Автор: Струнникова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 57 г. Мурманска
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Социализация воспитанников через взаимодействие с семьями
Раздел: дошкольное образование
Социализация воспитанников через взаимодействие с семьями
(из опыта работы Струнниковой О.А., воспитателя МБДОУ 57 г. Мурманска)
Социализация
детей
дошкольного
возраста
–
актуальная
проблема
образования.
Решение
задач
по данной
проблеме
возможно
при
взаимодействии двух самых близких для ребенка социальных институтов –
детского сада и семьи.
Опыт
нашей
работы
позволил
осуществить
подбор
наиболее
результативных форм, позволяющих решать задачи по социализации детей во
взаимодействии с семьёй.
Формы взаимодействия с семьёй в целях решения задач социально-
коммуникативного развития
Таблица 9
Требования ФГОС ДО (п.2.6.)
Формы взаимодействия
Усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности
-
Совместные
посещения
кукольного
театра,
краеведче ского
музея
с
демонст рацией
детя м
о б р а з ц о в
поведения в общественных местах.
- Социальные акции «Белый журавлик»,
«Прикрепи к одежде фликер».
- Творческий семейный конкурс сказок
собственного сочинения «Жили-были»
Р а з в и т и е
о б щ е н и я
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками.
Становление
самостоятельности,
ц е л е н а п р а в л е н н о с т и
и
саморегуляции
собственных
действий
-
Совместные
посещения
кукольного
театра, краеведческого музея.
- Совместные творческие мероприятия
концерты, дни творчества.
-
Совместные
субботники
по
уборке
территории.
- Соревнования по типу «Мама, папа, я
– спортивная семья».
- Смотр-конкурс «Лучший мини-музей»
-
Просмотры
видеозарисовок
о
детях
«Самый лучший день», «Мы играем».
Развитие социального и
эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование
готовности к совместной
деятельности со сверстниками
- Социальный проект «Письмо
больному другу».
- Акции «Добрая зима пернатым»,
«Сдай макулатуру – спаси дерево»,
«Ёлочка, живи!», «Мурманск – город
чистоты».
- Совместные спортивные праздники.
Формирование уважительного
отношения и чувства
принадлежности к своей семье и
к сообществу детей и взрослых в
детском саду
- Ф о т о в ы с т а в к и
« В ы х о д н о й
в
Мурманске»,
«Мой
папа
в
армии
служил», «Мама – солнышко моё».
- Праздник мам и бабушек.
- Физкультурный досуг «Мой сильный
папа».
-Конкурс сочинений «Мой ребёнок».
-Составление герба семьи.
-Участие
в
конкурс ах
д е т с ко го
творчества «С любовью к маме».
- Выставка творческих работ родителей
«Папины
и
мамины
руки
не
знают
скуки».
- Конкурс семейных проектов «Бюджет
моей семьи».
Формирование позитивных
установок к различным видам
труда и творчества
- В с т р е ч и
с родителями-
представителями различных профессий.
- Фотовыставка «Мой папа на работе»,
«Моя мама на работе».
- Совместные субботники.
-С емейный
творче ский
ко н к у р с
«Новогодняя игрушка».
- Смотр - конкурс «Украшение для
ёлочки».
Формирование основ
безопасного поведения в быту,
социуме, природе
- Создание фотоальбома «Растения
нашего участка».
- Творческий семейный конкурс
по безопасности дорожного движения
«Безопасный Мурманск».
-Выставка
совместных
творческих
работ
семей
«Безопасность
–
это
важно».
-
Конкурс
коллажей
среди
семей
воспитанников «огонь – как он опасен».
-
Творческий
конкурс
на
лучший
информационный буклет для родителей
п о
о б е с п еч е н и ю
б е з о п а с н о с т и
воспитанников.
-
Конкурс
творческих
работ
семей
в о с п и т а н н и ко в ,
п о с в я щ ё н н ы х
профилактике
детского
травматизма
«Что
о
безопасности
узнали
–
всё
в
работах показали».
Конкурс сочинений «Мой ребёнок» был проведён среди семей ДОУ с
целью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье. Родителям предложили написать сочинение о своём ребёнке.
Это
не
только
творческая
работа
наших
родителей,
но
и
ценный
информационный
материал
для
педагогов.
