Автор: Ледко Надежда Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №199 Комбинированного вида
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах
Раздел: дошкольное образование
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на разных возрастных
этапах
Выполнила воспитатель:
Ледко Надежда Анатольевна
Кемерово 2019
1
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1
. Развитие эстетического восприятия, чувства и
представлений детей……………………………………………………. 4
Глава 2. Задачи и методы эстетического воспитания………………… 5
Глава 3. Эстетическое воспитание на возрастных этапах (дошкольного
возраста)……………………………………………………………………… 7
Глава 4. Особенности эстетического восприятия действительности детьми
дошкольного возраста………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………..14
Приложение………………………………………………………………………………………………..15
2
Введение
Эстетическое
воспитание
—
это
целенаправленный,
систематический
процесс
воздействия
на
личность
ребёнка
с
целью
развития
у
него
способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое
воспитание
—
понятие
очень
широкое.
В
него
входит
воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни,
быту,
искусству.
Однако
познание
искусства
настолько
многогранно
и
своеобразно,
что
оно
выделяется
из
общей
системы
эстетического
воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства
составляет предмет художественного воспитания.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и
чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить
следующие
задачи:
систематически
развивать
эстетическое
восприятие,
эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие
способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно
способствует
обогащению
чувственного
опыта,
эмоциональной
сферы
личности,
влияет
на
познание
нравственной
стороны
действительности
(известно,
что
для
дошкольника
понятия
«красивый»
и
«добрый»
почти
идентичны),
повышает
и
познавательную
активность,
даже
влияет
на
физическое
развитие.
Результатом
эстетического
воспитания
является
эстетическое развитие.
Важно,
чтобы
работа
воспитателя
строилась
на
научной
основе
и
проводилась
по
определенной
программе,
учитывающей
современный
уровень
развития
различных
видов
искусства,
с
соблюдением
принципа
по с т е пе нно с т и,
по с лед оват е льного
ус ложне ния
т р е б о в а н и й ,
дифференцированного
подхода
к
знаниям
и
умениям
детей
различных
возрастов.
Эстетическое
воспитание
тесно
связано
с
современностью
и
во
многом
определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает
близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество,
природу, предметную среду.
3
1. Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей
Ребёнок
с
первых
лет
жизни
неосознанно
тянется
ко
всему
яркому
и
привлекательному,
радуется
блестящим
игрушкам,
красочным
цветам
и
предметам.
Все
это
вызывает
у
него
чувство
уд о в ол ь с т в и я ,
заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого
года
жизни
они
слышат
песню,
сказку,
рассматривают
картинки;
одновременно
с
действительностью
искусство
становится
источником
их
радостных
переживаний.
В
процессе
эстетического
воспитания
у
них
происходит
переход
от
безотчётного
отклика
на
всё
яркое,
красивое
к
сознательному восприятию прекрасного.
Эстетическое
восприятие
действительности
имеет
свои
особенности.
Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма,
звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.
Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма
выражается
в
совокупности
звуков,
красок,
линий.
Однако
восприятие
становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено,
сопряжено с определенным отношением к нему.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями.
Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое
душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального
отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений,
суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение
систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески
облагораживать его окружение.
4
2. Задачи и методы эстетического воспитания
Задачи эстетического воспитания дошкольников, можно представить двумя
группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения
детей
к
окружающему.
Предусматривается
следующее:
развивать
умение
видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать
прекрасное;
воспитывать
художественный
вкус,
потребность
в
познании
прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в
области
разных
искусств:
обучение
детей
рисованию,
л е п ке ,
конструированию;
пению,
движениям
под
музыку;
развитие
словесного
творчества.
Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии
их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Ведущими
методами
для
решение
задач
первой
группы
являются показ,
наблюдение,
анализ,
пример
взрослого.
Показ
как
метод
воспитания
используется
при
первичном
знакомстве
с
предметом
эстетической
действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать
условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им
показывают, предлагают послушать.
При
использовании
этих
методов
очень
важно,
чтобы
воспитатель
умел
показывать
свои
чувства,
свое
отношение,
владел
способами
выражения
чувств. Выразительность интонации при чтения стихотворения, искренний
восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с
небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление
взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка,
так как опирается на особенность детства – подражательность.
