Напоминание

"Интегрированное занятие как средство повышения качества знаний обучающихся"


Автор: Новикова Марина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: г. Фролово, Волгоградская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированное занятие как средство повышения качества знаний обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Новикова Марина Николаевна,

педагог дополнительного образования

муниципального казённого учреждения

дополнительного образования

городского округа город Фролово

Ключевые слова: дополнительное образование детей, интеграция, технологии.

Сегодня

для

повышения

качества

знаний

обучающихся

по

дополнительным

общеразвивающим программам от педагога требуется новый подход к организации образовательно-

воспитательного

процесса

в

учреждениях

дополнительного

образования.

В

педагогической

профессиональной деятельности всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже

не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий

обучения.

Отличием

педагогических

технологий

от

любых

других

является

то,

что

они

способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему

обучающихся.

В

зависимости

от

поставленных

целей,

выбора

форм,

методов,

педагогических

технологий определяется качественно новый результат уровня образования.

Так,

для

достижения

образовательных

результатов

моей

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга ремёсел» применяются элементы

нескольких технологий: эвристического, личностно-ориентированного и проблемного обучения,

арт-технологии, технологии сотрудничества и музейной педагогики.

Для более полного, насыщенного образовательного процесса на учебных занятиях активно

используются современные педагогические интеграционные формы. Интеграция (от лат. integratio

«вставка»)

восстановление,

объединение

частей

в

одно

целое,

причем

не

механическое

соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интегрированный подход к современному

образованию

предполагает

изменение

содержания

и

методов

обучения,

которые

обеспечивают

жизненность

ведущих

интегрированных

принципов:

личностного

восприятия,

личностной

ответственности за свою деятельность.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной

сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в

широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение, проводится

систематически.

Например,

при

освоении

дополнительной

программы

«Радуга

ремёсел»

реализуются

взаимосвязи

с

различными

видами

искусства

и

художественной

деятельности:

музыкой,

придумыванием сказок, чтением стихов и перспективные межпредметные связи (опережающее

знакомство с геометрией, черчением, биологией, информатикой и т.д.)

Структура интегрированных занятий отличается от классических четкостью, компактностью,

сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе, большой

информативностью материала. Структура требует особенной четкости, продуманной и логической

взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при

условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования

современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много

интересных

и

действенных

приемов

обучении

детей.

Они

предполагают

обязательное

развитие

творческой

активности

обучающихся,

развивают

их

потенциал,

побуждают

к

активному

познанию

окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию

личности, коммуникативных способностей.

Пример

интеграции

программ

дополнительного

образования

художественной

направленности:

декоративно-прикладное,

народное

творчество,

мировая

культура,

искусство

(музыка, литература, живопись, театр, танец).

Бинарное занятие - одна из форм интеграции.

В общем смысле бинарное обучение это такая

организация учебного процесса, которая одновременно организует познавательную деятельность и

формирование практических умений, навыков. Бинарное занятие можно рассматривать как одну из форм

интеграции теоретического и практического обучения. Из самой природы бинарного обучения вытекают

следующие принципы:

Функциональная динамичность.

В

ней

на

высоком

уровне

проявляется

динамика

реализации

педагогических

функций,

обеспечивается смена реализации одних функций другими. Процессы усвоения и формирования

взаимосвязаны, переходят друг в друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Любое

отступление от этого принципа будет возврат к изолированному традиционному обучению.

Принцип опережающей роли познавательной деятельности.

Вооружение учащихся теми или иными знаниями – не самоцель, а главное – подготовить

человека к практическим действиям. Знания – ориентировочная основа. Без умений нет навыков.

Навыки

база

умений

и

основа

их

развития.

Умения

без

знаний

невозможны.

«Знания

непосредственно питают умения и ориентируют действия личности» - так практикует педагогика. С

этим нельзя не согласиться. Человек не в состоянии выполнять те или иные действия, не приобретя

ориентировочную основу в собственных действиях. Иначе, чтобы действовать, нужно знать, как

действовать.

Нарушение

этой

логики

может

быть

допущено

при

создании

проблемных

педагогических ситуаций. В этом случае практическое действие направлено не столько на отработку

умений, навыков, сколько на формирование познавательной самостоятельности через решение

учебной проблемы. Во всех других познавательная деятельность опережает.

Принцип возрастающей интеграции знаний, умений, навыков.

Общеизвестно, что главный смысл обучения вообще заключается в подготовке человека к

самостоятельной

практической

деятельности.

