"Театральные игры - упражнения как средство снятия физических, психологических зажимов у ребенка и гармонизации его отношений с окружающим миром."
Автор: Бурдо Сергей Дмитриевич Должность: учитель. педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ школа №90 Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край Наименование материала: Проект Тема: "Театральные игры - упражнения как средство снятия физических, психологических зажимов у ребенка и гармонизации его отношений с окружающим миром." Раздел: дополнительное образование
ФИО
Бурдо Сергей Дмитриевич
Должность
Учитель по урокам театра. Педагог дополнительного образова-
ния. Руководитель детского
коллектива театра- студии «Пьеро».
ОУ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90
МБОУ школа № 90
Контакты
МБОУ школа №90: Тел. 740945 (секретарь), 740941 (завуч)
e-mail: sch90@k26
Бурдо С.Д.: тел. дом. 741601, сот. 89138345567
e-mail: serzh.burdo@mail
Тема проекта
Театральные игры - упражнения как средство снятия физических, психологических зажимов у
ребенка и гармонизации его отношений с окружающим миром.
Требование внешней среды
Ссылка (документ, цитата, другое)
актуальность
Малоподвижный образ жизни становится нормой существова-
ния взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает и телеви-
дение. Сегодняшний день среднестатистического ребенка- это 2-3
часа неподвижности у телеэкрана или компьютера, усталость орга-
нов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость,
апатия и т.д. Если ко всему вышесказанному добавить уличный шум,
громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети
не снимают даже в школе, сотовые телефоны – это приводит к раз-
личного рода опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в
школьном возрасте. Следовательно, ребенок, который ведет такой об-
раз жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, у него также по-
являются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это пробле-
мы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материа-
ла, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь
ответа у доски и многое другое. Современное поколение детей более
невротизировано, чем прежде. У них больше внутренних конфлик-
тов, они встречают большее непонимание со стороны родителей,
чаще конфликтуют в семье и с учителями. Многие вспоминают шко-
лу с содроганием, и в их жизни нет человека, которого они могут на-
звать учителем. Возникает необходимость в индивидуальной работе
с каждым ребёнком. Беседы и специальные занятия, упражнения (по
сути – своеобразная психотерапия) направлены на то, чтобы ребёнок
мог лучше справиться
с личными проблемами. Как правило, это
снимает психологическую напряжённость и, вслед за ней, мышечные
зажимы, разрешает некоторые внутренние конфликты и тем самым
способствуют успешности обучения и реализации личности.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каж -
дого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, лично-
сти, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школь-
ное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли само-
стоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на
разные жизненные ситуации.
Д.А. Медведев
Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о пра-
вильном и тонком чувствовании нормальной духовной жизни и развитии
личности.
В.А. Сахновский
Там, где техника бессильна, всесильна
психология .
Генри Каттнер.
Чувство явится у Вас само собою; за ним не бегайте; бегайте за тем, как бы
стать властелином себя .
Из письма В.Н. Гоголя к М.С. Щепкину.
Знать, как действовать – половина дела. Другая половина – знать, когда
свершать действие.
Иван Ефремов.
Проблема
Проявление
Причина
Необходимое условие развития личности – свобода. Собственно, это
даже не условие, а синоним творчества. К сожалению, современный человек
отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс
мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутрен-
них: психологических и интеллектуальных. Это – итог необходимости «соот-
ветствия миру», социальному устройству в частности. Как ни парадоксально,
но такие зажимы заметны уже у детей в возрасте 5 лет, ибо они уже вынужде-
ны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним взрослыми. И сам
ребёнок в его чистоте и первозданности как бы отсутствует. Особенность
школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достиг-
нуть определенного результата. Ожидание педагогов, родителей и самого ре-
бенка приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям,
школьным стрессам. У ребенка пропадает всякое желание учиться и просто
активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начи-
нают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, стано-
вится зачастую злым и агрессивным.
Телевидение, которым увлекаются уже малые дети, в ущерб
играм и книгам, само приковывает взгляд, то есть требует активно-
сти лишь непроизвольного внимания, когда привлекает всё яркое,
броское, динамичное. Но при этом совсем не развивается произ-
вольное внимание, его стимулирует рисование, чтение, игры.
Современные дети всё меньше играют и читают, потому что всё их
свободное время отнимают компьютерные игры и просмотр телеви-
зионных передач. Родители всё меньше читают своим маленьким
детям сказки (см. Приложение ), заменяя их мультфильмами. Глав-
ными пороками ХХI века становятся: накапливание отрицательных
эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Цели, Задачи
Цель
Задачи
Цель: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия
индивидуального потенциала каждого ребенка независимо от особенностей
его характера, социального положения и других особенностей методом диф-
ференцированного подхода.
Формирование свободной, раскрепощенной, уверенной в себе, активной лич-
ности, готовой к творческой деятельности в любой области.
Ожидаемый результат: Занимаясь театрально - игровой деятельностью дети
приобретают:
необходимые навыки для существования в мире людей (коммуника-
тивность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и мно-
гие другие навыки со знаком «+»);
недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрос-
лых людей.
Создать
условия
для
комплексного
развития
детских
способностей через игру:
1.
Развитие основных психических процессов ребенка (ощуще-
ние, восприятия, мышления, внимания, памяти, воли, эмоций).
2.
