Автор: Сахаутдинова Эльмира Мидхатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ им. М.Х.Губайдуллина с. Уршакбашкарамалы
Населённый пункт: Башкортостан, Миякинский район, с. Уршакбашкарамалы
Наименование материала: Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Тема: "Рабочая программа по окружающему миру"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.Х.Губайдуллина с.Уршакбашкарамалы
муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Сахаутдиновой Эльмиры Мидхатовны, первой категории
по окружающему миру
4 года
(сроки реализации)
Рабочая программа по окружающему миру на уровень - начального общего образования составлена на ос
«Рассмотрено»
Руководитель МО
___________/ Сахаутдинова Э.М. /
Протокол № _____
от «__»_________2018 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________ / Ф. Р.Абдрахимов/
«__»__________2018 г.
«Утверждено»
Директор МОБУ СОШ
им. М.Х.Губайдуллина
С. Уршакбашкарамалы
_________/Г.М. Ахмаев/
Приказ № _____
от «__»_____________2018г.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
утвержденного
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. Приказа Министерства образования и
науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576)
УМК «Начальная школа XXI века» Авторской программы: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова: программа, планирование,
контроль. 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2013 г (Составленной на основе Примерной программы начального общего образования)
Основной образовательной программой начального общего образования (с изменениями и дополнениями),
Устава, Учебного плана
МОБУ СОШ им. М.Х. Губайдуллина с. Уршакбашкарамалы;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, курсам внеурочной
деятельности
Муниципального
общеобразовательного
бюджетного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная
школа
им.
М.Х.
Губайдуллина с. Уршакбашкарамалы муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» по реализации ФГОС НОО и
ФГОС ООО.
Планируемые результаты обучения.
Изучение Окружающего мира позволяет
достичь личностных,
предметных и метапредметных
результатов обучения, т. е.
реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные
результаты представлены
двумя
группами
целей.
Одна
группа
относится
к
личности
субъекта
обучения,
его
новым
социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную дея-тельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в
современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные достижения;
-
воспитание
уважительного
отношения
к
своей
стране,
ее
истории,
любви
к
родному
краю,
своей
семье,
гуманного
отношения,
толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с
учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание
уделяется
освоению метапредметных
результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области
метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить
формирование
новообразований
в
его
психической
и
личностной
сфере.
С
этой
целью
в
программе
выделен
специальный
раздел
«Универсальные
учебные
действия»,
содержание
которого
определяет
круг
общеучебных
и
универсальных
умений,
успешно
формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и
коммуникативные действия:
-
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение,
обобщение, анализ, доказательства и др.);
-
регулятивные
как
владение
способами
организации,
планирования
различных
видов
деятельности
(репродуктивной,
поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего
мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение,
классификация, сериация, чтение и др.),
методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение,
описание и др.).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
К концу обучения в первом классе ученик научится:
воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на
улицах;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко
характеризовать сезонные изменения;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного
движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
К концу обучения во втором классе ученик научится:
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил
нравственности;
различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
«читать » информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
ориентироваться
в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
плодовые и ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя, отмены крепостного права, свержения
последнего русского царя;
работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
проводить несложные опыты по размножению растений;
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
ориентироваться в
сущности
и
причинах
отдельных
событий
в
истории
родной
страны
(крепостное
право
и
его
отмена;
возникновение ремесел; научные открытия и др.);
высказывать предположения , обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
К концу обучения в четвертом классе ученик научится:
характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы)
проявления доброты, честности, смелости и др.;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической
и исторической карты объекты;
оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в
развитие общества и его культуры;
различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе ученик может научиться:
применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать
полезные и вредные привычки;
различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной
жизни) (в рамках изученного).
Содержание учебного предмета
1
класс (2 ч. в неделю; 66 часов)
I
. «Введение. Что такое окружающий мир» 1 часа
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
II. «Мы – школьники» 4 часов
Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя,
воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила
поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования
транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная
дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых
площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре,
поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
III. Ты и здоровье 7 часов
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха,
обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим
питания. Культура поведения за столом.
IV. Мы и вещи. 2 часа
Ты и вещи, которые тебя окружают.
