Автор: Николаева Прасковья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Метелица"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская Область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами театрального творчества."
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
Духовно – нравственное
развитие и воспитание детей
дошкольного возраста
средствами театрального
творчества.
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ №9 «Мелелица» г. Сургут
Николаева Прасковья Алексеевна
Ребёнок, что - пустой сосуд.
И мудрецы отнюдь не лгут:
Кем вырастет, узнать не сложно…
Лишь «выльет», что в него «нальют»!
Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704), утверждал,
что ребенок – это «tabula rasa» («чистая доска»), на которой общество в лице
своих воспитателей может «написать» любую деятельностную программу – и
хорошую, и плохую.
Выражение «табула раса» впервые появляется в сочинении
древнегреческого
философа
и
ученого
Аристотеля
в
его
философском
трактате «О душе».
В Древней Греции «табулой» называли дощечку для письма, покрытую
воском. Разгладив воск на ней,
можно было стереть заранее написанный
текст. И сделав ее чистой, написать на ней новый текст. Так и в «чистом»
сознании ребенка можно «написать» все, что захотят родители и воспитатели.
Согласно «табуле раса» ребенок не рождается ни добрым, ни злым, а каким
он вырастет, зависит от того какие моральные ценности будут окружать его.
Таким
образом,
как
считал
Джон
Локк,
чтобы
вырастить
«джентльмена», общество должно побеспокоиться о качестве знаний и запасе
добрых
впечатлений,
которые
формируются
у
ребенка
во
время
его
взросления.
В настоящее время большое влияние на психическое и эмоциональное
развитие ребенка оказывают достижения технологического процесса. Но ни
у родителей, ни у педагогов нет единого мнения, насколько отрицательно
влияют
на
состояние
ребенка
компьютерные
технологии.
Конечно,
интерактивные технологии имеют и положительные аспекты воспитания и
обучения. Но они не должны заменить живого общения детей со своими
сверстниками
и
взрослыми,
и
полностью
захватить
мир
маленького
беззащитного человечка. И тут нам на помощь может прийти театр. То, что
театрализованные игры оказывают благотворное влияние на всестороннее
развитие ребенка неоспоримо и очевидно для каждого из нас (развиваются
речь, память, мышление, воображение, восприятие).
Для детей дошкольного возраста, а особенно раннего возраста,
кукольный театр является наиболее понятным и доступным средством для
познания
окружающей
действительности,
т.к.
кукла
является
неким
посредником между ребенком и взрослым. И этому посреднику он доверяет
больше, чем взрослому, особенно в начале знакомства.
Через театрализованную деятельность ребенок учится добру,
взаимопомощи,
учится
дружить.
Театрализованные
игры
формируют
социальные, моральные и нравственные поведенческие навыки ребенка.
Через театрализацию мы знакомим детей с окружающей
действительностью, учим взаимодействовать с нею, подготавливаем ребенка
к аналогичным ситуациям в обычной жизни, прививаем полезную привычку
самостоятельно организовывать игровую среду – безопасную и уютную.
В моем представлении чистое сознание ребенка «tabula rasa» это
подобие компьютера, а взрослые – это программисты и какой будет результат
этого программирования, положительный или отрицательный,
зависит от
того,
что
напишут
на
этой
дощечке
родители
и
педагоги.
Но
в
любую
компьютерную программу может закрасться вирус. И перед нами взрослыми
стоит задача: с помощью театрализованных игр выработать такие прочные
навыки поведения в социуме, которые даже во взрослой жизни в любых
ситуациях, будут надежно защищать хрупкий внутренний мир от негативного
внешнего воздействия.
Все дети разные: упрямые, капризные, застенчивые, гиперактивные.
Через театрализованную деятельность можно отрицательные эмоции сменить
на
положительные.
Используя
приемы
театрализации
в
практической
деятельности, застенчивому ребенку можно помочь поверить в себя, открыть
себя окружающим;
гиперактивного
научить слушать своих товарищей;
капризулю
–
подчиняться
требованиям
взрослого.
Нельзя
ожидать,
что
изменения в поведении детей произойдут сиюминутно. Чтобы произошли
хоть
какие-нибудь
заметные
положительные
изменения
в
эмоциональном
состоянии
ребенка,
понадобиться
время,
терпение
и
настойчивость
взрослых.
Театрализация,
как
мне
кажется,
способна
заложить
в
сознание
ребенка
именно
те
качества,
которые
благотворно
скажутся
на
его
собственном
развитии и развитии общества в целом.
С помощью театрализации воспитание ребенка можно направить в
нужное
нам
русло.
Посредством
диалога
через
театрализацию
можно
успешно проводить работу по морально-нравственному воспитанию детей. В
таком
диалоге
ребенок
высказывает
свое
видение
и
отношение
к
определенной
ситуации
или
персонажу
(герою
произведения).
Если
его
понимание не будет соответствовать морально – нравственным ценностям
общества, то его можно корректно исправить. И я считаю, что это особенно
будет эффективно в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее подвержен
влиянию извне.
Добро пожаловать в мир фантазий, в мир театра.