Напоминание

Музыкальное интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы "Сказка в музыке П.И. Чайковского и Э. Грига"


Автор: Мельникова Наталья Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 13 общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Чехов Московская область
Наименование материала: Сценарий музыкального интегрированного занятия
Тема: Музыкальное интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы "Сказка в музыке П.И. Чайковского и Э. Грига"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 общеразвивающего вида

Музыкальное открытое интегрированное занятие

«Сказка в музыке П.И. Чайковского и Э. Грига»

Возраст детей: 6-7 года

Дата: 17.01.2019 г.

Музыкальный руководитель: Мельникова Наталья Викторовна

г. Чехов

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения,

если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств,

то он поднимется на такую ступеньку культуры,

которая не может быть достигнута

никакими другими средствами»

В.А.Сухомлинский

ЦЕЛЬ. Формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста; прививать любовь к

классической музыке; продолжать знакомить детей с творчеством композиторов П. И. Чайковского и Э. Грига

ЗАДАЧИ:

- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на классическую музыку.

-

Формировать

музыкальное

восприятие

воспитанников:

развивать

музыкальный

вкус,

музыкальные

способности детей.

- Развивать эмоционально - образное восприятие музыки. Учить детей передавать музыкальные образы в

движениях, согласовывая их с характером музыки.

- Формировать навыки выразительных движений.

- Развивать творческое воображение детей: учить импровизировать, фантазировать под музыку.

- Обогащать словарный запас.

- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в рисунках.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: музыкальный центр; компьютер; музыкальные инструменты.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.

П. И. Чайковского: «Сладкая греза», «Нянина сказка», «Баба – Яга»,

«Марш», «Вальс Цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Э. Григ: «Утро», «Танец Эльфов», «В пещере горного короля!», «Песнь Сольвейг» из балета «Пер Гюнт».

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Композитор, ноты, пьеса, балет, характер музыки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

На музыкальных занятиях дети познакомились с творчеством П. И. Чайковского, с балетом «Щелкунчик»,

историей создания фортепианного цикла «Детский альбом» и с некоторыми пьесами из сборника.

После

прослушивания

музыкальных

пьес

дети

рассказывали

о

характере

музыки,

делились

своими

эмоциональными переживаниями.

Дети рассматривали иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжетам музыкальных картин.

Вспоминали персонажей сказок.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У меня сегодня чудесное

настроение, а у вас? Тогда пожелаем друг другу «Доброе утро!»

Валеологическая песенка-приветствие с оздоровительным массажем

«Доброе утро!» - сл.и муз.О.Арсеневской

1. Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)

Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)

И сегодня весь день (руки на поясе – легкая "пружинка")

Будет веселее! (поднимают ручки вверх)

Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому плечу поочередно)

Как в саду цветочки! (сжать и разжать пальцы рук)

2. Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем (движения по тексту)

Мы еще дружнее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)

Музыкальный руководитель: Ребята, я приготовила для вас загадку:

Снег пушистый стелется,

На рощи и дома…

Замела метелица,

Вся улица бела….

Закружила, завертела

Шубу белую надела,

Заковала реки в лёд,

Кто же в гости к нам идет? (зима)

Слайд №2

«Зима»

М. р.: Конечно, зима, ребята, ведь это такое замечательное время года!

Танец-хоровод «Кабы не было зимы»

Слайд № 3, 4

«Зимние забавы»

М. р.: Ребята, зимой очень весело и приятно кататься на коньках, лыжах и санках….Но еще зимой…очень

длинные и долгие вечера….Это сейчас вы можете включить телевизор или компьютер, посмотреть мультфильм

или поиграть в видеоигры. А раньше - сто лет назад ничего этого не было….и чтобы скоротать эти длинные

вечера все собирались в доме рассказывали и слушали необыкновенные, волшебные сказки……

А вы любите сказки? (да)

2. Основная часть.

М. р.:

Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.

Осторожней, осторожней -

Не спугнуть бы нам его….

Под муз. пьесы «Сладкая греза» входит Сказочная Фея Музыки

Фея: Здравствуйте, ребята…..Я – Сказочная Фея Музыки …Вы готовы отгадывать и слушать мои волшебные

сказки? (да) Тогда садитесь поудобнее….

Звучит пьеса «Нянина сказка» - П.И. Чайковского

Слайд № 5

М. р.: Дорогая, Фея, спасибо тебе за такую интересную сказку, ребята как она называется? (Ответы детей –

«Нянина сказка»). А ещё ребята могут рассказать свои нянины сказки…

Фея: С удовольствием послушаю….

(Дети рассказывают свои сказки, которые нарисовала им музыка)

Фея: Молодцы, вижу, что вы знаете сказки, но отгадаете ли вы этого сказочного персонажа?

Звучит пьеса «Баба Яга» - П.И. Чайковского

(дети отгадывают)

Слайд № 6

Фея: Совершенно верно, отгадали, а хотите отгадать еще одну мою сказку?

Звучит «Марш» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Слайд № 7

М. р.: Дорогая, Фея, и эта замечательная сказка знакома нашим ребятам. Как она называется? (ответы детей -

«Щелкунчик и Мышиный король») И мы можем не только рассказать её тебе, но и показать…

Слайд № 8

Фея: С удовольствием посмотрю.

Слайд № 9,10,11

Танец «Вальс Цветов» (из балета «Щелкунчик») – девочки

Фея: Молодцы, но тогда я загадаю вам вот такую загадку….

