Напоминание

Физическая культура и спорт


Авторы: Куванов Виктор Анатольевич, Железнов Алексей Леонидович
Должность: педагог до, педагог до
Учебное заведение: Дворец творчества детей и молодёжи "Молодёжный творческий Форум Китеж плюс"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-16 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СМЕШАННЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ
Тема: Физическая культура и спорт
Раздел: дополнительное образование





Назад




УДК 796.81

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ 14-16

ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СМЕШАННЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ

педагог ДО, педагог-организатор В.А. Куванов,

педагог ДО А.Л. Железнов

Дворец творчества детей и молодёжи «Молодёжный творческий Форум

Китеж плюс»

Аннотация

В

последнее

десятилетие

смешанные

единоборства

приобрели

достаточно широкое распространение в Российской Федерации. За короткое

время они завоевали много поклонников среди подростков и молодёжи и

приобрели значительный авторитет на международной спортивной арене.

Смешанные единоборства традиционно относятся к видам спорта, в

которых

основную,

доминирующую

роль

отводят

физической

подготовке

спортсменов. Среди физических качеств особо выделяют скоростно-силовые

качества спортсмена, как основной фактор надёжности выполнения технико-

тактических действий в соревновательных условиях.

Ключевые

слова: смешанные

единоборства,

скоростно-силовые

качества,

физическая

работоспособность,

эффективность

тренировочного

процесса

Введение

Мы полагаем что проблема развития и совершенствования скоростно-

силовых качеств в смешанных единоборствах недостаточно разработана и

требует

дополнительного

исследования.

Настоящая

работа

посвящена

исследованию особенностей развития скоростно-силовых качеств у юношей

14-16 лет, занимающихся данным видом спорта.

Гипотеза. Предполагалось, что исследование особенностей развития

скоростно-силовых

качеств

у

юношей

14

16

лет,

занимающихся

смешанными

единоборствами

позволит

повысить

эффективность

тренировочного процесса спортсменов.

Цель работы – исследовать особенности развития скоростно-силовых

качеств у юношей 14 – 16 лет, занимающихся смешанными единоборствами.

Организация исследования

В исследовании принимали участие юноши 14-16 лет, занимающиеся

смешанными

единоборствами,

в

количестве

42

человек

(21

человек

в

контрольной и 21 человек в экспериментальной группе). Продолжительность

эксперимента составила 6 месяцев. За период исследования было проведено

34 тренировочных занятия, длительностью 1,5 часа каждое. Эксперимент

проводился на базе Двореца творчества детей и молодёжи «Молодёжный

творческий Форум Китеж плюс».

Контрольная

группа

занималась

по

общепринятой

методике.

Экспериментальная

группа

по

программе

с

направленностью,

акцентированной на развитие скоростно-силовых качеств. В начале и конце

исследования

проводило сь

те стирование

общей

ф и з и ч е с ко й

работоспособности

и

скоростно-силовых

качеств

у

спортсменов,

принимающих участие в эксперименте.

В

таблице

№1

представлена

антропометрическая

характеристика

исследуемого контингента спортсменов.

Таблица 1 - Антропометрические показатели юношей, принимающих

участие в педагогическом эксперименте.

Группы

Кол-во

человек

Возраст,

лет

Рост, см

Вес, кг

Р

контрольная

21

15,2±0,9

169±2,6

65,3±1,7

р>0,05

экспериментальна

я

21

14,8±1,1

170±169

64,8±2,2

р>0,05

Все

испытуемые

были

приблизительно

одного

в о з р а с т а .

Статистический

анализ

не

выявил

достоверных

различий

между

показателями роста и веса в контрольной и экспериментальной группах.

Результаты исследования

Перед

началом

эксперимента

проводилось

тестирование

исходного

уровня развития скоростно-силовых качеств.

В результате тестирования контрольной и экспериментальной групп по

исследуемым показателям достоверных различий не выявлено (р>0,05), что

свидетельствует об одинаковом уровне развития этих качеств у спортсменов

обеих групп.

На основании первичных данных для экспериментальной группы был

подобран и включен в учебно-тренировочный процесс специальный комплекс

упражнений скоростно-силовой направленности.

После

окончания

педагогического

эксперимента

проводилось

повторное

тестирование

уровня

развития

скоростно-силовых

качеств

(Таблица 2).

Таблица

2

-

Итоговые

показатели

тестирования

скоростно-силовых

качеств и физической работоспособности спортсменов.

Группы

Челночн

ый

бе г

4

2 0

м

(с)

Сгибани

е

и

разгиба

ние

рук

в

упоре

лёжа,

кол-во

раз

Подъём

н о г

н а

переклад

ине,

кол-

во раз за

20 с.