При

бинарном

обучении

процесс

протекает

как

непрерывная

смена

шагов

в

обучении.

Усваиваемые

знания

не

являются

однородными,

они

развернутого характера – вся их совокупность переводится в плоскость практического действия.

Такая логика возрастающей интеграции не должна нарушаться, иначе каждое нарушение вызовет

учебные затруднения. Характер учебной информации изменяется в зависимости от фазы занятия.

Он также претерпевает интеграцию.

Бинарное обучение – процесс индуктивно-дедуктивный: от частностей к обобщению и от

обобщений к новым частностям. Информация всегда будет носить интегрированный характер,

всегда будет качественно новой. Умея применять усвоенные знания и обладая соответствующими

навыками,

обучающийся

в

конечном

счете

приобретает

самостоятельность.

Такая

самостоятельность именно и есть интегративные знания, умения, навыки. В соответствии с этим

принципом педагог дозирует учебный материал и деятельность учащихся таким образом, чтобы

переход от одного учебного шага к другому, от одной фразы к другой был не простой сменяемостью,

а был подчинен обеспечению возрастающей интеграции.

Основу

бинарного

обучения

составляет

шаговая

организация

познавательной

и

практической деятельности учащихся.

При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов

обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные,

контроля, анализа, совершенствования. Лучше всего сочетаются:

1. Метод контроля (устный опрос).

2. Показательный (упражнения, разъяснение).

3. Диалогический.

4. Алгоритмический.

5. Частично-поисковый, исследовательский.

6. Аналитический.

При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую

форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться,

образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить

за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала. Процесс управления

познавательной

деятельностью

представляет

собой

первый

шаг

обучение,

второй

шаг

управление

процессом

формирования

умений.

Поэтому

одностороннее

применение

методов

в

принципе невозможно.

Что дает бинарное обучение?

1.Повышение качества знаний и формирование умений, навыков.

Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва.

Практические

действия

непосредственно

вплетаются

в

мыслительную

познавательную

деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых

знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и

более

высокой

в

отношении

пройденных.

Мыслительный

процесс

(запоминание)

сменяется

созерцанием

наглядных

средств,

затем

переход

к

предметам

деятельности

и

практическим

действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.

Существенной особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает

напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (рационально чередуются).

2. Повышение познавательной и практической активности.

Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и

приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний.

При проверке знаний обучающиеся во время занятия свободно объясняют пройденный

материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим

действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки

зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют (повышается самостоятельность).

3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы.

При бинарном занятии – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение

переносится

в

область

практического

действия,

поэтому

учебная

информация

становится

доступной, понятной для учащихся. Более простым становится путь – глубже разобраться в новом

материале через знания и практические действия.

4. Уменьшение у учащихся потребности в консультациях педагогов.

5. Усиление самоконтроля учащихся в процессе выполнения работы.

6. Усиление способности учащихся работать по обобщенному алгоритму.

7. Повышение творческой активности.

8. Устраняется дублирование в теоретическом и производственном обучении.

9. Повышается воспитательная роль обучения

Бинарное обучение становится источником мощного воспитательного резонанса, который

рассматривается

как

отзвук,

отклик

в

структуре

личности.

При

бинарном

обучении

личность

активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть

профессией.

Между

учащимися

и

педагогами

благоприятно

складывается

необходимый

воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у

учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

Вывод

Интегрированное построение учебного процесса по сравнению с предметным содержит в

себе значительно больше технологических возможностей в условиях сближения разнокачественных

знаний, способов деятельности и приемов мышления.

Результаты интеграции для обучающихся:

Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности;

Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;

Расширяет тематику изучаемого материала;

Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием;

Увеличивает спектр изучаемого материала;

Повышает роль самостоятельной работы;

Реализует лучшие личностные качества.

Результаты интеграции для образовательного учреждения:

Адекватность современным требованиям образования и воспитания;

Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

Широкий выбор деятельности;

Появление новых перспектив развития;

Получение качественного педагогического результата.

Методические рекомендации

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:

систематическое проведение занятий;

вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания;

подбор технического оснащения;

увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы;

систематическое

проведение

анализа

интегрированного

занятия

с

целью

отслеживания

результата для планирования работы в совместной деятельности с детьми и в работе с родителями

Список литературы

1.

Евладова, Е.Б. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое

пособие /Под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьевой. – М., 2006. – 296 с.

2.

Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и

колледжей/ Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,

2004. – 349 с.



В раздел образования