Автор: Бурьянова Марина Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: презентация
Тема: "Упражнения для растягивания подъязычной связки"
Раздел: дошкольное образование
Составил:
Учитель-логопед
Бурьянова М.В.
г. Новый Уренгой
2019г.
Упражнения
для растягивания
подъязычной связки
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Ручеёк»
Даже
если
уздечка
укорочена
(
менее
8
мм
.),
то
лучше
её
растягивать
,
чем
оперировать
.
В
пользу
этого
говорит
то
,
что
после
операции
на
уздечке
останется
рубец
,
который
также
будет
сокращать
её
подвижность
.
Кроме
того
,
прооперированный
ребёнок
ещё
долго
будет
опасаться
делать
артикуляционные
упражнения
для
подъязычной
связки
,
чтобы
избежать
некогда
испытанных
болевых
ощущений
.
Короткая
уздечка
языка
растягивается
на
необходимую
длину
с
помощью
специальных
упражнений
.
Если
она
очень
короткая
на
её
растягивание
может
потребоваться
достаточное
количество
времени
.
Литература
:
1)
Краузе
Е
.
Н
.
Логопедия
. (
Логопедические
занятия
с
детьми
раннего
и
младшего
возраста
) –
СПб
.:
Корона
принт
, 2005
г
.
2)
Новикова
Е
.
В
.
Зондовый
массаж
:
коррекция
звукопроизношения
–
М
. : «
Издательство
ГНОМ
и
Д
»,
2006
г
.
3)
Архипова
Е
.
Ф
.
Логопедический
массаж
при
дизартрии
.
–
М
.:
АСТ
:
Астрель
;
Владимир
:
ВКТ
, 2008
г
.
4)
Новиковская
О
.
А
.
Речевая
гимнастика
. –
М
.:
АСТ
;
СПб
.
Сова
;
Владимир
:
ВКТ
, 2008
г
.
5)
Дьякова
Е
.
А
.
Логопедический
массаж
. –
М
.:
Издательский
центр
«
Академия
», 2005
г
.
6)
Полякова
М
.
А
.
Самоучитель
по
логопедии
.
Универсальное
руководство
. –
М
.:
Айрис
-
пресс
, 2007
г
.
7)
Косинова
Е
.
М
.
Уроки
логопеда
-
М
.:
ЭКСМО
, 2003
г
.
Подъязычная
связка
В
норме
длина
уздечки
1,5
см
.
Если
уздечка
укорочена
,
движения
языка
ограничены
.
Следовательно
нарушается
произношение
звуков
,
требующих
поднятие
языка
вверх
.
Правила
постановки
звуков
при
короткой
уздечке
Звуки
,
требующие
заметного
подъёма
кончика
языка
вверх
(-
р
-, -
ш
-, -
ж
),
ставятся
после
полного
вытягивания
у
ребёнка
подъязычной
связки
.
Звуки
(-
л
-, -
ч
-, -
щ
-, -
ть
-, -
дь
-)
можно
начинать
ставить
,
когда
уздечка
ещё
не
до
конца
растянулась
,
но
уже
есть
некоторый
подъём
вверх
кончика
языка
.
Нормативному
произношению
прочих
звуков
русского
языка
короткая
уздечка
не
препятствует
.
Правила
выполнения
упражнений
При
выполнении
упражнений
рот
нужно
открывать
максимально
широко
,
но
в
то
же
время
так
,
чтобы
ребёнок
мог
дотянуться
кончиком
языка
до
альвеол
.
Все
движения
должны
выполняться
медленно
,
на
улыбке
,
близко
к
пределу
возможного
.
Имейте
в
виду
,
что
выполнение
упражнений
для
ребёнка
физически
тяжело
,
язык
может
уставать
,
подъязычная
связка
может
болеть
–
дайте
ему
отдых
.
Упражнение
№ 1
Маляр
Улыбнуться
,
открыть
рот
.
Широким
кончиком
языка
погладить
нёбо
от
зубов
к
горлу
.
Нижняя
челюсть
не
должна
двигаться
.
Красить
комнаты
пора
.
Пригласили
маляра
.
Челюсть
ниже
опускаем
,
Маляру
мы
помогаем
.
Упражнение
№ 2
Лошадка
Улыбнуться
,
открыть
рот
.
Пощёлкать
кончиком
языка
,
как
цокают
лошадки
.
Рот
при
этом
открыт
,
кончик
языка
не
вытянут
и
не
заострён
.
Следить
,
чтобы
он
не
подворачивался
внутрь
,
а
нижняя
челюсть
оставалась
неподвижной
.
Едем
,
едем
на
лошадке
По
дорожке
гладкой
.
В
гости
нас
звала
соседка
Кушать
пудинг
сладкий
.
Мы
приехали
к
обеду
,
А
соседки
дома
нету
.
Упражнение
№ 3
Грибок
Улыбнуться
,
открыть
рот
.
Присосать
широкий
язык
к
нёбу
.
Это
шляпка
гриба
,
а
подъязычная
связка
–
ножка
.
Кончик
языка
не
должен
подворачиваться
,
губы
–
в
улыбке
.
Если
ребёнку
не
удаётся
присосать
язык
,
то
можно
пощёлкать
языком
,
как
в
упражнении
«
Лошадка
» .
В
пощёлкивании
тренируется
нужное
движение
языка
.