Слайд № 12 с портретами композиторов

Фея: Какой композитор написал все эти прекрасные произведения?

(Ответы детей - П.И. Чайковский)

Фея:

Я вижу, что со сказками композитора П.И. Чайковского вы хорошо знакомы, тогда я предлагаю вам

познакомиться с норвежским композитор и сказочником Эдвардом Григом….

Слайд № 13 с портретом Э. Грига

М. р.: Великий норвежский композитор Эдвард Григ был одним из замечательных музыкальных сказочников.

Он родился в городе Бергене. Родители композитора были очень музыкальны и в их доме часто по вечерам

играли и пели.

Слайд № 14

В

пятилетнем

возрасте Эдвард

пробовал

играть

на

рояле

тихонько

нажимал

по

клавишам

и

прислушивался к звукам…. Ему хотелось рассказать в музыке то, что он знал о маленьких гномах или троллях,

которые, как говорилось в норвежских сказках, селились в расщелинах скал, в пещерах и ущельях. Эти

сказочные существа весёлой толпой бегали по лужайкам, играли в разные игры…

Слайд № 15

Но чтобы сочинять музыку, надо было много учиться, и Григ стал сначала заниматься со своей мамой, а

затем его отправили в консерваторию. По окончании консерватории он вернулся в свой родной город Берген. Вот

тогда Григ и написал много произведений о своей сказочной родине – Норвегии - страны диких скал и густых

лесов….

Григ сказочной

музыкой оживил легенды о добрых и злых

гномах, кобальтах, троллях и

добрых

волшебных существах – которых звали – эльфы…

Слайд № 16

Это лёгкие и воздушные существа, похожие на стрекоз или бабочек. Они перелетают с травки на травку, с

цветка на цветок, а их крылышки, переливаясь в лучах лунного света, играют разноцветными красками….

«Танец Эльфов» - муз. Э.Грига

М. р.: Ребята, вы услышали волшебных эльфов? Какие они по характеру? (ответы детей) Правильно, они

легкие, воздушные, невесомые, порхающие, танцевальные…. Волшебные эльфы танцуют. Композитор так и

назвал свою музыку «Танец эльфов».

А скажите мне, пьеса звучит одинаково или где-то меняет свой характер? ( ответы детей) Совершенно

верно, в начале мелодия светлая и нежная, затем в середине она становится таинственной, настороженной и

даже

немного

темной.

Эльфы

резвятся,

образуя

весёлый

хоровод.

Вдруг…Что

это?

Какие-то

низкие

таинственные звуки прерывают весёлый танец. Эльфы настороженно присушиваются…. Но оказывается, тревога

была напрасной. Снова звучит лёгкая, отрывистая музыка, эльфы продолжают весело танцевать.

Какие инструменты мы можем использовать, чтобы подчеркнуть разный характер этих мелодий? (в

светлой, нежной теме – колокольчики, музыкальный треугольник, в таинственной – маракасы).

Музыкальный оркестр

Фея: Итак…..В волшебной стране Троллей и Эльфов жил один красивый, смелый и молодой юноша. Его звали

Пер Гюнт.

Звучит отрывок «Утро» из Пер Гюнта- муз. Э.Грига

Фея: Пер Гюнт был неисправимый искатель приключений. Однажды он решил отправиться очень далеко от

своей страны искать счастья, несмотря на то, что у него была невеста – прекрасная девушка по имени Сольвейг.

В одно из своих путешествий Пер Гюнт попал в подземное царство троллей (злых гномов). Они хотели

его женить на своей принцессе, но наш герой отказался – ведь у него есть невеста! Тогда разъяренные тролли

набросились на него, грозя разорвать в клочья… Но вдруг раздался удар колокола… и вся нечесть исчезла Пер

был спасен.

«В пещере горного короля!» – муз. Э. Грига

М. р.: Ребята, как звучит эта музыка, какая она по характеру? (ответы детей) Да, музыка таинственная,

сказочная и даже немного страшная.

В начале пьесы музыка звучит тихо, как бы издалека, отрывисто, будто тролли крадутся куда-то.

Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче и громче, быстрее и быстрее,

будто тролли приближаются….

В конце пьесы слышатся колдовские заклинания… на фоне таинственной горной сказочной природы…

Фея: Всю жизнь герой странствовал и искал счастье… Все это время верная Сольвейг ждала и верила, что Пер

Гюнт вернется. Она молилась за него, и ее молитва оберегала и спасала путешественника. После стольких лет

Пер Гюнт возвращается в родное место и встречает ту, что провела в ожидании всю жизнь. Для нее он всегда

будет оставаться самим собой….

Звучит отрывок «Песни Сольвейг» из Пер Гюнта– муз. Э. Грига

М. р.: Большое спасибо тебе Сказочная Фея Музыки, сегодня мы так много интересного узнали! Как много в

музыке интересных сказок: веселых и грустных, добрых и смешных, таинственных и мечтательных…..А сколько

замечательных сказок нам ещё предстоит узнать….

Ребята, а давайте каждый сегодня нарисует свою сказку, которую услышал от Сказочной Феи Музыки, и

которая произвела на вас большее впечатление….

Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Закрутились, завертелись белые снежинки (фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду (руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду… (пальцы в щепотку, разжать)

3. Выполнение работ детьми.

Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского и Э.Грига



В раздел образования