Автор: Сидорова Христина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ЧСОШ им.И.М.Павлова
Населённый пункт: Чурапчинский улус, с.Чурапча РСЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Культура и традиции народов Саха в нравственном воспитании и обучении младших школьников"
Раздел: начальное образование
Культура и традиции народов Саха в нравственном воспитании и обучении младших
школьников.
«Без памяти- нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет
воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности- нет личности, без личности
– нет народа как исторической личности»
Г.Н.Волков
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится
реализация развивающего
потенциала
общего
среднего
образования, актуальной
и новой
задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно
психологической
составляющей
фундаментального
ядра
содержания
образования
наряду
с
традиционным
изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности
«универсальных
учебных
действий»,
обеспечивающих
«умение
учиться»,
способность
личности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального
опыта,
а
не
только
освоение
учащимися
конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и
навыки
рассматриваются
как производные
от
соответствующих
видов
целенаправленных
действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными
действиями
самих
учащихся.
Качество
усвоения
знаний
определяется
многообразием
и
характером видов универсальных действий.
Первостепенная функция педагогической науки - приобщение молодого поколения к принятой в
данной
обществе
системе
ценностей,
вызывающих
национальную
гордость
и
патриотизм.
Только тот народ, который имеет свой родной язык и культуру, национальное самосознание и
духовные корни, может сохранить себя как нация.
Олонхо – основа фольклора, высшее достижение, духовная память якутского народа. Олонхо
развивает
художественную
речь,
образное
мышление,
учит
различать
добро
и
зло,
философствовать о жизни на земле. Олонхо – это история культуры, жизни наших предков. В
олонхо имеются полезные советы, народные традиции, мудрость народа по отношению к
природе, семье, обществу. Поэтому следует изучать все вопросы, относящее к олонхо.
Воспитание
будущего
гражданина
всегда
было
и
есть
приоритетным
направлением
государственной образовательной политики нашей страны. Министерство образования РС(Я)
уделяет особое внимание в развитии сельских школ и многое делается в поддержку их. В
настоящее время одним из острых проблем является слабое владение родным языком и низкий
уровень
знания
духовной
культуры
народа
саха
даже
в
сельской
школе.
Сегодня
общепризнанным
неисчерпаемым
источником
обогащения
словарного
запаса
и
духовной
культуры является языковое полотно нашего национального эпоса Олонхо, что привело меня к
мысли о том, что наиболее эффективным для решения данной проблемы было бы работа над
содержанием и текстом олонхо с младшими школьниками. С этой целью веду внеклассную
работу на тему "Школьник и олонхо". На сегодня имею методические разработки
к целым
циклам занятий для начальной школы.
Некоторые основные методические моменты подхода к выше названной проблеме.
1
1.
Для
общего
ознакомления
учащихся
олонхо
как
литературного
жанра
целесообразно
использование иллюстративно - наглядных
пособий: произведение художников якутии,
экскурсии в театр олонхо, встреча с олонхосутами, тойуксутами,
кукольный театр, теневой
театр, пальчиковый театр, диафильм и.т.д.
2. Игровые формы занятий направлены на развитии монологической и диалогической речи.
При
этом
ведётся
языковая
работа
с
текстом
олонхо
(подбор
эпитетов,
синонимов,
фразеологических оборотов и.т.д.) здесь важно тщательная работа с выражениями в переносном
значении. Дети должны учиться описать портретов героев олонхо, живой природы, трёх
миров. Для этого мною придуманы специальные игры описательного.творческого характера:
"Ойуулаа", "Орто дойду кэрэтэ", "Три мира".
3. Творческая работа, позволяющая развитие воображение и восприятие олонхо учащимися.
-рисование;
-тестопластика;
-лепка;
4.Постановочные работы по мотивам олонхо, привитие навыков исполнительного
мастерства, импровизации. Импровизация заставляет использовать различные способы
исполнения песни олонхо. Ребёнок, который исполняет олонхо, должен обладать умением:
1)Горлового пения.
2)Умело менять тембр звучания.
3)Передать внутреннее состояние души.
4)Достигать отдаленность звучания.
