Напоминание

Формирование коммуникативных навыков посредствам дидактических игр.


Авторы: Петрашова Валентина Анатольевна, Мурзаева Наталия Владимировна
Должность: воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: ГБОУ школа №1466 им. Надежды Рушевой
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных навыков посредствам дидактических игр.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование коммуникативных навыков посредствам

дидактических игр.

Аннотация: В статье рассматривается возможность использования

дидактических игр для развития коммуникативных навыков дошкольников

среднего возраста. Обоснована актуальность исследуемой темы. Отмечены

характерные черты общения старших дошкольников. Приводятся примеры

использования дидактических игр в практической работе с детьми старшего

дошкольного возраста с целью формирования коммуникативных умений.

Ключевые

слова: игра,

дидактическая

игра,

дошкольный

возраст,

коммуникативные умения, старшие дошкольники.

Одним из наиболее эффективных педагогических средств социального

развития детей дошкольного возраста является детская игра, так как общение

является се обязательным атрибутом. В настоящей статье сделана попытка

раскрыть

возможности

дидактической

игры

как

средства

развития

социальных умений детей старшего дошкольного возраста.

На

сегодняшний

день

в

ФГОС

прописано,

что

социально-

коммуникативное

развитие

направлено

на

усвоение

норм

и

ценностей,

принятых

в

обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных действий; формирование позитивных установок к различным

видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в

быту, социуме, природе.

Од н и м

и з

т р е б о ва н и й

Ф ед е р а л ь н о го

г о с уд а р с т в е н н о г о

образовательного

стандарта

начального

общего

образования

является

формирование

всех

видов

универсальных

учебных

действий,

которые

являются

основой

функциональной

грамотности

старшего

дошкольника

школьника.

Как показал анализ, термин «универсальные учебные действия» (УУД)

в широком значении означает «умение учиться», т. е. способность субъекта к

саморазвитию и самосовершенствованию путем активного и сознательного

1

присвоения

нового

социального

опыта

[Асмолов

2014].

В

более

узком

значении

его

можно

определить

как

совокупность

способов

действия

учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению

новых умений и знаний, включая организацию этого процесса.

В нормативных документах и научной литературе выделяют несколько

видов УУД: 1) личностные; 2) регулятивные (включающие также действия

саморегуляции); 3) познавательные; 4) коммуникативные. Коммуникативные

УУД, в свою очередь, включают речевые, перцептивные и интерактивные

умения. Первые заключаются в умении четко и ясно излагать мысли; умении

убеждать;

умении

аргументировать;

умении

выстраивать

доказательства;

умении выносить суждения; умении анализировать высказывания. Вторые

предполагают

умения

слышать

и

слушать

(правильность

интерпретации

информации, в том числе и невербальной: мимика, поза и жесты, понимание

подтекста и др.), умения понимать чувства и настроения других людей.

Третьи

заключаются

в

умении

взаимодействовать

в

процессе

общения:

умении

проводить

переговоры,

беседы,

обсуждения,

умении

вежливо

излагать мысли, умения задавать вопросы, умения увлекать за собой.

Таким образом, при формировании коммуникативных УУД дети учатся

строить понятные для партнера высказывания; договариваться и приходить к

общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения,

устанавливать

рабочие

отношения,

эффективно

сотрудничать

и

формулировать

собственное

мнение

и

позицию;

адекватно

использовать

речевые средства для решения различных коммуникативных задач [2].

Мы полагаем, что для развития коммуникативных УУД в процессе

иноязычного образования лучше всего подойдут интерактивные технологии

обучения.

В

соответствии

с

возрастными

особенностями

старших

дошкольников,

целесообразно

использовать

игровые

и

проектные

технологии. В предыдущих публикациях мы уже писали о дидактическом

потенциале проектной методики для формирования УУД [3]. В данной статье

рассмотрим

в

качестве

средства

формирования

коммуникативных

УУД

дидактические игры на уроках английского языка.

2

М.

Ф.

Стронин

подразделяет

дидактические

игры

в

обучении

иностранным

языкам

на

подготовительные

и

творческие

[ 5 ] .

Подготовительные

игры

включают

в

себя

грамматические,

лексические,

фонетические

и

орфографические

игры,

целью

которых

является

формирование иноязычных навыков и тренировка в употреблении языковых

явлений

на

подготовительном,

предкоммукативном

этапе

овладения

иностранным языком. Целью творческих игр является дальнейшее развитие

речевых навыков и умений.

Среди

различных

видов

игр,

особого

внимания

заслуживают

дидактические

игры,

так

как

коммуникация

между

участниками

игры

является

необходимой

составляющей

[1,

с.

92].

Дидактическая

игра

в

интеллектуальном

развитии

детей

дошкольного

возраста

имеет

огромные

возможности,

ведь

это

игра

обучающая.

В

дидактической

игре

есть

возможность создать такие условия, в которых каждый ребенок получает

возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с

определенными

предметами,

приобретая

собственный

действенный

и

чувственный опыт, при этом дети учатся сотрудничать, слышать друг друга,

находить компромисс.

