Напоминание

Проектная деятельность на уроке


Автор: Павлова Любовь Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: филиал МБОУ ООШ с.Казарка в с.Аришка
Населённый пункт: село Аришка, Никольский район, Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроке
Раздел: среднее образование





Назад




Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. (С.В. Глебова) Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В современных условиях введения ФГОС педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей. Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе – это качество. Однако плохо подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. Поэтому даже самое небольшое родительское мероприятие необходимо тщательно и серьезно готовить. Педагогу современного дошкольного учреждения необходимо задуматься над тем, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования. В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:  Целенаправленность, систематичность, плановость.  Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи.  Возрастной характер работы с родителями.  Доброжелательность, открытость.  Вариативность содержания, форм и методов образования родителей.  Диалогичность.  Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.  Индивидуальный подход (не только в работе с детьми , но и с родителями).  Сотрудничество, а не наставничество.  Серьёзная подготовка мероприятий.  Динамичность (быстрое реагирование ДОО на изменения социального состава
р од и т е л е й , и х о б р а з о в а т е л ь н ы е потребности и воспитательные запросы). В условиях ФГОС педагоги используют следующие формы работы с родителями Общие, групповые, индивидуальные:  Привлечение родителей к руководству ДОО через Совет ДОО, Родительский комитет, Педагогический совет.  Педагогические консультации  Презентация дошкольного учреждения  Консультативный пункт  Родительские клубы, кружки  Родительские собрания  Конференции, семинары - практикумы  Тренинги, упражнения  Мастер-класс для детей и взрослых  День открытых дверей  Совместные выставки, развлечения.  Соревнования, конкурсы  Совместные экскурсии  Информационные листы  Устный журнал  Педагогическая гостиная  Круглый стол  Концерты  Оформление групп к праздникам  Проекты  Совместные досуги, праздники  «Почтовый ящик»  Тематические выставки  Выпуск газеты, брошюры, буклеты  Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности и других видов деятельности детей.  Информационные стенды, папки- передвижки  Отчёты  Тематические встречи, вечера  . Основная цель такого взаимодействия - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Родителей необходимо ежедневно информировать о деятельности детей за прошедший день. Такая информация является эффективным механизмом вовлечения родителей в процесс образования детей. Ежедневный мини-отчёт оформляется для родителей как объявление «Чем мы сегодня занимались». С целью повышения родительской компетентности в вопросах развития воспитания детей раннего и дошкольного возраста, для оказания помощи педагогам в организации взаимодействия с семьёй, в ДОО имеется программа работы с родителями дошкольников «Я – компетентный родитель» под ред. Л.В.Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. Важное направление работы с семьей – защита прав и достоинства ребенка. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры их родителей. Поэтому, с родителями проводится разъяснительная, просветительская и коррекционная работа по соблюдению и защите прав ребенка. В многоплановой работе по защите прав ребенка принимает участие весь коллектив. Список литературы 1. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно-методическое пособие/ И.Ф.Слепцова. М.: Обруч, 2015.-224с 2. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Детский сад и семья. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. – 144с. 3. «Я – компетентный родитель» под ред. Л.В.Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013.


В раздел образования