Снятие психологических и физических зажимов.
3.
Развитие наблюдательности, фантазии, смелости публично-
го выступления.
4.
Всестороннее развитие личности школьника, его неповтори-
мой индивидуальности.
Сверхзадача: развитие способностей детей средствами теат-
рального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать от-
ношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послу-
жило бы ему защитой от социальных и межличностных проти-
востояний.
Задача
Результат
Критерий
результата
Мероприятие
Ресурс,
источник
Провести мониторинг
природных данных и
творческих умений де-
тей.
Выявить детей, имеющих психологические
и физические зажимы, и скорректировать
работу педагога с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребёнка.
Упражнения и ин-
дивидуальные и
коллективные этю-
ды.
Проведение специального
комплекса упражнений, этю-
дов, где определяются и фик-
сируются: природные дан-
ные; пластика; фантазия; на-
личие психологических и
физических зажимов, креа-
тивность.
Разработанный монито-
ринг.
(См. Приложение )
Дать детям возможность
не только полностью
раскрыться, но и в пол-
ной мере ощутить на
себе альтруистический и
гуманистический подход
со стороны педагогов,
старших товарищей и
сверстников.
Умение общаться с партнёрами. Интер-
претировать эмоциональное состояние че-
ловека и животного по пластике, поступ-
кам; построить пластическую композицию
из 3-7 человек, отражающую пластику
природы.
Самостоятельно со-
зданные этюды с
вовлечением парт-
нёров в их выпол-
нение.
Индивидуальные и коллек-
тивные пластические теат-
ральные этюды, ритмопла-
стика, этюды по овладению
техникой общения парт-
нёров.
Авторская программа
Упражнения на общение.
Взаимодействие и взаимо-
зависимость партнеров.
Классическая музыка.
Развить самоутверждаю-
щие способы поведения
ребенка.
(См. Приложение 4)
Умение выразить свои желания, чувства и
эмоции (как позитивные, так и негатив-
ные),
умение
заявить
о
себе,
высказать
своё мнение.
Индивидуальные и
коллективные этю-
ды по сказкам и
жизненным ситуа-
циям (Случай в ав-
тобусе; продавец и
покупатель и т.д.).
Театральные
этюды
«путе-
шествие
в
сказку»,
«визит
сказочных
героев»,
исполь-
зуя
сказочные
мотивации
(делай как герой сказки, де-
лай вместе с ним, помоги ге-
рою и другое).
Театрализованные игры
«Путешествие в сказку».
Сказки. Комплекс упражне-
ний «Я» в предлагаемых
обстоятельствах.
Классическая музыка.
Помочь детям в овладе-
нии навыками общения и
сотрудничества, продук-
тивной индивидуальной
и коллективной деятель-
ности.
(См. Приложение 5)
Умение построить этюд в паре с любым
партнёром; выполнять индивидуальные за-
дания, не реагируя на сигналы со стороны
зрителей.
Индивидуальные и
коллективные этю-
ды. Музыкально-
пластические им-
провизации (первая
потеря; подарок;
утро и т.д.).
Театральные этюды, осно-
ванные на элементах жизнен-
ных ситуаций, упражнения
по культуре речи.
Упражнения по развитию
сценической инициативы.
Классическая музыка. Ска-
калка. Мяч.
Провести психологиче-
скую реабилитацию де-
тей.
Приобретение
навыков
по
достижению
полной
мышечной
свободы;
выполнять
упражнения тренинга в присутствии по-
сторонних лиц.
Индивидуальные и
коллективные этю-
ды. Музыкально-
пластические им-
провизации (в стра-
не цветов; снежин-
ки; времена года
ит.д.)
Элементы медитации и ре-
лаксации. Упражнения и тре-
нинги на снятие психологи-
ческих и физических зажи-
мов Ритмопластика.
(см. Приложение.
Комплекс упражнений на
напряжение и освобожде-
ние мышц по группам.
Классическая музыка.
Видео терапия для медита-
ции.
Видео релаксация с музы-
кой и природой
Формировать
умение
устанавливать
контакты
и действовать в различ-
ных
коммуникативных
ситуациях:
устанавли-
вать
связь,
вступать
в
контакт,
объединяться,
спрашивать,
обращаться
с
просьбой,
объяснять.
(см.рис 4)
Приобретение навыков по логике действий
при исполнении той или иной роли в усло-
виях предлагаемых обстоятельств; поддер-
жать диалог с партнёром.
Индивидуальные и
коллективные этю-
ды на выполнение
простого задания на
основе жизненных
наблюдений
Использование
сказочной
формы
(театральные
этюды
по сказкам, игры со сказка-
ми) для формирования лич-
ности как субъекта общения,
его коммуникативной компе-
тенции. Занятие-спектакль.
Комплекс упражнений и те-
атральных этюдов (Сред-
ства, приемы общения -
жест, слово, мимика, вз-
гляд; чувство правды,
инстинктивные реакции).
Классическая
музыка.
Проведение монито-
ринга промежуточных
и итоговых результатов
За особые достижения в области культуры
и искусства:
Обладатели молодежной премии Админи-
страции ЗАТО г. Железногорска
- 6 человек;
Обладатели персональной стипендии Гла-
вы ЗАТО г. Железногорска
- 3 человека
Количество награжденных детей на теат-
ральных фестивалях – 43 человека.
