Автор: Малыгина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Тальменский детский сад №9"
Населённый пункт: р.п. Тальменка Алтайский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: Педагогический проект "Ремесло на Алтае"
Раздел: дошкольное образование
Принято: Утверждаю:
на педагогическом совете заведующий МКДОУ
протокол №__1________ «Тальменский детский
сад №9»
« 31 » августа 2018 года ______ Т.А. Стрикалова
Приказ № от
« 31 » августа 2018 год
Педагогический проект
«Ремесло на Алтае»
Составитель: воспитатель
Малыгина Наталья Николаевна
Тальменка 2018
Педагогический проект
«Ремесло на Алтае», разработала воспитатель Малыгина Н.Н.
Введение (пояснительная записка)
В основе проекта лежат задачи программы-руководства по воспитанию детей на
традициях культуры русскоязычного населения Алтайского края «От родного порога»
(автор Е.В. Затеева), являющейся частью ООП ДОУ, формируемой участниками
образовательных отношений.
Актуальность
Знакомство детей с Алтайским краем, с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера,
которые помогут каждому ребёнку стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,
яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,
нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша
страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился,
вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – сформировать это
чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в
ближайшем
окружении.
Расширить
круг
представлений
о
родном
крае,
дать
о
нем
некоторые доступные для ребенка исторические сведения, о ремесле и ремесленниках,
показать всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в
детское сердце искорку любви к Родине. В период обновления
дошкольного
образования
возрастает
роль
регионального
компонента,
в
том
числе
изучения
родного
края
как
источника
развития
творческого
потенциала
для
детей
и
взрослых.
Проблема
Ремёсла России — это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы
сохранить традиционную русскую культуру и привнести в нее много нового.
Русские народные ремёсла — форма народного творчества, в которой отчетливо
прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия
русских ремесленников сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.
Сохранение, возрождение и развитие ремесла и промыслов как части культурного
наследия народов Российской Федерации признано одной из важнейших задач
государственной политики в сфере культуры.
Народные художественные ремесла и промыслы занимают особое место в жизни и
истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической
отраслью материального производства.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса
через ознакомление с русскими ремеслами на территории Алтайского края.
Задачи:
- формировать представление детей о народных ремёслах;
- обогащать знания детей об истории возникновения ремесла в Алтайском крае;
- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарный запас, повышать
выразительность речи;
- развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного
общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;
- познакомить с технологией изготовления Троицкими глиняными игрушками и
научить изготавливать их своими руками;
- воспитывать любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности;
- объединить усилия детского сада и семьи для активного освоения культуры и
традиций родного народа;
- повысить информированность родителей о проводимой в дошкольном учреждении
работы по этнокультурному воспитанию.
Тип проекта:
Нравственно-патриотический, творческий.
Участники:
дети 5-7 лет, воспитатели, специалисты ДОУ, родители (законные представители).
Особенности проекта:
является использование условий музейного комплекса дошкольного учреждения,
социальное партнерство ДОУ с семьями воспитанников и районным краеведческим
музеем.
Сроки реализации:
сентябрь-май (учебный год)
Методы и формы работы:
Беседы с детьми, рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала,
познавательные и продуктивные занятия в условиях музейного комплекса ДОУ,
дидактические игры, чтение произведений на тему ремесла Алтайского края,
просматривание фильмов о ремесленниках Алтайского края, прослушивание
стихотворений, чтение сказок, экскурсии в районный краеведческий музей, творческая
деятельность, работа с родителями.
Этапы проекта:
Этапы работы
Виды деятельности
сроки
Подготовительный
-подбор наглядных и дидактических
материалов (тематические картинки);
-поиск иллюстраций в книгах и
журналах;
-подготовка презентаций по
ознакомлению с историей и
зарождением ремёсел на территории
Алтайского края;
-подготовка материалов для
организации творческой деятельности
детей;
-подготовка домашнего задания для
родителей.
