Напоминание

"Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами театрального творчества."


Автор: Николаева Прасковья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Метелица"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская Область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста средствами театрального творчества."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

Духовно – нравственное

развитие и воспитание детей

дошкольного возраста

средствами театрального

творчества.

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ №9 «Мелелица» г. Сургут

Николаева Прасковья Алексеевна

Ребёнок, что - пустой сосуд.

И мудрецы отнюдь не лгут:

Кем вырастет, узнать не сложно…

Лишь «выльет», что в него «нальют»!

Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704), утверждал,

что ребенок – это «tabula rasa» («чистая доска»), на которой общество в лице

своих воспитателей может «написать» любую деятельностную программу – и

хорошую, и плохую.

Выражение «табула раса» впервые появляется в сочинении

древнегреческого

философа

и

ученого

Аристотеля

в

его

философском

трактате «О душе».

В Древней Греции «табулой» называли дощечку для письма, покрытую

воском. Разгладив воск на ней,

можно было стереть заранее написанный

текст. И сделав ее чистой, написать на ней новый текст. Так и в «чистом»

сознании ребенка можно «написать» все, что захотят родители и воспитатели.

Согласно «табуле раса» ребенок не рождается ни добрым, ни злым, а каким

он вырастет, зависит от того какие моральные ценности будут окружать его.

Таким

образом,

как

считал

Джон

Локк,

чтобы

вырастить

«джентльмена», общество должно побеспокоиться о качестве знаний и запасе

добрых

впечатлений,

которые

формируются

у

ребенка

во

время

его

взросления.

В настоящее время большое влияние на психическое и эмоциональное

развитие ребенка оказывают достижения технологического процесса. Но ни

у родителей, ни у педагогов нет единого мнения, насколько отрицательно

влияют

на

состояние

ребенка

компьютерные

технологии.

Конечно,

интерактивные технологии имеют и положительные аспекты воспитания и

обучения. Но они не должны заменить живого общения детей со своими

сверстниками

и

взрослыми,

и

полностью

захватить

мир

маленького

беззащитного человечка. И тут нам на помощь может прийти театр. То, что

театрализованные игры оказывают благотворное влияние на всестороннее

развитие ребенка неоспоримо и очевидно для каждого из нас (развиваются

речь, память, мышление, воображение, восприятие).

Для детей дошкольного возраста, а особенно раннего возраста,

кукольный театр является наиболее понятным и доступным средством для

познания

окружающей

действительности,

т.к.

кукла

является

неким

посредником между ребенком и взрослым. И этому посреднику он доверяет

больше, чем взрослому, особенно в начале знакомства.

Через театрализованную деятельность ребенок учится добру,

взаимопомощи,

учится

дружить.

Театрализованные

игры

формируют

социальные, моральные и нравственные поведенческие навыки ребенка.

Через театрализацию мы знакомим детей с окружающей

действительностью, учим взаимодействовать с нею, подготавливаем ребенка

к аналогичным ситуациям в обычной жизни, прививаем полезную привычку

самостоятельно организовывать игровую среду – безопасную и уютную.

В моем представлении чистое сознание ребенка «tabula rasa» это

подобие компьютера, а взрослые – это программисты и какой будет результат

этого программирования, положительный или отрицательный,

зависит от

того,

что

напишут

на

этой

дощечке

родители

и

педагоги.

Но

в

любую

компьютерную программу может закрасться вирус. И перед нами взрослыми

стоит задача: с помощью театрализованных игр выработать такие прочные

навыки поведения в социуме, которые даже во взрослой жизни в любых

ситуациях, будут надежно защищать хрупкий внутренний мир от негативного

внешнего воздействия.

Все дети разные: упрямые, капризные, застенчивые, гиперактивные.

Через театрализованную деятельность можно отрицательные эмоции сменить

на

положительные.

Используя

приемы

театрализации

в

практической

деятельности, застенчивому ребенку можно помочь поверить в себя, открыть

себя окружающим;

гиперактивного

научить слушать своих товарищей;

капризулю

подчиняться

требованиям

взрослого.

Нельзя

ожидать,

что

изменения в поведении детей произойдут сиюминутно. Чтобы произошли

хоть

какие-нибудь

заметные

положительные

изменения

в

эмоциональном

состоянии

ребенка,

понадобиться

время,

терпение

и

настойчивость

взрослых.

Театрализация,

как

мне

кажется,

способна

заложить

в

сознание

ребенка

именно

те

качества,

которые

благотворно

скажутся

на

его

собственном

развитии и развитии общества в целом.

С помощью театрализации воспитание ребенка можно направить в

нужное

нам

русло.

Посредством

диалога

через

театрализацию

можно

успешно проводить работу по морально-нравственному воспитанию детей. В

таком

диалоге

ребенок

высказывает

свое

видение

и

отношение

к

определенной

ситуации

или

персонажу

(герою

произведения).

Если

его

понимание не будет соответствовать морально – нравственным ценностям

общества, то его можно корректно исправить. И я считаю, что это особенно

будет эффективно в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее подвержен

влиянию извне.

Добро пожаловать в мир фантазий, в мир театра.



В раздел образования