Напоминание

Одаренные дети


Автор: Селибова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 38"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Одаренные дети
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта работы

«Приёмы работы с одарёнными детьми»

.

Выполнила:

учитель начальных классов

Селибова Наталья Ивановна

МБОУ Школа № 38 г.Рязань

План.

1. Введение………………………………………………………………………....3

2.Глава 1.Теоретические аспекты детской одарённости……………………….5

3.

Глава 2. Приёмы работы с одаренными детьми…………………………........8 3.1.

Работа с одаренными детьми на уроках………………………………….9 3.2.

Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности...................11 3.3.

Работа с родителями одаренных детей……………………………….....14 4.

Заключение………………………………………………………………..…....16

5. Список используемой литературы…………………………………….……...18 6.

Приложения…………………………………………………………….………19

ВВЕДЕНИЕ «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой

рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский Сегодня в российском образовании

чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.

Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка,

пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Одарённые, талантливые

дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и

конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи

выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач

современной школы и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в

начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи,

памяти, логического мышления детей и общения с родителями. Учитель уделяет внимание

особенностям развития ребенка в познавательной сфере. Как показывает многолетняя

практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия

хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в

школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и

методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно

пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть

отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их

талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно

проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми является необходимым

условием. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка

важно не только для него самого, но для общества в целом. Выявление и специальное

обучение одаренных детей долгое время считалось непозволительной роскошью: талант,

якобы, настолько очевиден, что сам всего добьется. На деле же все оказывается не столь

очевидно. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть

задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходимо специальное

квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения

названных проблем, помощь в развитии талантливой личности. 3 Следовательно, проблема

работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного

российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и

направления данной работы. Актуальность работы с одаренными детьми определяется

несколькими обстоятельствами:

осознанием обществом «человеческого потенциала» как

важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития;

ускорением динамики

жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством

проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий;

требованиями

социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой,

активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др.

Поэтому главной целью данной методической разработки является раскрытие сущности

понятия одаренности и определение основных приёмов работы с одаренными детьми.

Осознавая значимость данного направления, поставила следующие задачи:

изучение и

анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

выявление приёмов

работы с одаренными детьми;

организация работы с одаренными детьми через систему

учебной, внеурочной деятельности и работы с родителями. Работая в данном направлении,

руководствуюсь следующим программно-методическим обеспечением:

уставом школы;

образовательной программой «Школа 2100»;

программами внеурочной деятельности;

использованием медиаресурсов и возможностями Интернета. Для того чтобы

талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и

достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае

ребенок, должен быть уве - рен, что его способности будут востребованы обществом. Таким

образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к

познавательной деятельности. 4 Глава 1. Теоретические аспекты детской одарённости

Процесс выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей составляет одну из

важнейших задач современного отечественного образования. Особое место в формировании

личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Выделяют

несколько основных подходов к теории и практике понимания, диагностики и развития

одаренности: 1. Одаренность, представляемая как высокий уровень развития системы

когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и воображения). Иногда к указанным

процессам добавлялись мотивация и воля (Г. Мюнстерберг, Г.И. Россолимо, В. Мёде, Г.

Пиорковский; У. Штерн и др.). 2. Одарённость, исследуемая как высокий уровень развития

интеллекта, умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта. 3.

Одаренность, представляемая как характеристика дифференциальных различий, которые

выражаются в общих или специальных способностях (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, В.Д.

Шадриков, В.Н. Дружинин). 4. Одаренность, рассматриваемая как высокий уровень

творческого потенциала, выражающийся в высокой исследовательской активности человека,

в его возможностях легкого и творческого учения, к созданию новых творческих «продуктов»

в науках, искусствах, технике, социальной жизни (А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова, В.С.

Юркевич, Е.Л. Яковлева, Д.Б. Богоявленская и др.). Именно это разнообразие привело

Министерство образования и науки РФ к необходимости создания «Рабочей концепции

одаренности» (1998, 2003), которая была разработана в рамках федеральной целевой

программы «Одаренные дети», как своеобразный компромисс основных позиций во взглядах

ведущих специалистов. Согласно данной концепции одаренность – это системное,

развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность

достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок,

который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет

внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том

числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. Таким образом, судить об

одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по

инициированным им самим формам деятельности. Развитие деятельности приводит к

получению творческого продукта, что, в конечном счете, определяет ценность одаренности. 5

Если обратиться к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «Одаренный» и

«талантливый» употребляются как синонимы. В толковом словаре С. И. Ожегова понятие

«одаренность» определяется как талантливость. А понятие «талантливость» определяется,

как что-то обладающее талантом. «Талант», в свою очередь – как выдающиеся врожденные

качества, особые природные способности, а «способность» - природная одаренность,

талантливость. В словаре В. Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие

«талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность,

данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом,

обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов

подчеркивается, что талант (гр. talant) - выдающиеся врожденное качество, особые

природные способности. Одаренность рассматривается как состояние таланта. Большая