Изучением

и

разработкой

дидактических

игр,

как

средства

формирования

коммуникативных

умений

детей

старшего

дошкольного

возраста, занимались многие исследователи - педагоги и психологи: Тихеева

Е.И.,

Удальцова

Е.И.,

Усова

А.П.

и

др.

В

последнее

время

разработкой

дидактических

игр

занимались

такие

ученые-педагоги,

как

Богуславская

З.М., Дьяченко О.М., Смирнова Е.О., Сухова Е.И. и др. В современных

исследованиях

рассматривается

взаимосвязь

игры

и

обучения,

корректируются

формы

и

методы

педагогического

руководства

дидактическими

играми,

а

также

исследуется

проблема

формирования

коммуникативных умений у дошкольников в структуре игрового процесса.

Часто эти игры не предусматривают четких фиксированных правил, дети

сами

должны

найти

способ

решения

той

или

иной

задачи.

Такие

игры

3

развивают гибкость мышления, инициативность в принятии решений, умение

соотнести и перенести уже сформированные умственные действия на новое

содержание.

Часто

дидактические

игры

создаются

взрослыми

для

обучения

и

воспитания

детей.

Дидактическая

игра

имеет

свою

ст руктуру,

характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. В ней

выделяются

следующие

структурные

компоненты:

обучающая

(дидактическая)

задача,

игровые

действия,

правила

игры,

результат.

Все

структурные

элементы

дидактической

игры

тесно

связаны

между

собой,

отсутствие

какого-либо

элемента

разрушает

игру.

Сочетание

же

и

взаимодействие их, напротив, повышает эффективность игры и приводит к

желаемому результату. При этом следует не забывать, что любая совместная

игра требует умения договариваться.

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной деятельности, игровым правилам и действиям, организации и

взаимоотношениям детей, а также роли воспитателя. Дидактические игры

бывают: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры.

Для успешного формирования коммуникативных умений у старших

дошкольников необходимо ежедневно проводить дидактические игры. Очень

важно, чтобы эти игры вызывали у детей радостные эмоции. Дидактические

игры

по

формированию

коммуникативных

умений

должны

решать

следующие задачи:

-

формировать

у

ребенка

знания

об

основных

человеческих

эмоциях (радости, злости, боязни, грусти) и умение их воспринимать;

-

развивать

чувства

эмпатии:

сочувствия,

сопереживания,

содействия, доброжелательности в отношении к сверстникам;

-

формировать нормы и правила поведения, умение воспринимать

социальные роли в обществе;

Учить

детей

осознанно

контактировать

со

сверстниками,

окружающими взрослыми — одна из важнейших задач дошкольного периода

[2, с. 5].

4

В

своей

практической

работе

для

формирования

и

развития

коммуникативных

умений

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

мы

проводили следующие дидактические игры:

Игра

«Лучики

для

солнышка»

-

цель:

создание

благоприятной

атмосферы

непосредственного,

свободного

общения

и

эмоциональной

близости. Например, дети желают соседу что-то хорошее, хвалят, говорят

добрые

слова,

восхищаются

и

передают

солнышко

из

рук

в

руки.

Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».

При этом на доске мы прикрепляли изображение солнца без лучиков и, когда

ребенок

говорит

доброе

слово

другому,

педагог

рисует

луч.

Так,

дорисовывается солнышко, символизируя тепло и доброжелательность между

ребятами.

Игра

«Найди

клад»

-

цель:

развить

умение

согласовывать

свои

действия; развитие доверия друг к другу; учить помогать и поддерживать тех,

с

кем

общаешься;

формировать

умение

применять

свои

индивидуальные

способности в решении общих задач. В начале игры мы делим детей на

команды и говорим о том, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”,

спрятанный

в

комнате.

Для

этого

детям

предлагается

план

комнаты

с

отмеченным местом, где спрятан клад. Также можно проводить эту игру с

выключенным в группе светом (полумрак), дав детям фонарик. Так игра

приобретет

больше

таинственности

и

загадочности

(но

обязательно

учитывается боязнь некоторых детей темноты).

Игра «Иголочка и ниточка» - цель: развить умения согласовывать свои

действия с другими. Игра начинается с того, что мы расставляем детей-

участников

друг

за

другом.

Первый

-

«иголочка».

Он

бегает,

меняя

направление, остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не менять

направление

движения.

Детям

очень

нравится

эта

игра,

обычно

она

сопровождается большим весельем с их стороны!

Игра «Слепец и поводырь» - цель: развить умение доверять, помогать и

поддерживать товарищей по общению. Проводя эту игру, мы разбивали детей

на пары: “слепец" и “поводырь". Одному ребенку завязываются глаза, а

5

другой водит его по группе, помогая избежать различных столкновений с

другими

парами

и

давая

соответствующие

пояснения

относительно

их

передвижения. Учитывая то, что в игре принимали участия дети 3-4 лет,

воспитатели

им

помогали,

направляли

детей.

