Автор: Свиридова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Тальменский детский сад №9"
Населённый пункт: р.п. Тальменка Алтайский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: Педагогический проект "История развития Тальменского района"
Раздел: дошкольное образование
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете заведующий МКДОУ
протокол №__1________ «Тальменский детский
сад №9»
« 31 » августа 2018 года ______ Т.А. Стрикалова
Приказ № от
« 31 » августа 2018 год
Педагогический проект
«История развития Тальменского района»
Составитель: воспитатель
Свиридова Татьяна Викторовна
Тальменка 2018
Педагогический проект «История развития Тальменского района»
разработала воспитатель Свиридова Т.В.
Введение
В основе проекта лежат задачи регионального компонента ООП ДОУ (части,
формируемой участниками образовательных отношений). Проект ориентирован на
старших дошкольников, реализуется в первой половине дня как часть занятия, во второй
половине дня в виде культурных практик с учетом тематических недель, планируемые
формы работы предполагают включение родителей в образовательный процесс.
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов
Актуальность
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея
воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное
значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в
качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в
патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально –
региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому,
природе, культуре малой родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Самые яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней
с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где
посадил первое деревце.
Цель: развитие интереса и желания узнать об истории возникновения своего посёлка и
района.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «малая родина»
- закрепить знания детей об истории появления родного села, его названии, периоде
военного времени и особенностях сегодняшнего дня;
- расширять представления о достопримечательностях родного поселка, района, о
названиях улиц и его исторических памятниках;
- познакомить с подвигами героев-земляков в Великой Отечественной войне (Герои
Советского Союза: истребитель вражеских танков – Басов Иван Сидорович, разведчик -
Быстров Василий Александрович, генерал - Казанцев Александр Игнатьевич, Косолапов
Валентин Иванович, Лебедев Виктор Михайлович), воспитывать уважение к защитникам
Отечества;
- воспитывать любовь к малой родине.
Тип проекта: творческий, поисково-познавательный, нравственно-патриотический.
Участники:
воспитатель, специалисты ДОУ, дети старшей группы, родители (законные
представители)
Особенностью проекта является то, что он ориентирован на сотрудничество педагогов
детского сада, сотрудников районного музея и работников детской библиотеки. К
деятельности активно привлекаются родители, что способствует формированию
доверительных отношений с детьми, повышению родительской компетентности в
вопросах патриотического воспитания, повышает интерес детей к данной теме, создает
единое образовательное пространство.
Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: один год
Методы и формы работы:
- совместные с родителями мероприятия (экскурсии);
-творческие работы коллективные и индивидуальные;
- организация фото выставок;
-продуктивная деятельность;
- беседы;
- встречи с интересными людьми;
-прослушивание песен стихов сказок о Тальменском районе;
- целевые прогулки;
- посещение детской библиотеки, районного музея.
Ожидаемые результаты
Эффективность для детей:
-усвоение детьми понятия «малая родина»
- проявят интерес к истории возникновения поселка Тальменка
(названию, периоде военного времени и особенностях сегодняшнего дня);
- получат представление о географическом положении рабочего поселка Тальменка;
- познакомятся с достопримечательностями, историческими памятниками, музеем,
улицами родного поселка;
- узнают о подвигах героев-земляков в Великой Отечественной войне (Герои Советского
Союза: истребитель вражеских танков – Басов Иван Сидорович, разведчик - Быстров
Василий Александрович, генерал - Казанцев Александр Игнатьевич, Косолапов Валентин
Иванович, Лебедев Виктор Михайлович).
Эффективность для родителей:
-повышение родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания
Эффективность для воспитателя:
-повысится профессиональная компетентность педагогов в области реализации задач
регионального компонента и взаимодействия с семьями воспитанников
Продукты проекта:
- фотоальбомы: «Улицы Тальменки», «Люди каких профессий трудятся в Тальменском
районе?»
- презентации «Барнаул - столица Алтайского края », Тальменка теперь и прежде»;
- дидактические игры: «Построй улицу», «Путешествие по р.п. Тальменка», «Край, в
котором мы живём», «Найди 10 отличий», «Что было - что стало»;
- папка стихов и песен о Тальменке;
- стенд «Тальменка теперь и прежде»;
- познавательные макеты: «Наш любимый детский сад», «Моя улица», «Наш поселок в
будущем», «Парк Победы»;
- продукты детского творчества;
- методические разработки.