Практический (основной)
-тематические беседы, презентации;
-чтение произведений на тему ремесла
Алтайского края;
-просматривание фильмов о
ремесленниках Алтайского края;
-посещение музея «Русская изба»;
-прослушивание стихотворений,
чтение сказок, заучивание пословиц и
поговорок, рассказывание легенд и
мифов о ремесле и ремесленниках;
-рассматривание альбомов и наглядно -
демонстрационного материала;
-лепка традиционных троицких
игрушек;
-организация познавательной, игровой,
художественно-продуктивной
деятельности;
участие родителей в реалии проекта;
-ремесло для мальчиков: «Плетение из
лозы»;
-ремесло для девочек: «вышивать,
стебельчатым, петельчатым и
тамбурным швами. Плести опоясок с
готовой основы;
-«волшебный крючок» изучить приемы
вязания крючком.
Заключительный
- оформление выставки рисунков и
поделок детей;
- презентация проекта для родителей и
педагогического коллектива детского
сада;
- оформление фото-выставки.
- создание альбома «ремесла
Алтайского края».
Ожидаемые результаты
Эффективность для детей:
- дети получат обширные знания о ремеслах: истории зарождения ремесла, о
ремесленничестве в Алтайском крае;
- проявят познавательный интерес к истории ремесел прошлого и современности;
- обогатится словарный запас названиями ремесел и предметов русского быта;
- приобретут умение осуществлять поиск информации (совместно с взрослыми);
- научатся лепить традиционную троицкую игрушку;
- мальчики освоят приемы плетения из лозы, а девочки познакомятся с техникой
вышивания крестом, вязания крючком.
Эффективность для родителей:
- окажут помощь в подборе информации о «Ремесле, бытовавшем в семье их предков»;
- помогут в приобщении детей к истокам русского ремесла;
- примут участие в создании альбома «ремесла Алтайского края»;
- повысится информированность родителей о проводимой в дошкольном учреждении
работы по этнокультурному воспитанию.
Эффективность для воспитателя:
- повысится творческий потенциал педагогов, посредством участия в конкурсных
мероприятиях на разных уровнях по этнокультурному направлению.
План реализации проекта
Дата
Содержание деятельности
Цель
Образовательная
область
Старшая группа
Работа с детьми
сентябр
ь
Предметы, облегчающие труд
человека
Дидактическая игра «Профессии»
Чтение художественной
литературы (Юрий Подкорытов
«Сказки о ремесле»)
Приобщать детей к
истории нашего
народа, познакомить
с ремеслами и как
они помогают
облегчить труд
человека
Расширить
представления детей
о профессиях
ремесленников, их
названиях и роде
деятельности.
Воспитывать
уважение к труду
взрослых, желание
выбрать профессию
и потребность
трудиться
Развивать умение
слушать, отвечать на
вопросы по тексту,
высказывать своё
мнение
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Познавательное
развитие
октябрь
Беседы с детьми
на тему: «Труд взрослых»
Чтение Д. Родари «Чем пахнут
ремесла?»
Знакомство детей с пословицами и
поговорками о труде
Беседа на тему «Полевые работы и
инструменты наших предков
Просмотр презентации «Выставка
творчества народных умельцев»
Познавательно-исследовательская
деятельность «В гости к русским
мастерам» (просмотр слайдовой
презентации «Колыванский
камнерезный завод»)
Кружковая деятельность
Петух (традиционная троицкая
игрушка)
Продолжать
знакомить детей с
профессиями
ремесленников
Развивать умение
слушать
Рассказать и
показать, какие
инструменты
пришли к нам из
старины.
Познакомить детей с
творчеством
народных мастеров
Алтайского края»
Познакомить детей с
народными
промыслами
народов,
проживающих на
территории
Алтайского края
(камнерезное дело).