Творческая
Самостоятельность.
Количество посту-
пивших (до начала
занятий имевших
психологические и
физические зажи-
мы, проблемы с ре-
чью, невниматель-
ность и т.д.) в веду-
щие вузы страны,
такие как Государ-
ственный специа-
лизированный
институт искусств,
театральный фа-
культет (г. Москва)-
2 чел; Томский Го-
сударственный
Университет (фа-
культет культуроло-
гии) – 5 чел; Казан-
Городские, Краевые, Регио-
нальные, Российские теат-
ральные фестивали
Авторские программы
«Театрально- игро-
вая деятельность на уроках
театра»;
«Театрально – игро-
вая деятельность театраль-
ной студии люди и куклы»
ский Государствен-
ный Университет
(актерский фа-
культет) -1 чел.
Красноярский Госу-
дарственный Уни-
верситет – 10 чел.
Институт искусств
г. Красноярск- 3
чел.; Санкт-Петер-
бургский государ-
ственный универси-
тет культуры и ис-
кусств – 2 чел.
Схема обратной связи относительно деятельности ребёнка
Дополнительные эффекты, полученные в ходе реализации проекта: - развивается пластика, фантазия, мимика, личные успехи в других областях
(художественная школа, музыкальная школа, спорт).
№
Риски реализации проекта
Способы преодоления рисков
1
Травмы при неудачных движениях отдельных учащихся.
Инструктаж, индивидуальная работа с детьми, имеющими нарушения координа-
ции движения.
2
Заниженная мотивация у учащихся к предложенной дея-
тельности.
Внесение элементов соревнования. Проведение урока- спектакля.
Действия ребёнка
Усилия ребёнка
Усилия ребёнка
Действия ребёнка
Результат
Результат
Уроки театра - это синтез искусств, вобравший в себя практически
все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему вос-
принимать окружающий мир как живой единый организм, победить
свои комплексы и страхи.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90
ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край
Театральные игры - упражнения как средство снятия физических,
психологических зажимов у
ребенка и гармонизации его отношений с окружающим миром.
БУРДО СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
Почетный работник общего образования
Российской Федерации
Учитель по урокам театра
Высшей тарификационной категории
Педагог дополнительного образования
Высшей тарификационной категории
Виды деятельности :
Работая в школе, я постоянно нахожусь в поиске новых форм и приемов рабо-
ты с учащимися, использую новые технологии в учебном процессе. Для меня важно,
чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно на занятиях. При подготовке к за-
нятиям я тщательно продумываю формы их проведения, технологии активного уче-
ния - обучения, использование подобранного материала, который носит прагматиче-
ский характер и позволяет учащимся применять полученные знания и умения в дру-
гих областях жизни и других учебных ситуациях.
В работке тематического планирования и программы обучения, при подборе
каждого упражнения, я забочусь над развитием сенсорных умений ученика, о сего-
дняшним состоянии этих умений и о завтрашних целях воспитания. В общем ходе
жизненного действия одно за другим следуют:
1.
ощущение, восприятие, представление (или внутреннее видение);
2.
элементарное физическое действие (или кинестетический рефлекс);
3.
жизненный поступок, слагающийся из нескольких элементарных дей-
ствий;
4.
отдельное жизненное действие, направленное на достижение опреде-
ленной цели и выражающееся в последовательном ряде поступков че-
ловека;
5.
жизненное поведение, его перспектива и общие цели.
Я также провожу диагностику результатов, вношу корректировку в процесс препода-
вания, планирую индивидуальную работу с учащимися, испытывающими затрудне-
ния в процессе обучения по причине психологических или физических зажимов .
Общественно-полезная деятельность (эффективный социальный опыт)
Оказываю профессиональную помощь учителям школы в подготовке и проведения
школьных торжеств и праздников. Ребята театральной студии принимают активное
участие в разработке молодежных социально значимых проектов, представляют эти
проекты на городские и краевые конкурсы. активные участники социальной поддерж-
ки больным детям детского стационара КБ- 51 (организация игр, концертных, выступ-
лений мастер – классов по изготовлению оберегов, рисованию).
Профессиональные нормы поведения
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные
слова В.Г. Белинского определяют направление моей воспитательной работы в шко-
ле.
Для создания положительного психологического климата стремлюсь организовы-
вать процесс обучения на основе внутренней мотивации и саморегуляции школьника,
на основе гуманного отношения к ребенку, проявляющегося, прежде всего в открыто-
сти эталонов оценивания и результатов в применении, помимо нормативного, индиви-
дуального эталона в оценке труда ученика как одного из способов активизации вну-
тренних потребностей ребенка.
Создаю на уроке атмосферу толерантности, доверия, взаимопонимания.
Стараюсь формировать гармонично развитую творческую личность, нравственно-
эстетическую отзывчивость детей на прекрасное и безобразное в жизни и поведении.
Используя знания по психологии и педагогике, анализируя свой опыт и опыт товари-
щей по работе, умею грамотно построить отношения с учащимися, родителями, кол-
легами.
Обеспечение благополучного психологического климата в коллективе .
