Напоминание

Особенности преподавания гитары для слабовидящих учеников в составе инклюзивного образования


Автор: Петрухина Ирина Александровна
Должность: преподаватель гитары
Учебное заведение: МБУДО г. Казани "Детская музыкальная школа №1 им. П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания гитары для слабовидящих учеников в составе инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

г. Казани «Детская музыкальная школа № 1 им. П.И. Чайковского»

Методическая статья

Особенности преподавания

гитары для слабовидящих

учеников в составе

инклюзивного образования

Разработчик Петрухина И.А. - преподаватель по классу гитара

Введение

В последние годы особую значимость обучения как в обычной, так и в

музыкальной школе приобретает инклюзивное образование, то есть

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом

разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных

возможностей. Помимо социализации «особенных» детей оно также

обеспечивает выполнение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.),

Декларации прав ребёнка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989),

Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей

(1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с

инвалидностью (1993), Декларации о развитии включающего образования,

принятая в Саламанке (1994), Закона «Об образовании в Российской

Федерации» (2012). Однако обучение детей с отклонениями по зрению

музыке и игре на гитаре имеет ряд специфических особенностей, о которых

необходимо знать педагогу. В предлагаемой статье описываются именно эти

особенности, выработанные на основе многолетней практики работы со

слабовидящими детьми.

Особенности преподавания.

В первую очередь необходимо всё время помнить о главной проблеме

ученика со слабым зрением – его восприятие в обучении является только

слуховым и тактильным. Даже применение в общении с ним таких слов как

«смотри», «видишь» и прочих, связанных с его недугом, желательно стоит

исключить. Хотя понятно, что сила привычки будет действовать, и некоторых

неловкостей не избежать. То есть для общения с таким учеником требуется

как своя манера изложения материала, так и несколько иной лексикон без

привязок к зрительному восприятию.

Само собой разумеется, что ребёнок со слабым зрением никогда не будет

приходить в музыкальную школу один. Поэтому важную роль играет

взаимодействие с его родителями или с теми людьми, кто приводит ребёнка

на занятия, например, с бабушкой или старшим братом. Многие моменты

общения с обучаемым проходят в присутствии сопровождающих на занятия,

поскольку самостоятельная работа над домашним заданием дома будет

затруднительна для ребёнка. Естественно, что и всякие записи по домашнему

заданию будут читать близкие ребёнка. И ещё немаловажный момент:

ребёнок вас не видит и огромную роль в его отношении к педагогу тоже

играют близкие обучаемого. Кстати, и сам выбор гитары как инструмента

скорее всего происходит с подачи близких людей, ведь он не сможет увидеть

инструмент в чьих-то руках, и от одного вида инструмента и музыканта не

возникнет желание обучиться игре на этом инструменте. Таким образом,

скорее всего именно взрослые поначалу более ребёнка заинтересованы в

выборе инструмента и в успешной начальной стадии обучения.

Сложности в преподавании возникают в том, что нельзя показать, как

ставить руки, надо самому педагогу руками и прикосновениями ставить

пальцы на струнах и грифе, поправлять их в случае ошибок. Ребёнок может в

процессе обучения запомнить только мышечные ощущения. При постановке

правой руки на гитаре сложности возникают с запястьем и со

звукоизвлечением большим, указательным, средним и безымянным пальцами,

потому что ребёнок не видит, а мышечные ощущения закрепляются не сразу.

Как правило, очень часто слабое зрение у ребёнка сопровождается

особенностью тактильного восприятия при которой ребенок с

осторожностью прикасается к окружающим предметам. И эта привычка

проявляется и при звукоизвлечении. Сложно добиться хорошей атаки в звуке.

Очень часто из-за отсутствия зрительного контроля при звукоизвлечении

правая рука как бы «подпрыгивает», в следствии чего теряется контроль над

рукой относительно местоположения струн в пространстве. Поэтому большое

значение имеет контактный метод игры, к которому надо приучать с самых

первых занятий. Лучше всего контактный метод отрабатывать с следующей

комбинации пальцев: p i, p m, p a, i m, m a. При звукоизвлечении следует

обратить внимание на то, что каждый палец после звукоизвлечения должен

вернуться назад на струну. Правильно сделать это помогает счет: раз -

извлекли звук, два – поставили на струну. При постановке левой руки на

грифе сложности возникают с прогибом первой фаланги пальца. В решении

это проблемы хорошо помогают пальчиковые игры для рук. Например, делать

колечки из пальцев: большого и указательного, большого и среднего,

большого и безымянного, большого и мизинца. При этом можно говорить:

«Здравствуй, пальчик!». Ещё есть упражнение, когда пальцы обеих рук

постукивают друг по другу попеременно: большой с большим, указательный

с указательным и так далее. Можно это делать со считалочкой:

«Повстречались два котёнка «мяу-мяу», два щенка «гав-гав», два жеребёнка

«и-го-го», два тигрёнка «р-р-р-р», два быка «му-у-у», вон какие рога!».

Поскольку ребёнок не видит, то возникает существенная проблема при

постановке левой руки и её перемещении на грифе. На решение это

проблемы требуется длительное время: рука должна научиться чувствовать

гриф, расстояние между струн, расстояние между позициями. Хорошо в этом

помогают различные упражнения, направленные на расслабления кисти при

переходе с позиции в позицию. Также нужны упражнения на растяжки

пальцев. Например, когда ставим указательный на четвёртый лад шестой

струны, средним пальцем дотягиваемся до седьмого лада, безымянный до

десятого, мизинец до тринадцатого и обратно. Есть растяжки на другие виды

мышц, например: указательный палец встаёт на первый лад первой струны, а

средний на второй лад третьей струны. После извлечения звука пальцы

меняются местами. Эти упражнения делаются в восходящем движении по

грифу до десятого лада и обратно. Затем следует увеличивать расстояние

между струнами и менять комбинации пальцев. Большое значение при

постановки левой руки оказывает игра гамм в аппликатуре Андреса Сеговия.

Еще одна немаловажная проблема – отсутствие зрительного восприятия

нот. При обучении слабовидящих детей особое внимание нужно уделять

развитию музыкальной памяти, используя компенсаторное развитие таких

детей. Как показывает практика, в старших классах такие обучаемые в

течение нескольких уроков могут выучить произведения объёмом в четыре и

более страниц нотного текста. Конечно, существуют ноты в системе Брайля,

но специалистов, обучающих этой системе и самого нотного материала,

практически нет. Так же крайне редко в России можно встретить

специализированные принтеры для объёмной печати в системе Брайля.

В работе со слабовидящими детьми особое внимание нужно уделять игре

каденций в разных тональностях и в разных позициях: это поможет быстро и

качественно освоить гриф.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с особенностями

развития вместе с обычными детьми. В случае обучения игре на

классической гитаре примером такой практики является игра в ансамбле. Как

показывает практика, слабовидящие дети с удовольствием принимают

участие в ансамблевом музицировании. С другой стороны, участие

слабовидящих детей в ансамбле – дополнительная мотивация к

совершенствованию техники игры и у обычных детей. Гитара прекрасно

звучит в ансамбле с флейтой, домрой, балалайкой, скрипкой. В последнее

время стали весьма популярны гитарные оркестры.



В раздел образования