Авторы: Кудряшова Ирина Борисовна, Мухтасова Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Рыжики"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как составляющая всестороннего развития воспитанников.
Раздел: дошкольное образование
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как составляющая
всестороннего развития воспитанников.
Введение ФГОС ДО вносит ряд существенных изменений в условия реализации
общей
образовательной
программы
в
дошкольных
образовательных
учреждениях.
Образовательная система помогает воспитанникам войти в социальный мир. Важным
элементом
процесса
обучения
и
воспитания
является
развивающая
предметно-
пространственная
среда.
Жизнь
ребенка
в
дошкольном
учреждении,
его
развитие,
познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в
том числе и от организации предметно-пространственного окружения, которое способно
обеспечить социокультурное становление дошкольника. Она играет немаловажную роль в
становлении
и
развитии
ключевых
характеристик
личности
каждого
ребенка:
психофизиологические
особенности;
коммуникативные
особенности;
развитие
когнитивной и эмоциональной сфер, психических процессов и свойств и др.
Исходя из требований ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда
обязана создать условия:
для реализации разнообразных образовательных программ, которые
используются в образовательном процессе;
для реализации инклюзивного образования;
для образовательного процесса с учетом национальных и культурных
особенностей детей, климатических условий [2, 3].
Предметно-развивающая
среда
группы
должна
быть
содержательной,
многофункциональной, изменчивой, доступной и главное безопасной. Понимание всех
возможностей, которые может предоставить развивающая предметно-пространственная
среда, является залогом повышения качества образования и организации продуктивного
педагогического процесса в современном ДОУ.
Организация среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического
благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр
и игрушек, физкультурного оборудования должно базироваться на научных принципах.
Материалы
и
оборудование
должны
создавать
оптимально
насыщенную
целостную,
многофункциональную,
трансформирующуюся
среду
и
обеспечивать
реализацию
основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей
и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов. Среда должна быть созвучна
времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не
должны полностью вытесняться в угоду «новому».
Обогащение жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного
использования пространства.
Важно
правильно
подойти
к
вопросу
создания
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
учитывать
принципы
ее
построения,
рекомендованные
федеральным образовательным стандартом.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
группы
должна
быть
организованна
таким
образом,
чтобы
у
каждого
ребенка
была
возможность
беспрепятственно заниматься любимым делом. Оборудование должно быть размещено по
секторам (центрам развития), это позволит детям объединяться в группы по интересам:
группы конструирования, ручного труда, рисования, экспериментирования, театрально-
игровые группы. Обязательными элементами в оборудовании среды являются материалы,
которые активизируют познавательную деятельность: модели; технические приборы и
игрушки;
развивающие
игры;
материалы
и
устройства
для
опытов
(магниты,
весы,
пружины,
увеличительные
стекла,
мензурки
и
др.);
природные
материалы
для
исследования, проведения экспериментов, коллекционирования [4].
Окружающая предметная среда может и должна служить фоном и посредником в
личностно-развивающем взаимодействии взрослых и детей, где ребенок может делиться с
другими своими думами и переживаниями, созидать свою жизнь в группе (Из Концепции
«Построение
развивающей
среды
в
дошкольном
учреждении»
В.А.
Петровского).
Окружающее пространство необходимо построить так, чтобы каждый ребенок чувствовал
себя
комфортно,
имел
бы
возможность
реализовать
свою
индивидуальность,
быть
личностью среди других детей в группе.
При оборудовании развивающей предметно-пространственной среды необходимо
использовать материалы с учетом интересов мальчиков и девочек в трудовой и игровой
деятельности.
Для
мальчиков
–
инструменты
по
работе
с
деревом,
для
девочек
–
рукодельные
принадлежности.
Для
развития
творческих
качеств
в
процессе
игры
у
девочек
в
обустройстве
среды
должны
быть
предметы
женской
одежды,
украшения,
сумочки и т.п., у мальчиков – предметы военной одежды, обмундирования и т.п. Кроме
того, в оборудовании среды должны быть различные «подручные» материалы, которые
можно
творчески
использовать,
чтобы
решить
разнообразные
игровые
проблемы.
В
оборудовании
старших
дошкольников
должны
присутствовать
материалы,
которые
способствуют
овладению
чтением
и
математикой
(буквы,
цифры,
книги
с
крупным
шрифтом, различные пособия и др.) и отражают школьную атрибутику (изображения
жизни школьников, школьных принадлежностей и др.) [5].
Организуя пространство группы, необходимо предоставлять ребенку возможность
выбора деятельности в соответствии со своими способностями и интересами. Сложное и
разнообразное
пространство
группы
способствует
развитию
фантазии,
развивает
творчество, формирует качества первооткрывателя.
Роль воспитателя мы видим в том, чтобы наполнять жизнь группы интересными
делами,
идеями,
включать
каждого
ребенка
в
содержательную
деятельность,
способствовать
реализации
детских
интересов
и
активности.
Организуя
деятельность
детей, воспитатели развивают у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и
поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Роль
развивающей
среды
огромна.
Через
среду
дети
закрепляют
знания,
полученные на образовательной деятельности.
Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить «… какую
громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди
которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую
обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот,
кому
удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее
ребенок будет жить, развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост
будет совершаться из самого себя, от природы …» (Е.И. Тихеева). И только творческие
усилия педагогического персонала, детей, родителей способны создать неповторимую
благоприятную
среду
для
совместного
пребывания
детей,
для
их
личностного
и
интеллектуального развития.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строиться так,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность
каждого
ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать
среду
элементами,
стимулирующими
познавательную,
эмоциональную,
двигательную
деятельность детей.
Содержание предметно-пространственной среды в группах меняется с недельной
тематикой. Основное содержание реализуется в совместной деятельности воспитателя с
детьми.
В группах старших дошкольников должны быть материалы, которые способствуют
развитию
социальных
интересов
и
познавательной
деятельности
детей:
различные
энциклопедии, книги о животном и растительном мире с иллюстрациями, о
жизни
народов других стран и национальностей, альбомы, материалы для экспериментов [1].
Ребенок играет исходя из своих интересов и возможностей, стремления к
самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под
воздействием привлекших его внимание игровых материалов (М.Н.Полякова).
Таким
образом,
развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
насыщенной и содержательной, являться фундаментом в организации многостороннего
развития ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда – основное средство в
формировании личностных особенностей ребенка, источник его знаний и приобретения
социального
опыта.
Задача
педагогических
работников
в
ДОО
состоит
в
умении
моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила
ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания
мира,
реализовывать
познавательно-эстетические
и
культурно-коммуникативные
потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и
для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Литература:
1.
Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А.
Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76с.
2.
Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146 ин/1403 «О
направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
3.
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-
педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с
Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,
Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,
Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О
психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).
4.
Чепайкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у
детей старшего дошкольного возраста / И.А. Чепайкина // Инновационные проекты и
программы в образовании. – 2013. – № 4. – С.42-45.
5.
Яковлева, Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в
современном дошкольном образовательном учреждении / Г.В. Яковлева // Инновационные
проекты и программы в образовании. – 2011. – № 4. – С.37-41.