Как учитель и руководитель театральной студии, строю своё общение с обучаю-
щимися на основе гуманистических принципов. Педагогически корректно решаю воз-
никающие проблемы, постоянно стремлюсь к самопознанию и самосовершенствова-
нию своей профессиональной деятельности. И как результат 100% учеников и воспи-
танников высоко оценивают психологический климат на уроках и в театральной сту-
дии «Пьеро», чувствуют доброжелательное отношение, заботу, доверие и требова-
тельность. В совместной деятельности стремятся проявлять творчество, самостоя-
тельность и несут ответственность за общее дело.
Духовно нравственная позиция (поступки, поведение, характер)
Считаю своё мировосприятие творческим и позитивным. Имею активную жизненную
и гражданскую позицию. Источником нравственности считаю литературу и искус-
ство. В отношении с людьми и коллегами стремлюсь к взаимопониманию, честности,
искренности и ответственности.
Ожидание родителей и учащихся
Родители отмечают положительное продвижение в развитии своего ребёнка в
художественно-эстетическом направлении и снятие у детей психологических и физи-
ческих зажимов, а ребята, вовлеченные в студийную работу, отмечают улучшение
своего эмоционального состояния и повышение позитивного настроя на жизнь. При
моём подходе к занятиям, а главное при моём отношении к детям, посещаемость и
успеваемость всегда высокая.
Разработка, организация социально- значимых и образова-
тельных проектов, программ:
Тема проекта:
« Театральные игры - упражнения как средство снятия физических, психо-
логических зажимов у ребенка и гармонизации его отношений с окружаю-
щим миром»
Для кого реализуется: учащиеся 2-7 класс
На что направлен :
На развитие
способностей детей средствами театрального искусства , чтобы гармони-
зировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы
ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуально-
го потенциала каждого ребенка независимо от особенностей его характера, социаль-
ного положения и других особенностей методом дифференцированного подхода.
Формирование свободной, раскрепощенной, уверенной в себе, активной личности,
готовой к творческой деятельности в любой области.
Используемые средства:
Проведение специального комплекса упражнений, этюдов, где определяются и
фиксируются: природные данные; пластика; фантазия; наличие психологических и
физических зажимов, креативность.
Индивидуальные и коллективные пластические
театральные этюды, ритмопластика, этюды по овладению техникой общения парт-
нёров.
Ожидаемый результат:
5.
Развитие основных психических процессов ребенка (ощущение, восприятия,
мышления, внимания, памяти, воли, эмоций).
6.
Снятие психологических и физических зажимов.
7.
Развитие наблюдательности, фантазии, смелости публичного выступления.
8.
Всестороннее развитие личности школьника, его неповторимой индивидуально-
сти.
ПРОГРАММЫ:
«Театрально - игровая деятельность на уроках театра для эстетиче-
ских классов (2-7классы)»; Углублённое изучение театрального искусства
2-9 класс (Одобрены решением экспертного совета МУГМЦ 17.09.2007г.)
1.1. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности школьника со 2 по
7 класс, его неповторимой индивидуальности, снятие психологических и физических
зажимов, воспитательно-образовательную работу с детьми и развитие интереса к те-
атральному
творчеству.
Индивидуальный
подход
к
ученику,
подбор
сюжетных
упражнений формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жиз-
ни. Упражнения и театральные этюды, выполняемые на уроках, будут способствовать
не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психиче-
ского здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать
и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культу-
ры.
1. 2. Программа рассчитана на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок
как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворче -
ство педагога, который не разучился играть и фантазировать. Использование программы позволяет
стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (лю-
дей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональ-
ным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не
единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и
обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение,
быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, во-
ображение, общение с окружающими людьми.
1-й раздел - «Театральная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессио-
нальных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способ-
ности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в
различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразви-
вающие игры и специальные театральные игры.
2-й раздел – « Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пла-
стические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных
способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, разви-
тие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел – « Гимнастика чувств» -
разнообразныеупражнения самовоспитания, узнавания и
расширения природных возможностей человека, стремящегося жить в искусстве.
4-й раздел - « Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на раз-
витие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дик -
цией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со
словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
1.
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2.
Дикционные и интонационные упражнения.
3.
Творческие игры со словами.
5-й раздел – «Основы театральной культуры» - призван обеспечить условия для овладения уче-
никами элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального ис -
кусства. В раздел включены следующие основные темы:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
6-й раздел – « Инсценировка стихотворения, басни; театральные этюды по сказкам; работа
над спектаклем; работа над концертными номерами» - является вспомогательным, базируется
на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
Знакомство с литературным произведением, пьесой.
Театральные этюды.
От этюдов к спектаклю.
От этюдов к концертному номеру.
1.4. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрас-
ного,
но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, развивают
способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с
ним, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощают
его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в совре-
менном мире. Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недоста-
точно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость. Задача пе-
дагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные
средства.
2.
Программа дополнительного образования театрально- игровой дея-
тельности Люди и Куклы. (Лицензия серия А №0000360 от 16 мая 2010г.
Регистрационный № 5165-л)
2.1
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности школьника с 6
по 11 класс , его неповторимой индивидуальности, снятие психологических и физиче-
ских зажимов, воспитательно - образовательную работу с детьми и развитие интере-
са к театральному творчеству.
2.2. В программе выделено два типа задач.
Первый тип- это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмо-
циональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка
средствами детского театра.
Второй тип - это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с
развитием артистизма и навыков сценического воплощения, необходимого для
участия в постановках театральной студии.
2.3. Последовательность знакомства детей с различными системами кукол.
