Авторы: Петрашова Валентина Анатольевна, Мурзаева Наталия Владимировна
Должность: воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: ГБОУ школа №1466 им. Надежды Рушевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных навыков посредствам дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование
Формирование коммуникативных навыков посредствам
дидактических игр.
Аннотация: В статье рассматривается возможность использования
дидактических игр для развития коммуникативных навыков дошкольников
среднего возраста. Обоснована актуальность исследуемой темы. Отмечены
характерные черты общения старших дошкольников. Приводятся примеры
использования дидактических игр в практической работе с детьми старшего
дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных умений.
Ключевые
слова: игра,
дидактическая
игра,
дошкольный
возраст,
коммуникативные умения, старшие дошкольники.
Одним из наиболее эффективных педагогических средств социального
развития детей дошкольного возраста является детская игра, так как общение
является се обязательным атрибутом. В настоящей статье сделана попытка
раскрыть
возможности
дидактической
игры
как
средства
развития
социальных умений детей старшего дошкольного возраста.
На
сегодняшний
день
в
ФГОС
прописано,
что
социально-
коммуникативное
развитие
направлено
на
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий; формирование позитивных установок к различным
видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
Од н и м
и з
т р е б о ва н и й
Ф ед е р а л ь н о го
г о с уд а р с т в е н н о г о
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
является
формирование
всех
видов
универсальных
учебных
действий,
которые
являются
основой
функциональной
грамотности
старшего
дошкольника
школьника.
Как показал анализ, термин «универсальные учебные действия» (УУД)
в широком значении означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного
1
присвоения
нового
социального
опыта
[Асмолов
2014].
В
более
узком
значении
его
можно
определить
как
совокупность
способов
действия
учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению
новых умений и знаний, включая организацию этого процесса.
В нормативных документах и научной литературе выделяют несколько
видов УУД: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия
саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные. Коммуникативные
УУД, в свою очередь, включают речевые, перцептивные и интерактивные
умения. Первые заключаются в умении четко и ясно излагать мысли; умении
убеждать;
умении
аргументировать;
умении
выстраивать
доказательства;
умении выносить суждения; умении анализировать высказывания. Вторые
предполагают
умения
слышать
и
слушать
(правильность
интерпретации
информации, в том числе и невербальной: мимика, поза и жесты, понимание
подтекста и др.), умения понимать чувства и настроения других людей.
Третьи
заключаются
в
умении
взаимодействовать
в
процессе
общения:
умении
проводить
переговоры,
беседы,
обсуждения,
умении
вежливо
излагать мысли, умения задавать вопросы, умения увлекать за собой.
Таким образом, при формировании коммуникативных УУД дети учатся
строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения,
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
формулировать
собственное
мнение
и
позицию;
адекватно
использовать
речевые средства для решения различных коммуникативных задач [2].
Мы полагаем, что для развития коммуникативных УУД в процессе
иноязычного образования лучше всего подойдут интерактивные технологии
обучения.
В
соответствии
с
возрастными
особенностями
старших
дошкольников,
целесообразно
использовать
игровые
и
проектные
технологии. В предыдущих публикациях мы уже писали о дидактическом
потенциале проектной методики для формирования УУД [3]. В данной статье
рассмотрим
в
качестве
средства
формирования
коммуникативных
УУД
дидактические игры на уроках английского языка.
2
М.
Ф.
Стронин
подразделяет
дидактические
игры
в
обучении
иностранным
языкам
на
подготовительные
и
творческие
[ 5 ] .
Подготовительные
игры
включают
в
себя
грамматические,
лексические,
фонетические
и
орфографические
игры,
целью
которых
является
формирование иноязычных навыков и тренировка в употреблении языковых
явлений
на
подготовительном,
предкоммукативном
этапе
овладения
иностранным языком. Целью творческих игр является дальнейшее развитие
речевых навыков и умений.
Среди
различных
видов
игр,
особого
внимания
заслуживают
дидактические
игры,
так
как
коммуникация
между
участниками
игры
является
необходимой
составляющей
[1,
с.
92].
Дидактическая
игра
в
интеллектуальном
развитии
детей
дошкольного
возраста
имеет
огромные
возможности,
ведь
это
игра
обучающая.
В
дидактической
игре
есть
возможность создать такие условия, в которых каждый ребенок получает
возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с
определенными
предметами,
приобретая
собственный
действенный
и
чувственный опыт, при этом дети учатся сотрудничать, слышать друг друга,
находить компромисс.
Изучением
и
разработкой
дидактических
игр,
как
средства
формирования
коммуникативных
умений
детей
старшего
дошкольного
возраста, занимались многие исследователи - педагоги и психологи: Тихеева
Е.И.,
Удальцова
Е.И.,
Усова
А.П.
и
др.