Советская энциклопедия характеризует одаренность, как высокий уровень развития

способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере

деятельности. И так, в основе определения одаренности можно выделить опережающее

интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта

одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести,

нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как

правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это

громадное упорство в области их интересов. Из сказанного можно сделать вывод, что говоря

о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества

(способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных

детей.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, как детей с высокими

показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на

существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в

каких-либо областях деятельности. Эту категорию детей чаще называют талантливыми. 6

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе

(«академическая одаренность»). Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод,

что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения каждого

из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо

обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий. В учебном процессе

развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего

деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем

своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к

свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход,

раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель начальных

классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей одарённости,

так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Основной миссией учителя

является развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации

личностного потенциала. Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка,

предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в

школьных, окружных, городских турах предметных олимпиад, проведении предметных

недель. Таким образом, перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию

каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у

каждого ребёнка, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У

одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой

активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий

процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному

умственному труду самопознанию. Глава 2. Приёмы работы с одаренными детьми (из опыта

работы) Проблема изучения особенностей развития детей с высокими интеллектуальными

возможностями и задатками креативного мышления является одной из самых актуальных для

современной системы образования. Одним из требований, предъявляемых к

общеобразовательным учреждениям, 7 является поиск, выявление, обучение и развитие

одаренных детей. Это, в свою очередь, привело к существенному усилению моего интереса к

фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических

закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным

исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и

развития одаренных детей. Учитель начальных классов общеобразовательной школы

находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителямипредметниками,

так как может выявить одаренных детей уже в начальной школе. В качестве примера хочется

привести работу с обучающимися, которые закончили в этом году 4 класс. Я имела

возможность наблюдать их с 1 класса. Мыслительная способность и умственное начало

некоторых детей сразу обратило на себя внимание с самых первых уроков. Наблюдение за

школьниками проводила во время урочной и внеурочной деятельности. Это позволило

выявить наклонности, способности и интересы учащихся. В ходе наблюдений один учащийся

поразил своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивил

своей речью, четвёртый - способностью быстро и без ошибок решать математические задачи,

пятый - предрасположенностью к спортивным успехам, у шестого - золотые руки. Тот факт,

что данные учащиеся были выделены с первых уроков, помогали мне развивать их в

определенном, характерном для каждого направлении и прибавляло шансов достичь

максимального уровня их развития. Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в

какойто одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в

психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-

своему одарен». Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является

идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих

способностей. Основная задача учителя – так построить весь учебновоспитательный процесс

и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности

детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти

способности были реализованы. Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в

системе образования, изучила индивидуально – личностные особенности 8 учащихся. Это

позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов

обучения и воспитания. Поэтому работу в этом направлении начала с диагностики

характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы.

Кроме этого, определила уровень развития самоконтроля и самоанализа на старте (в 1

классе). По результатам диагностики составила краткий «портрет» каждого ученика.

(Приложение 1) Необходимо сказать, что работа с одарёнными детьми распадается на две

формы - урочную и внеурочную. Работа с одаренными детьми на уроках включает:

дифференцированный и индивидуальный подход;

использование современных

образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная

деятельность, технология организованного общения младших школьников);

работа в

режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области

курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);

возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения

контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

предложение

учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера

(приветствуется их собственная инициатива). Следует признать нецелесообразным в

условиях школы выделение одарённых учащихся в особые группы. Эти дети должны

обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для дальнейшей

социальной адаптации одаренных детей и для максимально возможного развития всех

учащихся. Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В

своей работе я использую технологию «Труднейший первый шаг». Сущность ее заключается

в том, что учащимся предлагаю решить 5-6 сложных задач или упражнений из предложенной

темы. Если они успешно справляются, то приобретают уровень «А», что означает отлично, и

тогда могут использовать время, оставшееся для занятия на тот вид деятельности, который

им интереснее и нужнее. Этот метод использую на уроках: математики, русского языка,

чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время

изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень

простая. Одаренные дети могут усваивать новые понятия бы9 стрее и лучше запоминают то,

что учат, следовательно, они и нуждаются в меньшей практике. (Приложение 2)

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными

учащимися является использование информационнокоммуникативных технологий на всех

этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении,

контроле, что способствует повышению познавательных интересов обучающихся. Позволяет

воспринимать больший объем изучаемого материала. Повышает уровень мотивации,

вызывает повышение творческой активности учащихся, позволяет формировать

технологическую компетенцию. В целях поддержки интереса к предметам и развития

природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные

опыты, материалы и задачи. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры,

соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используя логически-поисковые

задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Примеры из

собственной практики. На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое

задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: слон, кошка, мягкая, собака, корова,

лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово мягкая, т. к. это имя

прилагательное, а остальные – имена существительные. Ученики же, уже приученные видеть

много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и слон

(это существительное 2 склонения, а остальные - первого), и лошадь (так как на конце слова