V. Труд людей 2 часа
Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
VI. Родная природа 34 часа
Красота
природы.
Природа
и
творчество
человека
(поэзия,
живопись,
музыка).
Природа
и
фантазия
(поделки
из
природного
материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от
состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска,
форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет,
вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к
растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
VII. Родная страна 16 часов
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села).
Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие
трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь,
почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с
учетом
местных
возможностей).
Экскурсии,
знакомящие
учащихся
с
различным
трудом
(по
выбору
учителя
с
учетом
местных
особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
2 класс (2 ч. в неделю; 70 часов)
I
. «Введение. Что тебя окружает»
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия,
созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
II. Кто ты такой
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем
нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники – органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания.
Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности,
любознательности, желание изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с
водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
III. Кто живет рядом с тобой
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные
обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь,
внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в
транспорте, на природе, в учреждениях культуры.
Проявление
внимательного
и
заботливого
отношения
к
пожилым,
старым,
больным
людям,
маленьким
детям.
Доброта,
справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать»
выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
IV. Россия – твоя Родина
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край – частица
Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.
Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится.
Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых
в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей.
Санкт-Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России.
Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое
упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые
орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании
Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово
«гражданин».
V. Мы – жители Земли
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение – живые существа.
Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые
растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные
времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы,
особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных
водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов
и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.
Жизнь
луга.
Растения
и
животные
луга.
Характеристика
типичных
представителей
луга
(с
учетом
принципа
краеведения).
Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные
поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение
явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная»
книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного
окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом
местных условий).
Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление
семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей
местности; растения разных сообществ).
3 класс (2 ч. в неделю; 70 часов)
I
. «Введение»
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
II.Земля – наш общий дом
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле.
Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
Воздух. Значение воздуха для жизни на
Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли.
Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения
жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
III. Растительный мир Земли
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи,
папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание
растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
IV. Грибы
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
V. Животный мир Земли
Животные
–
часть
природы.
Роль
животных
в
природе.
Животные
и
человек.
Разнообразие
животных:
одноклеточные,
многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания.
Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как
человек одомашнил животных.
VI. Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство –
основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
VII. Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и
помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые
мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда
людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие
до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком,
ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в
учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными
экземплярами.
4 класс (2 ч. в неделю; 70 часов)
I
. «Введение»
Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.
II. Человек – живое существо (организм)
Человек – живой организм. Признаки живого организма.
Органы и системы органов человека.
Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-
двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная
система.
Ее
органы
(общие
сведения).
Значение
пищеварительной
системы.
Зубы,
правила
ухода
за
ними.
Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений,
простуды и др.).
Кровеносная
система.
Ее
органы.
Кровь,
ее
функции.
Сердце
–
главный
орган
кровеносной
системы
(общие
сведения).
Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита
кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека.
Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими
эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение
чистого
воздуха,
питания,
общения
с
другими
людьми
и
деятельности
ребенка
для
его
развития.
Охрана
детства.
Права
ребенка.
Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня
школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными
животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек – часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.
Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими
людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей. Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного
общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание,
деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и
признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
III. Человек и общество, в котором он живет
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные
субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и
происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры
народов).
Гражданин и государство. Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского
государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума
современной России.
Человек и культура. Человек – творец культурных ценностей.
Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы
на Руси.
Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в
России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России.
Возникновение и развитие библиотечного дела. Искусство России в разные времена (исторические эпохи).
Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси.
Древнерусская икона. Андрей Рублев.
Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси.
Древнерусский театр.
Искусство
России
ХVIII
века.
Памятники
архитектуры.
Творения
В.И.
Баженова.
Изобразительное
искусство
ХVIII
века.
Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и
творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет,
Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода
(Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.).
Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.).
Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты
(К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).
Современный театр.
Человек – воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над
шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий
Донской. Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами.
Помощь тыла фронту.
Расширение
кругозора
школьников.
Литературные
памятники
Древней
Руси.
Новгородские
берестяные
грамоты.
