Автор: Троицкая Татьяна Сергеевна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБО ДО РА РЕМШ
Населённый пункт: Майкоп, Республика Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы математического кружка в 5 классе
Раздел: дополнительное образование
1
Организация работы математического кружка в 5 классе
Троицкая Татьяна Сергеевна,
методист, педагог дополнительного образования ГБО ДО РА РЕМШ
Когда говорят о математике то, как правило, подразумевают набор сухих формул,
фактов, теорем и доказательств, которые никак не могли выучить в школе. Математика –
для большинства окружающих скучная, непонятная наука, которая, как они думают,
никогда
им
не
пригодится.
Возможно,
эти
люди
знакомы
только
с одной
стороной
математики, только с одной гранью многогранного тела «Математика».
Но выпускники математических кружков не относятся к таким людям. Почему? Да
потому, что на занятиях математических кружков не заучивают теоремы, не готовят к
тестам, контрольным и проверочным срезам. А чем же тогда занимаются? Занимаются
развитием логического мышления, творческих способностей, нестандартного мышления,
умением анализировать и решать интересные сложные задачи.
Современный руководитель ищет талантливого сотрудника, умеющего предлагать
нестандартные решения в любой ситуации. При приеме на работу кандидатам предлагают
решить задачи на переливание, разрезание, переправы и т.д. Все эти задачи решают
ученики 5 класса на занятиях кружка. И как следствие, выпускники кружков успешно
проходят собеседования и устраиваются на работу в успешные фирмы и корпорации.
Умение мыслить – одна из целей кружка.
С
необходимостью
кружка
разобрались.
С
чего
начинать
работу?
С
выбора
педагога. Большая ответственность лежит на преподавателе кружка, именно он открывает
мир красоты, логики. Начальный этап обучения математике очень важен, иногда он
является решающим. При подготовке к занятиям очень важно помнить, что занятие не
должно
превратиться в
однообразный
прием-разбор
задач.
Необходимо
использовать
различные формы работы, помня о том, что познавательный процесс прекрасно работает
через игру. Играть дети не откажется никогда. Пользуйтесь этим при планировании
занятий.
Рассмотрим примерный список тем для кружка для 5 класса, рассчитанный на 30
занятий (1 занятие в неделю). Длительность занятий 1,5 – 2 часа (астрономических).
Начинать нужно с простого, например тема «Обратный ход». Рассуждениями с конца мы
приходим к верному решению.
Решим задачу: Машенька тоже задумала число, прибавила к нему 5, разделила на 3,
умножила на 4, отняла 6, разделила на 7 и получила 2. Какое число задумала Машенька?
2
Начнем с конца. Она получила 2 после того, как разделила на 7, значит, до этого у
нее было 2∙7=14. А перед этим она отняла 6, значит, прибавим 6 и получим 20. А 20 в
свою очередь получили после умножения на 4. Разделим на 4 и радостно приходим к
ответу 5.
Следующая тема, требующая рассмотрения на кружке, – это «Логика». Решение
задач о перепутанных надписях, ложных показаниях, о нахождении соответствия между
фамилиями и профессиями, фамилиями и городами, именами и цветом одежды и т.д.
Особое место в этом разделе занимают задачи о рыцарях и лжецах. Очень важно приучить
детей к четкости и аккуратности в своих рассуждениях. Начинаем с рассказа об острове,
на котором живут два племени, одни всегда говорят правду, другие – лгут. Играем, задаем
друг другу разнообразные вопросы, примеряя на себя роли рыцарей и лжецов. Не бойтесь,
что на это уйдет много времени, необходимо понимание происходящего на острове.
Тема «Чётность» занимает особое место в олимпиадной математике. Идея проста,
но это тема для решения задач разной степени сложности. Первое занятие начинаем с
игры. На доске выписаны в ряд числа от 1 до 6. Предлагается расставить между ними
знаки «+» или «-» так, чтобы значение выражения стало равным 0. Побеждает тот, кто
сделает это первым. После неудачных и ложно-успешных попыток приходит понимание,
что так сделать нельзя. Но почему? Вместе рассуждаем о четности суммы (разности,
оказывается для четности неважно «+» или «–»), произведения двух, трех чисел, и т.д. В
рамках этой темы рассматривается чередование, деление на пары, простейший инвариант.
Конструктив
занимает
особое
место
на
занятиях
кружка.
Темы
Переливания,
Переправы, Разрезания помогают сформировать понимание процессов, происходящих в
жизни. Разрезания помогают развитию геометрического мышления, понятия площади,
равенства фигур, движения. Тема «Взвешивания» начинается с простых задач: с помощью
набора гирь отвесить крупу, сахар и т.п. Далее рассматриваются задачи о фальшивых и
настоящих монетах. Основной идеей является разбор задачи: как из трех монет, среди
которых
одна
фальшивая,
она
легче
настоящей,
за
одно
взвешивание
определить
фальшивую монету. При решении последующих задач идея разбиения на 3 группы будет
использоваться часто.
Комбинаторика
–
интересная
тема,
обширно
представленная
в
конкурсных
и
олимпиадных задачах разного
уровня. Комбинаторика
– это подсчёт. Ингода
можно
выписать
все
возможные
варианты,
а
иногда
это
достаточно
проблематично
из-за
большого
количества
предметов
из задачи.
Вот
тогда
на
помощь
приходит правило
произведения и правило суммы. В рамках темы можно рассмотреть несколько задач на
простейшие графы.
3
Трудно
обойтись
без
тем
Худший
случай
и
идущий
с ним
за
руку
принцип
Дирихле.
Школьники
с
увлечением
рассаживают
кроликов
по
клеткам,
а
потом
обнаруживают, что применений гораздо больше.
Несколько рекомендаций в конце:
1.
Слушайте
решения
детские
задач.
Во-первых,
ребенок
учится
логически
выстраивать
свои
рассуждения,
а
во-вторых,
мы
многому
можем
у
них
научиться. Детские решения вы никогда не встретите в книжках, а между тем
они помогут быть ближе к детям.
2.
Перемешивайте темы. Не стоит долгое время заниматься только одной темой.
Интерес угасает, и результат сводится на нет.
3.
На
каждом
занятии
играйте.
Это
могут
быть
головоломки
(Черный
ящик,
Танграм, Колумбово яйцо …). Развить нестандартное мышление помогут Да-
нетки. Решение странных на первый взгляд ситуаций поможет научить анализу
первоначальных условий и формирование решений для сложившейся ситуации.
4.
В
условиях
задач
используйте
имена
популярных
детских
героев,
имена
учащихся вашей группы.
5.
Устраивайте
математические
соревнования
(Мат
драка,
Карусель,
Абака,
Хоккей, Аукцион).
Успехов в работе!