Автор: Артемова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мбдоу комаровский детский сад
Населённый пункт: нижегородская область
Наименование материала: Экскурсия в библиотеку
Тема: Ознакомление с трудом библиотекаря
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Комаровский детский сад»
Муниципальный этап областного конкурса исследовательских,
проектных и творческих работ «Моя профессиональная карьера»
Номинация «Профориентация на практике»
Тема: «Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы (5-6 лет).
Ознакомление с профессией библиотекаря»
Выполнила:
Воспитатель - Артемова Ольга Михайловна
1 квалификационная категория
Нижегородская обл., Богородский р-н, пос. Кудьма
Аннотация мероприятия
Актуальность. Дошкольное
детство
-
очень
важный
этап
в
воспитании
внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему
познавать окружающий мир и себя в нем.
На
основании
ФГОС
ДО
одной
из
главных
задач,
стоящих
перед
ДОУ,
является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка. Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей
существует определенная дисгармония.
Проблема
воспитания
детей
дошкольного
возраста
–
это
поверхностные
знания детей о профессии библиотекарь, недостаточное внимание уделяется
чтению
художественной
литературы
родителями
детям,
поверхностный
интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой,
замена книги на мультфильмы и компьютер.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром
телепередач
и
компьютерными
играми
в
ущерб
чтению
книг.
В
век
информационных
технологий,
стремительного
развития
всемирной
информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги,
ее
глубокого
и
вдумчивого
чтения.
Рано
или
поздно
в
жизни
ребенка
наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв
слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить
книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так,
одной
из
форм
организации
работы
по
социализации
личности
ребёнка, стало взаимодействие с библиотекой.
Новизна. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в
образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей,
полученных
творческими
усилиями
воспитателя. Целью
инновационной
деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности
процесса обучения и получение более качественных результатов.
При
осуществлении
инновационной
деятельности
перед
педагогом
ДОУ
ставятся следующие задачи:
- развивать индивидуальность, инициативность детей, их самостоятельность,
способность к творческому самовыражению;
- повысить любознательность и интерес к исследовательской деятельности;
-
стимулировать
различные
виды
активности
воспитанников
(игровой,
познавательной и т. д.);
- повысить интеллектуальный уровень детей;
- развить креативность и нестандартность мышления.
Применение
ИКТ
технологий
на
занятиях
привлекает
внимание
дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые
информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе
зрительного
(презентация,
анимация),
слухового
(звуковые
и
видеоматериалы)
и
осязательного
(интерактивная
доска,
клавиатура)
восприятия.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе
вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на
занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной
—
дети
сами
проявляют
познавательную
активность,
что
способствует
осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает
в себя:
- проведение различных развивающих игр;
- просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
- разбор проблемных ситуаций;
- совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с
дошкольниками:
- дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое
действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.);
-
несколько
детей
работают
с
интерактивной
доской
одновременно
(2–3
ребёнка),
используя,
например,
маркер,
стилус
или
интерактивный
инструмент «Ластик»;
- один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные
варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
- один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
-
дети,
сидящие
за
столами,
дают
задание
стоящему
у
доски
ребёнку
(старший дошкольный возраст).
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных
групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно
развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает
развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные
задачи. Если
в
традиционной
образовательной
деятельности
процесс
обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации,
то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика
современной
работы
дошкольного
учреждения
выделяет
следующие виды проектной деятельности:
- исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют
результаты, например, в форме газеты, рисунка;
- игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа,
сказки;
- информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а
потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа,
рассказа;
-
творческая
—
обычно
не
имеет
чётко
проработанной
структуры,
предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут
стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в
которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки,
конверты
и
т.
д.
Лэпбук
является
результатом
совместной
деятельности
педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод
предоставляет
ребёнку
возможность
самому
проводить
ознакомление
с
наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком,
складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук
поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать
о
нём
в
дальнейшем.
Такая
интерактивная
папка
часто
используется
на
завершающем этапе проектной деятельности.
Цель: Ознакомление детей с профессией библиотекаря, с назначением и
устройством библиотеки, правилами пользования книгами.
Задачи:
- познакомить воспитанников с профессией библиотекаря;
-воспитывать интерес, уважение к труду библиотекаря;
- познакомить с правилами посещения библиотеки;
- развивать интерес к художественному слову;
-
пополнить
словарный
запас
-
библиотекарь,
стеллаж,
книжные
полки,
читатели, книги, журналы, иллюстрации;
- воспитывать интерес к книге, способам бережного обращения с книгами, а
также с книгами, требующего ремонта.
