Напоминание

Физическое воспитание дошкольников в ДОУ


Автор: Сальная Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №97
Населённый пункт: Г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Физическое воспитание дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста

является

важным

и

ответственным

заданием

общего

развития

ребенка

,

потому

что

дети

,

начиная

с

самого

раннего

возраста

,

должны

расти

здоровыми

,

сильными

,

гармонично

развитыми

.

Именно

в

раннем

детстве

формируется

здоровье

,

выносливость

,

трудоспособность

,

активная

жизнедеятельность

.

Этот

возраст

наиболее

благоприятен

для

приспособления

организма

для

получения

жизненно

необходимых

навыков

.

Растить

детей

здоровыми

,

сильными

,

жизнерадостными

--

задача

не

только

родителей

,

но

и

каждого

дошкольного

учреждения

,

так

как

у

них

дети

проводят

большую

часть

дня

.

С

этой

целью

предусмотрены

занятия

по

физической

культуре

,

которые

следует

строить

в

соответствии

с

психологическими

особенностями

конкретного

возраста

,

доступности

и

целесообразности

упражнений

.

Комплексы

упражнений

должны

быть

увлекательными

,

а

также

предусматривать

физиологически

и

педагогически

необходимую

и

оправданную

нагрузку

,

удовлетворяющую

потребность

ребенка

в

движении

.

Физическое

воспитание

-

это

процесс

целенаправленного

и

систематического

формирования

здорового

,

полноценного

человека

,

его

физических

сил

и

физических

качеств

,

обеспечивающих

его

приобщение

к

физической

культуре

и

стремление

к

физическому

совершенству

.

Физическая

культура

-

совокупность

материальных

и

духовных

ценностей

общества

,

которые

накоплены

,

создаются

и

используются

для

физического

совершенствования

людей

.

Содержание

физической

культуры

составляют

: 1)

личная

гигиена

,

включающая

в

себя

навыки

в

труде

и

быту

(

аккуратность

,

опрятность

одежды

,

чистоту

помещений

),

и

привычки

к

гигиеническому

режиму

(

рациональный

распорядок

деятельности

и

отдыха

,

гигиена

сна

,

питания

и

т

.

д

.); 2)

закаливание

организма

в

естественных

условиях

природы

(

воздух

,

солнце

и

вода

); 3)

физические

упражнения

.

Физическое

совершенство

-

исторически

обусловленный

уровень

гармоничного

физического

развития

,

здоровья

,

физической

подготовленности

человека

,

оптимально

соответствующий

требованиям

общества

.

Система

физического

воспитания

включает

создание

санитарно

-

гигиенических

условий

,

закаливание

,

формирование

культурно

-

гигиенических

навыков

,

организацию

рационального

питания

,

проведение

утренней

гимнастики

,

физкультурных

занятий

,

прогулок

,

спортивных

игр

и

развлечений

.

Физическое

воспитание

тесно

связано

с

возрастными

особенностями

детей

.

В

связи

с

этим

и

определяются

конкретные

задачи

,

содержание

,

методы

и

формы

организации

физического

воспитания

в

раннем

дошкольном

и

школьном

возрасте

,

а

также

преемственная

связь

между

ними

.

Особенно

важно

физическое

воспитание

в

раннем

и

дошкольном

детстве

,

когда

происходит

наиболее

интенсивное

развитие

организма

ребенка

,

когда

формируются

основные

его

движения

,

но

вместе

с

тем

организм

еще

очень

слаб

и

раним

.

Деятельность

ребенка

раннего

и

дошкольного

возраста

выражается

прежде

всего

в

движениях

.

Первые

представления

о

мире

,

его

вещах

и

явлениях

к

ребенку

приходят

через

движения

его

глаз

,

языка

,

рук

,

перемещение

в

пространстве

.

Чем

разнообразнее

движения

,

тем

больше

информации

поступает

в

мозг

,

тем

интенсивнее

интеллектуальное

развитие

.

Развитость

движений

один

из

показателей

правильного

психического

развития

.