Все
родители
проявили
неформальное
отношение
к
выполнению
задания,
приложили
продукты
творческой деятельности и фото детей. Сочинения родителей представлялись
в родительском уголке для общего прочтения и оценивания в рубрике «Звезда
недели».
В наибольшей степени задачи, поставленные нами, решаются в ходе
совместных мероприятий: физкультурные праздники и досуги, флэшмобы,
тематические
праздники.
Много
радости,
удовольствия,
позитивных
моментов
содержат
в
себе «сотворческие»
мероприятия,
такие,
как
Дни
совместного творчества. Планируется проведение творческого мастер-класса
для родителей и детей, показ совместных концертных номеров, а также показ
коротеньких театральных сценок.
Само
по
себе
понятие «сотрудничество»
предполагает совместный
труд. Традиционно мы организуем субботники, причем, не только по уборке
территории, но и по созданию условий для организации деятельности детей:
с н е ж н ы е
п о с т р о й к и
–
з и м о й ,
ц в е т н и к
–
л е том .
В ходе таких
мероприятий осуществляется воспитание у
детей ценностного отношения к
собственному труду, труду других людей и его результатам. Дети видят,
какова
роль
мужчины
в физическом
труде,
что
лучше
может
сделать
женщина.
Кроме
того,
участие
в
субботниках
–
это приобщение
к
замечательной традиции, много лет существующей в нашем обществе.
Социальное
развитие
предполагает приобщение к традициям семьи,
общества, государства. Мы живем на Кольском полуострове, крае военной и
мирной
трудовой
славы.
Дети
с
гордостью
принимают
у
себя
в
гостях
родителей военных и мирных профессий, готовят экспонаты для мини-музея
«Боевой и воинской славы», фотографии для фотовыставок «Мой папа в
армии служил», «Мама – солнышко моё».
В беседах с родителями мы часто слышим о том, что они хотят видеть
своих детей в дальнейшем активными, инициативными, самостоятельными.
Мы,
педагоги,
стараемся
донести
до
родителей
мысль
о
том,
что
формирование этих качеств во многом зависит от них самих. Наилучшим
образом активная
социальная
детей
позиция
формируется
на
примере
родителей. Поэтому к участию в городских мероприятиях мы стараемся
привлечь как можно больше семей: легкоатлетические пробеги, праздник
День физкультурника, районные дворовые праздники и другие.
Знакомство с музейной культурой мы начали с приглашения мамы
нашего воспитанника – сотрудницы Областного краеведческого музея. Она
организовывала поездки и экскурсии по музею. В настоящее время этим
занимается
инициативная
группа
родителей
старшей
группы.
Другая
инициативная
группа
любителей-театралов
помогает
в
организации
совместных
походов
в
кукольный
театр.
Походы
по
культурным
местам
нашего города организуются в выходные дни. Посещение театра и музея дает
прекрасную возможность для усвоения детьми норм и правил поведения в
общественных местах.
Наши родители – активные участники смотров-конкурсов, проводимых
в
ДОУ.
С
целью
создания
активной
предметно-пространственной
развивающей
среды,
способствующей
развитию
личности
ребёнка
и
обогащения
образовательного
пространства
новыми
формами
работы
с
родителями
проводились
смотры-конкурсы
готовности
групп
к
началу
учебного
года,
книжных
уголков,
мини-музеев,
физкультурных
уголков,
уголков психологической разгрузки. Результатом активного участия семей в
смотрах-конкурсах
явилось
пополнение
развивающей
среды
новыми
элементами:
подарены
новые
книги,
изготовлено
нетрадиционное
физкультурное
оборудование,
музыкальные
и
деревянные
игрушки,
сделанные
своими
руками,
коллекции
воинских
наград
(муляжи),
бусы
маминой молодости (для мини-музеев), подарены элементы для оформления
уголка психологической разгрузки (любимые вещи мамы-папы, телефоны
(неработающие), элементы украшений, декораций) и многое другое.
Нашей
доброй
традицией
стало
торжественное
поздравление
и
выражение благодарности семьям, оказывающим участие и проявляющим
активность
в
такого
рода
мероприятиях.
Результат
проводимой
работы
показывает, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую
среду ДОУ.