«Поучение»
Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и
Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в
произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных
условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после
физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.). Работа с
исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Таблица тематического распределения количества часов
Разделы, темы
Количество часов
1 класс
1.
Введение. Этот удивительный мир
1
2.
Мы - школьники
4
3.
Твоё здоровье.
7
4.
Я и другие люди.
2
5.
Труд людей
2
6.
Родная природа.
34
7.
Семья
2
8.
Наша страна – Россия. Родной край.
14
Всего
66
2 класс
1.
Введение. Что окружает человека.
1
2.
Кто ты такой.
15
3.
Кто живёт рядом с тобой.
6
4.
Россия – твоя Родина.
13
5.
Мы – жители Земли.
9
6.
Природные сообщества
24
7.
Природа и человек.
2
Всего
70
3 класс
1.
Введение. Земля – наш общий дом
8
2.
Человек изучает Землю
4
3.
Царства природы.
27
4.
Наша Родина: от Руси до России.
11
5.
Как люди жили в старину.
12
6.
Как трудились в старину.
8
Всего
70
4 класс
1.
Человек – живое существо
16
2.
Твоё здоровье
12
3.
Человек – часть природы
3
4.
Человек среди людей
6
5.
Родная страна: от края до края.
11
6.
Человек – творец культурных ценностей.
12
7.
Человек – защитник своего Отечества.
5
8.
Гражданин и государство
5
Общее количество часов:
70
Содержание тем учебного курса
№
п/
п
Название раздела
Кол –
во
часов
Содержание раздела
Универсальные учебные действия
Что окружает человека
1
Что такое окружающий мир.
Время: настоящее, прошлое, будущее
Классификация объектов окружающего мира:
объекты живой/неживой природы; изделия,
сделанные руками человека.
Различение: прошлое — настоящее — будущее
1
Кто ты такой
14
Сходство и различия разных людей.
Наследственность (без предъявления
термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его
сохранить.
Режим дня. Правильное питание.
Физическая культура. Закаливание
Сравнение портретов разных людей.
Коммуникативная деятельность (описательный
рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры:
удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств.
Моделирование ситуаций: здоровье и
осторожность
Кто живёт рядом с
тобой
6
Семья: семейное древо, взаимоотношения
членов семьи, труд и отдых в семье.
Правила поведения
Коммуникативная деятельность (описательный
рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование
ситуаций на правила поведения со взрослыми,
сверстниками. Классификация качеств по признаку
положительное — отрицательное (добрый —
жадный, справедливый — несправедливый и др.).
Сравнение поведения героев художественных
произведений, реальных лиц в разных этических
ситуациях
Россия — твоя Родина
13
Наша Родина — Россия. Символы
государства. Конституция России, права
и обязанности граждан. Родной край —
частица Родины.
Труд россиян.
Города России.
Жизнь разных народов в нашей стране
Характеристика понятий «Родина», «родной край».
Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан
России.
Наблюдения труда, быта людей родного края.
Моделирование воображаемых ситуаций:
путешествие по России. Узнавание города по его
достопримечательностям
Мы — жители Земли
4
Солнечная «семья». Земля как планета
Характеристика планет Солнечной системы
жизни
Природные
сообщества
28
Сообщества.
Царства природы. Среда обитания.
Лес, луг, поле, сад и его обитатели.
Водные жители
Классификация объектов природы по признаку
принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного
сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород).
Коммуникативная деятельность: описательный
рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные — дикорастущие растения
Природа и человек
2
Человек — часть природы.
Правила поведения в природе
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в
сохранении и умножении природных богатств.
Правила поведения в природе»
Экскурсии (в течение
года)
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в
краеведческий музей, места
сельскохозяйственного труда (с учетом
местного окружения). Экскурсии в
исторический (краеведческий),
художественный музеи, на предприятие, в
учреждение культуры и быта (с учетом
местных условий).
Практические работы
(в течение года)
Составление режима дня для будней и
выходных. Первая помощь при ожогах,
порезах, ударах. Составление семейного
«древа». Работа с натуральными объектами,
гербариями, муляжами (съедобные и ядо-
витые грибы; редкие растения своей
местности; растения разных сообществ.