Снятие психологических и физических зажимов.
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и во-
площения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных
условиях.
2.4. Составление программы основывалось на следующем научном предположении:
театральная деятельность как процесс развития творческих способностей школьника
является процессуальной. Так как в процессе работы над образом происходит разви-
тие личности школьника, развиваются символическое мышление, двигательный, эмо-
циальный контроль. Важнейшим в детской театральной студии являются; процесс
творческого переживания и воплощения; процесс репетиций; конечный результат как
результат работы ребенка над собой, результат коллективного творчества - спектакль
или концертный номер.
Методическая работа по предмету и внеурочной дея-
тельности
Тема работы
Класс
Примечание
Образовательная про-
грамма - театрально игро-
вой деятельности учебно-
тематический план. Тема-
тическое планирование
по урокам театра
2 класс – 7 класс
Авторская
работа
Образовательная про-
грамма - театрально игро-
вой деятельности для
углубленного изучения
предмета. Учебно-темати-
ческий план. Тематиче-
ское планирование по
урокам театра
2 класс – 9 класс
Авторская
работа
Мониторинг творческого
развития учащихся на
уроках театрального ис-
кусства
2 класс; 3 класс; 4 класс;
5 класс; 6 класс; 7 класс.
Авторская разра-
ботка
Программа Театрально-
игровой деятельности те-
атральной студии
«Люди и куклы»
6 класс – 11 класс
Авторская
работа
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
Реализация поставленных задач предполагается через такие виды деятельности,
как:
-беседа;
-уроки сценической грамоты;
-игровые виды деятельности;
-пластические этюды;
-театральные этюды;
-слушание музыкального произведения и создание его пластического образа;
-выразительное чтение;
-упражнения на дыхание;
-речевые упражнения;
1. Общие требования к помещению для проведения театральных занятий:
Наличие помещения (45-50 кв.м), чистота, освещенность, проветриваемость поме-
щения.
Мягкое напольное покрытие;
Стулья; Кресло;
Шкафы (для реквизита, методической литературы);
Зеркала (для занятий по гриму).
2.
Методическое обеспечение программы:
Методические разработки и планы конспекты;
Дидактические материалы;
Зрительный ряд (видеофильмы театральных постановок, музыкальных постановок);
Литературный ряд (пьесы, сказки, стихи, легенды)
Музыкальный ряд (аудиозаписи театральных постановок, аудиозаписи музыкальных
произведений для проведения театральных упражнений).
Куклы в исторических театральных костюмах;
Мячи; Скакалки;
Бутафория.
3.
ния
2-7 класс
Развитие личности
ребёнка, его интел-
лектуально - творче-
ского потенциала,
отношение к миру,
людям, самому себе
.
Рабочая программа,
планы уроков.
Модульное обучение
2-7 класс
Положительная ди-
намика успеваемо-
сти, развитие орга-
низационных навы-
ков.
Рабочая программа,
планы уроков.
Технология крити-
ческого мышления
2-7 класс
Развитие организа-
ционных навыков.
Рабочая программа,
планы уроков.
Игровые технологии
2-7 класс
Снятие психологиче-
ских и физических
зажимов
Рабочая программа,
планы уроков.
Коммуникативные
технологии
2-7 класс
Развитие
умения размышлять,
сопоставлять разные
точки зрения, фор-
мулировать и аргу-
ментировать соб-
ственную точку зре-
ния
Рабочая программа,
планы уроков.
Личностно ориенти-
рованный подход к
уроку
2-7 класс
Развитие творческо-
го потенциала уча-
щихся, раскрытие их
индивидуальных
способностей
Рабочая программа,
планы уроков.
Информационно-
коммуникационные .
2-7 класс
Развитие внимание
учащихся, эмоцио-
нальное восприятие
темы урока.
Рабочая программа,
планы уроков.
Методы диагно-
стики
2-7 класс.
Необходимый под-
бор упражнений и
заданий для устране-
ния проблем у уча-
щихся.
Рабочая программа,
планы уроков.
Здоровьесберегающие технологии:
Использование в учебном процессе медико-восстановительных мето-
дик, приемов, способов
№
п/п
Название
Предмет
Классы
С какого
года реали-
зуется
Результаты
1.
Пластические и рит-
мические этюды
театр
2-7 класс
Постоянно
Увеличение дви-
гательной актив-
ности учащихся,
снятие усталости
2.
Подбор ученической
мебели согласно нор-
мам САНПИНа
театр
2-7 класс
2000г.
Профилактика за-
болеваний
опорно-двига-
тельного аппарата
Использование здоровьесохраняющих технологий в образовательном
процессе
№
п/п
Название техноло-
гии
Предмет
Классы
С какого
года реали-
зуется
Результаты
Создание в школе санитарно-гигиенического режима
3
Контроль за соблю-
дением воздушно-
теплового режима
театр
2-7
класс
постоянно
Снижение утомляемо-
сти на уроке.
4
Контроль за уров-
нем освещения
театр
2-7
класс
постоянно
Профилактика психологического здоровья учащихся
5
Создание психоло-
гического и эмоци-
онального комфор-
та на уроке.
театр
2-7
класс
постоянно
Повышение качества
усвоения материала и
эффективная организа-
ции урока.
Пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности в укреп-
лении и профилактике своего здоровья
6
Театральные этю-
ды, содержащих
условие по профи-
лактике дурных
привычек.