Ожидаемые результаты:
- пробуждение интереса к работе, труду библиотекаря;
- появление у детей интереса в потребности и общении с книгой, бережное к
ней отношение;
- понимание детьми, что книга служит источником знаний об окружающем
мире, о жизни других людей;
-
развитие
коммуникативных
навыков,
активизация
познавательной
деятельности.
Сценарий мероприятия.
Экскурсия в библиотеку для детей старшей группы (5-6 лет).
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением библиотеки.
Чтение произведений: Б. Заходер «Переплётчица»; И. Ильин и Е. Сегал
«Рассказы о том, что тебя окружает»; С. Жупанин «Я-библиотекарь».
Беседа «Какие бывают книги».
Беседа о правилах поведения в общественных местах.
Дидактическая игра «Угадай сказку по описанию».
Организация «Книжкиной больницы» по ремонту книг.
В группе.
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла по улице и нашла необычную посылку.
Хотите ее открыть? Смотрите, да тут книги!
Воспитатель
раскрывает
книгу
и
обращает
внимание
на
кармашек
с
листочком-вкладышем внутри. Читает на формуляре: «Комаровская сельская
библиотека».
Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? Это дом, здание, где живут книги.
Какие бывают библиотеки? (Библиотеки бывают научные, взрослые, детские,
школьные и даже библиотеки с ценными старыми изданиями.
Ребята, как мы можем помочь этим потерянным книжкам? (Можем отправить
их к себе домой, обратно, в библиотеку). Хорошо, так мы и поступим…
Экскурсия в библиотеку.
Ребята,
библиотекаря
зовут
Галина
Викторовна,
она
знает
все
о
библиотечных
книжках.
Сегодня
мы
познакомимся
с
ней.
Библиотекарь
выдает книги, общается с читателями, рекомендует необходимую литературу,
рассказывает о детских писателях.
Воспитатель: Здравствуйте, Галина Викторовна, мы ребята из детского сада
из
группы
«Гномики».
Я
сегодня
нашла
посылку
с
книгами,
которые
потерялись и ищут дорогу домой. Мы с ребятами решили им помочь.
Библиотекарь: Здравствуйте ребята, а почему вы решили, что это книги из
нашей библиотеки? (Мы узнали это из формуляра, который есть в каждой
книге).
Библиотекарь: (заглядывает в формуляр). Верно, это наши книги. Их брал
мальчик
Рома
Неряхин,
ученик
третьего
класса.
На
каждого
посетителя
библиотеки заводится читательская книжка, где записываются книги, и срок,
на который они выданы. Книгу нужно вернуть вовремя. Это одно из главных
правил библиотеки.
Ребята, проходите, я хочу вас познакомить с библиотекой.
Это читальный зал. Здесь находятся книги, которые можно взять и тихо
почитать
за
столом.
Здесь
есть
также
выставочная
витрина
с
особо
интересными и занимательными книгами. Давайте подойдём и рассмотрим
красочные
иллюстрации.
На
витрине
также
находятся
рисунки
ребят-
школьников, которые приходят к нам в библиотеку, в следующий раз вы
можете принести свои рисунки к любимым сказкам или рассказам.
Также
у
нас
есть
литературная
гостиная,
где
мы
принимаем
гостей
и
книжная мастерская, где занимаемся ремонтом книг.
Библиотекарь просит детей подумать и рассказать, какие правила должны
выполнять читатели при посещении библиотеки? (Соблюдать тишину, беречь
книги).
А
как
мы
сможем
сберечь
книги,
чтобы
они
дольше
служили
людям,
оставались целыми и привлекательными? На столе лежат картинки, давайте
посмотрим и объясним правильное и небрежное обращение с книгами.
Дети рассматривают картинки из лэпбука «Библиотека» и комментируют их:
-нельзя заворачивать и мять страницы;
-нельзя перегибать книгу;
-не рисовать в книге;
-не вырывать листочки;
-нельзя мочить книги;
-нельзя брать их грязными руками.
Библиотекарь предлагает в игре закрепить правила обращения с книгами.
Проводится игра «Можно и нельзя».
При чтении стихотворных строк дети хлопают в ладоши и хором произносят
«Да!» в случае утвердительного ответа или «Нет!» в случае отрицательного
ответа.
Книга-самый лучший друг, это знают все вокруг!
Книгу можно прочитать, руками грязными листать.
Если нравится картинка-рви её из серединки.
Книгу бережно держи, в неё закладку положи.
С горки прокатись на книжке, предложи проехать Мишке.
Ручку в руку ты возьми, на страницах попиши.
Книгу в воду не бросай, береги и уважай!