пишется мягкий знак) (Приложение 3) На уроках математики веду целенаправленную и

систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в

процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить

интеллектуальную деятельность младшего школьника в различн ы е с о о т н о ш е н и я с д р

у г и м и с т о р о н а м и е г о л и ч н о с т и . Использую дифференцированные задания

разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень,

создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с

первого класса отмечают выбранное задание кругами разного цвета: красный – первый

уровень, зелёный – второй уровень, синий – третий уровень (задания повышенной

сложности). (Приложение 4) Как правило, дифференцированные задания во время урока

применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе

закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоя10 тельная деятельность

учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой

индивидуальности. На уроках литературного чтения стараюсь подталкивать обучающихся к

размышлению, ведя с ними диалог. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так

как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаем все версии ответа на вопрос,

выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.

Ученикам очень нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества,

проявления личностных качеств и талантов. Однако, основная задача литературного чтения –

формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Поэтому все учащиеся

класса ведут читательский дневник, где записывают дополнительно прочитанные

произведения. Систематичность такой работы даёт свои результаты: просматриваются

личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, мне есть, на что опереться

в развитии их способностей. Тем ученикам, которые любят читать сказки, предлагаю им

сочинить свою сказку. (Приложение 5) На уроках окружающего мира мои ученики всегда

наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают

дополнительный материал из разных источников, выступая с докладами перед классом.

Большое внимание уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям,

творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-

исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи.

Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные

эмоции. Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности. Самой распространенной

формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются

дополнительные занятия и кружки, система внеурочной проектно-исследовательской

деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей,

приобретения опыта творчества. Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в

определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить

спектр деятельности. (Приложение 6) Можно сказать, что внеурочная деятельность является

одним из самых важных этапов в развитии способностей одарённых детей, так как позволяет

работать индивидуально с каждым ребёнком. Кроме того, такие занятия посещают дети,

проявляющие повышенный интерес к предмету. Одним из средств развития способностей

является участие в 11 олимпиадах и конкурсах. Они ставят своей целью выявление учащихся,

отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных

областях. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в

науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной

школе. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний,

предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять

собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы

с тестовыми заданиями. Так учащиеся моего класса с удовольствием участвуют и побеждают

как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских, международных

интеллектуальных конкурсах: «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ»,

«Инфознайка» «Лисёнок», «Кириллица», в дистанционных олимпиадах и конкурсах «Центра

дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ», «Марафоны» ….(Приложение 7) У

одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой

деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий

процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному

умственному труду, самопознанию. При обучении одаренных детей отдельно уделяю

внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует

формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также

формированию мотивации к получению новых знаний. Задачи научно – исследовательской

работы: - актуализация исследовательской потребности учащихся; -вовлечение учащихся в

проектно-исследовательскую деятельность; - помощь в выработке индивидуальной стратегии

познания; - создание условий, стимулирующих познавательную активность; - повышение

результативности изучения предмета; - развитие личностных, метапредметных и

надпредметых умений учащихся через проектно-исследовательскую деятельность.

Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс

познания, развивать исследовательские и творческие спо собно сти. Возможно сть

участвовать в проектах, научноисследовательской деятельности может дать учащимся

возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и 12

социального взаимодействия. Это помогает вырабатывать умения ориентироваться в

ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, уместно использовать адекватные

ситуации, словесные и несловесные средства общения, принять точку зрения собеседника,

аргументировано пояснить свою точку зрения, не допустить и решать конфликтные ситуации

в общении, критично относиться к своим действиям и высказываниям. Принимая участие в

школьной и муниципальных научнопрактических конференциях, учащиеся имеют

возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно

представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

(Приложение 8) Развитию творческих коммуникативных способностей одаренных учащихся

способствует проектная деятельность, направленная на интеграцию знаний и умений,

полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года

становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование

гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет

каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что

формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу. На

этой основе развиваются познавательные интересы, коммуникативные способности,

формируется атмосфера доброжелательности, сопереживания, чувство уважения друг друга.

Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и

принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать

уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Своим

обучающимся, предлагаю разные виды проектов: - исследовательские проекты – нацеливают

на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение

гипотез; - продуктивные – дают возможность проявить творческое воображение и

оригинальность мышления при создании газет, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.; -

практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

Презентации выполняли все, но выгодно отличаются работы одаренных учеников. Занимаясь

проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение

добывать информацию, прогнозировать, 13 принимать нестандартные ситуации, школьники

получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем,

возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее

усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности

на основе уже известных. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором

проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей

фигурой в учебном процессе. Работа с родителями одаренных детей Важным моментом

работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление

сотрудничества с семьями способных детей. В семье происходит формирование личностных

качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов –

оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных

детей. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место уделяю

родительским собраниям по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы

собрания были эффективными, использую разнообразные формы общения: · круглые столы;