Д л я
р е ш е н и я
з а д а ч
в т о р о й
г р у п п ы
в
к а ч е с т в е
в е д у щ и х
требуются практические
методы: показ,
упражнение,
объяснение,
метод
поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках
изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
5
Общий принцип отбора методов – находить такие методы и приемы, которые
бы
поддерживали
у
детей
желание
создавать
«произведения
искусства»,
своими
руками
(лепить,
рисовать,
мастерить,
украшать),
учувствовать
в
художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания,
они
и
всякое
проявление
творчества
обязательно
должны
сочетаться
с
обучением
навыкам
художественной
выразительности.
Если
ребенок
не
владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при
всей
условности
понимания
данного
термина
применительно
к
дошкольникам.
Потому
и
нужны
методы
прямого
обучения:
показ,
упражнение, обследования предметов, описание. В этих случаях обучение
становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие
задания придают обучению развивающий характер.
6
3. Эстетическое воспитание на возрастных этапах
(дошкольного возраста)
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного
развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного
эстетического
воздействия,
тем
больше
оснований
надеяться
на
его
результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность
ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание
овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра —
первичный
и
весьма
продуктивный
способ
пробуждения
творческих
потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетиче-
ских
впечатлений.
Получаемый
через
общение
и
деятельность
опыт
формирует
у
детей
дошкольного
возраста
элементарное
эстетическое
отношение к действительности и к искусству.
Ребенок
рождается
в
семье.
Круг
первоначального
общения
его
ограничен
родителями
и
ближайшими
родственниками,
ответственность
которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка
чрезвычайно
велика.
Хорошо
известна
сила
детских
впечатлений,
их
долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры
будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы
становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А
потому
так
важна
педагогическая
грамотность
родителей,
характер
их
эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное
значение
в
эстетическом
воспитании
ребенка
играет
организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все
соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего
возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения
7
порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании
того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет,
величину.
Важно,
чтобы
игрушки
отвечали
требованию
разнообразия
и
праздничности.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад, который берет
на
себя
функцию
организованной
подготовки
детей
к
взрослой
жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно
продуманного
оформления
помещения.
Все,
что
окружает
ребят:
парты,
столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Еще
одним
из
главных
условий
является
насыщенность
здания
произведениями
искусства:
картинами,
художественной
литературой,
музыкальными
произведениями.
Ребенок
с
раннего
детства
должен
быть
окружен подлинными произведениями искусства.
Большое
значение
в
художественно-эстетическом
воспитании
детей
дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство.
Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем
самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение
к труду.
Эстетическое
воспитание
должно
вызывать
активную
деятельность
дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.
Обучение,
которое
целенаправленно
осуществляется
в
детском
саду,
направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств,
поэтому
большое
значение
имеют
такие
систематические
занятия,
как
музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка
и
аппликация,
особенно
если
воспитатель
учит
детей
подбирать
формы,
цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и
т.д.
Учитывая
это
эстетическое
воспитание
можно
рассматривать
как
системную
деятельность,
направленную
на
развитие
чувственной
сферы
8
личности,
ее
умений
воспринимать,
оценивать
явления
эстетической
действительности по законам красоты, обогащать в процессе их восприятия
свой внутренний мир, овладевать законами творчества и творить. Важной
составляющей этого процесса является эстетическое образование - процесс
усвоения художественных знаний, умений и навыков.
Все эти качества личности необходимо развивать уже в раннем детстве,
сосредотачиваясь на определенных направлениях, подбирая средства, формы
и
методы,
учитывая
возрастные
особенности
детей,
прежде
всего
на
особенности их эстетического восприятия.
Динамика становления эстетического восприятия дошкольников зависит
от
их
способности
к
эмоционально-эстетического
переживания,
которая
имеет специфические особенности в раннем, младшем, старшем дошкольном
возрасте.
Особенности развития эстетического восприятия в раннем и младшем
дошкольном
возрасте.
В
этот
период
важно
обеспечить
своевременное
развитие
чувствительности
сенсорного
аппарата
ребенка,
сформировать
эмоциональный отклик на восприятие ярких качеств и свойств предметов и
явлений.