Ребята, у нас в библиотеке для каждой книги найдется свой домик-стеллаж.
Он состоит из книжных полок. Давайте найдем место для книг, которые вы
принесли. На каждой обложке написано название книги, и автор, который ее
написал. Это - книга сказок, рассказы и энциклопедия. Сказки у нас стоят на
этой полке, но, прежде чем их поставить, давайте вспомним чем сказки
отличаются от других произведений (В сказках есть волшебство, волшебные
предметы
и
волшебники,
животные
умеют
разговаривать).
Библиотекарь
ставит книжку на место.
А
на
этой
полке
стоят
рассказы.
Чем
они
отличаются
от
других
произведений? (В рассказе говорится о том, что случается в жизни, в нем нет
чудес). Какие рассказы вы знаете? Кто авторы этих рассказов?
У нас осталась энциклопедия. Это книга-помощник, она лежит со словарями,
справочниками, которые знают ответы на все вопросы. И лежат они все на
третьей полке.
А сейчас я предлагаю вам игру-викторину.
Викторина: «Угадай сказку» с использованием проектора.
На проекторе детям показывается половина картинки из сказки, дети должны
угадать сказку. Показ картинок сопровождается загадками-подсказками.
Вырос в поле чудный дом. Дружно жили в доме том.
Все жильцы, и жили б впредь, но вмешался тут медведь. (Теремок).
Летела стрела и попала в болото, и в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей, сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна Лягушка).
Жил да был Иван-дурак, не мечтал Иван никак
Стать царём, но стал им вдруг и помог ему в том друг-
Презабавная зверюшка, конь, похожий на игрушку. (Конёк-горбунок).
Жили-были раз три брата, их вы знаете, ребята,
Каждый строил себе дом, оказались все в одном. (Три поросёнка).
Зимой суровой, вьюжной, снежной, велели ей найти подснежник.
И на ночь в тёмный лес послали, кто героиня та, узнали? (12 месяцев).
Деревянный был мальчишка, бегал он всегда вприпрыжку.
Но
сама
черепаха
Тортилла
ключик
волшебный
ему
подарила.
(Золотой
ключик или приключения Буратино).
Молодцы, ребята, все сказки угадали.
Воспитатель: В круг вставайте дружно, в сказки поиграть нам нужно!
Физкультминутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять яичко)
Посмотрите-ка, разбила (показать яичко на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Ой, ребята, сегодня я обнаружила книгу со сказками. Она заболела. Что вы о
ней скажете? (Странички порваны, обложка в пятнах). Приятно читать такую
книгу? Наверно, кто-то неаккуратно пользовался книгой. Её нужно вылечить.
Как же нам поступить? Правильно, нужно книгу отремонтировать.
Воспитатель: Ребята мы уже большие и в группе сами чиним книги. А в
библиотеке кто ремонтирует книги? (Библиотекарь). Ребята, давайте поможем
Галине Викторовне и починим книги в мастерской…
Во время ремонта книг библиотекарю задаётся вопрос: Галина Викторовна, а
почему вы решили стать библиотекарем?
Рассказ библиотекаря
Библиотекарь:
Когда
я
была
маленькой,
такой,
как
вы,
я
любила
рассматривать разные книги, особенно яркие, привлекательные картинки в
них. Мне очень хотелось узнать, про что рассказывается в книге. Но я не
умела
читать,
поэтому
часто
задавала
много
вопросов
взрослым.
Все
называли
меня
«почемучкой».
И
тогда
я
решила
научиться
читать
и
научилась. Когда я пошла в школу, я читала уже очень хорошо. Из книг я
узнавала очень много нового, интересного. И тогда я решила, когда вырасту,
буду работать с книгами в библиотеке, стану библиотекарем. Книга-лучший
друг
для
каждого
человека.
А
библиотекарь
для
меня-самая
лучшая
профессия. Я всегда общаюсь с читателями, советую, какую книгу прочесть,
рассказываю о писателях и новых книгах. В нашей библиотеке, я устраиваю
красочные
выставки,
посвященные
юбилею
писателя
или
поэта.
В
следующий раз я вас обязательно приглашу.
Ребята, книга вам очень благодарна за помощь, спасибо вам, что помогли
починить её.
Воспитатель: Ребята, это сказки Александра Сергеевича Пушкина. Давайте
возьмём её и прочтем в садике. А Галина Викторовна запишет книгу на нас.
Галина Викторовна оформляет книгу. Дети наблюдают за её действиями.