В
последнее
время
разработкой
дидактических
игр
занимались
такие
ученые-педагоги,
как
Богуславская
З.М., Дьяченко О.М., Смирнова Е.О., Сухова Е.И. и др. В современных
исследованиях
рассматривается
взаимосвязь
игры
и
обучения,
корректируются
формы
и
методы
педагогического
руководства
дидактическими
играми,
а
также
исследуется
проблема
формирования
коммуникативных умений у дошкольников в структуре игрового процесса.
Часто эти игры не предусматривают четких фиксированных правил, дети
сами
должны
найти
способ
решения
той
или
иной
задачи.
Такие
игры
3
развивают гибкость мышления, инициативность в принятии решений, умение
соотнести и перенести уже сформированные умственные действия на новое
содержание.
Часто
дидактические
игры
создаются
взрослыми
для
обучения
и
воспитания
детей.
Дидактическая
игра
имеет
свою
ст руктуру,
характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. В ней
выделяются
следующие
структурные
компоненты:
обучающая
(дидактическая)
задача,
игровые
действия,
правила
игры,
результат.
Все
структурные
элементы
дидактической
игры
тесно
связаны
между
собой,
отсутствие
какого-либо
элемента
разрушает
игру.
Сочетание
же
и
взаимодействие их, напротив, повышает эффективность игры и приводит к
желаемому результату. При этом следует не забывать, что любая совместная
игра требует умения договариваться.
Дидактические
игры
различаются
по
обучающему
содержанию,
познавательной деятельности, игровым правилам и действиям, организации и
взаимоотношениям детей, а также роли воспитателя. Дидактические игры
бывают: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.
Для успешного формирования коммуникативных умений у старших
дошкольников необходимо ежедневно проводить дидактические игры. Очень
важно, чтобы эти игры вызывали у детей радостные эмоции. Дидактические
игры
по
формированию
коммуникативных
умений
должны
решать
следующие задачи:
-
формировать
у
ребенка
знания
об
основных
человеческих
эмоциях (радости, злости, боязни, грусти) и умение их воспринимать;
-
развивать
чувства
эмпатии:
сочувствия,
сопереживания,
содействия, доброжелательности в отношении к сверстникам;
-
формировать нормы и правила поведения, умение воспринимать
социальные роли в обществе;
Учить
детей
осознанно
контактировать
со
сверстниками,
окружающими взрослыми — одна из важнейших задач дошкольного периода
[2, с. 5].
4
В
своей
практической
работе
для
формирования
и
развития
коммуникативных
умений
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
мы
проводили следующие дидактические игры:
Игра
«Лучики
для
солнышка»
-
цель:
создание
благоприятной
атмосферы
непосредственного,
свободного
общения
и
эмоциональной
близости. Например, дети желают соседу что-то хорошее, хвалят, говорят
добрые
слова,
восхищаются
и
передают
солнышко
из
рук
в
руки.
Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».
При этом на доске мы прикрепляли изображение солнца без лучиков и, когда
ребенок
говорит
доброе
слово
другому,
педагог
рисует
луч.
Так,
дорисовывается солнышко, символизируя тепло и доброжелательность между
ребятами.
Игра
«Найди
клад»
-
цель:
развить
умение
согласовывать
свои
действия; развитие доверия друг к другу; учить помогать и поддерживать тех,
с
кем
общаешься;
формировать
умение
применять
свои
индивидуальные
способности в решении общих задач. В начале игры мы делим детей на
команды и говорим о том, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”,
спрятанный
в
комнате.
Для
этого
детям
предлагается
план
комнаты
с
отмеченным местом, где спрятан клад. Также можно проводить эту игру с
выключенным в группе светом (полумрак), дав детям фонарик. Так игра
приобретет
больше
таинственности
и
загадочности
(но
обязательно
учитывается боязнь некоторых детей темноты).
Игра «Иголочка и ниточка» - цель: развить умения согласовывать свои
действия с другими. Игра начинается с того, что мы расставляем детей-
участников
друг
за
другом.
Первый
-
«иголочка».
Он
бегает,
меняя
направление, остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не менять
направление
движения.
Детям
очень
нравится
эта
игра,
обычно
она
сопровождается большим весельем с их стороны!
Игра «Слепец и поводырь» - цель: развить умение доверять, помогать и
поддерживать товарищей по общению. Проводя эту игру, мы разбивали детей
на пары: “слепец" и “поводырь". Одному ребенку завязываются глаза, а
5
другой водит его по группе, помогая избежать различных столкновений с
другими
парами
и
давая
соответствующие
пояснения
относительно
их
передвижения. Учитывая то, что в игре принимали участия дети 3-4 лет,
воспитатели
им
помогали,
направляли
детей.
Затем,
участники
менялись
ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу
доверия». По окончанию игры мы спрашивали ребят кто чувствовал себя
надёжно и уверенно и у кого было желание полностью довериться своему
товарищу.