Я
стою
на
ножке
тонкой
,
Я
стою
на
ножке
гладкой
,
Под
коричневою
шляпкой
С
бархатной
подкладкой
.
Упражнение
№ 4
Гармошка
Положение
языка
как
в
упражнении
«
Грибок
»,
губы
в
улыбке
.
Не
отрывая
языка
,
открывать
и
закрывать
рот
.
На
гармошке
я
играю
,
Рот
пошире
открываю
,
К
нёбу
язычок
прижму
,
Ниже
челюсть
отведу
.
Упражнение
№ 5
Барабан
Улыбнуться
,
открыть
рот
.
Многократно
и
отчетливо
произносить
звук
Д
–
Д
-
Д
.
Язык
при
произнесении
этого
звука
упирается
в
верхние
зубы
,
рот
не
закрывать
.
Очень
часто
при
выполнении
этого
упражнения
ребенок
закрывает
рот
.
Чтобы
этого
не
происходило
,
можно
зажать
зубами
палочку
шириной
примерно
1
см
или
ручку
детской
зубной
щетки
прямоугольной
формы
(
ручка
не
должна
быть
толстой
,
она
должна
быть
прямой
,
как
линеечка
).
В
барабан
мы
сильно
бьем
И
все
вместе
мы
поем
:
«
Д
—
д
—
д
—
д
!»
Упражнение
№ 6
Качели
Улыбнуться
,
открыть
рот
.
На
счет
«
раз
-
два
»
поочередно
упираться
языком
то
в
верхние
,
то
в
нижние
зубы
.
Нижняя
челюсть
при
этом
неподвижна
.
На
качелях
я
качаюсь
Вверх
-
вниз
,
вверх
-
вниз
.
Я
все
выше
поднимаюсь
,
А
потом
—
вниз
.
Упражнение
№ 7
Дотянись
до
носа
Улыбнуться
,
открыть
рот
.
Широкий
кончик
языка
поднять
к
носу
и
опустить
к
верхней
губе
.
Следить
,
чтобы
язык
не
сужался
,
а
губы
и
нижняя
челюсть
были
не
подвижны
.
Язычок
наш
молодец
,
Тянется
до
носика
…
Упражнение
№8
Футбол
Рот
закрыть
,
кончик
языка
с
напряжением
упирать
то
в
одну
,
то
в
другую
щёку
так
,
чтобы
под
щекой
надувались
мячики
.
Поиграть
тебе
охота
?
Загоняем
мяч
в
ворота
.
Упражнение
№ 9
Котёнок
На
блюдечко
положить
немного
сгущёнки
,
сметаны
,
варенья
…,
и
слизывать
её
язычком
как
котёнок
.
Можно
лизать
язычком
мороженое
.
Мы
налили
в
миску
Молоко
для
киски
.
Кошечка
лакает
–
Язычок
мелькает
.
Упражнение
№ 10
Самомассаж
Выполнить
упражнение
«
грибок
».
Ребёнок
сам
перетирает
уздечку
большим
и
указательным
пальцами
руки
.
Вот
грибок
на
тонкой
ножке
–
Ты
клади
его
в
лукошко
!
Упражнение
№ 11
Массаж
уздечки
языка
Большим
и
указательным
пальцами
левой
руки
,
взявшись
за
кончик
языка
,
поднять
его
вверх
.
Рот
при
этом
раскрыт
.
Указательным
и
большим
пальцами
правой
руки
растягивающим
движением
скользить
по
уздечке
языка
снизу
вверх
.
Упражнение
№ 12
Двустороннее
провисание
Если
язычок
провисает
,
отсутствуют
упражнения
«
лошадка
» ,
«
грибок
» ,
то
для
правильного
растягивания
берём
зонд
(
расчёску
)
и
поднимаем
язычок
.
Упражнение
№ 13
Крот
Указательными
и
большими
пальцами
рук
тянуть
язык
за
кончик
вниз
.
Во
дворе
горка
.
Указательными
и
большими
пальцами
рук
тянуть
язык
за
кончик
вверх
.
Под
горкой
норка
.
Указательным
пальцем
с
силой
поглаживать
снизу
вверх
подъязычную
уздечку
,
растягивая
её
.
В
этой
норке
.
Крот
стережет
норку
.
Упражнение
№ 14
Растягивание
уздечки
Наложив
на
язык
стерильный
платок
(
салфетку
),
поставить
указательный
и
средний
пальцы
под
язык
,
уздечка
между
пальцами
,
большим
пальцем
нажать
на
переднюю
часть
языка
и
выполнить
подтягивающие
движения
языка
наружу
.
Указательный
и
средний
пальцы
неподвижны
.
Упражнение
№ 15
С
резиновым
колечком
На
кончик
языка
накладывают
резиновое
кольцо
диаметром
5—8
мм
(
можно
нарезать
такие
кольца
шириной
1 , 0 — 1 , 5
мм
из
резиновой
детали
пипетки
).
Ребенок
подни
мает
язык
кверху
и
прижимает
его
к
переднему
участку
твёрдого
нёба
в
области
нёбных
складок
.
Рот
широко
открывают
,
прижимая
кольцо
кончиком
языка
к
нёбу
,
затем
закрывают
.
После
освоения
упражнения
его
повторяют
3
раза
в
день
по
10
раз
.