театр
2-7
класс
постоянно
Акцентирование внима-
ния обучающихся на
сохранение собственно-
го здоровья.
Здоровьесберегающие технологии.
Занятия театральным искусством способствуют сохранению и укреплению здоро-
вья. Для уроков театра мною подобран специальный комплекс упражнений для сня-
тия психологических и физических зажимов, расслабления мышц, релаксации. Ис-
пользуемые мною дыхательные упражнения улучшают работу голосовых связок, по-
могают развитию правильного произношения звуков и слов, повышению диапазона
голоса. Правильное дыхание способствует профилактике дыхательных заболеваний.
Пластические этюды развивают мышцы всего тела, исправляют осанку. Во время под-
готовки и проведения уроков я использую метод интроспективного анализа и метод
развития творческого самочувствия ученика на уроках театра, повышая или понижая
нагрузку в физических упражнениях (пластические этюды; коллективные этюды; ин-
дивидуальные этюды) и в способе подачи теоретического материала. Это способству-
ет получению наилучших результатов.
В работе над каждым упражнением, я забочусь над развитием сенсорных уме-
ний ученика, о сегодняшним состоянии этих умений и о завтрашних целях воспита-
ния. В общем ходе жизненного действия одно за другим следуют:
6.
ощущение, восприятие, представление (или внутреннее видение);
7.
элементарное физическое действие (или кинестетический рефлекс);
8.
жизненный поступок, слагающийся из нескольких элементарных дей-
ствий;
9.
отдельное жизненное действие, направленное на достижение опреде-
ленной цели и выражающееся в последовательном ряде поступков человека;
10.
жизненное поведение, его перспектива и общие цели.
Я также провожу диагностику результатов, вношу корректировку в процесс
преподавания, планирую индивидуальную работу с учащимися, испытывающими за-
труднения в процессе обучения по причине психологических или физических зажи-
мов. Каждую четверть и полугодие составляю статистический отчет по уровню усвое-
ния учебного материала. Ученикам нравится учиться «по-настоящему», поэтому они
любят мой предмет и достигают хороших результатов в освоении материала. На уро-
ках царит доброжелательная и творческая атмосфера.
Для
развития коммуникативной компетенции , снятия психологических и
физических зажимов я использую следующие формы:
1.
Проведение деловых игр, в которых учащиеся учатся применять полученные
знания в конкретных ситуациях (например, как правильно
знакомиться, как вести себя в различных жизненных ситуациях, как можно избежать
конфликта со сверстниками или родителями).
2.
Индивидуальные задания «Я в предлагаемых обстоятельствах», в которых
ученик сам ищет и находит выход из сложившихся жизненных ситуаций.
3.
Коллективные и индивидуальные пластические этюды.
4.
Культура и техника речи.
5.
Групповые задания для решения проблемных ситуаций через совместную де-
ятельность во время исполнения этюда.
Информационно-коммуникационные.
Использование ИКТ на уроках театра даёт мне возможность показать ученикам
разнообразный мир театра. Правильный подбор материала, а также возможность
проецирования нужного зрительного ряда на экран помогают мне удерживать внима-
ние детей, эмоциональное восприятие темы остаётся на высоком уровне в течение
всего урока. Большие возможности на моих уроках дает программа мультимедийных
презентаций. Мною созданы презентации «От уроков театра к театральной студии»,
«Знаменитые герои театров кукол», «История и происхождения театра кукол», «Люди
куклы и маски», которые помогают мне на уроках создать настоящую атмосферу теат-
рального представления, превращает урок в роскошное действо. Использование Ин-
тернет-ресурсов, а также сканирование необходимых материалов к уроку позволяют
мне обогатить урок, экономить время на уроке при переходе с одного этапа на другой,
расширить объем изучаемых понятий, сформировать правильные образы в памяти
ученика. Для закрепления пройденного материала, а именно театральных терминов
мною разработаны и составлены кроссворды по всем темам курса театр.
Технология развития критического мышления.
На своих уроках театра успешно применяю комплексную развивающую технологию
« Критическое мышление », обеспечивающую реализацию воспитывающих и обуча-
ющих целей. Применяя эту технологию, особенно при подготовке и проведении кол-
лективных и индивидуальных театральных этюдов, я исхожу из следующих положе-
ний:
1.
критическое
мышление
есть
мышление
самостоятельное,
критическое
мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно ре-
шить;
2.
информация является отправным, а не конечным пунктом критического
мышления; знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить кри-
тически;
3.
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
Поэтому я предоставляю своим ученикам возможность размышлять, сопостав-
лять разные точки зрения, формулировать и аргументировать собственную точку зре-
ния, опираясь на знание фактов, законов, на собственные наблюдения, свой и чужой
опыт.
Личностно ориентированный подход к уроку.
Главной целью уроков ставлю цель заложить в ребенке механизмы самореализации,
саморазвития, адаптации, саморегуляции, самовоспитания и другие, необходимые для
становления самобытного личностного образа. На первый план я выдвигаю развитие
творческого потенциала учащихся, раскрытие их индивидуальных способностей че-
рез театрально-творческую деятельность.