Игра
«Цветик-Семицветик»
-
цель:
развить
умение
дружить,
сотрудничать со сверстниками, формировать чувства коллектива, а также
умение учитывать интересы других. Мы проводили эту игру после прочтения
одноименной сказки В.П. Катаева, что позволило повысить к ней интерес.
Детям давалось задание: «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы
желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывал одно желание, оторвав от
общего
цветка
один
лепесток.
В
конце
мы
провели
конкурс
на
лучшее
желание для всех!
Игра
«Покупатели
и
игрушки»
-
цель:
развить
умение
выполнять
различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение других людей. В
начале
игры
дети
делятся
на
покупателей
и
игрушки.
Дети-игрушки
усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в
магазине. Продавец спрашивает каждого ребенка, какой игрушкой он будет.
Дети-покупатели
по
очереди
подходят
и
стараются
отгадать
игрушку,
которую ему показывают.
Эффективными
и
интересными
для
нашей
практической
работы
явились словесные дидактические игры - ситуации. Их цель - учить детей
вступать в разговор от своего имени и от имени любимых персонажей и
максимально
содержательно
для
своего
возраста
выражать
свои
мысли,
обмениваться
чувствами
и
переживаниями
друг
с
другом.
Темы
таких
словесных игр достаточно разнообразны (например, «Слонёнок очень обидел
своего друга -давай попробуем научить его попросить прощения, помириться
с попугаем», «Кукла катя плачет - успокой ей», «Дети играют, у одного
6
ребёнка нет игрушки - поделись с ним», «К Мишке пришли гости - давай
поможем ему познакомить его друзей с родителями, показать свою комнату' и
свои игрушки» и другие).
При проведении дидактической игры от педагога требуется наличие
необходимых знаний детской психологии и индивидуальных особенностей
детей, считает Л.А. Мартыненко. Педагогу следует продумывать не только
содержание инструкции по проведению игры, но и способ ее подачи, он
должен уметь прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые
п р а в и л а
и
у с л о в и я ,
а
т а к ж е
в о з д е й с т в о в а т ь
с
п о м о щ ь ю
интонационновыразительной окрашенности речи [2, с. 7]. Педагог должен
обладать чувством такта, ему необходимо помнить, что каждый ребенок
занимает
в
группе
сверстников
определенное
положение.
Необходимо
стараться обеспечить успех в деятельности малоактивным, неуверенным в
себе детям, не пользующихся популярностью в группе сверстников.
Нельзя забывать, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные
права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и
уважение
этого
достоинства,
на
индивидуальность
и
своеобразие,
на
независимость
от
других
людей,
на
собственные
мысли,
на
отстаивание
своих прав [2, с. 8].
При проведении игры мы старались активно включаться в нее, однако,
обращали внимание на то, что воспитатель не должен выполнять сам все
действия игры. Дети должны учится самостоятельному мышлению, учится
использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.
И с п ользо ва н и е
д и д а кт и ч е с ко й
и гр ы
д ля
ф о р м и р о в а н и я
коммуникативных умений у старших дошкольников является эффективным
средством
социализации
личности
малыша,
а
дидактическая
игра
представляется детям не учением, а развлечением. Игровая деятельность
привычна ребенку и это позволяет опосредованно, в процессе дидактической
игры
воспитывать
и
развивать
необходимые
коммуникативные
умения
и
формировать навыки межличностного общения.
Список литературы
7
1.
Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формирования
коммуникативных
навыков
детей
дошкольного
возраста
//
Вопросы
дошкольной педагогики. - 2017. - № 3 (9). - С. 92-95.
2.
Мартыненко
Л.А.
Коммуникативная
ком п е т е н т н о с т ь
дошкольников:
сборник
игр
и
упражнений
/
Л.
А.
Мартыненко.
М.:
Национальный книжный центр, 2016. 64 с.
3.
Сухова Е.И., Халикова К.К. Значение дидактической игры для
умственного
воспитания
детей
дошкольного
возраста
/Инновационные
технологии в науке и образовании: материалы 8 Международной научно-
практической конференции (Чебоксары, 23 сентября 2016 г.). Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (8). С. 167 - 169.
4.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования».
5.
Маркушевская Е.А., Шишкина А.С. Возможности формирования
у
младших
школьников
коммуникативных
универсальных
учебных
действий[Текст]/Управление
инновациями:
теория,
методология,
практика.
2016. № 18. С. 102-106.
6.
Можаева
Ю.К.,
Киреева
З.Р.
Проектная
методика
как
способ
формирования
универсальных
учебных
действий//Реализация
требований
ФГОС второго поколения в УМК по иностранным языкам: материалы II
Республиканской научно-практ.конф. 16-17 января 2014 г. - Уфа: изд-во БГПУ,
2014. - С.49-52.
8