Автор: Картошкина Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Кизнерская средняя школа №2 имени генерал-полковника Капашина В.П.
Населённый пункт: п.Кизнер
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Здоровье как мировоззренческая ценность личности"
Раздел: начальное образование
Тема: Здоровье как мировоззренческая ценность личности
Цель: формирование ответственного отношения к собственному здоровью, как к
одной из высших жизненных ценностей;
Задачи:
а) способствовать формированию понимания, что здоровье – одно из жизненно
важных ценностей;
б) предложить эффективные приемы для снятия эмоционального напряжения.
Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, калоши, ароматические масла, бусины.
Ход мероприятия:
1.
Организационный момент.
2.
Вступительная беседа.
- Сегодняшний мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Элиаса Канетти:
«Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Каждый
человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон
таких центров».
У каждого человека свои ценности, свои взгляды на мир. Ценности
индивидуальны как отпечатки пальцев. Как показывает практика, у большинства
детей не сформированы правильные представления о ценностях. Для них
ценность – это нечто материальное (телефон, планшет, деньги и пр.). Для
педагога важно сформировать правильные представления о ценностях у детей.
3. Актуальность.
- Давайте проверим, какие ценности у вас на первом месте.
Упражнение «Воздушный шар»
- Перед вами воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в
корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо.
Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас Вы взяли бы их с собой в
путешествие. Чтобы было легче вспомнить ценности, представила их на слайде,
но вы можете дописать что-то свое (ценности на слайде).
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро
упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте
балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка.
- Трудно ли вам было «избавиться» от ценностей?
- Что в итоге вы оставили в списке?
(подсчет оставшихся ценностей)
Одной из важнейших ценностей человека является здоровье. Но, к сожалению,
говорить о здоровье мы начинаем тогда, когда его теряем. Сократ говорил о
здоровье так: «Здоровье не все, но все без здоровья – ничто». Когда человек
болен, ему не хочется ничего делать, не хочется думать о чем-либо. А откуда же
оно появилось?
Существует такая легенда… .
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека.
Стали думать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен
быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал:
«Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье
глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал:
«Здоровье надо спрятать в самого человека, пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
- А что же такое здоровье? Или что значит, «быть здоровым»?
- Многие из вас скажут, это состояние, когда ничего не болит. И вы будете правы, но не
совсем.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения,
«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов». (Слайд).
Сохранение здоровья учителя и ученика – это стратегическая проблема
современного образования. Еще Василий Александрович Сухомлинский
говорил: «Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Наши ученики хотят
видеть учителей здоровыми, жизнерадостными, энергичными.(Слайд)
4. Основная часть.
- Если понаблюдать за людьми, которые находятся в эмоциональном напряжении, в
состоянии стресса или депрессии (не важно, взрослый это, или ребенок), можно
обнаружить, что такие люди, часто болеют. Их напряженное состояние негативно
сказывается на отношениях с семьей, с коллегами, с одноклассниками. Поэтому
можно судить о том, что именно психоэмоциональная составляющая здоровья является
главной.
- Мы, педагоги, часто в школе подвергаемся эмоциональному перенапряжению. А
потом в таком состоянии идем домой и весь свой негатив направляем на семью, или на
детей в классе. А дети очень впечатлительны, это может сказаться на психике ребенка.
Поэтому я бы хотела посвятить данный мастер-класс именно эмоциональному
состоянию и поделиться своими методами снятия эмоционального напряжения. Все
предлагаемые методы я использую лично и при работе с детьми.
А) Управление дыханием.
Является эффективным средством влияния на эмоциональные центры мозга.
Медленное и глубокое дыхание способствует мышечному расслаблению.
Вместо того, чтобы отвечать грубостью на грубость или накричать на непослушного
ребенка, лучше остановиться, глубоко вдохнуть, посчитать про себя до 10 и…
промолчать.
Упражнение 1. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, посчитайте до 10,
медленно и глубоко выдохните.
Упражнение 2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15см. висит
пушинка. Дышите только носом и так спокойно, чтобы пушинка не колыхалась.
Данные упражнения используются мной в начале урока, когда дети возвращаются на
урок, набегавшись на перемене, или после физкультуры.
Б) Мандала
Второй метод – использование мандал, как одного из направлений арттерапии.
(Слайд)
Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров,
потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться. Раскрашивая
их, человек становится уравновешенней и спокойней.
Такие раскраски я использую в группе продленного дня, когда дети приходят
уставшие, ничего не хотят делать. А также на длинных переменах, когда дети
начинают бегать по классу. И в отличие от обычных раскрасок, мандалы дети красят с
удовольствием. Заинтересованы даже те дети, которых сложно чем-то увлечь. А еще
они хорошо развивают в детях аккуратность. Бывают случаи, когда в жизни ребенка
возникают ситуации, о которых он боится или стесняется сказать. Цвет может передать
внутреннее состояние ребенка. Увидев определенную цветовую гамму, учитель может
насторожиться и совместно с родителями оказать ребенку необходимую помощь.
