Автор: Сальная Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №97
Населённый пункт: Г.Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Физическое воспитание дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Физическое
воспитание
детей
дошкольного
возраста
является
важным
и
ответственным
заданием
общего
развития
ребенка
,
потому
что
дети
,
начиная
с
самого
раннего
возраста
,
должны
расти
здоровыми
,
сильными
,
гармонично
развитыми
.
Именно
в
раннем
детстве
формируется
здоровье
,
выносливость
,
трудоспособность
,
активная
жизнедеятельность
.
Этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
приспособления
организма
для
получения
жизненно
необходимых
навыков
.
Растить
детей
здоровыми
,
сильными
,
жизнерадостными
--
задача
не
только
родителей
,
но
и
каждого
дошкольного
учреждения
,
так
как
у
них
дети
проводят
большую
часть
дня
.
С
этой
целью
предусмотрены
занятия
по
физической
культуре
,
которые
следует
строить
в
соответствии
с
психологическими
особенностями
конкретного
возраста
,
доступности
и
целесообразности
упражнений
.
Комплексы
упражнений
должны
быть
увлекательными
,
а
также
предусматривать
физиологически
и
педагогически
необходимую
и
оправданную
нагрузку
,
удовлетворяющую
потребность
ребенка
в
движении
.
Физическое
воспитание
-
это
процесс
целенаправленного
и
систематического
формирования
здорового
,
полноценного
человека
,
его
физических
сил
и
физических
качеств
,
обеспечивающих
его
приобщение
к
физической
культуре
и
стремление
к
физическому
совершенству
.
Физическая
культура
-
совокупность
материальных
и
духовных
ценностей
общества
,
которые
накоплены
,
создаются
и
используются
для
физического
совершенствования
людей
.
Содержание
физической
культуры
составляют
: 1)
личная
гигиена
,
включающая
в
себя
навыки
в
труде
и
быту
(
аккуратность
,
опрятность
одежды
,
чистоту
помещений
),
и
привычки
к
гигиеническому
режиму
(
рациональный
распорядок
деятельности
и
отдыха
,
гигиена
сна
,
питания
и
т
.
д
.); 2)
закаливание
организма
в
естественных
условиях
природы
(
воздух
,
солнце
и
вода
); 3)
физические
упражнения
.
Физическое
совершенство
-
исторически
обусловленный
уровень
гармоничного
физического
развития
,
здоровья
,
физической
подготовленности
человека
,
оптимально
соответствующий
требованиям
общества
.
Система
физического
воспитания
включает
создание
санитарно
-
гигиенических
условий
,
закаливание
,
формирование
культурно
-
гигиенических
навыков
,
организацию
рационального
питания
,
проведение
утренней
гимнастики
,
физкультурных
занятий
,
прогулок
,
спортивных
игр
и
развлечений
.
Физическое
воспитание
тесно
связано
с
возрастными
особенностями
детей
.
В
связи
с
этим
и
определяются
конкретные
задачи
,
содержание
,
методы
и
формы
организации
физического
воспитания
в
раннем
дошкольном
и
школьном
возрасте
,
а
также
преемственная
связь
между
ними
.
Особенно
важно
физическое
воспитание
в
раннем
и
дошкольном
детстве
,
когда
происходит
наиболее
интенсивное
развитие
организма
ребенка
,
когда
формируются
основные
его
движения
,
но
вместе
с
тем
организм
еще
очень
слаб
и
раним
.
Деятельность
ребенка
раннего
и
дошкольного
возраста
выражается
прежде
всего
в
движениях
.
Первые
представления
о
мире
,
его
вещах
и
явлениях
к
ребенку
приходят
через
движения
его
глаз
,
языка
,
рук
,
перемещение
в
пространстве
.
Чем
разнообразнее
движения
,
тем
больше
информации
поступает
в
мозг
,
тем
интенсивнее
интеллектуальное
развитие
.
Развитость
движений
–
один
из
показателей
правильного
психического
развития
.