Расширять
представление о
лепки из глины
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
Познавательное
развитие
Художественно-
эстетическое
развитие
ноябрь
Кружковая деятельность
Барышня (традиционная троицкая
игрушка)
«Рисование по замыслу» (изучение
ремесла «художественной
росписи»)
Изучение «Урало-сибирской
росписи»
Продолжать
знакомить с
традиционными
глиняными
игрушками
Развивать умение
задумывать
содержание своего
рисунка и доводить
замысел до конца
Художественно-
эстетическое
развитие
декабрь
«Рисование по замыслу»
(продолжить изучение ремесла
«художественная роспись»)
Изучение «Урало-сибирской
росписи»
Развивать умение
задумывать
содержание своего
рисунка и доводить
замысел до конца
Художественно-
эстетическое
развитие
январь
Чтение произведений на тему
ремесла Алтайского края
Просматривание фильмов о
ремесленниках Алтайского края
Развивать умение
слушать, запоминать
и отвечать на
вопросы
Познавательное
развитие
февраль
Лепка «По замыслу»
Конь (традиционная троицкая
игрушка)
Познакомить с
художественными
традициями в
изготовлении
игрушек, развить
творческие
возможности и
фантазию
Художественно-
эстетическое
развитие
март
В гончарной мастерской
Лепка «Кувшинчик»
«Роспись кувшинчиков»
(рисование гуашью)
«Рисование по замыслу»
Продолжить изучать гончарное
дело
Изучение
гончарного дела
Развивать
творчество,
образные
представления,
воображение детей
Познавательное
развитие
Эстетическое
развитие
апрель
Посуда крестьянского стола
Лепка «Петух» (традиционная
троицкая игрушка)
«Роспись петуха» (рисование
гуашью)
Продолжить
изучение лепки из
глины
Обучить росписи
глиняной игрушки
Художественно-
эстетическое
развитие
май
Продуктивная деятельность
Курочка (традиционная троицкая
игрушка)
Продолжить
изучение лепки из
глины
Художественно-
эстетическое
развитие
Работа с родителями
Родительское собрание
«Нравственно – патриотическое
воспитание детей дошкольного
возраста»
Организовать совместную работу
«Ремесло, бытовавшее в семье
моих предков»
Создание буклета «Ремесла
Алтайского края»
Консультация для родителей
– «Местный промысел
-традиционная троицкая игрушка»
Оказание помощи в подборе
информационного и наглядного
материала по теме «Ремесла
Алтайского края»
Повышать грамотность родителей в
вопросах «Нравственно –
патриотического воспитания».
Прививать интерес к культуре русского
народа. Развивать творческие
способности.
Развивать творческую инициативу
Развить желание родителей
сотрудничать с воспитателями и детским
садом.
Создание условий
Организация предметно-игровой
познавательной среды по теме в
группе и игровом центре
Подбор наглядных и
дидактических материалов
(тематические картинки,
иллюстрационного материала)
Изготовление дидактической игр
«Профессии»
Создавать условия по формированию
теоретической и практической базы
для реализации проекта.
Дата
Содержание деятельности
Цель
Образовательная
область
Подготовительная группа
Работа с детьми
сентябр
ь
Дидактическая игра «Профессии»
Чтение художественной
литературы
Жюли Вендлин «Сказки о мастерах
и ремеслах»
Народные сказки «Как ремесло
правит жизнь человека»
Продуктивная деятельность
Знакомство с вышивкой
Расширить
представления детей
о профессиях
ремесленников, их
названиях и роде
деятельности.
Воспитывать
уважение к труду
взрослых, желание
выбрать профессию
и потребность
трудиться
Развивать умение
слушать, запоминать
и отвечать на
вопросы
Познакомить с
ремеслом
«Вышивка»
Познавательное
развитие
(ремесло для девочек)
Познакомить с
техникой вышивания
октябрь
Хоровод барышень (традиционная
троицкая игрушка)
Экскурсия в музей нашего детского
сада
Знакомство с «Ткацким ремеслом»
«Веселая была беседа»
Беседа «Труд и орудия труда наших
предков»
Рисование» Старинные орудия
труда»
Заучивание пословиц и поговорок
о труде
Наблюдение за березой
Продуктивная деятельность
Знакомство с плетением опояска
(ремесло для девочек)
Знакомство с
троицкой игрушкой
Познакомить детей с
предметами
старины, отметить
сходства предметов
старины и
современности
Познакомить с
ремеслом и
технологией
изготовления
Познакомить с
«Художественной
вышивкой»
Обогатить словарь
новыми словами
обозначающими
названия орудий
труда наших предков
Способствовать
тому, чтобы дети
через рисование
запомнили названия
орудий труда
Развивать память,
логическое
мышление, умение
рассуждать
Познакомить с
«Берестяным
ремеслом»
Познакомить с
плетением опояска
на готовой основе
Художественно-
эстетическое
развитие
Эстетическое
развитие
ноябрь
Кружковая деятельность
Петух (традиционная троицкая
игрушка)
Продуктивная деятельность
«Обведи контур и дорисуй
Учимся отгадывать и загадывать
загадки
Продуктивная деятельность
Знакомство с вышивкой крестом
(ремесло для девочек)
Продолжать
знакомить с
традиционными
глиняными
игрушками
Уметь точно
обводить контура
заготовки
Развиваем память и
мышления
Познакомить с
Художественно-
эстетическое
развитие
вышивкой крестом
декабрь
Кружковая деятельность
Всадник на коне (традиционная
троицкая игрушка)
На выставке кожаных изделий
Продуктивная деятельность Беседа
«Волшебный крючок»
Продолжать
знакомить с
традиционными
глиняными
игрушками Дать
детям понятие о
коже как о
материале, из
которого человек
делает
разнообразные
вещи; Познакомить с
«Кожевенным
ремеслом»
Познакомить с
историей, привить
трудовые навыки,
развитие творческих
способностей.