Ребенка
привлекают
ритмичные
движения,
музыкальные
звуки,
яркие
цвета,
выразительная
мимика,
ласковый
голос
взрослого.
В
конце
второго года жизни малыш начинает различать веселую и грустную мелодии,
быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки. Эти явления
связаны с развитием речевого общения, усвоением нравственных эталонов,
формированием
игровой
и
элементарной
художественной
деятельности
(музыкальной, изобразительной, чтение стихов и т.д.).
В
младшем
дошкольном
возрасте
элементарная
художественная
деятельность
ребенка
имеет
признаки
эстетического
характера,
а
ее
эстетическое развитие связано с индивидуальным опытом и его интересами.
В
своих
произведениях
ребенок
пытается
достичь
образности,
выявляет
элементы самостоятельности, творческой активности.
Особенности
развития
эстетических
восприятий
детей
среднего
дошкольного
возраста.
В
среднем
дошкольном
возрасте
д е т и
заинтересовываются настроением произведений искусства, замечают связь
между
содержанием
произведения
и
его
выразительными
средствами,
начинают
избирательно
относиться
к
жанрам
искусства
и
конкретных
произведений, сравнивать их. Многие из них проявляют художественные
интересы,
стремление
к
творчеству,
испытывают
радость
от
создания
простых
стишков,
песенок,
рисунков.
Взрослые
должны
максимально
поддерживать ранние творческие стремления детей, стимулировать развитие
художественно-творческой
практики,
заботиться
об
обогащении
детей
жизненными
впечатлениями,
опытом
в
различных
видах
художественной
практики.
9
Особенности
развития
эстетических
восприятий
детей
старшего
дошкольного
возраста.
В
этом
возрасте
ребенок
глубже
воспринимает
произведения
искусства,
у
него
может
развиться
музыкальный
слух
или
поэтический талант, она обнаруживает способность замечать и эмоционально
откликаться
на
выразительно
изобразительные
средства
произведений
искусства,
объяснять
особенности,
оценка
относиться
к
музыкальным,
литературных, художественных произведений.
Важное значение в эстетическом развитии старших дошкольников имеет
развитие
воображения,
которая
обеспечивает
формирование
эстетических
переживаний
и
творческой
деятельности
ребенка.
На
первых
порах
воображение распространяется на внешние действия с предметами, создает
образ
не
до
его
воплощения,
а
в
процессе
деятельности.
Впоследствии
формируются мыслительные формы творческой активности: дети создают
образ в своем воображении перед воплощением его в рисунке или игре.
Формирование
эстетического
переживания
охватывает
развитые
эмоции,
работу мышления и воображения, потребность в эстетической деятельности.
Основным
путем
эстетического
развития
ребенка
явл яе т с я
самостоятельная художественная творчество, в котором она открывает новое
для себя, а для тех, кто его окружает, - новое о себе. Творчество может
проявляться в исполнении художественных произведений (выразительными
передачи их содержания и настроения), в создании собственного продукта
(рисунка, поделок из пластилина), музыкальных импровизациях (стремлении
воплотить
в
песенках
свои
переживания,
отношение
к
окружающей
действительности).
4.Особенности эстетического восприятия действительности детьми
дошкольного возраста.
Эстетическое
восприятие
действительности
имеет
свои
особенности.
Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма,
звук.
Поэтому
его
развитие
требует
большой
сенсорной
культуры.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма
выражается
в
совокупности
звуков,
красок,
линий.
Однако
восприятие
становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено,
10
с о п р я ж е н о
с
о п р е д е л е н н ы м
о т н о ш е н и е м
к
н е м у .
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями.
Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое
душевное
волнение,
возникающее
от
встречи
с
п р е к р а с н ы м .
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального
отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений,
суждений, оценок.
Эта
работа
кропотлива,
требующая
от
педагога
умения
систематически,
ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать
е г о
в о о б р а ж е н и е .
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности —
составление
рассказов,
придумывание
стихов,
пение,
рисование,
лепка.