· информационно-практические беседы; · информационные лектории с элементами

практикума; · обучающие семинары; · творческие лаборатории родителей; · родительские

педагогические тренинги; С целью определения подходов родителей к одарённым детям

провожу анкетирование, индивидуальные консультации, подбираю научной и практическую

литературу для родителей. (Приложение 9) Основываясь на своих наблюдениях и работе с

очень способными детьми, я понимаю, насколько важно формировать у детей школьного

возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального

интеллекта. А высокая эффективность достигается при условии систематической работы с

одарёнными детьми на уроках, во внеурочной деятельности и их родителями. Для успеха

принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Эффект работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных

детей в которых вложена частичка моего труда. Очень важно, чтобы наши 14 ученики

превосходили нас – своих учителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изученная литература и собственный

опыт работы позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого

подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и

работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Предлагаю

несколько рекомендаций учителям по работе с одаренными детьми:

не следует уделять

слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом

соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что

может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей

заинтересованности, к которой стремится учитель; 15

не стоит выделять одаренного

ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с

другими детьми;

не следует возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из

него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а

неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего

раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы;

следует помнить, что в

большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные,

повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы

разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников. Несомненно,

основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к

его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.

Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы.

Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только

интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и

обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. В заключение хотелось бы

отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не

прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно

обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного

сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим

постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще

сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался

Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Бесталантных

детей нет. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя. Это и

является задачей каждого учителя. 16 Список используемой литературы 1. Анастази А.

Психологическое тестирование: В 2 т. - М., 2005 2. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг

для выявления одаренности -М, 2003 3. Белова Е.С. Одаренность малыша. Раскрыть, понять,

поддержать - М., 2004 4. Бине А. Измерение умственных способностей - СПб., 2001 5.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2003 6.

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М., 2002 7. Волков И.П. Много ли в школе талантов -

М., 2007 8. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок - М., 2000 9. Дружинин В.Н.

Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2004 17 10. Матюшкин A.M. Загадки

одаренности. Проблемы практической диагностики - М.: Школа-пресс, 2005 11. Матюшкин

А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии - 2000- № 4 12.

Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я - М.: Академический проект,

2003 19.Мухина B.C. Детская психология - М.: Апрель-пресс, 2006 13. Психология

одаренности детей и подростков // Под ред. Н.С. Лейтеса -М., 2007 14. Савенков А.И.

Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Академия, 2004 15. Чудновский В.Э., Юркевич

B.C. Одаренность: дар или испытание? - М., 2003 16. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок.

Особенности обучения. Пособие для ЧИСЛО ДРОБЬ МНОГОУГОЛЬНИК ТРЕУГОЛЬНИК

ЕДИНИЦА ДЛИНЫ МЕТР ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ ЧАС МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ

СЛОЖЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ВОЛК ПРИБОР КОМПАС ПРОСТРАНСТВО РАВНИНА

ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ТАЯНИЕ ЛЬДА Задание 2. Теперь надо будет сделать то же самое, но

уже с тремя карточками. Необходимо располо - жить их слева направо так, чтобы крайнее

слева понятие было самым общим, крайнее справа – самым частным, а расположенное

посередине – промежуточным по общности (то есть частным но отношению к левому

понятию и общим по отношению к правому понятию). ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ

ТОПЛИВО НЕФТЬ ВОДОЕМ ОЗЕРО БАЙКАЛ ЛЕСНОЕ РАСТЕНИЕ ДЕРЕВО ДУБ

ВОДОЕМ РЕКА ВОЛГА ГРИБ СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ МАСЛЕНОК ЖИВОТНОЕ

ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ КОРОВА ПТИЦА ЛЕСНАЯ ПТИЦА ДЯТЕЛ ТРАВА ЛУГОВАЯ

ТРАВА КЛЕВЕР ВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОКЕАН АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН

НЕБЕСНОЕ ТЕЛО ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ ПРИРОДА ЖИВАЯ ПРИРОДА РАСТЕНИЯ

ЧЕЛОВЕК ПИСАТЕЛЬ ЧЕХОВ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА КАМНИ КНИГА

УЧЕБНИК «РОДНАЯ РЕЧЬ» МНОГОУГОЛЬНИК» ПРЯМОУГОЛЬНИК КВАДРАТ ЧИСЛО

МНОГОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО ГРИБ НЕСЪЕДОБНЫЙ ГРИБ

МУХОМОР ДЕРЕВО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО ЕЛЬ ОДЕЖДА ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА ШУБА

Задание 3. В предыдущих заданиях нужно было найти общие понятия к одному слову (более

частному). А теперь нужно придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как

выпол - нить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и установить,

чем они похожи. Причем искать нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки понятий,

которые позволяют объединить их в одну группу. Попробуйте обобщить следующие пары

понятий. 1. Окунь – карась рыбы 2. Метла – лопата инструменты 3. Лето – зима времена года

4. Июнь – июль летние месяцы 5. Нефть – торф топливо 6. Собака – пчела живые существа 7.

