Напоминание

"Культура и традиции народов Саха в нравственном воспитании и обучении младших школьников"


Автор: Сидорова Христина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЧСОШ им.И.М.Павлова
Населённый пункт: Чурапчинский улус, с.Чурапча РСЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Культура и традиции народов Саха в нравственном воспитании и обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Культура и традиции народов Саха в нравственном воспитании и обучении младших

школьников.

«Без памяти- нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет

воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности- нет личности, без личности

– нет народа как исторической личности»

Г.Н.Волков

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится

реализация развивающего

потенциала

общего

среднего

образования, актуальной

и новой

задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно

психологической

составляющей

фундаментального

ядра

содержания

образования

наряду

с

традиционным

изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

совокупности

«универсальных

учебных

действий»,

обеспечивающих

«умение

учиться»,

способность

личности

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального

опыта,

а

не

только

освоение

учащимися

конкретных

предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и

навыки

рассматриваются

как производные

от

соответствующих

видов

целенаправленных

действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными

действиями

самих

учащихся.

Качество

усвоения

знаний

определяется

многообразием

и

характером видов универсальных действий.

Первостепенная функция педагогической науки - приобщение молодого поколения к принятой в

данной

обществе

системе

ценностей,

вызывающих

национальную

гордость

и

патриотизм.

Только тот народ, который имеет свой родной язык и культуру, национальное самосознание и

духовные корни, может сохранить себя как нация.

Олонхо – основа фольклора, высшее достижение, духовная память якутского народа. Олонхо

развивает

художественную

речь,

образное

мышление,

учит

различать

добро

и

зло,

философствовать о жизни на земле. Олонхо – это история культуры, жизни наших предков. В

олонхо имеются полезные советы, народные традиции, мудрость народа по отношению к

природе, семье, обществу. Поэтому следует изучать все вопросы, относящее к олонхо.

Воспитание

будущего

гражданина

всегда

было

и

есть

приоритетным

направлением

государственной образовательной политики нашей страны. Министерство образования РС(Я)

уделяет особое внимание в развитии сельских школ и многое делается в поддержку их. В

настоящее время одним из острых проблем является слабое владение родным языком и низкий

уровень

знания

духовной

культуры

народа

саха

даже

в

сельской

школе.

Сегодня

общепризнанным

неисчерпаемым

источником

обогащения

словарного

запаса

и

духовной

культуры является языковое полотно нашего национального эпоса Олонхо, что привело меня к

мысли о том, что наиболее эффективным для решения данной проблемы было бы работа над

содержанием и текстом олонхо с младшими школьниками. С этой целью веду внеклассную

работу на тему "Школьник и олонхо". На сегодня имею методические разработки

к целым

циклам занятий для начальной школы.

Некоторые основные методические моменты подхода к выше названной проблеме.

1

1.

Для

общего

ознакомления

учащихся

олонхо

как

литературного

жанра

целесообразно

использование иллюстративно - наглядных

пособий: произведение художников якутии,

экскурсии в театр олонхо, встреча с олонхосутами, тойуксутами,

кукольный театр, теневой

театр, пальчиковый театр, диафильм и.т.д.

2. Игровые формы занятий направлены на развитии монологической и диалогической речи.

При

этом

ведётся

языковая

работа

с

текстом

олонхо

(подбор

эпитетов,

синонимов,

фразеологических оборотов и.т.д.) здесь важно тщательная работа с выражениями в переносном

значении. Дети должны учиться описать портретов героев олонхо, живой природы, трёх

миров. Для этого мною придуманы специальные игры описательного.творческого характера:

"Ойуулаа", "Орто дойду кэрэтэ", "Три мира".

3. Творческая работа, позволяющая развитие воображение и восприятие олонхо учащимися.

-рисование;

-тестопластика;

-лепка;

4.Постановочные работы по мотивам олонхо, привитие навыков исполнительного

мастерства, импровизации. Импровизация заставляет использовать различные способы

исполнения песни олонхо. Ребёнок, который исполняет олонхо, должен обладать умением:

1)Горлового пения.

2)Умело менять тембр звучания.

3)Передать внутреннее состояние души.

