Автор: Бесчастнова Валентина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Колосок"
Населённый пункт: р.п. Красные Баки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие профессиональной компетентности педагога Развитие профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников
Раздел: дошкольное образование
Развитие профессиональной компетентности педагога
в сфере общения с родителями воспитанников .
«Самая главная роскошь на земле –
это роскошь человеческого общения».
(Антуан де Сент Экзюпири).
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет
ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей,
передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения
дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем
просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный
подход
в
работе
с
семьей.
Главная
тенденция
–
обучать
родителей
самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов
определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые
имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные
черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на
нашем семинаре-практикуме мы обсудим профессиональную компетентность
педагога в сфере общения с родителями.
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы
приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят.
Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А
вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек
домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и
испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его
интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители
могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А
педагоги
ответят
им
так:
«Ведь
есть
же
информационные
стенды.
Прочитайте,
там
все
сказано!»
Согласитесь
картина
получилась
безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли
счастливыми,
активными,
здоровыми,
жизнелюбивыми,
общительными,
чтобы
они
стали
гармонически
развитыми
личностями.
Современные
дошкольные
учреждения
много
делают
для
того,
чтобы
общение
с
родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги
сохраняют
все
лучшее
и
проверенное
временем,
а
с
другой
—
ищут
и
стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями
воспитанников,
основная
задача
которых
—
достижение
реального
сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика
показывает,
что
эффективной
является
любая
совместная
деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение
проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже
столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это
рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения
отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка
таким,
какой
он
есть,
безоговорочно.
Они
могут
увидеть
ребенка
в
обстановке,
отличной
от
семейной,
наблюдать
за
его
общением
со
сверстниками, педагогами.
К сожалению грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна
для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на
взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения
много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и
постоянное
его
нарушение,
отсутствие
единства
требований
в
семье
и
детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так
же
с
родителями
из
неблагополучных
семей
или
имеющими
проблемы
личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и
пренебрежительно,
с
ними
трудно
установить
контакт,
наладить
сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но
многие
из
них
хотели
бы
общаться
с
педагогами
«на
равных»,
как
с
коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же
складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу,
увидеть
в
другом
равного
себе
партнера,
услышать
его,
признать
право
другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным,
если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон
темах,
если
каждая
из
них
в
процессе
общения
обогащает
свой
информационный багаж.
Кому
принадлежит
ведущая
роль
в
организации
общения?
Конечно
воспитателю.
Чтобы
выстроить
его
важно
обладать
коммуникативными
умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в
курсе
последних
достижений
науки.
Педагог
должен
дать
родителям
почувствовать
свою
компетентность
и
заинтересованность
в
успешном
развитии
ребенка,
показать
родителям,
что
он
видит
в
них
партнеров,
единомышленников.
Все
это
приводит
нас
к
понятию «профессиональная
компетентность
педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем
нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы
общение
было
интересным
и
содержательным,
и,
главное,
активно
действует.
Многие
педагоги
испытывают
затруднения
в
общении
с
родителями
воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет
дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос
хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени
для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно
педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в
общении с родителями нужно постоянно работать.