, развивается технический прогресс, а слова писателя понятны детям во все

времена.

Младший школьный возраст-очень важныйпериод в становленииличности

ребенка. Дети быстро растут , развиваются,постигают моральныенормы общества, в

котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников.Чтобы у

них были друзья,от которых можно получить поддержкусвоим интересам,одобрение

при успехе,помощь в случае неудачи,радоваться успехам друзей. Эти качества ему

пригодятся в дальнейшей, школьной жизни. Но они не придут к ребенку сами собой.

Их надо воспитывать.

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Он показал, что взгляд взрослых

на ребенка должен содержать в своей основе любовь, как способ мировосприятия и

мироотношения.

Это наше большое счастье,счастье всего человечества, что Л.Н. Толстой обратился к

вопросам педагогики.

Одной из важнейших задач своей жизни Л. Н Толстой считал образование всего

народа. «Я хочу образование для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там

Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».

Это стремление служить всемерно народу руководило Толстым в его работе над

«Азбукой».

“Азбука” графа Л.Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени

оправдала надежды автора.

Для начальной школы разработаны специальные программы и учебники на базе

толстовской « Азбуки» и «Новой азбуки».

Большое место в современных программахобучения в начальной школе занимает

творчество Л.Н.Толстого. В программе «Литературное чтение в начальной школе»

по УМК «Начальная школа 21 века» в течение четырех лет обучения

прослеживается линия произведений Л.Н.Толстого.

Так , в первом классе изучается 2 произведения : «Косточка» , «Солнце и ветер».

Во-втором 5 произведений, в 3 классе 6 произведений.

В 4 классе произведениям Л. Н.Толстого посвящена рубрика.

Всего в учебники «Литературное чтение» под редакцией ЕфросининойЛ.А.включено

20 произведений великого писателя – гуманиста.

На протяжении 4 лет обучения дети знакомятся с разными произведениями

Толстого.

Но особое внимание хотелось бы уделить рассказам одетях.

Целью рассказов о детях, созданных Л.Н. Толстым, было не развлечь, а научить

маленького слушателя важным жизненным истинам. Такое произведение должно

сочетать в себе простоту слова, доступность повествования детскому восприятию.

Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. В связи с

этим повествование в произведениях организовано особым образом.

В ходе своей работы я выявила следующие особенности художественного

повествования, которые помогают писателю находить отклик в душе юного

читателя.

Большинство героев рассказа Л.Н.Толстого не имеют имен. Автор называет их

«старшая девочка», «младшая девочка», «мальчик», «внучек», «ребята». На мой

взгляд, это связано с тем, что образ ребёнка обобщен, то есть любой из нас может

оказаться в подобной ситуации и испытать похожие чувства. Читая произведение,

каждый может почувствовать себя на месте главного героя, попробовать сделать

собственный выбор в создавшейся ситуации.

Очень редко автор отходит от этой закономерности, но, даже давая своему герою

имя, Толстой делает это не случайно. Всем известен мальчик Филипок. Автор

использует в имени героя уменьшительно-ласкательный суффикс, который выражает

авторское отношение к персонажу. В нем автора привлекает смелость,

любознательность, стремление к новому, способность ради своей цели преодолевать

любые препятствия. Писателю хочется, чтобы эти качества развивал в себе каждый

его маленький читатель.

В рассказах Л.Н.Толстого отсутствует и описание внешности героев. В редких

случаях автор описывает предмет, принадлежащий герою. Например, в рассказе

«Филипок» у главного героя была старая отцовская шапка. Эта деталь помогает

показать, что маленький мальчик стремится быть взрослым.

Отсутствие имен и описания внешности связано с тем, что в центре внимания

Толстого находится внутренний мир маленького героя, его сомнения или

переживания.

Изображение действительности в рассказах дано глазами детей. Сам язык

произведений стилизован автором под детскую речь.

Ярким примером этого является быль «Как мальчик рассказывал про то, как его в

лесу застала гроза». Рассказ ведется от лица главного героя. В нем отсутствуют

подробные описания, а предложения выстроены так, что создается впечатление,

будто это речь маленького ребенка: «Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти

домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело .А в рассказе «Косточка»

писатель с предельной лаконичностью передает мучительное желание Вани съесть

сливы: «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень

хотелось съесть» .

Таким образом, Л.Н.Толстой понимал, что дети видят мир иначе, чем взрослые. Он

намеренно избирает подобную манеру повествования, упрощает и предельно

сокращает предложения, отказываясь от длинных описаний. Язык произведений

понятен маленькому читателю, герои говорят так же, как и он сам. Это помогает

ребёнку представить ситуацию, описанную в рассказе, оказаться на месте главного

героя, проанализировать его поступки и получить свои первые жизненные уроки.

Сюжеты рассказов Л.Н.Толстого очень драматичны. Чтобы раскрыть характер

маленького героя Толстой нередко показывает их в ситуациях, в которых им

предстоит сделать сложный выбор, от которого порой зависит жизнь.

В рассказе «Прыжок» главный герой чуть не погиб, оказавшись на краю

перекладины мачты. Ему предстоял сложный выбор: разбиться о палубу или

прыгнуть в бездну морских волн. В критический момент «мальчик размахнулся

головой вниз и прыгнул» - преодолев свой страх, он выбрал жизнь

Таким образом, Толстой хочет сказать читателю, что дети тоже способны принимать

правильные решения в экстремальных ситуациях, проявляя смекалку, смелость,

интуицию. Они находят выход из таких ситуаций, в которых не каждый взрослый

способен сделать правильное решение.

В изображении детей присутствует особый психологизм, основанный на контрасте

их душевных переживаний. Причем их чувства прямо не описаны автором, а

переданы через действия. В рассказе «Косточка» главный герой испытывает чувство

жгучего стыда за съеденную без спроса сливу. Мы понимаем его переживания

благодаря фразам: «Ваня покраснел», «Ваня побледнел», «заплакал» . Автор

предоставляет читателю право самому разобраться в чувствах героя и сделать

правильные выводы. Таким образом, Толстой подчеркивает, что дети способны на

сильные чувства и душевные переживания. Они совершают ошибки, приобретают

жизненный опыт и порой дают уроки даже взрослым.

Среди героев, созданных Л.Н. Толстым, нет идеальных, поступающих всегда

правильно. Этот авторский замысел помогает нам понять, что совершить

неправильный поступок может каждый. Однако и исправить последствия этого

поступка должен тоже каждый.

Создавая рассказы, Л. Н. Толстой ставил перед собой цель не развлечь маленького

читателя, а преподнести ему серьезные жизненные уроки, заставить задуматься над

собственным выбором в похожей ситуации.

В разностороннем педагогическом творчестве Толстого было много

положительных сторон, обогативших русскую педагогическую мысль,

было много ценного и оригинального. К этим положительным чертам

его педагогического учения относятся глубокая любовь к детям,

уважение к личности ребенка, умение пробуждать и развивать

творчество детей, тонкий психологический анализ особенностей каждого

отдельного учащегося.

Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший

оригинальный педагог-мыслитель и новатор. Л. Н. Толстой ведет нас

путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в

раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет

спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому

понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии

своего гуманизма и мудрости Его имя как великого педагога-гуманиста

бессмертно.



В раздел образования