Фото на слайде
В) Хобби
Еще один метод снятия эмоционального напряжения – смена деятельности, занятие
любимым делом. У всех оно свое: чтение, рукоделие, спорт и т.д. Для меня это –
рукоделие. Занимаясь любимым делом, я забываю о существующих проблемах,
получаю удовольствие, положительные эмоции. Коллеги мне часто задают вопрос:
«Как ты все успеваешь?». На самом деле, я уделяю этому полчаса-час за день. Для
меня этого достаточно, чтобы снять напряжение. Это придает мне силы для
дальнейшей работы. А когда видишь готовое изделие – радуешься еще больше. Не
нужно говорить, что у вас нет времени на любимое дело. Времени никогда не хватает,
но получать откуда-то энергию нам просто необходимо. А хобби – это один из самых
простых и эффективных источников энергии.
Также при выборе кружка или секции для ребенка, следует исходить из желаний
самого ребенка, для того, чтобы ребенок получал удовольствие. А не ходил только
потому, что заставили родители.
Г) Упражнение «Калоши счастья»
- Очень часто при возникновении каких-то проблем в жизни, мы говорим: «Почему я
такой невезучий?!». На самом деле, в любой такой ситуации есть своя положительная
сторона. Я предлагаю вам надеть «волшебные калоши счастья» и увидеть
положительные моменты в возникающих проблемах. Перед вами 6 точек – это
проблемы, с которыми мы встречаемся по жизни. На каждой из этих точек я буду
читать ситуации, ваша задача – найти в них положительные стороны.
1)
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу или выполнение позже
назначенного срока.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок, сделать
работу лучше и вовремя.
2)
По дороге на работу сломали каблук.
Есть повод купить новые туфли.
3)
Возникла необходимость пройти курсы переподготовки или получить еще
одно образование.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы, получить новую
должность.
4)
Большинство ваших учеников показали слабые результаты мониторинга,
проверочной работы.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно
хорошо усвоили.
5)
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть. Ну и заняться наконец-то своим здоровьем.
6)
На работе задержали зарплату.
Есть повод сэкономить деньги.
- Трудно ли вам было пройти испытание и найти положительные стороны данных
ситуаций?
- Как вы думаете, с чем это связано?
-Как вы чувствуете себя сейчас?
- Данное упражнение можно использовать и в работе с детьми. Но в соответствии с
возрастом, ситуации будут меняться.
Д) Ароматерапия.
- Еще в глубокой древности учеными было доказано, что запахи необычайно влияют
на подсознание человека. Эфирные масла помогают расслабиться, они снимают
усталость, поднимают настроение.
(раздать тестеры, пропитанные эфирными маслами)
Е) Релаксация
- А сейчас на такой приятной волне я предлагаю вам сесть поудобнее, закрыть глаза.
Спокойное чтение текста под мелодию «Шум воды»
«Вода»
«Представьте, что вы идете по тропинке, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц
ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на
источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в
лучах
солнца,
слышите
его
плеск
в
окружающей
тишине.
Вы
проникаетесь
ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее.
Начните
пить
воду,
ощущая,
как
в
вас
проникает
ее
благотворная
энергия,
просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна
протекать сквозь каждую вашу клетку. Она протекает сквозь бесчисленные оттенки
ваших чувств и эмоций, она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас негативные эмоции, которые накопились за
день. Вы чувствуете прилив сил, легкость. Приятная прохлада растекается по вашему
телу, наполняя энергией».
- Постепенно мы возвращаемся в нашу аудиторию, на счет 3 открываем глаза. Раз, два,
три…
- Данный метод я тоже использую. Чаще всего в начале урока, чтобы дети успокоились
и могли включиться в работу. Детям он очень нравится.
5. Рефлексия.
Есть еще одна методика – цветотерапия. Это методика лечения энергией цвета. Как
я уже говорила, цвет может передать внутреннее состояние человека. Сейчас я вам
тоже хочу предложить поделиться своим внутренним состоянием после данного МК.
Слайд.
- У меня есть бусины разных цветов, выберите одну бусину, и помогите мне собрать
пирамидку.
Итог в соответствии с полученным результатом.
6. Итог занятия.
- Используя данные методы в работе с детьми, я обнаружила, что они благоприятно
влияют на эмоциональное состояние детей и лично на мое внутреннее состояние. Я
работаю с 1 классом, поэтому для меня они просто необходимы. Нужно помнить, что
только здоровый педагог сможет вселить в детей понимание того, что здоровье – это
тоже ценность. При использовании каждой методики необходимо проговаривать
детям, для чего мы это делаем, чтобы у детей сформировались правильные
представления о здоровье. Но данные методы будут эффективнее, если их сочетать с
одним рецептом. Чтение «Рецепта».
Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности,
упрямства, эгоизма и равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки
оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости и,
наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем. Всю
получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками
цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и
сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.
- Я желаю вам море любви, улыбок и доброты. Спасибо за внимание!