Авторы: Куванов Виктор Анатольевич, Железнов Алексей Леонидович
Должность: педагог до, педагог до
Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодёжи "Молодёжный творческий Форум Китеж плюс"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СМЕШАННЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Тема: Физическая культура и спорт
Раздел: дополнительное образование
УДК 796.81
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-16
ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СМЕШАННЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
педагог ДО, педагог-организатор В.А. Куванов,
педагог ДО А.Л. Железнов
Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум
Китеж плюс»
Аннотация
В
последнее
десятилетие
смешанные
единоборства
приобрели
достаточно широкое распространение в Российской Федерации. За короткое
время они завоевали много поклонников среди подростков и молодёжи и
приобрели значительный авторитет на международной спортивной арене.
Смешанные единоборства традиционно относятся к видам спорта, в
которых
основную,
доминирующую
роль
отводят
физической
подготовке
спортсменов. Среди физических качеств особо выделяют скоростно-силовые
качества спортсмена, как основной фактор надёжности выполнения технико-
тактических действий в соревновательных условиях.
Ключевые
слова: смешанные
единоборства,
скоростно-силовые
качества,
физическая
работоспособность,
эффективность
тренировочного
процесса
Введение
Мы полагаем что проблема развития и совершенствования скоростно-
силовых качеств в смешанных единоборствах недостаточно разработана и
требует
дополнительного
исследования.
Настоящая
работа
посвящена
исследованию особенностей развития скоростно-силовых качеств у юношей
14-16 лет, занимающихся данным видом спорта.
Гипотеза. Предполагалось, что исследование особенностей развития
скоростно-силовых
качеств
у
юношей
14
–
16
лет,
занимающихся
смешанными
единоборствами
позволит
повысить
эффективность
тренировочного процесса спортсменов.
Цель работы – исследовать особенности развития скоростно-силовых
качеств у юношей 14 – 16 лет, занимающихся смешанными единоборствами.
Организация исследования
В исследовании принимали участие юноши 14-16 лет, занимающиеся
смешанными
единоборствами,
в
количестве
42
человек
(21
человек
в
контрольной и 21 человек в экспериментальной группе). Продолжительность
эксперимента составила 6 месяцев. За период исследования было проведено
34 тренировочных занятия, длительностью 1,5 часа каждое. Эксперимент
проводился на базе Двореца творчества детей и молодёжи «Молодёжный
творческий Форум Китеж плюс».
Контрольная
группа
занималась
по
общепринятой
методике.
Экспериментальная
группа
–
по
программе
с
направленностью,
акцентированной на развитие скоростно-силовых качеств. В начале и конце
исследования
проводило сь
те стирование
общей
ф и з и ч е с ко й
работоспособности
и
скоростно-силовых
качеств
у
спортсменов,
принимающих участие в эксперименте.
В
таблице
№1
представлена
антропометрическая
характеристика
исследуемого контингента спортсменов.
Таблица 1 - Антропометрические показатели юношей, принимающих
участие в педагогическом эксперименте.
Группы
Кол-во
человек
Возраст,
лет
Рост, см
Вес, кг
Р
контрольная
21
15,2±0,9
169±2,6
65,3±1,7
р>0,05
экспериментальна
я
21
14,8±1,1
170±169
64,8±2,2
р>0,05
Все
испытуемые
были
приблизительно
одного
в о з р а с т а .
Статистический
анализ
не
выявил
достоверных
различий
между
показателями роста и веса в контрольной и экспериментальной группах.
Результаты исследования
Перед
началом
эксперимента
проводилось
тестирование
исходного
уровня развития скоростно-силовых качеств.
В результате тестирования контрольной и экспериментальной групп по
исследуемым показателям достоверных различий не выявлено (р>0,05), что
свидетельствует об одинаковом уровне развития этих качеств у спортсменов
обеих групп.
На основании первичных данных для экспериментальной группы был
подобран и включен в учебно-тренировочный процесс специальный комплекс
упражнений скоростно-силовой направленности.
После
окончания
педагогического
эксперимента
проводилось
повторное
тестирование
уровня
развития
скоростно-силовых
качеств
(Таблица 2).
Таблица
2
-
Итоговые
показатели
тестирования
скоростно-силовых
качеств и физической работоспособности спортсменов.