Естественно, они имеют у них большое своеобразие, которое выражается в
наивном,
непосредственном
отображении
действительности,
в
необыкновенной
искренности,
в
вере
в
правдивость
изображаемого,
в
отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит
развитие
художественных
творческих
способностей
детей,
которые
проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности, в
умении комбинировать свои знания и впечатления, в большой искренности
при выражении чувства и мысли.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано
На такой ярко выраженной особенности дошкольников ,как подражание. Оно
Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной
реализации их впечатлений от окружающего мира.
11
Заключение
В современных условия в детском саду выдвигаются следующие задачи
эстетического воспитания:
Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства,
представления
детей.
Все
виды
искусства,
природа
и
быт
способствуют
этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость,
волнение, восхищение, увлеченность.
Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них
потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,
природу, общественные отношения.
Формировать
основы
эстетического
вкуса
детей
и
спо собно сть
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность,
связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной
12
радостным
устремлением,
творческим
воображением,
инициативой.
Чем
более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и
навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Ведущее
место
в
осуществлении
эстетического
воспитания
принадлежит
детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий
детского
сада
и
семьи
возможно
полноценное
осуществление
задач
эстетического
воспитания.
Не
каждый
из
детей
станет
музыкантом
или
художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и
интерес
к
искусству,
развивать
эстетический
вкус,
музыкальный
слух,
элементарные навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного
эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта,
советует,
что
читать
детям,
какие
пластинки
для
слушания
музыки
приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для
проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.
Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и
семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать
человек.
Итак, эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности
детей, способствует развитию эстетических чувств ребенка, формированию
представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических
оценок и эстетического отношения к миру.
Список использованной литературы
1.
А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического
отношения при восприятии действительности» 1996г.
2.
В.И. Ядешко“Дошкольная педагогика” Москва,
“Просвещение”, 1978 г.
3.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.. Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1988.
4.
Воспитание гуманных чувств у детей /Под ред. Л.Н. Проколиенко,
В.К. Котырло. - М., 1987.
5.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2002.
6.
Комарова
Т.С.
Изобразительное
творчество
дошкольников
в
детском саду. - М., 1984.
7.
М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного
восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.
13
8.
Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.
9.
О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»
10.Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Т.А.
Марковой. - М., 1980.
11.Пособие для воспитателей детского сада. Эстетическое воспитание
в детском саду. Под ред.Н.А. Ветлугина.
М.Просвищение, 1985-
208с.
12. С.А.Козлова, Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов сред. пед. учеб. заведения.-3-е изд., испр., и
доп.-М.: издательский центр «Академия», 2001.- 416 с.
13.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.
К и е в . :
Р а д я н с к а
школа, 1973. ... В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986- 176с.
14.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. - М.Педагогика 1990.-
304с.
15.Ушинский
К.Д.
О
народности
в
гражданском
воспитании
//Избранные произведения: В 2-х т. - Т. 1. - М., 1983.
16.Шульга
Л.
Н.
Развитие
творческих
способностей
детей
дошкольного возраста на занятиях по рисованию. - М., 1995 - 236с.
Приложение
Игры для развития сенсорного восприятия
13 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Игры для развития сенсорного восприятия
Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира,
чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой
основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже
готовность к школе.
Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока
ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с
одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно
пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития
личности.
С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого
14
ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду
«проверит» на прочность, а все лужи на глубину.
Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло –
играйте в сенсорные игры!
1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или
картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру –
большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой
желтый круг, как у вас в руках.
2. Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами:
дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все
маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие
относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с
домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры
– дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
3. Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она
окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-
либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые
оттенки.
4. Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он
еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие
запросто поместятся, а вот большие не смогут.
5. Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в
зависимости от возраста ребенка.
15
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у
малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух,
что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
6. Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или
иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу,
едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку
эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет
устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
7. Музыкальные игры.
Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким
темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.
Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда
остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и
энергично.
8. Ммм… как пахнет!
Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет
ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи
витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных
страниц и распустившего цветка на окне.
9. Какое наощупь?
Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать
самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь:
гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные,
твердые, теплые т.д.
Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору
деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или
попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или
крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и
дотроньтесь до кактуса.
10. Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях –
16
ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические
фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с
овощами.
11. Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает.
Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
12. Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда.
Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо,
разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза,
угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.
13. Что изменилось?
Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их
расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие
игрушки поменяли свое место.
17