Напоминание

"Упражнения для растягивания подъязычной связки"


Автор: Бурьянова Марина Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: презентация
Тема: "Упражнения для растягивания подъязычной связки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Составил:

Учитель-логопед

Бурьянова М.В.

г. Новый Уренгой

2019г.

Упражнения

для растягивания

подъязычной связки

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеёк»

Даже

если

уздечка

укорочена

(

менее

8

мм

.),

то

лучше

её

растягивать

,

чем

оперировать

.

В

пользу

этого

говорит

то

,

что

после

операции

на

уздечке

останется

рубец

,

который

также

будет

сокращать

её

подвижность

.

Кроме

того

,

прооперированный

ребёнок

ещё

долго

будет

опасаться

делать

артикуляционные

упражнения

для

подъязычной

связки

,

чтобы

избежать

некогда

испытанных

болевых

ощущений

.

Короткая

уздечка

языка

растягивается

на

необходимую

длину

с

помощью

специальных

упражнений

.

Если

она

очень

короткая

на

её

растягивание

может

потребоваться

достаточное

количество

времени

.

Литература

:

1)

Краузе

Е

.

Н

.

Логопедия

. (

Логопедические

занятия

с

детьми

раннего

и

младшего

возраста

) –

СПб

.:

Корона

принт

, 2005

г

.

2)

Новикова

Е

.

В

.

Зондовый

массаж

:

коррекция

звукопроизношения

М

. : «

Издательство

ГНОМ

и

Д

»,

2006

г

.

3)

Архипова

Е

.

Ф

.

Логопедический

массаж

при

дизартрии

.

М

.:

АСТ

:

Астрель

;

Владимир

:

ВКТ

, 2008

г

.

4)

Новиковская

О

.

А

.

Речевая

гимнастика

. –

М

.:

АСТ

;

СПб

.

Сова

;

Владимир

:

ВКТ

, 2008

г

.

5)

Дьякова

Е

.

А

.

Логопедический

массаж

. –

М

.:

Издательский

центр

«

Академия

», 2005

г

.

6)

Полякова

М

.

А

.

Самоучитель

по

логопедии

.

Универсальное

руководство

. –

М

.:

Айрис

-

пресс

, 2007

г

.

7)

Косинова

Е

.

М

.

Уроки

логопеда

-

М

.:

ЭКСМО

, 2003

г

.

Подъязычная

связка

В

норме

длина

уздечки

1,5

см

.

Если

уздечка

укорочена

,

движения

языка

ограничены

.

Следовательно

нарушается

произношение

звуков

,

требующих

поднятие

языка

вверх

.

Правила

постановки

звуков

при

короткой

уздечке

Звуки

,

требующие

заметного

подъёма

кончика

языка

вверх

(-

р

-, -

ш

-, -

ж

),

ставятся

после

полного

вытягивания

у

ребёнка

подъязычной

связки

.

Звуки

(-

л

-, -

ч

-, -

щ

-, -

ть

-, -

дь

-)

можно

начинать

ставить

,

когда

уздечка

ещё

не

до

конца

растянулась

,

но

уже

есть

некоторый

подъём

вверх

кончика

языка

.

Нормативному

произношению

прочих

звуков

русского

языка

короткая

уздечка

не

препятствует

.

Правила

выполнения

упражнений

При

выполнении

упражнений

рот

нужно

открывать

максимально

широко

,

но

в

то

же

время

так

,

чтобы

ребёнок

мог

дотянуться

кончиком

языка

до

альвеол

.

Все

движения

должны

выполняться

медленно

,

на

улыбке

,

близко

к

пределу

возможного

.

Имейте

в

виду

,

что

выполнение

упражнений

для

ребёнка

физически

тяжело

,

язык

может

уставать

,

подъязычная

связка

может

болеть

дайте

ему

отдых

.

Упражнение

№ 1

Маляр

Улыбнуться

,

открыть

рот

.

Широким

кончиком

языка

погладить

нёбо

от

зубов

к

горлу

.

Нижняя

челюсть

не

должна

двигаться

.

Красить

комнаты

пора

.

Пригласили

маляра

.

Челюсть

ниже

опускаем

,

Маляру

мы

помогаем

.

Упражнение

№ 2

Лошадка

Улыбнуться

,

открыть

рот

.

Пощёлкать

кончиком

языка

,

как

цокают

лошадки

.

Рот

при

этом

открыт

,

кончик

языка

не

вытянут

и

не

заострён

.

Следить

,

чтобы

он

не

подворачивался

внутрь

,

а

нижняя

челюсть

оставалась

неподвижной

.

Едем

,

едем

на

лошадке

По

дорожке

гладкой

.

В

гости

нас

звала

соседка

Кушать

пудинг

сладкий

.

Мы

приехали

к

обеду

,

А

соседки

дома

нету

.

Упражнение

№ 3

Грибок

Улыбнуться

,

открыть

рот

.

Присосать

широкий

язык

к

нёбу

.

Это

шляпка

гриба

,

а

подъязычная

связка

ножка

.

Кончик

языка

не

должен

подворачиваться

,

губы

в

улыбке

.

Если

ребёнку

не

удаётся

присосать

язык

,

то

можно

пощёлкать

языком

,

как

в

упражнении

«

Лошадка

» .

В

пощёлкивании

тренируется

нужное

движение

языка

.