Затем,

участники

менялись

ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу

доверия». По окончанию игры мы спрашивали ребят кто чувствовал себя

надёжно и уверенно и у кого было желание полностью довериться своему

товарищу.

Игра

«Цветик-Семицветик»

-

цель:

развить

умение

дружить,

сотрудничать со сверстниками, формировать чувства коллектива, а также

умение учитывать интересы других. Мы проводили эту игру после прочтения

одноименной сказки В.П. Катаева, что позволило повысить к ней интерес.

Детям давалось задание: «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы

желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывал одно желание, оторвав от

общего

цветка

один

лепесток.

В

конце

мы

провели

конкурс

на

лучшее

желание для всех!

Игра

«Покупатели

и

игрушки»

-

цель:

развить

умение

выполнять

различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение других людей. В

начале

игры

дети

делятся

на

покупателей

и

игрушки.

Дети-игрушки

усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в

магазине. Продавец спрашивает каждого ребенка, какой игрушкой он будет.

Дети-покупатели

по

очереди

подходят

и

стараются

отгадать

игрушку,

которую ему показывают.

Эффективными

и

интересными

для

нашей

практической

работы

явились словесные дидактические игры - ситуации. Их цель - учить детей

вступать в разговор от своего имени и от имени любимых персонажей и

максимально

содержательно

для

своего

возраста

выражать

свои

мысли,

обмениваться

чувствами

и

переживаниями

друг

с

другом.

Темы

таких

словесных игр достаточно разнообразны (например, «Слонёнок очень обидел

своего друга -давай попробуем научить его попросить прощения, помириться

с попугаем», «Кукла катя плачет - успокой ей», «Дети играют, у одного

6

ребёнка нет игрушки - поделись с ним», «К Мишке пришли гости - давай

поможем ему познакомить его друзей с родителями, показать свою комнату' и

свои игрушки» и другие).

При проведении дидактической игры от педагога требуется наличие

необходимых знаний детской психологии и индивидуальных особенностей

детей, считает Л.А. Мартыненко. Педагогу следует продумывать не только

содержание инструкции по проведению игры, но и способ ее подачи, он

должен уметь прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые

п р а в и л а

и

у с л о в и я ,

а

т а к ж е

в о з д е й с т в о в а т ь

с

п о м о щ ь ю

интонационновыразительной окрашенности речи [2, с. 7]. Педагог должен

обладать чувством такта, ему необходимо помнить, что каждый ребенок

занимает

в

группе

сверстников

определенное

положение.

Необходимо

стараться обеспечить успех в деятельности малоактивным, неуверенным в

себе детям, не пользующихся популярностью в группе сверстников.

Нельзя забывать, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные

права: на систему ценностей, на ответственность, на личное достоинство и

уважение

этого

достоинства,

на

индивидуальность

и

своеобразие,

на

независимость

от

других

людей,

на

собственные

мысли,

на

отстаивание

своих прав [2, с. 8].

При проведении игры мы старались активно включаться в нее, однако,

обращали внимание на то, что воспитатель не должен выполнять сам все

действия игры. Дети должны учится самостоятельному мышлению, учится

использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.

И с п ользо ва н и е

д и д а кт и ч е с ко й

и гр ы

д ля

ф о р м и р о в а н и я

коммуникативных умений у старших дошкольников является эффективным

средством

социализации

личности

малыша,

а

дидактическая

игра

представляется детям не учением, а развлечением. Игровая деятельность

привычна ребенку и это позволяет опосредованно, в процессе дидактической

игры

воспитывать

и

развивать

необходимые

коммуникативные

умения

и

формировать навыки межличностного общения.

Список литературы

7

1.

Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формирования

коммуникативных

навыков

детей

дошкольного

возраста

//

Вопросы

дошкольной педагогики. - 2017. - № 3 (9). - С. 92-95.

2.

Мартыненко

Л.А.

Коммуникативная

ком п е т е н т н о с т ь

дошкольников:

сборник

игр

и

упражнений

/

Л.

А.

Мартыненко.

М.:

Национальный книжный центр, 2016. 64 с.

3.

Сухова Е.И., Халикова К.К. Значение дидактической игры для

умственного

воспитания

детей

дошкольного

возраста

/Инновационные

технологии в науке и образовании: материалы 8 Международной научно-

практической конференции (Чебоксары, 23 сентября 2016 г.). Чебоксары:

ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (8). С. 167 - 169.

4.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования.

Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования».

5.

Маркушевская Е.А., Шишкина А.С. Возможности формирования

у

младших

школьников

коммуникативных

универсальных

учебных

действий[Текст]/Управление

инновациями:

теория,

методология,

практика.

2016. № 18. С. 102-106.

6.

Можаева

Ю.К.,

Киреева

З.Р.

Проектная

методика

как

способ

формирования

универсальных

учебных

действий//Реализация

требований

ФГОС второго поколения в УМК по иностранным языкам: материалы II

Республиканской научно-практ.конф. 16-17 января 2014 г. - Уфа: изд-во БГПУ,

2014. - С.49-52.

8



В раздел образования