При этом подбираю подход к каждому ребенку, стремясь увидеть перспективы
развития личностного потенциала и максимально стимулировать это развитие ребен-
ка им же самим с помощью театральных игр, индивидуальных и коллективных теат-
ральных этюдов, ритмопластики, жеста, упражнений на развитие мимики, внимания.
Я также провожу диагностику результатов, вношу корректировку в процесс препода-
вания. Планирую индивидуальную работу с учащимися. Испытывающими затрудне-
ния в процессе обучения по причине психологических или физических зажимов.
Схема: Здоровьесберегающие технологии на уроках театра
Культура и техника речи
Игры и упражнения
на чувство партнера
и общества
Развитие
интонациональной
выразительности
Игры и упражнения на
снижение зажима и
повышение
уверенности в себе
Скороговорки
Чистоговорки;
Для развития четкой
дикции
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от та-
кой активности большой пользы не дает. Занятия театральным искусством
способствуют сохранению и укреплению здоровья.
Сказка является одним из элементов культуры, она базируется на народно – этни-
ческой культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нрав-
ственно – педагогическим потенциалом.
Актёрский тренинг
Игры и упражнения на
снижение зажима и
повышение уверенно-
сти в себе
Игры и упражнения на
снижение агрессии и
ослабление негатив-
ных эмоций
Ритмопластика
Сценическое движение
Ребёнок
Игры и упражнения
на речевое дыхание
Схема: Социально– педагогические
функции сказки
Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и нереаль-
ное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально –
педагогическое значение сказки обусловлено тем, что слушающий ее имеет возмож-
ность, опираясь на реально – бытовые моменты сказки, психологически принять ее
«не бытовую», нереальную сторону. Сказка создает богатые возможности для раз-
вития творческого воображения ребенка, подключения его образного мышления к
волшебному, нереальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система
ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы.
В сказках сюжет, фабула развития событий, атрибутивные характеристики персона-
жей, начало и концовка и т.д. могут быть схожими, инвариантными, а повороты сю-
жета, названия персонажей, многомерность эпитетов и т.д. всегда вариативны. Это
имеет важное значение для социально- педагогической практики, поскольку позво-
Функция
КУЛЬТУРНО – ЭТНИЧЕСКАЯ
Функция
РАЗВИВАЮЩЕ - ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ
Функция
ЛЕКСИКО - ОБРАЗНАЯ
СКАЗКА
Функция
ГОЛОГРАФИЧЕСКАЯ
Функция
КРЕАТИВНАЯ
Функция
СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ
ляет развивать творческое воображение ребенка, его композиционное мышление на
базе стандартных элементов, имеется в виду не только психологически опережаю-
щее слушание, но и внутреннее предвосхищение, додумывание, дорисовывание, до-
страивание образов, ситуаций, сюжетов. Любая сказка ориентирована на социально
– педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побужда-
ет к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее
художественно – образной значимости. Сказка является одним из важнейших соци-
ально – педагогических средств формирования личности ребенка. С социально – пе-
дагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая,
валеолого – терапевтическая, культурно – этническая, вербально – образная функ-
ции сказки. Наличие этих функций выявляется в практике обыденно – бытового, пе-
дагогического, художественного и других видов использование сказок.
1)
Сказка выполняет функцию социализации , т.е. приобщения новых поко-
лений к общечеловеческому и этническому опыту. Сказке, как любому явлению
искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в сво-
ем индивидуальном жизненном опыте: во времени, пространстве, профессио-
нально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Искусство в
целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы
его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт че-
ловека, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказок.
Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего (ребенка) к соб-
ственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик дей-
ствующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в
субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной
визуализации текста, в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в
индивидуальном стиле изложения сказки. « Сказка ложь, да в ней намек, до-
брым молодцам урок» (А.С.Пушкин). Само понятие «намек»,
Подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысле-
ния содержания сказки каждым слушателем.
2)
Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, разви-
вать творческий потенциал личности ребенка, его образное и абстрактное мыш-
ление. Фантастический мир сказки, наличие в ней нереальных, вариативных
элементов,
способность
«приглашать
к
соавторству»
позволяют
ребенку
преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спя-
щие», невыявленные творческие (актерские, танцевальные, поэтические, живо-
писные и т.д.) способности.
3)
Голографическая функция проявляется в трех основных форма:
Прежде всего, голографичность образных построений сказки про-
является в ее способности своим внутренним строением представлять
мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, дли-
на; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; живая и
неживая природа и человеческое общество) и временном измерениях
(прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно - времен-
ного содержания сказок как бы образуют его голографический контину-
ум (универсальность, целостность, многомерную объемность), что со-
звучно психике ребенка. Вот почему дети так чувствительны к универ-
сальности сказки: в ней они находят созвучие своему такому же универ-
сальному внутреннему миру. Более того, универсальный мир сказки
способен актуализировать все органы чувств и психические функции
формирующейся личности.
Далее, голографичность сказки можно трактовать в синтетическом
смысле слова ( син - греч. совместное, эстетискос – чувство). Имеется в
виду потенциальную способность сказки не только актуализировать все
органы чувств человека, но и быть основой, фундаментом для создания
всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее
способность в малом являть большое, в локальном представлять гло-
бальное,
в
микросюжете
отражать
макропроблемы.