Я

стою

на

ножке

тонкой

,

Я

стою

на

ножке

гладкой

,

Под

коричневою

шляпкой

С

бархатной

подкладкой

.

Упражнение

№ 4

Гармошка

Положение

языка

как

в

упражнении

«

Грибок

»,

губы

в

улыбке

.

Не

отрывая

языка

,

открывать

и

закрывать

рот

.

На

гармошке

я

играю

,

Рот

пошире

открываю

,

К

нёбу

язычок

прижму

,

Ниже

челюсть

отведу

.

Упражнение

№ 5

Барабан

Улыбнуться

,

открыть

рот

.

Многократно

и

отчетливо

произносить

звук

Д

Д

-

Д

.

Язык

при

произнесении

этого

звука

упирается

в

верхние

зубы

,

рот

не

закрывать

.

Очень

часто

при

выполнении

этого

упражнения

ребенок

закрывает

рот

.

Чтобы

этого

не

происходило

,

можно

зажать

зубами

палочку

шириной

примерно

1

см

или

ручку

детской

зубной

щетки

прямоугольной

формы

(

ручка

не

должна

быть

толстой

,

она

должна

быть

прямой

,

как

линеечка

).

В

барабан

мы

сильно

бьем

И

все

вместе

мы

поем

:

«

Д

д

д

д

Упражнение

№ 6

Качели

Улыбнуться

,

открыть

рот

.

На

счет

«

раз

-

два

»

поочередно

упираться

языком

то

в

верхние

,

то

в

нижние

зубы

.

Нижняя

челюсть

при

этом

неподвижна

.

На

качелях

я

качаюсь

Вверх

-

вниз

,

вверх

-

вниз

.

Я

все

выше

поднимаюсь

,

А

потом

вниз

.

Упражнение

№ 7

Дотянись

до

носа

Улыбнуться

,

открыть

рот

.

Широкий

кончик

языка

поднять

к

носу

и

опустить

к

верхней

губе

.

Следить

,

чтобы

язык

не

сужался

,

а

губы

и

нижняя

челюсть

были

не

подвижны

.

Язычок

наш

молодец

,

Тянется

до

носика

Упражнение

№8

Футбол

Рот

закрыть

,

кончик

языка

с

напряжением

упирать

то

в

одну

,

то

в

другую

щёку

так

,

чтобы

под

щекой

надувались

мячики

.

Поиграть

тебе

охота

?

Загоняем

мяч

в

ворота

.

Упражнение

№ 9

Котёнок

На

блюдечко

положить

немного

сгущёнки

,

сметаны

,

варенья

…,

и

слизывать

её

язычком

как

котёнок

.

Можно

лизать

язычком

мороженое

.

Мы

налили

в

миску

Молоко

для

киски

.

Кошечка

лакает

Язычок

мелькает

.

Упражнение

№ 10

Самомассаж

Выполнить

упражнение

«

грибок

».

Ребёнок

сам

перетирает

уздечку

большим

и

указательным

пальцами

руки

.

Вот

грибок

на

тонкой

ножке

Ты

клади

его

в

лукошко

!

Упражнение

№ 11

Массаж

уздечки

языка

Большим

и

указательным

пальцами

левой

руки

,

взявшись

за

кончик

языка

,

поднять

его

вверх

.

Рот

при

этом

раскрыт

.

Указательным

и

большим

пальцами

правой

руки

растягивающим

движением

скользить

по

уздечке

языка

снизу

вверх

.

Упражнение

№ 12

Двустороннее

провисание

Если

язычок

провисает

,

отсутствуют

упражнения

«

лошадка

» ,

«

грибок

» ,

то

для

правильного

растягивания

берём

зонд

(

расчёску

)

и

поднимаем

язычок

.

Упражнение

№ 13

Крот

Указательными

и

большими

пальцами

рук

тянуть

язык

за

кончик

вниз

.

Во

дворе

горка

.

Указательными

и

большими

пальцами

рук

тянуть

язык

за

кончик

вверх

.

Под

горкой

норка

.

Указательным

пальцем

с

силой

поглаживать

снизу

вверх

подъязычную

уздечку

,

растягивая

её

.

В

этой

норке

.

Крот

стережет

норку

.

Упражнение

№ 14

Растягивание

уздечки

Наложив

на

язык

стерильный

платок

(

салфетку

),

поставить

указательный

и

средний

пальцы

под

язык

,

уздечка

между

пальцами

,

большим

пальцем

нажать

на

переднюю

часть

языка

и

выполнить

подтягивающие

движения

языка

наружу

.

Указательный

и

средний

пальцы

неподвижны

.

Упражнение

№ 15

С

резиновым

колечком

На

кончик

языка

накладыва­ют

резиновое

кольцо

диаметром

5—8

мм

(

мож­но

нарезать

такие

кольца

шириной

1 , 0 — 1 , 5

мм

из

резиновой

детали

пипетки

).

Ребенок

подни

мает

язык

кверху

и

прижимает

его

к

переднему

участку

твёрдого

нёба

в

области

нёбных

складок

.

Рот

широко

открывают

,

прижимая

кольцо

кончиком

языка

к

нёбу

,

затем

закрывают

.

После

освое­ния

упражнения

его

повторяют

3

раза

в

день

по

10

раз

.



В раздел образования