Художественно-
эстетическое
развитие
январь
Аппликация по замыслу.
Коллективная работа, выполнение
аппликации «Ярмарка»
Продуктивная деятельность
Плетение корзинки из лозы
(ремесло для мальчиков)
Вязание шарфика для мишки
(ремесло для девочек)
Чтение народной сказки «Как
ремесло правит жизнь человека»
Рассказывание легенд и мифов о
ремесле и ремесленниках
Закреплять умение
детей создавать
коллективную
композицию
Познакомить с
ремеслом
«Лозоплетение»
Научить
простейшим видам
плетения
Изучить приемы
вязания крючком
Развивать умение
слушать, запоминать
и отвечать на
вопросы
Художественно-
эстетическое
развитие
Познавательное
развитие
февраль
Аппликация по замыслу
«Выполнение аппликации «Коврик
из бумажных полосок»
Продуктивная деятельность
Плетение корзинки из лозы
(ремесло для мальчиков)
Продолжение
изучения «Ткацкого
ремесла», Научиться
простому
переплетению
нитей. Познакомить
с ремеслом
«Лозоплетение».
Научить
простейшим видам
плетения
Художественно-
эстетическое
развитие
март
Беседа
«Что такое народные традиции?»
Рассмотреть с
детьми изображение
прялки, ткацкого
станка, рассмотреть
изделия которые
Познавательное
развитие
Беседа
«Почетные люди Алтайского края»
(ремесленники прошлого и
настоящего)
делали на них.
Расширять знания
детей о людях
прославивших наш
край.
апрель
Декоративное рисование «Туесок»
Декоративное рисование
«Досочка»
Расширять
представления детей
об истории
возникновения
урало-сибирской
росписи. Показать
определенную
последовательность
и способы
нанесения элементов
росписи.
Продолжать
знакомить детей с
урало-сибирской
росписью.
Совершенствовать
умение выделять
композицию,
основные элементы
росписи, цвет и
использовать их в
своем рисунке.
Художественно-
эстетическое
развитие
май
Продуктивная деятельность
Познавательная игра «Ремёсла
древние и современные»
Дидактическая игра для
обогащения словарного запаса
Расширить
представление о
ремеслах и
обогащение
словарного запаса.
Речевое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Работа с родителями
Создание буклета «Ремесла
Алтайского края»
Круглый стол. «Сотрудничество
семьи и детского сада по
воспитанию дошкольников на
традициях русской народной
культуры» «Семейные традиции»
Повышать грамотность родителей в
вопросах «Нравственно –
патриотического воспитания».
Прививать интерес к культуре русского
народа.
Поделиться секретами семейного
воспитания на народных традициях.
Создание условий
Организация предметно-игровой
познавательной среды по теме в
группе и игровом центре
Подбор иллюстративного
материала «О ремеслах Алтайского
края»
Изготовление дидактических игр
«Ремесла древние и современные»
Создавать условия по формированию
теоретической и практической базы
для реализации проекта.
Литература
1.
Затеев Е.В. «От родного порога» 2002 г.
2.
Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре. Москва 2010
3.
Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
4.
Маканева М.Д. Нравственно – патриотическоевоспитание детей старшего
дошкольного возраста. Москва 2005г.
5.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-
Пресс, 2012.
6.
Щетинин М.П. Художественные промыслы и ремесла Алтайского края. Барнаул:
Слово, 2011г.