Автор: Андырева Надежда Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №7 для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г. Березники Пермский край
Наименование материала: Внеурочная деятельность
Тема: Программа по внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«Практико-ориентированные курсы во внеурочной деятельности как
условие реализации основной образовательной программы начального
общего образования»
Работу выполнил (а)
Андырева Надежда Егоровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ "Школа № 7 для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья"
Пермь
2019
1
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
4 класс
Пояснительная записка
Актуальность
Ведущий
педагог
В.А.
Сухомлинский
справедливо
указывал:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и
жизнерадости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
умственное
развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
На современном этапе развития российского общества проблема
сохранения и укрепления здоровья, формирования особого отношения к
нему как к самостоятельной ценности остаётся весьма значимой. Ценность
здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку
здоровье является условием для развития и роста и прежде всего, касается
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях экономического, политического, социального прогресса
в
нашей
стране
ежегодно
выявляется
большее
количество
детей
нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить семью. Такие
дети, как правило, уже с рождения имеют низкие показатели здоровья.
По определению Б.Н. Чумакова: « здоровый образ жизни - это
активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение
здоровья».
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается
сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение
жизни
целенаправленно
и
постоянно.
Формирование
здорового
образа
жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении
здорового
человека
через
изменения
стиля
и
уклада
жизни,
в
его
2
оздоровлении
с
использованием
гигиенических
знаний
о
борьбе
с
вредными
привычками,
преодолением
неблагоприятных
жизненных
ситуаций.
Формирование
здорового
образа
жизни
должно
выражаться
в
привитии
и
закреплении
навыков,
умений
и
жизненных
стереотипов,
охватывающих
рациональную
организацию
труда
и
отдыха,
снижение
факторов
риска,
ухудшающих
состояние
здоровья
(нерациональное
питание,
гиподинамия,
вредные
привычки
и
др.),
способы
увеличения
резервов здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо
закладывать
и
формировать
осознанную,
добровольную
мотивацию
к
получению
знаний
и
сохранению
собственного
здоровья,
а
также
воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием
успешного
формирования
здорового
образа
жизни
является
тесный,
здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребёнка.
Основополагающими задачами стали не только по формированию
физического
здоровья,
но
и
духовного.
Недостаточно
научить
ребёнка
чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу.
Очень важно, чтобы с раннего возраста учился любви к себе, людям,
жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет
действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять
физические
упражнения,
быть
в
гармонии
с
собой
и
людьми
у
них
закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная,
терпеливая
и
последовательная
работа
позволяет
решать
задачи
укрепления
здоровья
воспитанников,
формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
расширения
опыта
поведения,
деятельности
и
общения;
творческой
самореализации
обучающихся
с
умственной
отсталостью
3
(интеллектуальными нарушениями)
в комфортной развивающей среде,
стимулирующей
возникновение
личностного
интереса
к
различным
аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и
совместной деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального
самоопределения,
необходимого
для
успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание
условий
для
достижения
обучающимися
необходимого
для
жизни
в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы
ценностей,
всестороннего
развития
и
социализации
каждого
обучающегося
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
ко р р е к ц и я
в с ех
ком п о н е н то в
п с и х о ф и з и ч е с ко г о ,
интеллектуального,
личностного
развития
обучающихся
с
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей;
развитие
активности,
самостоятельности
и
независимости
в
повседневной жизни;
развитие возможных избирательных способностей и интересов
ребенка в разных видах деятельности;
формирование основ нравственного самосознания личности,
умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
4
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
расширение
представлений
ребенка
о
мире
и
о
себе,
его
социального опыта;
формирование
положительного
отношения
к
базовым
общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы
семьи и образовательной организации;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
понимания других людей и сопереживания им.
Результативность внеурочной деятельности предполагает:
приобретение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) социального знания, формирования
положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта
самостоятельного общественного действия.
Базовые
национальные
ценности
российского
обще ства:
патриотизм,
социальная
солидарность,
гражданственность,
семья,
здоровье,
труд
и
творчество,
наука,
традиционные
религии
России,
искусство и литература, природа, человечество.