Группы
Челночн
ый
бе г
4
2 0
м
(с)
Сгибани
е
и
разгиба
ние
рук
в
упоре
лёжа,
кол-во
раз
Подъём
н о г
н а
переклад
ине,
кол-
во раз за
20 с.
Напрыгива
н и е
н а
скамейку
кол-во
раз
за 30 с.
Физическая
работоспособн
ость, ИГСТ
Контрольная
15,2
48,8
8,3
15,9
75,8
Эксперимента
льная
14,8
52,5
8,2
15,7
86,3
р
р
0,05
р
0,05
р>0,05
р>0,05
р
0,05
Анализ
показателей
скоростно-силовых
способностей
позволяет
констатировать, что у испытуемых экспериментальной группы произошли
более существенные изменения по сравнению с испытуемыми контрольной
группы
(р
0,05).
Результаты
педагогического
эксперимента
показали,
что
увеличение
объёма
скоростно-силовых
упражнений
в
тренировочном
процессе
способствовало
значительному
росту
показателей
физических
качеств и повышению спортивного мастерства. Об этом свидетельствуют
различия в результатах тестирования занимающихся в экспериментальной и
контрольной
группах.
В
экспериментальной
группе
по
сравнению
с
контрольной уровень развития скоростно-силовых качеств стал достоверно
выше (р
0,05).
Результаты тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств
(Таблица 2) свидетельствуют о достоверном (р
0,05) улучшении показателя в
челночном беге (4
20 м) у юношей экспериментальной группы по сравнению
с контрольной.
В тесте «отжимания из положения упор лёжа» у экспериментальной
группы также наблюдались достоверные изменения (р
0,05) по сравнению с
исходным уровнем. Оценка результатов второго теста показала, что у юношей
экспериментальной
группы
значительно
улучшились
скоростно-силовые
показатели мышц рук. По мнению специалистов эти показатели имеют одно
из ведущих значений при занятиях смешанными единоборствами.
Анализ
динамики
результатов
третьего
(подъём
ног
в
висе)
и
четвёртого
теста
(напрыгивание
на
скамейку)
не
выявил
достоверных
изменений
в
контрольной
и
экспериментальной
группах
за
период
исследования.
Из таблицы 2 можно увидеть, что у спортсменов экспериментальной
группы показатель физической работоспособности значительно улучшился и
стал достоверно выше (р
0,05) по сравнению с первым тестированием.
Выводы
Таким
образом,
проведённое
исследование
позволило
выявить
отличительные
особенности
развития
скоростно-силовых
качеств
в
смешанных единоборствах. Было установлено, что в данном виде спорта
преимущественное
значение
имеют
скоростно-силовые
показатели
мышц
рук, мышц ног и скоростно-силовая выносливость. Поэтому в тренировочных
занятиях экспериментальной группы акцент был сделан на развитие этих
качеств.
Сравнительный анализ результатов первого и второго тестирования
показал, что в экспериментальной группе улучшились не только скоростно-
силовые показатели, но и уровень общей физической работоспособности
спортсменов.
В
контрольной
группе
также
наблюдалось
улучшение
по
нескольким показателям, но достоверных изменений выявлено не было.
Литература
1. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей
борцов 13 – 14 лет / В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический
журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) –
2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.
2 . Куванов,
В.А. Особенности
использования
специальных
средств
развития
выносливости
борцов
юношеского
возраста
/
Е.И.
Серова
// В
сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы
физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-
практической
конференции
с
международным
участием.
Санкт-
Петербургский
политехнический
университет
Петра
Великого,
Санкт-
Петербург, 2018. С. 186 – 188.
3 . Куванов,
В.А. Развитие специальной гибкости у студентов борцов
вольного
стиля
/ Святченко
П.Б.
Алексеева
Н.Д
// Научно-теоретический
журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 5 (159) –
2018 год. – СПб, 2018. 153-156 с.
4 . Куванов,
В.А. Исследование
мышечного
тонуса
// Материалы
и то го во й
н ау ч н о - п р а кт и ч е с ко й
ко н ф е р е н ц и и
п р о ф е с с о р с ко -
преподавательского состава Национального государственного Университета
физической
культуры,
спорта
и
здоровья
им.
П.
Ф.
Лесгафта,
Санкт-
Петербург за 2017 г., посвящённой Дню российской науки / Нац. гос. ун-т
физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-петербург. –
СПб.:
б.и.
, 2018. – с. 59-60