Напоминание

Способы дифференцирования домашней работы


Автор: Кулачкова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Способы дифференцирования домашней работы
Раздел: полное образование





Назад




Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого

ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому)

почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет

дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно

использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на

этапе подготовки домашнего задания

.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в

процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая

будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и

решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого

характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки,

крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу

по

телевидению

или

прослушать

радиопередачу

и

подготовиться

к

ответам

на

вопросы

по

написанию

произведения;

отобрать

факты,

провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть

использован для составления и решения задач на уроке прочитать

материал,

который

будет

обсуждаться

на

уроке,

найти

ответы

на

вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д. (Рус. яз-

составить

словарный диктант 20 слов на тему правописание глаголов, география

-синквейн по Северной Америке, литература -подготовить презентацию

по творчеству А. С. Пушкина)

Такие

задачи

обеспечивают

связь

обучения

с

жизнью,

вызывают

у

учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к

сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и

к

его

обсуждению,

формируют

умение

давать

ответы

на

вопросы,

которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению

полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие

задания

даются

после

изучения

материала

урока

или

после

окончания

рассмотрения

темы.

Очень

полезно

сведение

изученного

учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д.

Это помогает наглядно представить изученный материал в системе,

состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с

другом.

Изученное

выступает

перед

учащимися

под

другим

углом

зрения, выявляются новые связи. (История -заполнить недостающие

звенья в родословной Романовых, биология -составить кластер «Какое

значение имеют растения для человека?»,русский язык -составить схему

работы с орфограммой «О-Е после шипящих, литература -составить

синквейн Илья Муромец , химия -составить таблицу « Практическое

значение

углеводов»,

география

-составить

кроссворд

по

теме

«Движения земной коры», алгебра -выучить формулы сокращенного

умножения).

Этот

вид

заданий

предусматривает

составление

планов,

подготовку

ответов

на

поставленные

учителем

вопросы,

самостоятельную

постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и

практическому овладению методами учебной работы.

Это

предложение

выучить

наизусть

стихи,

части

текстов,

которые

обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и

т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик

одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной

работы.(Литература -выучить любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова,

иностр. язык -выучить 10 новых слов из словаря, история, биология

-пересказать текст параграфа).

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные

приемы

запоминания:

многократные

повторения,

установление

ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение

каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это

несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в

домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время

работы

ученика

в

хозяйстве.

Такие

задачи

связывают

обучение

с

жизнью,

повышают

познавательные

интересы

учащихся,

формируют

практическую направленность их мышления.(Технология -сделать эскиз

интерьера

кухни,

окружающий

мир

-описать

свои

наблюдения

за

комочком

глины,

брошенным

в

воду,

биология

-провести

опыт

по

выращиванию плесени, заполнить дневник исследователя))

Выделяют

также репродуктивные

(1уровень),

конструктивные

(2уровень) и творческие домашние задания (3 уровень).

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только

аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам

предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и

перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить

задачу

с

помощью

формулы,

провести

исследование

согласно

инструкции.Это

обязательный минимум, который должен быть понятен и

по силам любому ученику.

Более

сложными

являются

конструктивные

(или

реконструктивные)

задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему,

сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать

учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в

классе,

когда

они

овладевают

основными

приемами

умственной

деятельности.

Эту

работу могут выполнять ученики, которые без особой

трудности осваивают программу и хорошо знают предмет

.

Творческие

задания

способствуют

развитию

познавательных

потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания

могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала,

так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений,

разработок

всегда

вызывает

интеллектуальный

и

эмоциональный

подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала,

отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило,

ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы ...?» И «Почему?»

Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными

знаниями

и

мыслительными

операциями,

имеют

необходимый

опыт

творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе

относят

написание

сочинений,

проведение

самостоятельных

экспериментов, составление задач, нахождение новых методов решения

задач. Задания могут носить следующий характер:

сопоставить грамматические особенности слова в русском и других

изучаемых языках;

рассказать об истории происхождения или словообразования того

или иного слова, фразеологизма.

Это значительно обогащает словарь учащихся, делает употребление

лексики более осмысленным и является составной частью подготовки к

ГИА и к ЕГЭ.

Ученикам старших классов на третьем уровне можно предложить:

написать сочинение, используя как можно больше слов изучаемой

части речи или слов с изучаемой орфограммой;

составить тест по пройденной теме для одноклассников;

составить

памятки,

необходимые

при

выполнении

домашнего

задания по изучаемым правилам.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда

практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими

учениками

по

частям.(Составление

лингвистической,

математической

газеты).

Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны,

устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает

проявить те или иные способности каждому учащемуся

.



В раздел образования