Трава – гриб растения 8. Нож – ложка столовые приборы 9. Дом – дача здания, жилище 10.

Автомобиль – поезд транспорт 11. Нога – рука конечности 12. Сапоги – туфли обувь 13.

Пушкин – Лермонтов поэты 14. Конфета – торт сладости 15. Глаза – уши органы чувств 16.

Природоведение-математика учебные предметы 17. Плюс – минус математические знаки 18.

Уменьшаемое – вычитаемое математические понятия 19. Точка – запятая знаки препинания

Пары понятий можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или

напечатанными на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно. Задание 4. 19

Между понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим,

РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным, кон - кретным,

ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД. Но возможны и

другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то

ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи,

явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть этого

целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ. В следующих заданиях

найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ (в

некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов). 1. Кастрюля,

сковорода, посуда, крышка, кухня (кастрюля – крышка; сковорода – крышка) 2. Мебель,

дверца, шкаф, стол, книжный шкаф (шкаф – дверца; книжный шкаф – дверца) 3. Экран,

изображение, телевизор, цветной телевизор, радио (телевизор – экран; цветной телевизор –

экран) 4. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва (обувь – подошва; туфли – подошва) 5.

Растение, сад, лепесток, мак, цветок (цветок – лепесток; мак – лепесток) 6. Время, будильник,

ручные часы, секунда, циферблат (будильник – циферблат; ручные часы – циферблат) 7.

Книга, страница, буква, учебник, писатель (книга – страница; учебник – страница) 8. Фигура,

квадратный метр, куб, квадрат, сторона (куб – сторона; квадрат – сторона) 9. Юг, стрелка,

горизонт, компас, направление (компас – стрелка) 10. Животное, рыба, карась, плавник, озеро

(рыба – плавник; карась – плавник) 11. Ветка, орешник, кустарник, растение, колючий

кустарник (орешник – ветка; кустарник – ветка; колючий кустарник – ветка) 12. Пчела,

шмель, насекомое, мед, крыло (пчела – крыло; шмель – крыло) 13. Кукуруза, пшеница, хлеб,

растение. початок (кукуруза – початок) 14. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик (человек –

нос; мальчик – нос) 15. Писатель, глава, роман, рассказ, интересный роман (роман – глава;

интересный роман – глава) 16. Понятие, слово, рассказ, суффикс, произносить (слово –

суффикс) 17. Крепость, дача, дом. стена, строить (крепость – стена; дача – стена; дом – стена)

18. Кошка, хвост, собака, домашнее животное, мяукать (кошка – хвост; собака – хвост)

Упражнения следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся могут быть

устными или письменными. Задание 5. Между понятиями возможно и такое отношение,

когда оба они указывает на пред - меты, вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые,

принадлежащие к одной и той же группе. Эту группу можно назвать общим понятием.

Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА, СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий

можно объединить одним, более общим понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что

такие понятия – это понятия одного порядка, они на - ходятся между собой в отношении

РЯДОПОЛОЖНОСТИ. В следующих заданиях найдите понятия, которые находятся в

отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ. 1. Уменьшаемое, сумма, вычитание, вычитаемое, задача

уменьшаемое, вычитаемое 2. Математика, число, сторона, квадрат, треугольник квадрат,

треугольник 3. Прямоугольник, ширина, скорость, длина, цифра ширина, длина 4. Вес, время,

грамм, минута, тонна грамм, тонна 5. Делимое, деление, множитель, делитель, сумма

делимое, делитель; множитель, делитель 6. Ночь, сутки, темнота, солнце, день ночь, день 7.

Пеликан, пингвин, животное, волк, пеликан, пингвин 8. Сумма, действие, математика,

сложение, вычитание сложение, вычитание 9. Вода, река, рыба, водоем, озеро река, озеро 10.

Мореплаватель, человек, солнце, луна, свет солнце, луна 11. Гора, земля, равнина, участок,

география гора, равнина 12. Прибор, температура, градус, термометр, барометр термометр,

барометр 1 3. Ухо, лицо, человек, ученик, глаз ухо, глаз 14. Точка, кавычки, предложение,

слово, язык точка, кавычки 20 15. Письмо, писатель, литературное произведение, сказка,

новелла сказка, новелла 16. Северный полюс, Африка, карта, Антарктида, мореплаватель

Африка, Антарктида 17. Растение, рис, хлеб, просо, поле рис, просо 18. Песня, птица, клест,

клетка, иволга клест, иволга 19. Песок, глина, керосин, строительство, полезные ископаемые

песок, глина 20. Север, горизонт, восток, география, Индия север, восток Упражнения

следует представлять на отдельных карточках. Ответы учеников могут быть в любой форме.

Задание 6. Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает

какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие

называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за

причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом

случае – СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия – ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПО -

ЖАР – находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях. В следующих

заданиях найди нары понятий, которые находятся между собой в

ПРИЧИННОСЛЕДСТВЕННЫХ отношениях. 1. Образование льда, север, мороз, погода, снег

мороз – образование льда 2. Осень, холод, дерево, листопад, время года осень – листопад 3.