Сказка
как
не-
большое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными
образами способность отображать глобальные проблемы, непреходящие
ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы,
радости и печали, силы и слабости, т.е. сказка характеризуется всем тем,
что специфично для голографического эффекта. В педагогической прак-
тике этот аспект сказки может быть использован для формирования це-
лостного
мировоззрения
ребенка,
его
нравственной,
художественной,
экологической, валеологической культуры.
4)
Развивающе – терапевтическая функция. О «сказкотерапии» давно
уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический (лечебный)
эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции ис-
кусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очище-
ние души, умиротворение, снятие стресса). В сказке присутствует и функция
профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охраны человека
от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий действий, по-
веденческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и
профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее по-
нятие «развивающее-терапевтическая
функция».
Это
соответствует
становлению
здоровьесберегающего
направления,
цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утвер-
ждение здорового образа жизни.
5)
Культурно-этническая функция. Сказка как феномен культуры этноса
исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык,
особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атри-
бутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваи-
вать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту
своего народа. Сказка - это как бы социальная память этноса. В ней аккумули-
рована его многовековая практика с ее положительными и отрицательными сто-
ронами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д. Этнопедагоги-
ка как раздел социальной педагогики располагает богатейшими возможностя-
ми используя материалы народных сказок для включения подрастающего поко-
ления в мир этнической культуры естественным, образно-игровым способом.
6)
Лексико-образная функция. С позиции литературоведения, педагогики,
этнографии сказка имеет способность формировать языковую культуру лично-
сти, владение многозначностью народной речи, ее художественно-образным бо-
гатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-
образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухо- рече-
вую память ребенка. При прослушивании и чтении сказок происходит индиви-
дуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизве-
дении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие
способностей к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры
ребенка. При этом
функционируют и развиваются обе основные языковые
функции – экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция
формирует вербально-образный каркас языка личности, то коммуникативная
функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению,
к пониманию, к диалогу. «Сказка дает великолепный общий язык для взросло-
го, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках.
При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть скорее у
взрослого. Язык сказки их естественно сближает».
В свете всего вышесказанного работа со сказкой имеет свою специфику. В работе
с детьми надо делать акцент не на приобретение дошкольникам и младшим школь-
никам необходимых знаний, умений, навыков, а на развитие личности, творческой
сущности ребенка в процессе работы со сказкой
Мониторинг природных данных и творческих умений детей
Анализируемое
упражнение
№
п./п
Список
группы
Активность
Фантазия
Пластика
Логика
Образное
видение
Наличие психоло-
гических и физи-
ческих зажимов
1
2
3
4
5
6
7
8
Общий итог
Расшифровка индексов:
Активность:
Индекс
Степень развития
Н (низкое)
Отсутствие
С (средняя)
Участие в устных разработках
Х (хорошая)
Участие в практических разработках
В (высокая)
Самостоятельная творческая активность
Фантазия:
Индекс
Степень развития
Н (низкое)
Не развита.
С (средняя)
Фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей.
Х (хорошая)
Фантазия полного образа с направляющей.
В (высокая)
Фантазия самостоятельная
Пластика:
Индекс
Степень развития
Индекс
Степень развития
Н (низкое)
Перенапряжение («зажим») всех групп мышц или излишняя разболтан-
ность.
С (средняя)
Развита ловкость, подвижность, гибкость.
Х (хорошая)
Развита ритмичность, музыкальность, быстрота реакции, координация
движения.
В (высокая)
Гибкость, умение владеть своим телом, передовая внутренние эмоции
Способность к пластической импровизации.
Ребенок
Культура и техника речи
Ритмопластика
Упражнения и этюды на снятие психологических и физических зажимов
Развитие
воображения и
памяти
Коллективные этюды; концертные номера; спектакль
Знакомство с основами актерского мастерства
Знакомство с основами драматизации
Игра на превращение
Мимика
Музыкально пластические импровизации
Игры на развитие двигательных способностей
Жесты как важное средство выразительности
Скороговорки
Чистоговорки
Импровизация
Роль костюмов, декораций предметного окружения
Поиск выразительных средств
Развитие интонациональной выразительности
Выразительность движений
Игры и упражнения на речевое дыхание
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
Н (низкое)
Не развита
С (средняя)
Поддержка ребёнком предлагаемого педагогом
логического ряда
Х (хорошая)
Логический ряд ребенка, требующий поддержки педагога
В (высокая)
Самостоятельное выстраивание логического ряда.
Образное видение:
Индекс
Степень развития
Н (низкое)
Не развито
С (средняя)
От локального образа
Х (хорошая)
От обозначенного образа
В (высокая)
Самостоятельная передача образа.
Наличие психологических и физических зажимов:
Индекс
Степень развития
Н (низкое)
Сильное проявление физических и психологических зажимов.
( скованность, зажатость)
С (средняя)
Необоснованное мышечное напряжение
Х (хорошая)
Уверенные физические действия, смелость и находчивость.
В (высокая)
Передача психофизического состояния, умение согласовывать свои
действия с партнерами.
Цель диагностики: Выявление особенностей типа мышления и темперамента уча-
щихся и природных данных, для подбора индивидуальных и коллективных упраж-
нений и определение способов подачи теоретического и практического материала.
Для корректировки процесса преподавания и планирования индивидуальной работы с
учащимися, испытывающими затруднения в процессе обучения по причине психоло-
гических или физических зажимов.
Схема: Развитие творческой активности школьников