Автор: Шитикова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 "Веснушки"
Населённый пункт: Московская область, Городской округ Подольск, поселок Железнодорожный
Наименование материала: Публикация
Тема: "Применение игровых технологий при организации прогулки в дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №20 "Веснушки"
Сообщение
Тема: «Применение игровых технологий при организации
прогулки в дошкольном учреждении»
Подготовила:
воспитатель
Шитикова Наталья Ивановна
23 января 2019 г.
Содержание:
1.
Актуальность применения игровых технологий при организации прогулки в
дошкольном учреждении на современном этапе.
2.
Игровые технологии и организация прогулки в детском саду.
3.
Создание и организация предметно-развивающей среды на территории детского
сада для организации прогулок по экологической тропе.
4.
Перспективное планирование в применении игровой технологии «Экологическая
тропа».
5.
Результативность применения применения игровой технологии «Экологическая
тропа».
6.
Сотрудничество детского сада и семьи в процессе экологического воспитания детей
дошкольного возраста с применением игровой технологии «Экологическая тропа».
7.
Перспектива развития применения игровой технологии «Экологическая тропа» при
организации прогулки в дошкольном учреждении.
1.
Актуальность применения игровых технологий при организации прогулки
в дошкольном учреждении на современном этапе.
Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта
педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним
из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации
образовательной работы с детьми.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
ДО
игра
рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Вместе
с
тем
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
ФГОС
предусматривает
решение
программных
образовательных
задач
не
только
в
рамках
НОД,
но
и
при
проведении
режимных
моментов, в том числе прогулках.
2.
Игровые технологии и организация прогулки в детском саду
Сегодня
педагогическую
технологию
понимают
как
последовательную
взаимосвязанную
систему
действий
педагога.
Эти
действия
направлены
на
решение
педагогических задач и обеспечивают планомерное и последовательное воплощение на
практике заранее спроектированного образовательного процесса.
Игровые технологии, являясь составляющей педагогических технологий, можно
определить как включение достаточно обширной группы методов и приемов организации
педагогического процесса в форме различных образовательных игр.
Цель применения игровых технологий – создание полноценной мотивационной
основы для формирования навыков и умений деятельности
детей в зависимости от
условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Методологические требования к игровым технологиям:
Концептуальность
–
научная
база
–
опора
на
определенную
научную
концепцию достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех
частей, целостностью.
Управляемость
–
предполагает
возможность
диагно стиче ского
целеполагания,
планирования,
проектирования
процесса,
поэтапной
диагностики,
варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
–
гарантированность
достижений
определенного
образовательного стандарта, оптимальное соотношение по затратам и результативности.
Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Концепция игровых технологий по Г.К. Селевко основывается на следующих
положениях:
психологические
механизмы
игровой
деятельности
опираются
на
фундаментальные
потребности
личности
в
самовыражении,
самоутверждении,
самоопределении, саморегуляции, самореализации. Л.С. Выготский говорил об игре как
средстве усвоения социальных установок. С.Л. Рубинштейн считал игру школой жизни и
практикой развития детей. Интересна его мысль о том, что способность включаться в игру
не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Применение игровых технологий помогает решать задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении
знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её
результативность.
Прогулка в детском саду так же является средством активизации деятельности
детей. Санитарными нормами (СанПиН от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях) определено, что ежедневная
продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов.
Цель организации прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления,
физическое
и
умственное
развитие
детей,
восстановление
сниженных
в
процессе
деятельности функциональных ресурсов организма.
Правила организации прогулки:
Прогулку в детском саду организуют 2 раза в день: в первую половину — до обеда
и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. (
При
температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до
4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже минус 20 ° С и скорости ветра более 15 м/с);
Во время прогулки обеспечивается двигательная активность воспитанников и
рациональная одежда в зависимости от погодных условий, в том числе в зимний период.
Для
достижения
оздоровительного
эффекта
в
летний
период
в
режиме
дня
предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для
приема пищи и сна.
Определена структура содержания прогулки, которая включает:
Наблюдение.
Трудовую деятельность.
Подвижные игры.
Индивидуальную работу с детьми.
Самостоятельную деятельность детей.
Задачи периода прогулки:
Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством
закаливания
детского
организма,
способствует
повышению
его
выносливости
и
устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным
заболеваниям.
Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а
движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся
преодолевать
препятствия,
становятся
более
подвижными,
ловкими,
смелыми
и
выносливыми.
У
них
вырабатываются
двигательные
умения
и
навыки,
укрепляется
мышечная система, повышается жизненный тонус.
Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний
об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из
наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают
связи
между
различными
явлениями,
устанавливают
элементарную
зависимость.
Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это
развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и
воображение детей.
Нравственное
воспитание –
з н а ком с т в о
с
р од н ы м
го р од ом ,
е г о
достопримечательностями,
трудом
взрослых,
значением
труда
для
жизни
детей.
Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу.
Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное
отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм,
звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные
переживания.
3.
Создание
и
организация
предметно-развивающей
среды
на
территории
детского сада для организации прогулки по экологической тропе.