Активная
,
двигательная
деятельность
,
помимо
скорости
движения
,
времени
и
пространства
);
способности
запоминать
последовательность
движений
и
двигательных
операций
(
память
:
запоминание
и
воспроизведение
);
внимания
к
своим
движениям
и
действиям
других
;
умения
выполнять
движения
по
словесной
инструкции
(
воображение
);
инициативности
в
движениях
;
анализа
движения
по
качеству
его
выполнения
(
мышление
);
развитие
речевых
умений
и
навыков
.
Движения
выполняются
с
речевым
сопровождением
и
опорой
на
зрительные
и
тактильные
образы
-
представления
.
Развитие
всех
видов
ручной
моторики
и
зрительно
-
двигательной
координации
служит
основой
для
становления
типичных
видов
детской
деятельности
,
является
предпосылкой
становления
устной
и
письменной
речи
,
а
также
способствует
повышению
Воспитательно
-
образовательные
задачи
решаются
путём
формирования
морально
-
волевых
чёрт
личности
ребёнка
в
процессе
занятий
,
сообщения
некоторых
элементарных
знаний
и
терминов
из
области
физкультуры
и
спорта
,
воспитание
правильных
двигательных
навыков
и
физических
качеств
.
Таким
образом
,
систематическое
выполнение
в
процессе
занятий
всех
поставленных
задач
формирует
духовные
и
физические
силы
детей
.
Физкультурные
занятия
разнообразны
по
содержанию
.
Структура
занятия
заключается
в
последовательном
выполнении
детьми
физических
упражнений
.
Она
определяется
поставленными
задачами
и
особенностями
работоспособности
нервной
системы
и
всего
организма
ребёнка
на
каждом
отдельном
этапе
возрастного
развития
.
Контроль
за
динамикой
состояния
организма
ребёнка
и
его
психики
на
занятии
-
одно
из
основных
обязанностей
воспитания
,
от
этого
зависит
эффективность
всего
процесса
обучения
и
воспитания
.
Чтобы
физкультурные
занятия
отвечали
поставленным
воспитательно
-
образовательным
и
оздоровительным
задачам
,
они
должны
быть
интересны
,
вызывать
у
детей
определённый
эмоциональный
подъём
.
Интерес
на
занятиях
в
любой
возрастной
труппе
обеспечивается
определённой
новизной
упражнений
и
игр
,
постепенным
усложнением
задач
,
которые
вызывают
работу
мысли
,
активность
действий
,
положительные
эмоции
,
желание
достичь
результата
.
Через
двигательную
деятельность
ребенок
познает
мир
,
развиваются
его
психические
процессы
,
воля
,
самостоятельность
.
Чем
большим
количеством
разнообразных
движений
овладеет
ребенок
,
тем
шире
возможности
для
развития
ощущения
,
восприятия
и
других
психических
процессов
,
тем
полноценнее
осуществляется
его
развитие
.
Поэтому
,
если
данный
период
будет
упущен
в
плане
грамотного
физического
воспитания
,
то
в
дальнейшем
наверстать
пробелы
,
устранить
допущенные
ошибки
будет
чрезвычайно
трудно
.
Умственное
и
физическое
развитие
ребенка
необходимо
предполагает
овладение
огромным
числом
навыков
,
без
которых
невозможна
никакая
человеческая
деятельность
как
практического
,
так
и
теоретического
характера
.
Педагогический
опыт
показывает
,
что
формирование
двигательных
навыков
,
у
детей
является
сложной
задачей
,
и
на
пути
ее
решения
воспитателю
приходится
преодолевать
много
трудностей
.
Именно
дошкольный
возраст
,
по
данным
современных
исследований
,
является
наиболее
важным
периодом
для
формирования
движений
:
строение
,
функции
и
взаимодействие
различных
органов
и
систем
достигают
в
этот
период
функциональной
готовности
,
что
выражается
в
интенсивном
развитии
опорно
-
двигательного
аппарата
заметном
приросте
мускулатуры
,
особенно
крупных
мышц
туловища
.
Положительное
воздействие
на
здоровье
и
физическое
развитие
,
обеспечивает
психоэмоциональный
комфорт
ребенка
,
формирует
навыки
будущего
поведения
в
обществе
.
Воспитание
двигательной
культуры
дошкольника
должно
стать
одним
из
приоритетных
направлений
образовательного
процесса
в
дошкольных
учреждениях
.