4)Достигать отдаленность звучания.

5)Высоким тембром голоса .

6)Вибрирующим голосом.

7)Возрастающим темпом исполнения.

8)Длительным, нескончаемым исполнением.

9)Использовать народных мотивов.

5.

Одной из форм работы с учащимися является учебно- исследовательская работа. Такая

работа позволяет углубить и расширить знания учащегося по олонхо. В ходе исследовательской

работы

у учащихся формируются умения работать с научной литературой, анализировать,

формулировать проблемные вопросы, находить новизну, актуальность темы самостоятельного

исследования,

развиваются

навыки

публичного

выступления.

Исследовательская

работа

не

ограничивается составлением докладом. Одной из форм является и проектная работа. Темы

проектов

и докладов детей: «Работа Э.К.Пекарского с олонхосутами на рубеже ХIХ – ХХ

века.» ,

«Особенности

исполнения

олонхо. »,

«Диафильм

по

олонхоП.Ядрихинского

«ДьырыбынаДьырылыатта и Тойон Дь³ллµµт»», «Три мира олонхо», «Расцвет природы олонхо»

итд.

Результаты моих учеников: Сидоров Эдик выступилс докладом «Развивающие игры олонхо» на

республиканской НПК «Шаг в будущее».

Стал

дипломантом.Монастырёва СаргыЛауреат

Республиканского

телевизионного

конкурса

«Полярная

звезда»,

исполняла

отрывок

олонхоП.А.Ойунского «Стремительный НьургунБоотур».Фольклорный ансамль «Дети солнца»

стал

Лауреатом

и

Лучшим

фольклорным

ансамблем

в

Республиканском

телевизионном

конкурсе «Полярная звезда», и участники Международного фольклорного фестиваля «Культура

2

мира на земле олонхо», участники культурной программы 4-х Международных спортивных игр

«Дети Азии» , Дипломанты республиканского детского фольклорного фестиваля «Здравствуй,

Весна!». Поставлены спектакли по мотивам олонхоП.Ядрихинского «ДьырыбынаДьырылыатта

и Тойон Дь³ллµµт», С.Васильева «ЭрчимэнБэргэн».

Обобщение

ираспостранение

опыта: Республиканский

курс

«Воспитательный

аспект

педагогики олонхо», тема «Олонхо – основа фольклора». Республиканский семинар «Город

мастеров», тема «Игрушки олонхо». В рамках методического десанта ГОУ ИПКРО им. С.Н.

Донского

-2

«Современные

тенденции

развития

национальной

школы

в

условиях

мультикультурной среды», тема «Школьник и олонхо». Министерства образования РС (Я),

ИПКРО им. С.Н.Донского-2, Ассоциация народной педагогики. Республиканская конференция,

тема «Развивающие игры олонхо». Республиканская инвестиционно- педагогическая ярмарка

«Сельская школа -2006» тема «Педагогика олонхо для формирования успешной личности».

Региональная

ярмарка

инновационно-

образовательных

проектов

молодых

педагогов

«Молодёжь.

Образование.

Наука»

Научно

методический

семинар,

тема

«Олонхо

винформационной сфере». Республиканский фундаментальный курс, тема «Язык олонхо».

Авторский курс Л.Г.Петерсон «Механизмы реализации ФГОС начального общего образования

второго поколения в образовательной системе «Школа 2000» тема «Математика и олонхо».

Участник

педагогических

чтений

«Международного

летнего

института

повышения

квалификации.

Летние

каникулы»,

тема

«Организация

внеучебной

деятельности

младших

школьников».

Результатом многолетней системной работы по данной теме являются участия и выступления

на

Научно-практических

конференциях,

конкурсах,

фестивалях

школьного,

улусного,

республиканского уровня и многочисленные призовые места, грамоты, дипломы.

Таким образом, Олонхо развивает художественную речь, образное мышление, фантазию,

природные

способности

человека.

Мудрость

ума,

сила

воли,

красноречие,

абстрактное

мышление, проникновенность глубоких идей– все отражается в олонхо.

Именно поэтому такая

системная работа будет один из факторов формирования личности будущего старшеклассника.

3



В раздел образования