Время года, весна, деревья, лето, таяние льда весна – таяние льда 4. Кипение воды,

образование пара, жара, кастрюля, солнце кипение воды – образование пара 5. Радость, игра,

плач, таблетка, боль боль – таблетка: боль – плач 6. Радость, подарок, кукла, игра, дети

подарок – радость 7. Вода, юг, море, волны, ветер ветер – волны 8. Страх, ребенок, опасность,

явление природы, дом опасность – страх 9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа дождь – лужа

Попробуйте найти ПРИЧИНУ следующих событий. 1.НАВОДНЕНИЕ (разлив реки, таяние

снега) 2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ) (падение) 3. ГОЛОЛЕД (мороз после дождя) 4.ДВОЙКА

(невыученный урок) 5. ЗАГАР (солнце) 6. НАГРАДА (ударный труд) 7. ДОЖДЬ (туча) 8.

ДЫМ (пожар, костер) 9.ОЧКИ (ослабление зрения) 10. СИНЯК (Удар) А теперь найдите

СЛЕДСТВИЕ. 1. БОЛЕЗНЬ (лечение) 2. УКОЛ (боль) 3. ПРАЗДНИК (радость) 4. АВАРИЯ

(травма, смерть) 5. ОСКОРБЛЕНИЕ (обида, ссора) 6. УРАГАН (разрушения) 7. МОЛНИЯ

(гром) 8. ВОСХОД СОЛНЦА (рассвет) 9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК (замечание учителя) 10.

РАБОТА (усталость) 21 Понятия следует отпечатать на общем листе. Ученик может

записывать свои ответы рядом или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное,

чтобы они соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или следствием.

Задание 7. Иногда бывает так, что события следуют одно за другим, но не являются

причиной и следствием друг друга. Например, ВТОРНИК – СРЕДА. В таких случаях говорят,

что понятия находятся в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут

последовательно одно за другим). Подбери к следующим понятиям такие, которые

находились бы с ними в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. 1.ЯНВАРЬ (февраль) 2.

ПОДРОСТОК (юноша) 3.ПЕРВЫЙ (второй) 4. ЗИМА (весна) 5. ДЕНЬ (вечер) 6.ЧЕРДАК

(крыша) 7.ЗАВТРАК (обед) 8. ШЕСТИКЛАССНИК (семиклассник) 9. НАЧАЛО (середина)

10.1998 (1999) Понятия могут быть отпечатаны на общем листе. Ученик может писать свои

ответы рядом или отвечать устно. Задание 8. Познакомимся с типом отношений между

понятиями, который встречается чаще всего и называется ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так

называют отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство,

качество, признак или функцию другого (функция – это то, для чего используется предмет).

Например, КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО. В

следующих заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним в

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях. 1. ЧЕРТЕЖ (масштаб) 2. ОЗЕРО (глубина, рыба) 3.

ПЧЕЛА (мед, укус, полет) 4. НЕБО (луна, голубизна) 5. ЧИСЛО (цифра, математика) 6.

ЗАДАЧА (решение, математика) 7. ПРЯМОУГОЛЬНИК (длина, ширина, площадь) 8.

ДВИЖЕНИЕ (скорость, езда, автомобиль) 9. УМНОЖЕНИЕ (множитель, произведение) 10.

ДЕЛЕНИЕ (остаток, делимое, делитель) 11. РАССТОЯНИЕ (измерение, длина) 12. СКАЗКА

(герой, рассказчик) 13. ЗИМА (мороз, снег, каток) 14. ЛЕТО (каникулы, жара, купание) 15.

ШКОЛА (урок, учитель, ученик, класс) 16. ПОЭТ (стихи, книга) 17. УЧЕНИК (ранец,

тетрадь, школа) 18. КАРТИНА (художник, краски) 22 19. БИБЛИОТЕКА (читатель, каталог)

20. СТОЛ (скатерть, настольная лампа, обед) Кроме ответов, приведенных в скобках,

существует много других правильных ответов. 23 Приложение 2 Методики диагностики

одаренности младших школьников А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор

Московского педагогического государственного университета I. Методика диагностики

одаренности для педагогов и родителей Инструкция для детей В правом верхнем углу листа

ответов запишите своё имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на

первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д.

Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если

нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++». Инструкция для родителей Для того

чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей

вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопро - сов,

подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности

ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста. На

бланке ответов запишите своё имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых

соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравит - ся (с вашей

точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++».

Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незапол -

ненной. Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...» 1) решать

логические задачи и задачи на сообразительность; 2) читать самостоятельно (слушать, когда

тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда

тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать

готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и

пользоваться новыми, незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в

спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, поле,

наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15)

читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть

в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять

истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19)

разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц,

животных (кошек, собак и др.); 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22)

конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей

(посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься

различными видами художественного творчества; 24 25) читать (слушать, когда тебе читают)

книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что-то другим детям или

взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27) ухаживать за домашними

растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол

и т.п.); 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30) знакомиться с

общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке

спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; 33) помогать другим людям; 34)

работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить,

вышивать, стирать. Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы

(плюсы и минусы). Дата ___________ Фамилия, имя_________________ Обработка

результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка

на семь сфер: • математика и техника (1-й столбик в листе ответов); • гуманитарная сфера (2-

й столбик); • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные

интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-

педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема

для даль - нейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка

всесторонним и гармоничным. II. Методика «интеллектуальный портрет» Познавательная

сфера 1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи,

отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и

поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности

(ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй,

конструировании и др.). 2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые

стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и

поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в

умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно ме - нять

направление поиска решения проблемы. 3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно

рассматривается как способность к гене - рированию большого числа идей. Проявляется и

может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов

деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.). 4. Способность к анализу и синтезу.

Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации,

предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация,

объединение в единую структуру. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении

логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности

ребенка. 25 5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее

значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение

единичных объектов в классы, группы, категории. Проявляется, кроме специальных

логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к

коллекционированию, систематизации добываемых материалов. 6. Высокая концентрация

внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени

погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на

восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Проявляется в склонности к

сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким

порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго

заниматься одним делом). 7. Память - способность ребенка запоминать факты, события,

абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако

следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем

памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию. Проявление

различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механи - ческая,

образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития 1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи

считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает

эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга,

не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к

содержанию. Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация

может выявляться путем наблюдений и бесед. 2. Перфекционизм характеризуется

стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким

требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются, не

достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы. Проявляется в самых

разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до

соответствия самым высоким личным стандартам. 3. Социальная автономность -

способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на

свойственную дошкольному и младшему школьному возрастам подражательность, это

качество также присутствует и характеризует степень детской самостоятельности и

независимости - качеств, необходимых и юному, и взрослому творцу. Проявляется в

готовности отстаивать собственную точку зрения, даже если она противостоит мнению

большинства, в стремлении действовать и поступать нетрадиционно, оригинально. 4.

Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и сов -

мест-ных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой

творческой деятельности. Не всегда, но часто является результатом интеллектуального

превосходства. Ребенок сохраняет уверенность в себе в окружении других людей, легко

общается с другими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками,

принимает на себя ответственность. 5. Соревновательность - склонность к конкурентным

формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений -

важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо

нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конку - рентные формы

взаимодействия. 6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые

интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат

воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие

возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта. 26

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами

дея - тельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах. 7. Юмор. Без

способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях

невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется

с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным

механизмом психологической защиты. Проявления юмора многогранны, как сама жизнь,

легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие. Как оценивать Для оценки

воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем

оценивать по пятибалльной шкале: 5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо,

четко выражено, проявляется час 3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с

богатым воображением истории, склонен к преувеличению . 4. С увлечением стремится

рассказать другим об открытиях (голос возбужден) . 5. Проявляет острое чувство юмора и

видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает

удовольствие от игры слов (играет в слова) . 6. Не склонен принимать на веру «официальное

решение» без критического исследования; мо - жет потребовать доводы и доказательства . 7.

Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок . Лидерские характеристики

1. Берет на себя ответственность . 2. Его любят одноклассники . 3. Лидер в нескольких видах

деятельности . IV. Методики для родительского исследования Уважаемые родители! Нам

очень важна ваша помощь в получении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы

знаете о нем, и верните в школу к указанной дате. Родительское исследование 1. Мой ребенок

имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры,

если вы ответили «да». Да_______ нет_______. 2. Мой ребенок упорно работает над

заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приве - дите примеры, если вы ответили

«да». Да_______ нет_______. 3. Мой ребенок начал читать в детском саду. Да____ нет_____.

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал. 4. Мой ребенок жаден до

чтения. Да______ нет ______. Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за

последние 6 месяцев. 5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет

особые умения. 6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет

ваш ребенок (коллек - ционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.). 7. Какие

специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)? 8. Как ваш

ребенок относится к школе? 9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего

ребенка в школе? 10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить,

которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на

ваш взгляд, необходимы учителям? 11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг

вашего ребенка? 12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением,

выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным

образом; в) избе - гать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого

новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с

идеями». 13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с

образовательной программой для одаренных. V. Методика «карта одаренности» Инструкция

28 Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоя -

тельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте

оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: (++) - если

оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; (+) -

свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) - оцениваемое и

противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и

деятельности уравновешивают друг друга; (-) - более ярко выражено и чаще проявляется

свойство личности, противоположное оценивае - мому. Оценки ставьте на листе ответов.

Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по

второму - во вторую и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет

достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте

за этой стороной деятельности ре - бенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих

ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно

легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными. Лист

вопросов 1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными

понятиями. 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные

решения. 3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». 4. В рисунках

нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных

предметов, людей, ситуаций. 5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. 6.