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились с библиотекой
и узнали о том, что библиотекарь-очень важная и нужная профессия, узнали,
как правильно пользоваться книгами. Что вам больше всего понравилось и
запомнилось? (Ответы)
Библиотекарь:
Ребята,
я
очень
рада,
что
вы
узнали
много
нового
и
интересного.
Буду
ждать
вас
снова
в
гости.
И,
может
быть,
когда
вы
вырастите,
вам
тоже
захочется
выбрать
эту
увлекательную
и
нужную
профессию-библиотекарь.
Фотоотчет об экскурсии в библиотеку (Приложение 1).
Аудитория участников.
Участниками являются дети старшей группы «Гномики» (5-6 лет).
Партнёр соорганизатор: «Комаровская сельская библиотека»
Выводы.
В результате сотрудничества с Комаровской сельской библиотекой в 2018 г. у
детей пробудился интерес к книге, познанию нового, интересного. Они стали
проявлять
устойчивый
интерес
к
художественному
слову
(загадки,
пословицы и поговорки), устному народному творчеству. Ребята стали чаще
брать
и
рассматривать
книги
-
иллюстрации
к
сказкам,
рассказам.
Использовать
активный
словарь
по
теме;
самостоятельно
организовывать
сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний; владеть техническими
навыками
и
проявлять
творческий
подход
в
изготовлении
самодельных
книжек.
Ребята познакомились с библиотекарем, его профессией, узнали, что должен
знать и уметь библиотекарь, какую работу он проводит на рабочем месте.
Посещение библиотеки стало для детей источником новых знаний, вызвало
положительные эмоции и превратилось в запоминающее событие.
Галина Викторовна решила проверить знания юных читателей, и провела
викторину по сказкам, но дети не растерялись и с интересом рассматривали
иллюстрации на проекторе и отвечали на вопросы.
В библиотеке ребятам рассказали о книгах и правилах бережного обращения
с ними. В группе мы придумали и смастерили карточки «Запрещающие и
разрешающие» условные обозначения при работе с книгой, и пользуемся ими
при необходимости, также они способствуют развитию речи при составлении
рассказа о книгах.
Библиотекарь
нас
познакомила
со
структурой
библиотеки.
В
группе
мы
организовали
свою
витрину
для
книг,
где
выставляем
актуальные
произведения и иллюстрации ребят к сказкам и рассказам, и даже смастерили
свои первые «книжки-малышки». Одни ребята зарисовали в них отрывки из
любимых сказок, а другие постарались придумать свой рассказ и зарисовать
его. К книге сказок А.С. Пушкина, взятой из библиотеки, ребята решили
нарисовать рисунки и подарить Галине Викторовне.
Для сюжетно-ролевой игры мы сделали карточки для отметки о выдаче книг.
Пока ребята не умеют писать, мы придумали условные обозначения. На
карты
мы
приклеили
картинки,
книги
о
природе
обозначили
зелёным
треугольником, сказки-красным кружочком, рассказы-желтым квадратом и
т.д.
Ребята
с
удовольствием
играют
в
библиотеку,
подражают
манере
поведения
библиотекаря,
передают
и
используют
в
игре
полученные
впечатления
от
экскурсии.
Мы
обыгрываем
различные
сюжеты:
«Поиск
необходимых книг в архиве», «Оформление стенда-Наши любимые книги»,
«В читальный зал пришли шумные посетители» и т.д.
Правила
бережного
обращения
с
книгами
мы
закрепляем,
используя
интерактивную доску и Лэпбук «Библиотека».
В
центре
книг
дети
самостоятельно
отбирают
книги,
нуждающиеся
в
ремонте, определяют, какие правила работы с книгой были нарушены и
применяют
соответствующие
трудовые
навыки.
Так
осуществляется
взаимодействие со сверстниками в процессе трудовой деятельности. Так же
мы посещали ребят средней группы и помогали им «вылечить» книжки.
Сотрудничество с Комаровской сельской библиотекой продолжается. В 2018
г. были экскурсии, посвященные истории книги и произведениям А.Л. Барто
(Приложение 2).
В 2019 г. прошёл конкурс чтецов, посвящённый 220-летию со дня рождения
А.
С.
Пушкина,
где
заняла
первое
место
воспитанница
нашей
группы.
(Приложение 3).
Список используемой литературы.
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Н.А. Васильева «От рождения до школы»
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, С2014 г.
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,
Москва 2016 г.
- Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005 г.
- Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М.,
2008г.
- Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997 г.
- Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978 г.
Приложение 1
Фотоотчёт об экскурсии в библиотеку
Приложение 2
Экскурсия, посвященная истории книги и произведениям А.Л. Барто
Приложение 3
Воспитанница старшей группы «Гномики» на конкурсе чтецов,
посвящённому 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина