Напоминание

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как составляющая всестороннего развития воспитанников.


Авторы: Кудряшова Ирина Борисовна, Мухтасова Ирина Валерьевна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: ЧДОУ "Рыжики"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как составляющая всестороннего развития воспитанников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как составляющая

всестороннего развития воспитанников.

Введение ФГОС ДО вносит ряд существенных изменений в условия реализации

общей

образовательной

программы

в

дошкольных

образовательных

учреждениях.

Образовательная система помогает воспитанникам войти в социальный мир. Важным

элементом

процесса

обучения

и

воспитания

является

развивающая

предметно-

пространственная

среда.

Жизнь

ребенка

в

дошкольном

учреждении,

его

развитие,

познавательная направленность, умственные способности зависят от многих факторов, в

том числе и от организации предметно-пространственного окружения, которое способно

обеспечить социокультурное становление дошкольника. Она играет немаловажную роль в

становлении

и

развитии

ключевых

характеристик

личности

каждого

ребенка:

психофизиологические

особенности;

коммуникативные

особенности;

развитие

когнитивной и эмоциональной сфер, психических процессов и свойств и др.

Исходя из требований ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда

обязана создать условия:

для реализации разнообразных образовательных программ, которые

используются в образовательном процессе;

для реализации инклюзивного образования;

для образовательного процесса с учетом национальных и культурных

особенностей детей, климатических условий [2, 3].

Предметно-развивающая

среда

группы

должна

быть

содержательной,

многофункциональной, изменчивой, доступной и главное безопасной. Понимание всех

возможностей, которые может предоставить развивающая предметно-пространственная

среда, является залогом повышения качества образования и организации продуктивного

педагогического процесса в современном ДОУ.

Организация среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического

благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр

и игрушек, физкультурного оборудования должно базироваться на научных принципах.

Материалы

и

оборудование

должны

создавать

оптимально

насыщенную

целостную,

многофункциональную,

трансформирующуюся

среду

и

обеспечивать

реализацию

основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей

и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной

деятельности, но и при проведении режимных моментов. Среда должна быть созвучна

времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не

должны полностью вытесняться в угоду «новому».

Обогащение жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного

использования пространства.

Важно

правильно

подойти

к

вопросу

создания

развивающей

предметно-

пространственной

среды,

учитывать

принципы

ее

построения,

рекомендованные

федеральным образовательным стандартом.

Развивающая

предметно-пространственная

среда

группы

должна

быть

организованна

таким

образом,

чтобы

у

каждого

ребенка

была

возможность

беспрепятственно заниматься любимым делом. Оборудование должно быть размещено по

секторам (центрам развития), это позволит детям объединяться в группы по интересам:

группы конструирования, ручного труда, рисования, экспериментирования, театрально-

игровые группы. Обязательными элементами в оборудовании среды являются материалы,

которые активизируют познавательную деятельность: модели; технические приборы и

игрушки;

развивающие

игры;

материалы

и

устройства

для

опытов

(магниты,

весы,

пружины,

увеличительные

стекла,

мензурки

и

др.);

природные

материалы

для

исследования, проведения экспериментов, коллекционирования [4].

Окружающая предметная среда может и должна служить фоном и посредником в

личностно-развивающем взаимодействии взрослых и детей, где ребенок может делиться с

другими своими думами и переживаниями, созидать свою жизнь в группе (Из Концепции

«Построение

развивающей

среды

в

дошкольном

учреждении»

В.А.

Петровского).

Окружающее пространство необходимо построить так, чтобы каждый ребенок чувствовал

себя

комфортно,

имел

бы

возможность

реализовать

свою

индивидуальность,

быть

личностью среди других детей в группе.

При оборудовании развивающей предметно-пространственной среды необходимо

использовать материалы с учетом интересов мальчиков и девочек в трудовой и игровой

деятельности.

Для

мальчиков

инструменты

по

работе

с

деревом,

для

девочек

рукодельные

принадлежности.

Для

развития

творческих

качеств

в

процессе

игры

у

девочек

в

обустройстве

среды

должны

быть

предметы

женской

одежды,

украшения,

сумочки и т.п., у мальчиков – предметы военной одежды, обмундирования и т.п. Кроме

того, в оборудовании среды должны быть различные «подручные» материалы, которые

можно

творчески

использовать,

чтобы

решить

разнообразные

игровые

проблемы.

В

оборудовании

старших

дошкольников

должны

присутствовать

материалы,

которые

способствуют

овладению

чтением

и

математикой

(буквы,

цифры,

книги

с

крупным

шрифтом, различные пособия и др.) и отражают школьную атрибутику (изображения

жизни школьников, школьных принадлежностей и др.) [5].

Организуя пространство группы, необходимо предоставлять ребенку возможность

выбора деятельности в соответствии со своими способностями и интересами. Сложное и

разнообразное

пространство

группы

способствует

развитию

фантазии,

развивает

творчество, формирует качества первооткрывателя.

Роль воспитателя мы видим в том, чтобы наполнять жизнь группы интересными

делами,

идеями,

включать

каждого

ребенка

в

содержательную

деятельность,

способствовать

реализации

детских

интересов

и

активности.

Организуя

деятельность

детей, воспитатели развивают у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и

поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Роль

развивающей

среды

огромна.

Через

среду

дети

закрепляют

знания,

полученные на образовательной деятельности.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить «… какую

громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди

которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую

обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой

зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Тот,

кому

удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее

ребенок будет жить, развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост

будет совершаться из самого себя, от природы …» (Е.И. Тихеева). И только творческие

усилия педагогического персонала, детей, родителей способны создать неповторимую

благоприятную

среду

для

совместного

пребывания

детей,

для

их

личностного

и

интеллектуального развития.

Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строиться так,

чтобы

дать

возможность

наиболее

эффективно

развивать

индивидуальность

каждого

ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогащать

среду

элементами,

стимулирующими

познавательную,

эмоциональную,

двигательную

деятельность детей.

Содержание предметно-пространственной среды в группах меняется с недельной

тематикой. Основное содержание реализуется в совместной деятельности воспитателя с

детьми.

В группах старших дошкольников должны быть материалы, которые способствуют

развитию

социальных

интересов

и

познавательной

деятельности

детей:

различные

энциклопедии, книги о животном и растительном мире с иллюстрациями, о

жизни

народов других стран и национальностей, альбомы, материалы для экспериментов [1].

Ребенок играет исходя из своих интересов и возможностей, стремления к

самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под

воздействием привлекших его внимание игровых материалов (М.Н.Полякова).

Таким

образом,

развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

насыщенной и содержательной, являться фундаментом в организации многостороннего

развития ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда – основное средство в

формировании личностных особенностей ребенка, источник его знаний и приобретения

социального

опыта.

Задача

педагогических

работников

в

ДОО

состоит

в

умении

моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила

ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания

мира,

реализовывать

познавательно-эстетические

и

культурно-коммуникативные

потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и

для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Литература:

1.

Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А.

Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76с.

2.

Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146 ин/1403 «О

направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей

дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

3.

Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 «О психолого-

педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с

Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек,

Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек,

Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О

психолого-педагогической ценности игр и игрушек»).

4.

Чепайкина, И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у

детей старшего дошкольного возраста / И.А. Чепайкина // Инновационные проекты и

программы в образовании. – 2013. – № 4. – С.42-45.

5.

Яковлева, Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в

современном дошкольном образовательном учреждении / Г.В. Яковлева // Инновационные

проекты и программы в образовании. – 2011. – № 4. – С.37-41.



В раздел образования