Этапы проекта
Этапы работы
Виды деятельности
сроки
Подготовительны
й
- изучение литературы по проектной деятельности;
- организация предметно – развивающей среды;
- подготовка необходимых материалов для познавательной и
продуктивной деятельности (разработка конспектов
непосредственно-образовательной деятельности,
презентаций, бесед и т.д.);
- вовлечение родителей в образовательный, сбор
необходимой информации и оформление;
- подбор наглядных и дидактических материалов
(тематические картинки, фотографии);
-подготовка презентаций по ознакомлению с историей
Тальменского района Алтайского края;
-домашнее задание для родителей: «подготовить фотографии
своей улицы, дома»
Практический
(основной)
Организация образовательной деятельности:
- рассматривание фотографий старинных и новых зданий и
домов Тальменского района, иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
-Прослушивание песен о Тальменском районе и Тальменке;
- Организация познавательной, игровой, художественно-
продуктивной деятельности;
- Непосредственное участие родителей в реализации
проекта;
- Посещение музея «Русская изба»
- Совместная познавательно-исследовательская и творческая
деятельность.
- Экскурсии на центральную площадь поселка Тальменка, в
парк Победы.
- Презентация фотоальбома:
«Улицы Тальменки»
Заключительный
-
Итоговое мероприятие: викторина «Мама, папа, я
-Тальменская семья».
Соотнесение итогов проекта с поставленными задачами.
План реализации проекта
Дата
Содержание деятельности
Цель
Образовательная
область
Старшая группа
Работа с детьми
Сентябрь
Моя малая Родина.
День Тальменского района
-изготовление альбома,
составление рассказов «Дом, в
котором я живу»
прослушивание песен о
Приобщать детей к
истории нашего народа,
закреплять знания о том,
как он жил и как живут
сейчас.
Формировать у детей
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
родном районе, чтение
стихов,
-выставка детского рисунка
«Мой любимый поселок
Тальменка»
выставка букетов, цветочных
композиций.
Экскурсия на центральную
площадь поселка.
История о возникновении
поселка Тальменка
изготовление альбома
«Природа моего района»
оформление стенда
«Тальменка теперь и прежде»
Чтение стихотворений: «Как
будто бы вернулся в детство
я» А. Богомазова
Аппликация «Сельская
улица»
Рисование «Нарисуй
старинные дома родного
посёлка»
Дидактическая игра
«Путешествие по поселку
Тальменка»
Заучивание стихотворений о
Тальменке
Они прославили наш край.
Беседа об известных и
знаменитых людях
Алтайского края
Папа, мама, я – Тальменская
семья (викторина)
Изготовление праздничных
открыток,
познавательные качества.
Обогащать словарный
запас детей: печь,
кирпичный, железный,
кормилица.
Познакомить детей с
достопримечательностями
, историческими
памятниками,
административными
зданиями поселка;
Расширить представление
о истории района, поселка
Приобщать детей к
поэзии, развивать
поэтический слух
Воспитывать любовь к
«малой родине»
Учить передавать образ
сельской улицы, по-
разному располагать на
пространстве листа
изображение домов.
Закрепление знаний о
«малой родине»
Возложение цветов к
обелискам, памятникам в
Тальменском парке
Познавательное
Художественно-
эстетическое
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
Речевое развитие
беседы о подвигах солдат и
тружениках тыла в Великой
Отечественной войне
Экскурсия в Парк Победы.
Победы
Работа с родителями
Родительское собрание
«Нравственно –
патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста».
Составление букетов
цветочных композиций
Изготовление поделок из
овощей и природного
материала
Консультация «Как знакомить
детей с историей родного
посёлка»
Изготовление макета
«Стеллы районного поселка
Тальменка»
Участие в экскурсии на
центральную площадь
Тальменки
Изготовление макета
«Районный поселок
Тальменка»
Участие в спортивном
конкурсе
Конкурс для воспитанников и
родителей на лучшую
поделку «Ай, да умельцы!»
Повышать грамотность родителей в вопросах
«Нравственно – патриотического
воспитания».
Развивать творческую инициативу.
Познакомить с особенностями работы по
ознакомлению детей с историей родного
посёлка
Прививать интерес к историческим местам.
Развивать творческие способности.
Развивать творческую инициативу.
Создание условий
Организация предметно-
игровой познавательной
среды по теме в группе и
игровом центре.
Подбор иллюстративного
материала по теме.
Организация выставки
художественной литературы
Изготовление дидактических
игр
Создавать условия по формированию
теоретической и практической базы
для реализации проекта.
Литература:
Пограмма воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», автор: Н.Е.
Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева; «Мазайка-синтез», 2015 год
Научно-практический журнал Управление дошкольным образовательным учреждением
№1 2005г. Тема номера «Патриотическое воспитание»
«Деятельность педагога по осуществлению гражданско-патриотического образования
детей», Л.М. Попова, Г.Н. Бойко, Е.Ю. Позднякова, Е.В. Затеева, Барнаул, 2010год.
«Давайте сохраним», О.Р. Меремьянина
Дошкольнику – об истории и культуре России. Г.Н.Данилина, 2003
Дни воинской славы М.Б. Зацепина, 2010 год.
«С чего начинается Родина?», Л.А.Кондрыкинская, Москва, 2004 год.