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. 7. Легко входит в роль какого-либо персонажа:

человека, животного и других. 8. Интересуется механизмами и машинами. 9. Инициативен в

общении со сверстниками. 10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в

большом объеме движений. 11. Проявляет большой интерес и исключительные способности

к классификации. 12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. 13.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит

много времени на то, что нужно запомнить. 14.Становится вдумчивым и очень серьезным,

когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую

(художественно выполненную) вещь. 15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какоголибо конфликта. 17. Интересуется актерской игрой. 18. Может легко чинить

испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек,

приборов. 19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. 20. Любит

участвовать в спортивных играх и состязаниях. 21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет

большой словарный запас. 22. Изобретателен в выборе и использовании различных

предметов (например, использует в иг - рах не только игрушки, но и мебель, предметы быта и

другие средства). 23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники

обычно не знают. 24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков,

камней, марок, открыток и т.д. 25. Хорошо поет. 29 26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо

придерживаться выбранного сюжета, не теряет основ - ную мысль. 27. Меняет тональность и

выражение голоса, когда изображает другого человека. 28. Любит разбираться в причинах

неисправности механизмов, любит загадочные поломки. 29. Легко общается с детьми и

взрослыми. 30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. 31. Хорошо

улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 32.

Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие. 33. Обгоняет своих

сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем

классе, чем учится сейчас. 34. Любит использовать какой-либо новый материал для

изготовления игрушек, коллажей, ри - сунков, в строительстве детских домиков на игровой

площадке. 35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. 37. Разыгрывая

драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. 38. Любит рисовать чертежи

и схемы механизмов. 39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их

поведения. Хорошо понимает недосказанное. 40. Бегает быстрее всех в детском саду, в

классе. 41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. 42. Способен по-

разному подойти к одной и той же проблеме. 43. Проявляет ярко выраженную,

разностороннюю любознательность. 44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие

художественное назначение (украше - ния для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без

побуждения взрослых. 45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или

туда, где можно слушать му - зыку. 46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые

хорошо передают эмоциональные состоя - ния героев, их переживания и чувства. 47.

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. 48. Читает (любит, когда ему

читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. 49. Часто

руководит играми и занятиями других детей. 50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую

координацию движений. 51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления. 52.

Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. 53. Читает

книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на

два. 54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и

настроение. 55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. 56. Умеет передавать в

рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать

его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых

рассказывает. 57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-

то с увлечением рассказывает. 58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об

этом. 59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

его возраста. 60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 61.

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. 62. Любит пробовать новые

способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных ва - риантов. 30 63. Умеет

делать выводы и обобщения. 64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной,

пластилином, бумагой и клеем. 65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и

настроение. 66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. 67. С большой легкостью

драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 68. Проводит много

времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели

летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). 69. Другие дети предпочитают выбирать его

в качестве партнера по играм и занятиям. 70. Предпочитает проводить свободное время в

подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). 71. Имеет широкий круг интересов,

задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 72. Способен предложить

большое количество самых разных идей и решений. 73. В свободное время любит читать

научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило,

с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 74.

Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной

игрушке, скульптуре. 75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. 76. Умеет в рассказе

изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. 77.

Любит игры-драматизации. 78. Быстро и легко осваивает компьютер. 79. Обладает даром

убеждения, способен внушать свои идеи другим. 80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и

минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка

следующих видов одаренности: • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов); • творческая

(2-й столбец листа ответов); • академическая (3-й столбец листа ответов); • художественно-

изобразительная (4-й столбец листа ответов); • музыкальная (5-й столбец листа ответов); •

литературная (6-й столбец листа ответов); • артистическая (7-й столбец листа ответов); •

техническая (8-й столбец листа ответов); • лидерская (9-й столбец листа ответов); •

спортивная (10-й столбец листа ответов). VI. Методика оценки общей одаренности

Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик,

обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему

ребенку по каждому параметру, пользуясь сле - дующей шкалой: 5 - оцениваемое свойство

личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах

деятельности и поведения; 31 4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно,

при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 - оцениваемое и

противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях ред - ки, в поведении

и деятельности уравновешивают друг друга; 2 - более ярко выражено и чаще проявляется

свойство личности, противоположное оцениваемо - му; 1 - четко выражено и часто

проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в

поведении и во всех видах деятельности; 0 - сведений для оценки данного качества нет (не

имею). Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной

стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем

более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске

новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей

исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение

предметов, растений, поведение людей, животных и др.). Сверхчувствительность к

проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность

видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика

творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выяв - лять проблемы,

задавать вопросы. Способность к прогнозированию - способность представить результат

решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные

последствия действия до его осу - ществления. Выявляется не только при решении учебных

задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от

прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных

событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений. Словарный запас.

Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей

ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в

умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для

одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий

или воображаемых



В раздел образования