Напоминание

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Квасова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №175
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей

дошкольного возраста.

Автор: Квасова Наталья Юрьевна

Организация: МБДОУ №175

Населенный пункт: город Ульяновск

В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного

воспитания детей всех возрастов, педагоги пытаются понять, каким образом

привить

детям

раннего

возраста

нравственно-духовные

ценности.

Способность

правильно

оценить

и

понять

чувства

и

эмоции

другого

человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются

пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание.

Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем

переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию

извне. Педагогам и родителям необходимо сформировать у ребенка самые

первые

моральные

оценки

и

суждения.

Научить

понимать,

что

такое

нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Но нравственное

воспитание

детей

происходит

на

всем

протяжении

их

жизни,

поэтому

невозможно

недооценить

важность

семьи

в

нравственном

воспитании.

Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной

системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а

какие желательны и одобряемы обществом. Для воспитания детей раннего

возраста стоят следующие задачи:

1.

с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким

людям;

2.

воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для

формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

3.

воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю

через сказки.

4.

Знакомить детей с основами труда посредством сказок.

Нетрадиционные формы общения родителей с детьми открывает что-то

новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие –

мастерить, третьи – играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят

своего ребёнка. Проникаются его интересами. Родители вместе с детьми

совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания

детей в детском саду. Так же духовно-нравственное воспитание невозможно

без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей,

персонажей художественных произведений. Ребенку в возрасте от 1 до 2 лет

можно

показывать

и

читать

книги,

предназначенные

для

детей.

Первые

художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки.

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего

возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказки – это

самые первые и любимые произведения у детей. Перед воспитателями стоят

задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно –

нравственные

категории

(добро–зло,

послушание–непослушание,

трудолюбие–лень),

содействовать

обогащению

словаря,

развивать

способность

детей

отличать

хорошее

от

плохого

в

сказке

и

в

жизни,

воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать

друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие,

доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого

и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь

красоту. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки. Чтобы обеспечить активность и внимательность

во

время

прослушивания

сказки,

воспитатель

может

предложить

детям

выполнить

имитационные

движения

(сказка

«Курочка

ряба»:

плачет

дед,

плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда),

использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный

театр,

инсценированное

сказки

с

использованием

костюмов,

шапочек,

обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое. После рассказывания

сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных

героев

хотелось

бы

исполнить.

Не

все

дети

сразу

включаются

в

игру,

некоторые сначала наблюдают за происходящим. Да, в реальном мире не

всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать.

Благодаря

сказкам

его

психика

окрепнет

и

в

дальнейшем,

он

сможет

справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя

на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно

понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые

детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства

будет

видеть

причинно-следственные

связи

различных

явлений,

то

и

в

течение

всей

жизни

мир

будет

для

него

целостным,

полным

смысла.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку — способствуют

закреплению положительного эффекта. Родителям ни в коем случае, нельзя

отталкивать ребенка тогда, когда он просит почитать сказку. Помните, то, что

вы заложите ребенка сейчас, вернется к вам бумерангом тогда, когда вам

будет нужна его помощь. Любите своих детей, читайте им сказки, балуйте. И

тогда,

ваш

ребенок

станет

вашей

гордостью

и

надежной

опорой.

Для

педагогов

сказки

своеобразный

мостик,

соединяющий

их

с

ребенком.

Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные

моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по

их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Можно сказать, что

сказка с давних пор носит наравне с развлекательный и воспитательный

характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо

они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-

нравственное

начало.

Дошкольный

возраст

–это

формирования

основ

личности

будущего

гражданина,

период

активного

познания

мира

и

человеческих отношений. Относительно легко в детстве происходит усвоение

социальных и нравственных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы,

педагоги. Воспитание души для будущего человека – это создание основы

духовнонравственных

ценностей.

Известно,

что

основой

духовно-

нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и

образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и

становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания

детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной

личности в ее гуманистическом аспекте. В процессе воспитания постоянно

происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным

ключом их накопления является знакомство дошкольников с окружающей

средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу. Так, чтобы экскурсия была

нравственно

ценной,

воспитатель

делает

в

коллективе

эмоциональный

настрой,

распределяет

между

воспитанниками

задания,

которые

нужно

выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая

форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать бережное

отношение

к

природе

у

дошкольников,

природным

богатствам

России,

чувство любви к Родине, уважение к другим народам. Знания дошкольников о

нравственных

нормах,

полученные

во

время

основной

образовательной

деятельности,

собственные

жизненные

наблюдения

часто

бывают

разрозненными

и

неполными.

Поэтому

требуется

специальная

работа,

которая связанна с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в

разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.

Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных

фактов

и

событий,

которые

имеют

нравственное

содержание.

Хороший

рассказ

раскрывает

содержание

нравственных

понятий

и

вызывает

у

дошкольников

положительное

отношение

к

поступкам,

соответствующим

нравственным

нормам

и

влияет

на

поведение.

Самая

важная

функция

рассказа – это служить способом использования положительного примера в

воспитании.

Этические

рассказы

помогают

дошкольникам

разобраться

в

сложных

вопросах

морали,

развивать

у

воспитанников

твердую

нравственную

позицию,

помочь

каждому

ребенку

осознать

свой

лично

нравственный

опыт

поведения

и

привить

воспитанникам

умение

вырабатывать

нравственные

взгляды.

В

диалогах

надо

соблюдать

неприкосновенность

личности

дошкольника.

Формирование

убеждений

у

воспитанников идет на основе общего мировоззрения и носителем призван

быть

педагог.

Воспитательный

процесс

создается

так,

что

в

нем

предусматриваются

ситуации,

в

которых

дошкольник

ставится

перед

необходимостью

самостоятельного

нравственного

выбора.

Результат

нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим

обязанностям,

к

самой

деятельности,

к

другим

людям.

Чтение

и

разбор

сказок, рассказов и стихотворений нравственной направленности помогают

детям

понять,

оценить

нравственные

поступки

людей.

Дети

слушают

рассказы, сказки и стихотворения, там, где ставятся в доступной для них

форме

вопросы

о

справедливости,

честности,

дружбе,

товариществе,

верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. А наше общество

нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей,

обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Список литературы

Колесников

И.А. «Воспитание

духовности

и

нравственности

в

эпоху глобальных перемен» — Педагогика -2008-№9-25с. (статья)

Коволева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: «Аркти», 2003.

-79с.

Петракова И. Духовные основы нравственного воспитания. М. 1997.



В раздел образования