Напрыгива

н и е

н а

скамейку

кол-во

раз

за 30 с.

Физическая

работоспособн

ость, ИГСТ

Контрольная

15,2

48,8

8,3

15,9

75,8

Эксперимента

льная

14,8

52,5

8,2

15,7

86,3

р

р

0,05

р

0,05

р>0,05

р>0,05

р

0,05

Анализ

показателей

скоростно-силовых

способностей

позволяет

констатировать, что у испытуемых экспериментальной группы произошли

более существенные изменения по сравнению с испытуемыми контрольной

группы

0,05).

Результаты

педагогического

эксперимента

показали,

что

увеличение

объёма

скоростно-силовых

упражнений

в

тренировочном

процессе

способствовало

значительному

росту

показателей

физических

качеств и повышению спортивного мастерства. Об этом свидетельствуют

различия в результатах тестирования занимающихся в экспериментальной и

контрольной

группах.

В

экспериментальной

группе

по

сравнению

с

контрольной уровень развития скоростно-силовых качеств стал достоверно

выше (р

0,05).

Результаты тестирования уровня развития скоростно-силовых качеств

(Таблица 2) свидетельствуют о достоверном (р

0,05) улучшении показателя в

челночном беге (4

20 м) у юношей экспериментальной группы по сравнению

с контрольной.

В тесте «отжимания из положения упор лёжа» у экспериментальной

группы также наблюдались достоверные изменения (р

0,05) по сравнению с

исходным уровнем. Оценка результатов второго теста показала, что у юношей

экспериментальной

группы

значительно

улучшились

скоростно-силовые

показатели мышц рук. По мнению специалистов эти показатели имеют одно

из ведущих значений при занятиях смешанными единоборствами.

Анализ

динамики

результатов

третьего

(подъём

ног

в

висе)

и

четвёртого

теста

(напрыгивание

на

скамейку)

не

выявил

достоверных

изменений

в

контрольной

и

экспериментальной

группах

за

период

исследования.

Из таблицы 2 можно увидеть, что у спортсменов экспериментальной

группы показатель физической работоспособности значительно улучшился и

стал достоверно выше (р

0,05) по сравнению с первым тестированием.

Выводы

Таким

образом,

проведённое

исследование

позволило

выявить

отличительные

особенности

развития

скоростно-силовых

качеств

в

смешанных единоборствах. Было установлено, что в данном виде спорта

преимущественное

значение

имеют

скоростно-силовые

показатели

мышц

рук, мышц ног и скоростно-силовая выносливость. Поэтому в тренировочных

занятиях экспериментальной группы акцент был сделан на развитие этих

качеств.

Сравнительный анализ результатов первого и второго тестирования

показал, что в экспериментальной группе улучшились не только скоростно-

силовые показатели, но и уровень общей физической работоспособности

спортсменов.

В

контрольной

группе

также

наблюдалось

улучшение

по

нескольким показателям, но достоверных изменений выявлено не было.

Литература

1. Куванов, В.А. Методика развития скоростно-силовых способностей

борцов 13 – 14 лет / В.А. Дорофеев, Е.Н. Коростелев // Научно-теоретический

журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 3 (157) –

2018 год ISSN 1994-4683. – СПб, 2018. 185-188 с.

2 . Куванов,

В.А. Особенности

использования

специальных

средств

развития

выносливости

борцов

юношеского

возраста

/

Е.И.

Серова

// В

сборнике: Стратегические направления реформирования вузовской системы

физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-

практической

конференции

с

международным

участием.

Санкт-

Петербургский

политехнический

университет

Петра

Великого,

Санкт-

Петербург, 2018. С. 186 – 188.

3 . Куванов,

В.А. Развитие специальной гибкости у студентов борцов

вольного

стиля

/ Святченко

П.Б.

Алексеева

Н.Д

// Научно-теоретический

журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», № 5 (159) –

2018 год. – СПб, 2018. 153-156 с.

4 . Куванов,

В.А. Исследование

мышечного

тонуса

// Материалы

и то го во й

н ау ч н о - п р а кт и ч е с ко й

ко н ф е р е н ц и и

п р о ф е с с о р с ко -

преподавательского состава Национального государственного Университета

физической

культуры,

спорта

и

здоровья

им.

П.

Ф.

Лесгафта,

Санкт-

Петербург за 2017 г., посвящённой Дню российской науки / Нац. гос. ун-т

физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-петербург. –

СПб.:

б.и.

, 2018. – с. 59-60



В раздел образования