5)Высоким тембром голоса .
6)Вибрирующим голосом.
7)Возрастающим темпом исполнения.
8)Длительным, нескончаемым исполнением.
9)Использовать народных мотивов.
5.
Одной из форм работы с учащимися является учебно- исследовательская работа. Такая
работа позволяет углубить и расширить знания учащегося по олонхо. В ходе исследовательской
работы
у учащихся формируются умения работать с научной литературой, анализировать,
формулировать проблемные вопросы, находить новизну, актуальность темы самостоятельного
исследования,
развиваются
навыки
публичного
выступления.
Исследовательская
работа
не
ограничивается составлением докладом. Одной из форм является и проектная работа. Темы
проектов
и докладов детей: «Работа Э.К.Пекарского с олонхосутами на рубеже ХIХ – ХХ
века.» ,
«Особенности
исполнения
олонхо. »,
«Диафильм
по
олонхоП.Ядрихинского
«ДьырыбынаДьырылыатта и Тойон Дь³ллµµт»», «Три мира олонхо», «Расцвет природы олонхо»
итд.
Результаты моих учеников: Сидоров Эдик выступилс докладом «Развивающие игры олонхо» на
республиканской НПК «Шаг в будущее».
Стал
дипломантом.Монастырёва СаргыЛауреат
Республиканского
телевизионного
конкурса
«Полярная
звезда»,
исполняла
отрывок
олонхоП.А.Ойунского «Стремительный НьургунБоотур».Фольклорный ансамль «Дети солнца»
стал
Лауреатом
и
Лучшим
фольклорным
ансамблем
в
Республиканском
телевизионном
конкурсе «Полярная звезда», и участники Международного фольклорного фестиваля «Культура
2
мира на земле олонхо», участники культурной программы 4-х Международных спортивных игр
«Дети Азии» , Дипломанты республиканского детского фольклорного фестиваля «Здравствуй,
Весна!». Поставлены спектакли по мотивам олонхоП.Ядрихинского «ДьырыбынаДьырылыатта
и Тойон Дь³ллµµт», С.Васильева «ЭрчимэнБэргэн».
Обобщение
ираспостранение
опыта: Республиканский
курс
«Воспитательный
аспект
педагогики олонхо», тема «Олонхо – основа фольклора». Республиканский семинар «Город
мастеров», тема «Игрушки олонхо». В рамках методического десанта ГОУ ИПКРО им. С.Н.
Донского
-2
«Современные
тенденции
развития
национальной
школы
в
условиях
мультикультурной среды», тема «Школьник и олонхо». Министерства образования РС (Я),
ИПКРО им. С.Н.Донского-2, Ассоциация народной педагогики. Республиканская конференция,
тема «Развивающие игры олонхо». Республиканская инвестиционно- педагогическая ярмарка
«Сельская школа -2006» тема «Педагогика олонхо для формирования успешной личности».
Региональная
ярмарка
инновационно-
образовательных
проектов
молодых
педагогов
«Молодёжь.
Образование.
Наука»
Научно
–
методический
семинар,
тема
«Олонхо
винформационной сфере». Республиканский фундаментальный курс, тема «Язык олонхо».
Авторский курс Л.Г.Петерсон «Механизмы реализации ФГОС начального общего образования
второго поколения в образовательной системе «Школа 2000» тема «Математика и олонхо».
Участник
педагогических
чтений
«Международного
летнего
института
повышения
квалификации.
Летние
каникулы»,
тема
«Организация
внеучебной
деятельности
младших
школьников».
Результатом многолетней системной работы по данной теме являются участия и выступления
на
Научно-практических
конференциях,
конкурсах,
фестивалях
школьного,
улусного,
республиканского уровня и многочисленные призовые места, грамоты, дипломы.
Таким образом, Олонхо развивает художественную речь, образное мышление, фантазию,
природные
способности
человека.
Мудрость
ума,
сила
воли,
красноречие,
абстрактное
мышление, проникновенность глубоких идей– все отражается в олонхо.
Именно поэтому такая
системная работа будет один из факторов формирования личности будущего старшеклассника.
3