Автор: Петрухина Ирина Александровна
Должность: преподаватель гитары
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания гитары для слабовидящих учеников в составе инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Казани «Детская музыкальная школа № 1 им. П.И. Чайковского»
Методическая статья
Особенности преподавания
гитары для слабовидящих
учеников в составе
инклюзивного образования
Разработчик Петрухина И.А. - преподаватель по классу гитара
Введение
В последние годы особую значимость обучения как в обычной, так и в
музыкальной школе приобретает инклюзивное образование, то есть
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей. Помимо социализации «особенных» детей оно также
обеспечивает выполнение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.),
Декларации прав ребёнка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989),
Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей
(1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с
инвалидностью (1993), Декларации о развитии включающего образования,
принятая в Саламанке (1994), Закона «Об образовании в Российской
Федерации» (2012). Однако обучение детей с отклонениями по зрению
музыке и игре на гитаре имеет ряд специфических особенностей, о которых
необходимо знать педагогу. В предлагаемой статье описываются именно эти
особенности, выработанные на основе многолетней практики работы со
слабовидящими детьми.
Особенности преподавания.
В первую очередь необходимо всё время помнить о главной проблеме
ученика со слабым зрением – его восприятие в обучении является только
слуховым и тактильным. Даже применение в общении с ним таких слов как
«смотри», «видишь» и прочих, связанных с его недугом, желательно стоит
исключить. Хотя понятно, что сила привычки будет действовать, и некоторых
неловкостей не избежать. То есть для общения с таким учеником требуется
как своя манера изложения материала, так и несколько иной лексикон без
привязок к зрительному восприятию.
Само собой разумеется, что ребёнок со слабым зрением никогда не будет
приходить в музыкальную школу один. Поэтому важную роль играет
взаимодействие с его родителями или с теми людьми, кто приводит ребёнка
на занятия, например, с бабушкой или старшим братом. Многие моменты
общения с обучаемым проходят в присутствии сопровождающих на занятия,
поскольку самостоятельная работа над домашним заданием дома будет
затруднительна для ребёнка. Естественно, что и всякие записи по домашнему
заданию будут читать близкие ребёнка. И ещё немаловажный момент:
ребёнок вас не видит и огромную роль в его отношении к педагогу тоже
играют близкие обучаемого. Кстати, и сам выбор гитары как инструмента
скорее всего происходит с подачи близких людей, ведь он не сможет увидеть
инструмент в чьих-то руках, и от одного вида инструмента и музыканта не
возникнет желание обучиться игре на этом инструменте. Таким образом,
скорее всего именно взрослые поначалу более ребёнка заинтересованы в
выборе инструмента и в успешной начальной стадии обучения.
Сложности в преподавании возникают в том, что нельзя показать, как
ставить руки, надо самому педагогу руками и прикосновениями ставить
пальцы на струнах и грифе, поправлять их в случае ошибок. Ребёнок может в
процессе обучения запомнить только мышечные ощущения. При постановке
правой руки на гитаре сложности возникают с запястьем и со
звукоизвлечением большим, указательным, средним и безымянным пальцами,
потому что ребёнок не видит, а мышечные ощущения закрепляются не сразу.
Как правило, очень часто слабое зрение у ребёнка сопровождается
особенностью тактильного восприятия при которой ребенок с
осторожностью прикасается к окружающим предметам. И эта привычка
проявляется и при звукоизвлечении. Сложно добиться хорошей атаки в звуке.
Очень часто из-за отсутствия зрительного контроля при звукоизвлечении
правая рука как бы «подпрыгивает», в следствии чего теряется контроль над
рукой относительно местоположения струн в пространстве. Поэтому большое
значение имеет контактный метод игры, к которому надо приучать с самых
первых занятий. Лучше всего контактный метод отрабатывать с следующей
комбинации пальцев: p i, p m, p a, i m, m a. При звукоизвлечении следует
обратить внимание на то, что каждый палец после звукоизвлечения должен
вернуться назад на струну. Правильно сделать это помогает счет: раз -
извлекли звук, два – поставили на струну. При постановке левой руки на
грифе сложности возникают с прогибом первой фаланги пальца. В решении
это проблемы хорошо помогают пальчиковые игры для рук. Например, делать
колечки из пальцев: большого и указательного, большого и среднего,
большого и безымянного, большого и мизинца. При этом можно говорить:
«Здравствуй, пальчик!». Ещё есть упражнение, когда пальцы обеих рук
постукивают друг по другу попеременно: большой с большим, указательный
с указательным и так далее. Можно это делать со считалочкой:
«Повстречались два котёнка «мяу-мяу», два щенка «гав-гав», два жеребёнка
«и-го-го», два тигрёнка «р-р-р-р», два быка «му-у-у», вон какие рога!».
Поскольку ребёнок не видит, то возникает существенная проблема при
постановке левой руки и её перемещении на грифе. На решение это
проблемы требуется длительное время: рука должна научиться чувствовать
гриф, расстояние между струн, расстояние между позициями. Хорошо в этом
помогают различные упражнения, направленные на расслабления кисти при
переходе с позиции в позицию. Также нужны упражнения на растяжки
пальцев. Например, когда ставим указательный на четвёртый лад шестой
струны, средним пальцем дотягиваемся до седьмого лада, безымянный до
десятого, мизинец до тринадцатого и обратно. Есть растяжки на другие виды
мышц, например: указательный палец встаёт на первый лад первой струны, а
средний на второй лад третьей струны. После извлечения звука пальцы
меняются местами. Эти упражнения делаются в восходящем движении по
грифу до десятого лада и обратно. Затем следует увеличивать расстояние
между струнами и менять комбинации пальцев. Большое значение при
постановки левой руки оказывает игра гамм в аппликатуре Андреса Сеговия.
Еще одна немаловажная проблема – отсутствие зрительного восприятия
нот. При обучении слабовидящих детей особое внимание нужно уделять
развитию музыкальной памяти, используя компенсаторное развитие таких
детей. Как показывает практика, в старших классах такие обучаемые в
течение нескольких уроков могут выучить произведения объёмом в четыре и
более страниц нотного текста. Конечно, существуют ноты в системе Брайля,
но специалистов, обучающих этой системе и самого нотного материала,
практически нет. Так же крайне редко в России можно встретить
специализированные принтеры для объёмной печати в системе Брайля.
В работе со слабовидящими детьми особое внимание нужно уделять игре
каденций в разных тональностях и в разных позициях: это поможет быстро и
качественно освоить гриф.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особенностями
развития вместе с обычными детьми. В случае обучения игре на
классической гитаре примером такой практики является игра в ансамбле. Как
показывает практика, слабовидящие дети с удовольствием принимают
участие в ансамблевом музицировании. С другой стороны, участие
слабовидящих детей в ансамбле – дополнительная мотивация к
совершенствованию техники игры и у обычных детей. Гитара прекрасно
звучит в ансамбле с флейтой, домрой, балалайкой, скрипкой. В последнее
время стали весьма популярны гитарные оркестры.