В
нашем
детском
саду
образовательная
деятельность
ведется
по
основной
образовательной программе дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детского сада № 2
«Золотой ключик», которая составлена в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
в
соответствии
с
санитарно-
эпидемиологическими
правилами
и
нормативами,
с
учетом
недельной
нагрузки.
Содержание ООП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности по образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Инвариантная часть ООП ДО разработана на основе «Примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Вариативная
часть
ООП
ДО
включает
применение
парциальных
авторских
программ, в том числе по экологическому воспитанию:
- программа «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой;
- программа «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой;
- технология «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич.
Сегодня мы представляем опыт применения технологии организации прогулок по
«Экологической тропе «Зеленый маршрут»» по территории ДОУ.
Вот уже более 25 лет экологическое образование – одно из ведущих направлений
работы нашего детского сада. И это не случайно. На территории ДОУ площадью 1,5 га.
имеется видовое разнообразие деревьев и кустарников, есть фруктовый сад, питомник, на
цветниках
представлены
многолетники
летники
и
однолетники,
с
разными
сроками
цветения, особая гордость - муравейник.
Непосредственная близость леса позволяет наблюдать разнообразных пернатых
нашей фауны. На территории гнездятся скворцы, трясогузки, галки, вороны.
Эти
условия
позволили
создать
на
территории
ДОУ
эколого-развивающую
предметно-пространственную
среду
-
объединив
объекты
в
экологическую
тропу
"Зелёный маршрут".
В детском саду оборудован кабинет экологии.
В
группах
созданы
экологические
центры:
уголок
природы,
огород
на
окне,
оборудование для ухода за растениями, календари природы, коллекции камней, плодов и
семян, и т.п., подбор дидактических игр, энциклопедии, художественная литература о
природе,
уголок
экспериментирования
с
картотекой
опытов,
модели,
карты
-
схемы,
фотоальбомы и т.п.
В этом году сотрудники детского сада совместно с родителями оборудовали новую
станцию экологической тропы «Метеоплощадка».
Так организация развивающей среды в нашем детском саду позволяет применять
различные игровые технологии, в том числе:
- технологию познавательно-исследовательской деятельности (авт. Маневцова);
- технологию детского экспериментирования (авт. Н.Н. Поддьяков);
- технологию развития исследовательской активности (авт. Т.И. Бабаева, О.В.
Киреева);
- циклические наблюдения (авт. С.Н. Николаева);
- ТРИЗ (авт. Г. С. Альтшуллер);
-
технологии
моделирования
(разработаны
модели
для
формирования
природоведческих
знаний,
развития
речи,
звукового
анализа
слов,
конструирования,
изобразительной деятельности: Н.И. Ветрова, Л.Е. Журова, Н.М. Крылова, В.И. Логинова,
Л.А. Парамонова, Т.Д. Рихтерман и др.).;
- технологии организации труда.
Экологическая
тропа
—
специально
оборудованная
в
воспитательных
и
образовательных
целях
природная
территория,
на
которой
создаются
условия
для
выполнения
системы
заданий,
организующих
и
направляющих
деятельность
детей
в
природном окружении и позволяет нам использовать технологию организации прогулок
по Экологической тропе «Зеленый маршрут».
Экологическая тропа выполняет воспитательную, познавательную, развивающую,
эстетическую, оздоровительную функцию.
Цель организации прогулки по экологической тропе: развитие экологического
сознания дошкольников.
Задачи:
1) Развить познавательный интерес ребенка
к миру природы, привить чувство
ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве
части природы.
2)
Сформировать
познавательную
активность
дошкольников
в
процессе
деятельности в зоне экологической тропы.
3)
Привлекать
детей
к
участию
в
деятельности
по
уходу
за
растениями
и
животными, по охране и защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений
и тропы здоровья.
В нашем детском саду проведена большая работа по созданию экологической
тропы, и проходила она в несколько этапов:
1.
Детальное
обследование
территории
детского
сада
и
выделение
наиболее
интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
3. Составление паспорта экологической тропы.
4. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
5. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с
детьми и родителями.
6. Сегодня мы выбрали вместе с детьми «хозяина» тропы Ежа. «Хозяин тропы»
будет давать детям задания, приглашать их к себе в гости.
4.
Перспективное планирование в применении игровой технологии
«Экологическая тропа».
Систематизация и организация работы начинается с планирования:
- перспективное планирование тематических прогулок на учебный год с учетом сезонных
изменений: «Наблюдение за птицами», «Листопад», «Следы на снегу», «Первоцветы» и
т.д., включает перспективное планирование прогулок по экологической тропе: «Голубая
ель», «Птичья столовая», «Цветник», «Рябинушка» и т.д. (по объектам экологической
тропы)
- планирование предварительной работы (работа в группе: ООД, игры, труд, наблюдение,
ОЭД, уголки/центры)
- участие в традиционных конкурсах: поделок из бросового материала «Елочка, живи!»,
«Кормушка для птиц», плакатов и рисунков «Природа в беде» и «Краски весны», книжек-
малышек «Животные красной книги» и «Зеленая аптека».
- планирование итоговых мероприятий: осенний праздник «У Ёжика в гостях», акция
«Покормите птиц зимой», ежегодный квест «День земли».
- перспективное планирование работы с родителями.
Разработка каждого маршрута зависит от поставленной цели.
Прогулка по экологической тропе включает:
1.
вводную беседу,
2.
коллективное наблюдение,
3.
индивидуальное самостоятельное наблюдение детей,
4.
познавательно-исследовательскую деятельность,
5.
природоохранную деятельность,
6.
игры.
Начало прогулки по экологической тропе: мы каждому ребёнку даём карту –
схему «Зелёного маршрута», озвучиваем цель и называем первый объект маршрута. Дети
рассматривают карту - схему и начинают движение.
Основной
частью прогулки
является коллективное наблюдение, с помощью
которого
решаются
все
основные
задачи
маршрута.
Воспитатель
помогает
детям
подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.
Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения,
обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.
Важное место на прогулке по экологической тропе отводится вопросам-заданиям,
побуждающим
детей
рассматривать
предмет,
сравнивать
его
с
другими
предметами
находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы.
Знания детей будут тем прочнее, чем больше анализаторов мы задействуем. Полезно
сопровождать
наблюдения
стихотворениями,
загадками.
Естественное,
ненавязчивое
обращение
к
поэзии
углубляет
впечатление
детей,
включает
эмоциональный
отклик,
помогает им почувствовать красоту природы.
При посещении точки маршрута мы даем детям возможность удовлетворить их
любознательность
в
индивидуальных
самостоятельных
наблюдениях
и
сборе
природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы.
Сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при
непосредственном участии воспитателя.
На объекте маршрута, а так же вовремя передвижения детей между объектами
возможно
проведение
игр
и
игровых
упражнений.
Дети,
закрепляют
знания
о
характерных особенностях предмета, выражают словами мнение о качестве предмета,
запоминают названия растений. Мы проводим такие игры, как «Узнай по запаху», «Угадай
по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги».
Для наблюдений за сезонными изменениями в природе мы с детьми посещаем
определённые точки маршрута в разные сезоны: «Тополь и сирень», «Фруктовый сад»,
«Птичья столовая».
На карте схеме в нашем детском саду «Зелёный маршрут» выделены 14 объектов,
но это не значит, что каждый раз
нужно посещать все точки. Планируя прогулку
по
тропе в средней группе, мы задействуем не более 2-3 объектов.
Завершение – для уточнения и закрепления знаний, полученных на экологической
тропе
необходима
последующая
фиксация
наблюдений
на
магнитной
карте
–
схеме
«Зелёный маршрут», которая расположена в раздевалках групп.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экологической
тропе состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации,
ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается
это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту
тропы.
5.
Результативность применения игровой технологии «Экологическая тропа»
По итогам проведенной работы в 2017-2018 уч. гг. мы получили результаты
педагогического
исследования
по
критериям
соответствующим
экологическому
воспитанию
(диаграммы). В двух средних группах, по состоянию на октябрь 2017 г.
показатели развития соответствовали среднему и ниже среднего. В апреле 2018 г. эти же
показатели поднялись выше среднего уровня.
Таким образом, применение технологии организации прогулки по экологической
тропе
в
дошкольном
учреждении
обеспечивает
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывает
все
направления
развития и образования детей.
6.
Сотрудничество
детского
сада
и
семьи
в
процессе
экологического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
с
применением
игровой
технологии
«Экологическая тропа»
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского
сада
также
даёт
положительные
результаты.
В
работе
по
организации
прогулок
по
Экологической тропе родители воспитанников принимают активное участие:
- Проводятся тематические беседы на родительских собраниях: «Берегите воду»,
«Чистота в природе – полезна всем» и т.п.
- Участвуют в процессе реализации проекта «Метеоплощадка в детском саду».
-
Участвуют
в
поддержании
чистоты
и
порядка
и
уходе
за
экологическими
объектами, в т.ч. на субботниках.
- Проявляют инициативу в самостоятельном изучении объектов экологической
тропы совместно с детьми.
- Участвуют в тематических творческих выставках и конкурсах: «Елочка живи»,
«Покормите птиц зимой» и т.д., в тематических праздниках и досугах: «День земли».
7.
П е р с п е к т и в а
р а з в и т и я
п р и м е н е н и я
и г р ов о й
т е х н о л о г и и
«Экологическая тропа» при организации прогулки в дошкольном учреждении.
Технология организации прогулок по экологической тропе предполагает большие
перспективы развития.
Мы планируем переоборудовать остановку «Поляна сказок» и
остановку «Питомник». Это позволит нам разработать новые маршруты по экологической
тропе, обогатить виды практической экологически - ориентированной деятельности детей,
расширить опыт экологически грамотного поведения в природе.
Вывод:
использование
игровой
технологии
организации
прогулок
по
экологической
тропе
позволяет
естественным
образом
осуществлять
интеграцию
образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы
работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и
детей, самостоятельной деятельности дошкольника, активно взаимодействовать с семьями
воспитанников.