Автор: Павлова Любовь Владимировна Должность: учитель географии Учебное заведение: филиал МБОУ ООШ с.Казарка в с.Аришка Населённый пункт: село Аришка, Никольский район, Пензенская область Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность на уроке Раздел: среднее образование
Семья для ребенка - это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны
решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья,
общественность.
(С.В. Глебова)
Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с
семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания
из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и
"взаимодействие".
Сотрудничество
- это
общение
"на
равных",
где
никому
не
принадлежит
привилегия
указывать,
контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В современных условиях введения ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и
семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление
партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу
общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к
восприятию
нового опыта. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого
детского сада: он должен стать открытой системой.
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс
более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами,
родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги,
родители)
возникала личная
готовность
открыть
самого
себя
в
какой-то
деятельности,
мероприятии,
рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского
сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении,
внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам
каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку,
другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Таким образом,
от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты
педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее
другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек,
которые,
оказывается,
так
много
знают,
так
интересно
рассказывают,
у
которых
такие
золотые
руки.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны
домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
К
сожалению,
стараясь
выстроить
работу
с
семьёй,
педагоги
думают
больше
о
количестве
запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе – это качество. Однако плохо
подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в
целом.
Поэтому
даже
самое
небольшое
родительское
мероприятие
необходимо
тщательно
и
серьезно
готовить.
Педагогу современного дошкольного учреждения необходимо задуматься над тем, как сформировать
у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и
образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными,
но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно
преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.
В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:
Целенаправленность, систематичность,
плановость.
Дифференцированный подход к работе с
родителями с учётом многоаспектной
специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с
родителями.
Доброжелательность, открытость.
Вариативность содержания, форм и
методов образования родителей.
Диалогичность.
Доброжелательный
стиль
общения
педагогов с родителями.
Индивидуальный
подход
(не
только
в
работе с детьми , но и с родителями).
Сотрудничество, а не наставничество.
Серьёзная подготовка мероприятий.
Динамичность
(быстрое
реагирование
ДОО на изменения социального состава
р од и т е л е й ,
и х
о б р а з о в а т е л ь н ы е
потребности и воспитательные запросы).
В условиях ФГОС педагоги используют следующие формы работы с родителями
Общие, групповые, индивидуальные:
Привлечение родителей к руководству
ДОО через Совет ДОО, Родительский
комитет, Педагогический совет.
Педагогические консультации
Презентация дошкольного учреждения
Консультативный пункт
Родительские клубы, кружки
Родительские собрания
Конференции, семинары - практикумы
Тренинги, упражнения
Мастер-класс для детей и взрослых
День открытых дверей
Совместные выставки, развлечения.
Соревнования, конкурсы
Совместные экскурсии
Информационные листы
Устный журнал
Педагогическая гостиная
Круглый стол
Концерты
Оформление групп к праздникам
Проекты
Совместные досуги, праздники
«Почтовый ящик»
Тематические выставки
Выпуск газеты, брошюры, буклеты
Открытый просмотр непосредственно
образовательной деятельности и других
видов деятельности детей.
Информационные стенды, папки-
передвижки
Отчёты
Тематические встречи, вечера
.
Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями
и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и
совместно их решать.
Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая
информация
является
эффективным
механизмом
вовлечения
родителей
в
процесс
образования
детей.
Ежедневный мини-отчёт оформляется для родителей как объявление «Чем мы сегодня занимались».
С целью повышения родительской компетентности в вопросах развития воспитания детей раннего и
дошкольного возраста, для оказания помощи педагогам в организации взаимодействия с семьёй, в ДОО
имеется
программа
работы
с
родителями
дошкольников
«Я
–
компетентный
родитель»
под
ред.
Л.В.Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Важное направление работы с семьей – защита прав и достоинства ребенка.
Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры их родителей. Поэтому, с
родителями
проводится
разъяснительная,
просветительская
и
коррекционная
работа
по
соблюдению
и
защите прав ребенка.
В многоплановой работе по защите прав ребенка принимает участие весь коллектив.
Список литературы
1.
Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И.Ф.Слепцова. М.:
Обруч, 2015.-224с
2.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Детский сад и семья. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. – 144с.
3. «Я – компетентный родитель» под ред. Л.В.Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.