Формы
организации
внеурочной
деятельности
разнообразны:
экскурсии,
кружки,
секции,
соревнования,
праздники,
общественно
полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в
театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические
походы и т. д.
5
Программа
внеурочной
деятельности
по
формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Азбука
здоровья»
составлена
на
основании
«Курса
занятий
для
младших
школьников по обучению здоровью» Л.А. Обуховой, Н.А. Лемяскиной
«Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья» и адаптирована в
соответствии
с
ФГОС
ОО
с
УО
учителем
начальных
классов
МБОУ
«Школа №7 для обучающихся с ОВЗ» Андыревой Н.Е.
Программа
формирования
экологической
культуры,
здорового
и
безопасного
образа
жизни
–
комплексная
программа
формирования
у
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
знаний,
установок,
личностных
ориентиров
и
норм
поведения,
обеспечивающих
сохранение
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
как
одной
из
ценностных
составляющих,
способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, занятие
длится 40 минут.
Цель
программы:
социально-педагогическая
поддержка
в
сохранении
и
укреплении
физического,
психического
и
социального
здоровья
обучающихся,
формирование
основ
экологической
культуры
здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
1.
Формирование
представлений
об
основах
экологической
культуры
на
примере
экологически
сообразного
поведения
в
быту
и
природе, безопасного для человека и окружающей среды;
2.
Формирование
познавательного
интереса
и
бережного
отношения к природе;
3.
Формирование
представлений
об
основных
компонентах
культуры здоровья
и здорового образа жизни4.Пробуждение в детях
желания
заботиться
о
своём
здоровье
(формирование
6
заинтересованного
отношения
к
собственному
здоровью)
путём
соблюдения правил здорового образа жизни;
4.
Формирование
представлений
о
рациональной
организации
режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
5.
Формирование установок на здоровое питание;
6.
Развитие потребности
в занятиях физической культурой и
спортом;
7.
Формирование
негативного
отношения
к
факторам
риска
здоровью
обучающихся
(сниженная
двигательная
активность,
курение,
алкоголь, наркотики);
8.
Формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться
к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния здоровья.
Содержательные
приоритеты
программы
определяются
на
основании
учёта
индивидуальных
и
возрастных
особенностей
обучающихся
их
потребностей,
а
так
же
особенностей
региона
проживания. Программа включает в себя следующие разделы:
Правила дорожного движения
Профилактика социально-опасных заболеваний и травм
Вредные привычки
Правила безопасного поведения в окружающем мире
Человек
Формы организации внеурочной деятельности:
Досугово-развлекательные мероприятия,
Ролевые игры,
Занятия, развивающие ситуации,
Общественно-полезная практика,
Тематические беседы
Внеурочная деятельность по курсу «Азбука Здоровья» направлена
на
достижение
обучающимися
необходимого
для
жизни
в
обществе
социального опыта, формирования всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), создание воспитывающей среды.
Планируемые результаты освоения программы:
7
1.
Ценностное
отношение
к
природе;
бережное
отношение
к
живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
2.
Потребность в занятиях физической культурой и спортом;
3.
Негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики);
4.
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких
и окружающих людей;
5.
Готовность следовать социальным установкам экологически-
культурного здоровьесберегающего, безопасного поведения ( в отношении
к природе и людям).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по уровням.
Минимальный уровень:
Приобретение
обучающимися
представлений
об
основах
экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в
быту
и
природе,
безопасного
для
человека
и
окружающей
среды;
познавательного
интереса
и
бережного
отношения
к
природе;
представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового
образа жизни.
Достаточный уровень:
Побуждение у обучающихся желания заботиться о своём здоровье
(формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью)
путём соблюдения правил здорового образа жизни (режима дня, учёбы и
отдыха,
двигательной
активности,
здорового
питания);
формирование
негативного
отношения
к
факторам
риска
здоровью
обучающихся
(сниженная
двигательная
активность,
курение,
алкоголь,
наркотики);
формирование потребности ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния
здоровья.
8
Мониторинг
уровня
результатов
внеурочной
деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
№
Критери
и
ФИ
учащего
ся
Отношен
ие к
природе
Отношен
ие к
спорту
Отношен
ие к
здоровью
Соблюдени
е правил
безопасног
о
поведения
Средни
й балл
Уровен
ь
Н.г.
К.г
.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н
.г
.
К.г
.
Н.г
.
К.г
.
1
итог
о
2
итог
о
итог
о
3
итог
о
итог
о
Критерии оценивания:
0 баллов – негативное отношение
1 балл – безразличное отношение
9
2балла – позитивное отношение
Уровень воспитательных результатов:
0,5 – 1 – минимальный (М)
1 – 2 – достаточный (Д)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
№
урок
а
Тема урока
Количес
тво
часов
Дата
Словарь
1.Мир эмоций
1
Радость
1
радость
2
Гнев.
1
гнев.
3
Удивление
1
удивление
4
Страх
1
страх
2.Уроки общения
5
Какой я
1
портрет, хвалюсь
6
Моё настроение
1
настроение
7
Я и другие
1
копна, натура
8
Поиграли – проиграли
1
успехи
9
Почему люди ссорятся
1
ссора
10
Вежливые слова.
Комплименты
1
комплименты,
вежливые слова
3.Что зависит от моего
решения
11
Умение слушать
1
ассоциации
12
Принимаю решение
1
принимаю
решение
13
Я отвечаю за свое решение
1
ответственность
4.Почему некоторые
привычки называются
вредными
14
Умей сказать НЕТ
1
белая ворона
15
Как сказать НЕТ
1
посеешь-пожнёшь
поступок-судьба
16
Почему вредной привычке ты
скажешь НЕТ?
1
дерево решений
10
17
Я умею выбирать – тренинг
безопасного поведения
1
замедление роста
5. Помоги себе сам
18
Береги свое здоровье
1
режим дня
гигиена
19
Профилактика гриппа и
простудных заболеваний
1
грипп
профилактика
эпидемия
личная гигиена
витамины
20
Если больному нужна твоя
помощь
1
больной
врач
беспомощный
сочувствие
6.Мы одна семья
21
Мальчишки и девчонки
1
обязанность
дружба
семья
22
Как дружить мальчику с
девочкой
1
образ юноши
образ девушки
23
Моя семья
1
глава семьи
фамилия
7.Береги здоровье
24
Дружба
1
комплимент
25
Умеем ли мы правильно
питаться?
1
правильное
питание
полезные
продукты
вредные продукты
26
Здоровое питание – чудеса на
букву Е
1
витамины
27
Я выбираю кашу
1
полезные каши
завтрак
28
Чистота и здоровье
1
гигиена
предметы гигиены
29
Откуда берутся грязнули?
(Игра-путешествие)
1
грязнуля
неряшливость
30
Школа радости
1
эмоции
злость
грусть
32
Я иду по улице
1
общественное
место
32
Один дома
1
безопасность
телефоны
11
экстренных служб
01, 02, 03, 04
33
Я здоровье берегу – сам себе я
помогу
1
закаливание
гимнастика
микробы
34
Будьте здоровы!
1
здоровье
12
Литература
1.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития (прогрммно-методические
материалы) Под ред.И.М.Бгажноковой, М., Гуманитар, изд.Центр
ВЛАДОС, 2010
2.
Валеология. Учебное пособие.Под ред.В.П.Соломина,
Ю.Л.Варламова.- Спб.,1995
3.
Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.,- М., 1997
4.
А.В.Гостюшин. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник,
1-4 кл.-М., 1997
5.
И.С.Гринненко. Игра в теории, обучении, воспитании и
коррекционной работе. – М., 2002
6.
Г.К.Зайцев. Твои первые уроки здоровья. – СПБ., 1995
7.
Г.К.Зайцев. Уроки Айболита.-СПБ., 1997
13
Конспекты уроков внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению
«Азбука здоровья»
ТЕМА 1. МИР ЭМОЦИЙ
Урок 1. Радость.
1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла»
Вопросы к детям:
— О чем вы думали, когда слушали музыку?
— Что чувствовали
— Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или
другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки
обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались.
Объяснить, что так они выражали радость.
3. Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою
радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою
радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень
выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого
события.
4. Рисование на тему «Радость»;
Предложить желающим рассказать о своем рисунке.
Придумать название альбома, который можно сделать из детских
рисунков после занятия.
14
5. Ответы детей на вопрос:
— Что такое радость?
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их
ровесники:
— Радость — это когда все радуются. Бывает радость большая, а
бывает маленькая. Маленькая — это когда у одного, а большая — когда у
всех.
— Радость — это когда праздник.
— Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.
— Радость — когда нет войны.
— У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе
радуемся.
— Радость - это я! Потому что мама говорит: «Ты моя радость»
6. Хоровод.
Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться
хорошей песне «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М.
Матусовского).
ТЕМА 3. ЧТО ЗАВИСИТ ОТ МОЕГО РЕШЕНИЯ?
Урок 12. Принимаю решение
I. Беседа по теме
Мы
живем
в
обществе
и
очень
многое
в
нашем
поведении
обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и школе, в
транспорте, правила этикета. Продолжите перечень правил.
15
—
Надо
ли
их
выполнять?
Что
происходит,
если
нарушаются
правила? Приведите примеры.
В первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют
нашу жизнь и здоровье.
— Можно ли придумать правило или совет на каждую ситуацию?
Пожалуй, нет.
Очень часто, выполнять или не выполнять правила, за детей решают
взрослые: родители, учителя. И тем самым они берут на себя ответствен-
ность за вашу безопасность. Если решение принимаете вы сами, то и сами
несете ответственность за его последствия. Поэтому не все хотят и могут
принимать ответственные решения.
П. Игра «Давай поговорим»
Я считаю, что для принятия правильного решения надо очень хорошо
относиться к себе, к своему здоровью и окружающим. А как вы думаете?
III. Оздоровительная минутка
IV. Практическая работа
На первую парту каждого ряда учитель выкладывает по коробочке с
зеркалом.
Задание: откройте коробочку, посмотрите, что в ней, и передайте со-
седу по ряду. Вы увидите хороших, веселых, умных и очень любимых
ребят. Кого вы увидели, открыв коробку? Себя. Давайте скажем хором:
«Мы самые хорошие и самые любимые».
V. Работа со стихотворением
(Можно
также
использовать
стихотворение
Б.
Заходера
«Да,
вот
вопрос: что красивей всего?»)
Стихотворение читают дети.
16
В
к л а с с е
однажды
заспорили дети:
Что
красивее
всего на свете?
Ответы
посыпались
разные –
Простые,
с л о ж н ы е
и
несуразные.
—
С о л н ц е ,
звезды, небеса,
Картины,
мамины глаза,
Кошкин
хвост,
павлиньи ноги,
Л е с
в е с н о й ,
с т о л б ы
у
дороги.
Чтоб
в
ответах
утвердиться –
Р е ш и л и
к
книгам
обратиться.
По
страницам
м н о г и х
к н и г
прошли,
Н о
е д и н о г о
о т в е т а
н е
нашли. –
Для
зайки
нет
ничего красивее
морковки,
Прекраснее
курицы нет для
лисы плутовки,
Д л я
т и г р а –
зарослей
лесных,
Д л я
в о л к а –
тропочек
ночных.
Прекрасным
славится земля,
А
к р а с о т а
у
каждого своя.
— Что для вас
самое
красивое?
Итог урока
17
Урок 19. Профилактика гриппа и простудных заболеваний
Цель: Воспитание бережного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1.Познакомить детей со способами профилактики гриппа и простудных
заболеваний.
2. Формировать мотивацию к ЗОЖ.
3. Воспитывать потребность в соблюдении правил личной гигиены.
Оборудование:
толковый
словарь,
муляжи
«Фрукты»,
«Овощи»,
воздушные шары.
Ход урока
1.Оргмомент
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель:
Тема
нашего
классного
часа
–
«Профилактика
гриппа
и
простудных заболеваний». Кто из вас знает, что такое «грипп»?
(Ответы
детей)
Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных
путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более
2000
вариантов
вируса
гриппа.
Грипп
–
это
чрезвычайно
заразное
инфекционное
заболевание,
опасное
своими
осложнениями:
поражением
сердечнососудистой
системы,
центральной
нервной
системы
и
органов
дыхания.
3. Актуализация знаний
Учитель: Кто из вас болел гриппом. Расскажите, пожалуйста, что вы
чувствовали, когда болели? (Ответы детей)
Симптомы гриппа
высокая температура;
озноб и слабость;
боль и ломота во всем теле;
кашель;
головная боль;
18
насморк или заложенность носа.
Учитель:
Для гриппа характерно резкое начало: температура тела
поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб,
мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа , в отличии от других
вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не
сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
4. Беседа по теме урока
а) Пути передачи инфекции
Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной
человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и
мокроты,
выделяемыми
больными
при
кашле
и
чихании.
Такой
способ
передачи называется воздушно-капельным путем.
А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь
предметами
личной
гигиены
(носовой
платок,
полотенце)
и
другими
предметами быта (посуда, телефон, карандаши , игрушки и т.д.). Такой путь
называется контактно-бытовым путем.
Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте
себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на
шарики,
но
они
такие
маленькие,
что
их
можно
увидеть
только
под
микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут
попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии
гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать,
чтобы не заболеть гриппом. (Ответы детей. После каждого ответа ребенка
учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)
б) Профилактика
Сегодня
уже
доказано,
что
основным
методом
специфической
профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка,
что
стимулирует
организм
к
выработке
защитных
антител,
которые
предотвращают
размножение
вирусов.
Благодаря
этому,
заболевание
предупреждается
еще
до
его
начала.
Прививку
лучше
делать
осенью
19
(сентябрь-ноябрь),
по скольку
заболевания
гриппом
начинают
регистрироваться, как правило, между ноябрем и мартом.
После постановки прививки иммунитет вырабатывается в течение двух
недель,
поэтому
вакцинация
начинается
заранее.
Во
время
проведения
прививки вы должны быть здоровы. После проведения профилактической
прививки
в
течение
нескольких
дней
следует
предохраняться
как
от
переохлаждения, так и от перегревания и ограничить посещение публичных
мест.
Каждый
должен
готовить
свой
организм
не
только
к
«встрече»
с
вирусом гриппа, но и
другими вирусами, вызывающими
простудные
заболевания. В период с декабря по март необходимо обратить внимание на
неспецифическую профилактику. Для снижения заболеваний очень большое
значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:
- комфортный температурный режим помещений;
- регулярное проветривание;
- ежедневная влажная уборка помещений с помощью моющих средств;
- переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться
по
погоде.
в) Правила личной профилактики
* Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
-
прикрывайте
рот
и
нос
при
чихании
и
кашле
носовым
платком
(салфеткой),
желательно
использовать
одноразовые,
которые
после
использования необходимо выбросить в мусорную корзину;
- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;
- соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при
разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки) .
* Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень
важно
при
профилактике.
Тщательно
и
часто
мойте
руки
с
мылом
или
протирайте
их
дезинфицирующими
средствами.
Казалось
бы,
что
столь
20
повседневное занятие, как мытье рук предельно просто, однако существуют
некоторые правила.
Как правильно мыть руки?
1.
Необходимо смочить кисти рук под струей воды;
2.
Намылить на ладони мыло и хорошо вспенить;
3.
Как минимум 10 секунд нужно обрабатывать кисти рук мыльной
пеной,
т.к.
эффективность
моющих
средств
зависит
от
их
времени
воздействия;
4.
Нужно хорошо потереть все пальцы, ладони и поверхность рук,
почистить ногти (в этот момент руки под струей воды держать не нужно);
5.
Смыть мыло с рук под струей воды в течение как минимум 10
секунд;
6.
Во время мытья рук нужно избегать разбрызгивания воды;
7.
Руки
нужно
высушить
–
лучше
всего
для
этого
подходят
одноразовые бумажные полотенца;
8.
Кран необходимо закрывать с помощью бумажного полотенца,
т.к.
до
него
перед
мытьем
всегда
прикасаются
грязными
руками,
следовательно, на кране могут находиться микробы;
9.
Использованное
бумажное
полотенце
нужно
выбросить
в
мусорное ведро, не дотрагиваться до ведра руками.
* В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:
- избегать тесных контактов с больными людьми;
- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить
время
пребывания в местах скопления людей.
* Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении
защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый
образ
жизни:
- достаточный сон, полезно спать при открытой форточке, но избегать
сквозняков;
21
- правильное питание – ежедневное использование в рационе свежих
овощей
и
фруктов
позволит
повысить
общий
иммунитет
к
вирусным
заболеваниям. Кроме этого, необходимо принимать аскорбиновую кислоту
(витамин
С),
которые
способствуют
повышению
сопротивляемости
организма.
Следует
отметить,
что
наибольшее
количество
витамина
С
содержится в соке квашенной капусты, а также в цитрусовых: лимонах, киви,
мандаринах,
апельсинах,
грейпфрутах.
Для
профилактики
в
период
эпидемий
гриппа
и
простудных
заболеваний
необходимо
ежедневно
употреблять чеснок и лук. Достаточно пожевать несколько минут зубчик
чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий;
- больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
При
первых
признаках
простуды
необходимо
провести
экстренную
профилактику интерфероном, гриппфероном, ремантадином, арбидолом.
Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя
от
заражения
вирусными
инфекциями.
Одноразовую
маску
можно
приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками.
В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов,
ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать
многократно.
Важно,
чтобы
больной
человек
надевал
маску,
а
также
здоровый при общении (уходе) за больным.
5. Физминутка
Встаньте дружно, потянитесь,
Пошагайте, покружитесь,
Руку вправо, руку влево,
А потом присядем смело,
Снова встаньте потянитесь
И друг другу улыбнитесь!
6. Беседа о значении витамина С
В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С. А вот и он.
22
Витамин
С: Здравствуйте,
ребята!
Я
–
витамин
С.
Я
нахожусь
в
фруктах
и
овощах.
Вот
волшебное
дерево,
на
котором
растут
плоды,
содержащие
витамин С. Отгадайте загадки и узнаете, что растет на этом дереве.
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет ... ( Банан)
Сарафан не сарафан,
Платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук)
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Отгадать не очень просто -
Вот такой я фруктик знаю -
Речь идет не о кокосе,
Не о груше, не о сливе, -
Птица есть еще такая,
23
Называют так же - ... (Киви)
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ...(Ананас)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (Капуста)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)
Само с кулачок,
Красный, желтый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)
Витамин С: Спасибо вам, друзья! Я рад был встрече с вами. Теперь я
знаю, что вы не заболеете гриппом. Я хочу угостить вас аскорбинкой, в
которой есть витамин С. Мне пора, побегу в другой класс и там
помогу
ребятам побороть грипп. До свидания!
7. Анализ ситуаций
24
а) Я заболел. Что делать?
- Свести к минимуму контакт с другими людьми, не посещать массовые
мероприятия, стремиться, как можно меньше пользоваться общественным
транспортом, избегать тесного контакта со здоровыми;
- соблюдать постельный режим – народная мудрость гласит: «грипп
любит, чтобы его вылежали» и медицина с этим согласна. Для избегания
осложнений все дни болезни нужно не просто быть дома, а обязательно
соблюдать постельный режим.
б) Если в доме больной
- разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;
-
выделить
для
больного
отдельные
предметы
ухода,
посуду,
постельное белье;
- помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько
раз
за
день
и
быть
теплым
(20-21*С),
проводиться
ежедневная
влажная
уборка с применением дезинфицирующих средств;
- при уходе за больным использовать маску, чисто мыть руки.
8. Итог
Что вы узнали на уроке? Надеюсь, что вы будете соблюдать меры
профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и можете помочь родителям
позаботиться о благополучии и здоровье вашей семьи! Попробуйте вместе не
пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю
вам и вашим родителям крепкого здоровья! Большое спасибо!
Дополнительный материал к уроку
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
Следует ребята, знать,
25
Нужно всем подольше спать,
Ну, а утром не лениться,
На зарядку становиться.
Чистить зубы. Умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться и тогда,
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги:
С ними дружбы не води!
Среди них – тихоня лень,
С ней борись ты каждый день!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот.
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой!
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну а если уж случилось:
26
Разболеться получилось
Знай, к врачу тебе пора,
Он поможет нам всегда.
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты.
Как здоровье сохранить,
Научись его ценить!!!
27