Автор: Квасова Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №175
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей
дошкольного возраста.
Автор: Квасова Наталья Юрьевна
Организация: МБДОУ №175
Населенный пункт: город Ульяновск
В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного
воспитания детей всех возрастов, педагоги пытаются понять, каким образом
привить
детям
раннего
возраста
нравственно-духовные
ценности.
Способность
правильно
оценить
и
понять
чувства
и
эмоции
другого
человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются
пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание.
Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем
переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию
извне. Педагогам и родителям необходимо сформировать у ребенка самые
первые
моральные
оценки
и
суждения.
Научить
понимать,
что
такое
нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Но нравственное
воспитание
детей
происходит
на
всем
протяжении
их
жизни,
поэтому
невозможно
недооценить
важность
семьи
в
нравственном
воспитании.
Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной
системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а
какие желательны и одобряемы обществом. Для воспитания детей раннего
возраста стоят следующие задачи:
1.
с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким
людям;
2.
воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для
формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.
3.
воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю
через сказки.
4.
Знакомить детей с основами труда посредством сказок.
Нетрадиционные формы общения родителей с детьми открывает что-то
новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие –
мастерить, третьи – играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят
своего ребёнка. Проникаются его интересами. Родители вместе с детьми
совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания
детей в детском саду. Так же духовно-нравственное воспитание невозможно
без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей,
персонажей художественных произведений. Ребенку в возрасте от 1 до 2 лет
можно
показывать
и
читать
книги,
предназначенные
для
детей.
Первые
художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки.
Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего
возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Сказки – это
самые первые и любимые произведения у детей. Перед воспитателями стоят
задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детьми духовно –
нравственные
категории
(добро–зло,
послушание–непослушание,
трудолюбие–лень),
содействовать
обогащению
словаря,
развивать
способность
детей
отличать
хорошее
от
плохого
в
сказке
и
в
жизни,
воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать
друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие,
доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого
и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь
красоту. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки. Чтобы обеспечить активность и внимательность
во
время
прослушивания
сказки,
воспитатель
может
предложить
детям
выполнить
имитационные
движения
(сказка
«Курочка
ряба»:
плачет
дед,
плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда),
использовать разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный
театр,
инсценированное
сказки
с
использованием
костюмов,
шапочек,
обыгрывание их с мягкими игрушками и многое другое. После рассказывания
сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных
героев
хотелось
бы
исполнить.
Не
все
дети
сразу
включаются
в
игру,
некоторые сначала наблюдают за происходящим. Да, в реальном мире не
всегда победа за добром, но маленькому ребенку ведь пока не зачем это знать.
Благодаря
сказкам
его
психика
окрепнет
и
в
дальнейшем,
он
сможет
справляться с трудностями взрослой жизни. Слушая сказки, дети ставят себя
на место главного героя. И, если быть внимательным к ребенку, можно
понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. Любые
детские вопросы не должны оставаться без ответа. Если ребенок с детства
будет
видеть
причинно-следственные
связи
различных
явлений,
то
и
в
течение
всей
жизни
мир
будет
для
него
целостным,
полным
смысла.
Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку — способствуют
закреплению положительного эффекта. Родителям ни в коем случае, нельзя
отталкивать ребенка тогда, когда он просит почитать сказку. Помните, то, что
вы заложите ребенка сейчас, вернется к вам бумерангом тогда, когда вам
будет нужна его помощь. Любите своих детей, читайте им сказки, балуйте. И
тогда,
ваш
ребенок
станет
вашей
гордостью
и
надежной
опорой.
Для
педагогов
сказки
–
своеобразный
мостик,
соединяющий
их
с
ребенком.
Сначала они их просто слушают, вникают в суть, запоминают основные
моменты, обыгрывают, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по
их мнению, должна развиваться та или иная сказка. Можно сказать, что
сказка с давних пор носит наравне с развлекательный и воспитательный
характер. Именно поэтому, велико значение сказок в воспитании детей, ибо
они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-
нравственное
начало.
Дошкольный
возраст
–это
формирования
основ
личности
будущего
гражданина,
период
активного
познания
мира
и
человеческих отношений. Относительно легко в детстве происходит усвоение
социальных и нравственных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы,
педагоги. Воспитание души для будущего человека – это создание основы
духовнонравственных
ценностей.
Известно,
что
основой
духовно-
нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и
образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и
становление личности ребенка. Целью духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной
личности в ее гуманистическом аспекте. В процессе воспитания постоянно
происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным
ключом их накопления является знакомство дошкольников с окружающей
средой: экскурсии по городу, в музеи, на природу. Так, чтобы экскурсия была
нравственно
ценной,
воспитатель
делает
в
коллективе
эмоциональный
настрой,
распределяет
между
воспитанниками
задания,
которые
нужно
выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такая
форма работы с детьми дает возможность педагогу воспитывать бережное
отношение
к
природе
у
дошкольников,
природным
богатствам
России,
чувство любви к Родине, уважение к другим народам. Знания дошкольников о
нравственных
нормах,
полученные
во
время
основной
образовательной
деятельности,
собственные
жизненные
наблюдения
часто
бывают
разрозненными
и
неполными.
Поэтому
требуется
специальная
работа,
которая связанна с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в
разных группах это может быть рассказ педагога, этическая беседа и другие.
Рассказ на этическую тему – это яркое эмоциональное изложение конкретных
фактов
и
событий,
которые
имеют
нравственное
содержание.
Хороший
рассказ
раскрывает
содержание
нравственных
понятий
и
вызывает
у
дошкольников
положительное
отношение
к
поступкам,
соответствующим
нравственным
нормам
и
влияет
на
поведение.
Самая
важная
функция
рассказа – это служить способом использования положительного примера в
воспитании.
Этические
рассказы
помогают
дошкольникам
разобраться
в
сложных
вопросах
морали,
развивать
у
воспитанников
твердую
нравственную
позицию,
помочь
каждому
ребенку
осознать
свой
лично
нравственный
опыт
поведения
и
привить
воспитанникам
умение
вырабатывать
нравственные
взгляды.
В
диалогах
надо
соблюдать
неприкосновенность
личности
дошкольника.
Формирование
убеждений
у
воспитанников идет на основе общего мировоззрения и носителем призван
быть
педагог.
Воспитательный
процесс
создается
так,
что
в
нем
предусматриваются
ситуации,
в
которых
дошкольник
ставится
перед
необходимостью
самостоятельного
нравственного
выбора.
Результат
нравственного воспитания проявляется в отношениях дошкольников к своим
обязанностям,
к
самой
деятельности,
к
другим
людям.
Чтение
и
разбор
сказок, рассказов и стихотворений нравственной направленности помогают
детям
понять,
оценить
нравственные
поступки
людей.
Дети
слушают
рассказы, сказки и стихотворения, там, где ставятся в доступной для них
форме
вопросы
о
справедливости,
честности,
дружбе,
товариществе,
верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. А наше общество
нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Список литературы
Колесников
И.А. «Воспитание
духовности
и
нравственности
в
эпоху глобальных перемен» — Педагогика -2008-№9-25с. (статья)
Коволева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. М.: «Аркти», 2003.
-79с.
Петракова И. Духовные основы нравственного воспитания. М. 1997.