Активная

,

двигательная

деятельность

,

помимо

скорости

движения

,

времени

и

пространства

);

способности

запоминать

последовательность

движений

и

двигательных

операций

(

память

:

запоминание

и

воспроизведение

);

внимания

к

своим

движениям

и

действиям

других

;

умения

выполнять

движения

по

словесной

инструкции

(

воображение

);

инициативности

в

движениях

;

анализа

движения

по

качеству

его

выполнения

(

мышление

);

развитие

речевых

умений

и

навыков

.

Движения

выполняются

с

речевым

сопровождением

и

опорой

на

зрительные

и

тактильные

образы

-

представления

.

Развитие

всех

видов

ручной

моторики

и

зрительно

-

двигательной

координации

служит

основой

для

становления

типичных

видов

детской

деятельности

,

является

предпосылкой

становления

устной

и

письменной

речи

,

а

также

способствует

повышению

Воспитательно

-

образовательные

задачи

решаются

путём

формирования

морально

-

волевых

чёрт

личности

ребёнка

в

процессе

занятий

,

сообщения

некоторых

элементарных

знаний

и

терминов

из

области

физкультуры

и

спорта

,

воспитание

правильных

двигательных

навыков

и

физических

качеств

.

Таким

образом

,

систематическое

выполнение

в

процессе

занятий

всех

поставленных

задач

формирует

духовные

и

физические

силы

детей

.

Физкультурные

занятия

разнообразны

по

содержанию

.

Структура

занятия

заключается

в

последовательном

выполнении

детьми

физических

упражнений

.

Она

определяется

поставленными

задачами

и

особенностями

работоспособности

нервной

системы

и

всего

организма

ребёнка

на

каждом

отдельном

этапе

возрастного

развития

.

Контроль

за

динамикой

состояния

организма

ребёнка

и

его

психики

на

занятии

-

одно

из

основных

обязанностей

воспитания

,

от

этого

зависит

эффективность

всего

процесса

обучения

и

воспитания

.

Чтобы

физкультурные

занятия

отвечали

поставленным

воспитательно

-

образовательным

и

оздоровительным

задачам

,

они

должны

быть

интересны

,

вызывать

у

детей

определённый

эмоциональный

подъём

.

Интерес

на

занятиях

в

любой

возрастной

труппе

обеспечивается

определённой

новизной

упражнений

и

игр

,

постепенным

усложнением

задач

,

которые

вызывают

работу

мысли

,

активность

действий

,

положительные

эмоции

,

желание

достичь

результата

.

Через

двигательную

деятельность

ребенок

познает

мир

,

развиваются

его

психические

процессы

,

воля

,

самостоятельность

.

Чем

большим

количеством

разнообразных

движений

овладеет

ребенок

,

тем

шире

возможности

для

развития

ощущения

,

восприятия

и

других

психических

процессов

,

тем

полноценнее

осуществляется

его

развитие

.

Поэтому

,

если

данный

период

будет

упущен

в

плане

грамотного

физического

воспитания

,

то

в

дальнейшем

наверстать

пробелы

,

устранить

допущенные

ошибки

будет

чрезвычайно

трудно

.

Умственное

и

физическое

развитие

ребенка

необходимо

предполагает

овладение

огромным

числом

навыков

,

без

которых

невозможна

никакая

человеческая

деятельность

как

практического

,

так

и

теоретического

характера

.

Педагогический

опыт

показывает

,

что

формирование

двигательных

навыков

,

у

детей

является

сложной

задачей

,

и

на

пути

ее

решения

воспитателю

приходится

преодолевать

много

трудностей

.

Именно

дошкольный

возраст

,

по

данным

современных

исследований

,

является

наиболее

важным

периодом

для

формирования

движений

:

строение

,

функции

и

взаимодействие

различных

органов

и

систем

достигают

в

этот

период

функциональной

готовности

,

что

выражается

в

интенсивном

развитии

опорно

-

двигательного

аппарата

заметном

приросте

мускулатуры

,

особенно

крупных

мышц

туловища

.

Положительное

воздействие

на

здоровье

и

физическое

развитие

,

обеспечивает

психоэмоциональный

комфорт

ребенка

,

формирует

навыки

будущего

поведения

в

обществе

.

Воспитание

двигательной

культуры

дошкольника

должно

стать

одним

из

приоритетных

направлений

образовательного

процесса

в

дошкольных

учреждениях

.



В раздел образования