Напоминание

Развитие профессиональной компетентности педагога Развитие профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников


Автор: Бесчастнова Валентина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Колосок"
Населённый пункт: р.п. Красные Баки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие профессиональной компетентности педагога Развитие профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие профессиональной компетентности педагога

в сфере общения с родителями воспитанников .

«Самая главная роскошь на земле –

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент Экзюпири).

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет

ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей,

передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения

дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем

просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный

подход

в

работе

с

семьей.

Главная

тенденция

обучать

родителей

самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов

определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые

имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные

черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на

нашем семинаре-практикуме мы обсудим профессиональную компетентность

педагога в сфере общения с родителями.

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы

приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят.

Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А

вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек

домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и

испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его

интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители

могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А

педагоги

ответят

им

так:

«Ведь

есть

же

информационные

стенды.

Прочитайте,

там

все

сказано!»

Согласитесь

картина

получилась

безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли

счастливыми,

активными,

здоровыми,

жизнелюбивыми,

общительными,

чтобы

они

стали

гармонически

развитыми

личностями.

Современные

дошкольные

учреждения

много

делают

для

того,

чтобы

общение

с

родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги

сохраняют

все

лучшее

и

проверенное

временем,

а

с

другой

ищут

и

стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями

воспитанников,

основная

задача

которых

достижение

реального

сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика

показывает,

что

эффективной

является

любая

совместная

деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение

проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже

столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это

рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения

отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка

таким,

какой

он

есть,

безоговорочно.

Они

могут

увидеть

ребенка

в

обстановке,

отличной

от

семейной,

наблюдать

за

его

общением

со

сверстниками, педагогами.

К сожалению грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна

для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на

взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения

много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и

постоянное

его

нарушение,

отсутствие

единства

требований

в

семье

и

детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так

же

с

родителями

из

неблагополучных

семей

или

имеющими

проблемы

личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и

пренебрежительно,

с

ними

трудно

установить

контакт,

наладить

сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но

многие

из

них

хотели

бы

общаться

с

педагогами

«на

равных»,

как

с

коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же

складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу,

увидеть

в

другом

равного

себе

партнера,

услышать

его,

признать

право

другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным,

если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон

темах,

если

каждая

из

них

в

процессе

общения

обогащает

свой

информационный багаж.

Кому

принадлежит

ведущая

роль

в

организации

общения?

Конечно

воспитателю.

Чтобы

выстроить

его

важно

обладать

коммуникативными

умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в

курсе

последних

достижений

науки.

Педагог

должен

дать

родителям

почувствовать

свою

компетентность

и

заинтересованность

в

успешном

развитии

ребенка,

показать

родителям,

что

он

видит

в

них

партнеров,

единомышленников.

Все

это

приводит

нас

к

понятию «профессиональная

компетентность

педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем

нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы

общение

было

интересным

и

содержательным,

и,

главное,

активно

действует.

Многие

педагоги

испытывают

затруднения

в

общении

с

родителями

воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет

дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос

хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени

для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно

педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в

общении с родителями нужно постоянно работать.



В раздел образования