Автор: Гиревая Татьяна Леонидовна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Векторы развития современного воспитания"
Раздел: среднее образование
Векторы развития современного воспитания
Происходящие изменения в укладе жизни российского общества, в
практике
воспитания
личности
привели
к
осознанию
необходимости
формирования сильной государственной политики в области воспитания и
социализации молодого поколения.
Новый опыт взаимодействия государства и общества закреплен в ряде
документов: в законе «Об образовании в РФ», в национальной стратегии
действий
в
интересах
детей
на
2012-2017
годы,
в
стратегии
развития
воспитания в РФ на период до 2025 года.
Первый вектор развития говорит о том, что цель воспитания всегда
отражает идеальное представление о результате деятельности.
Эта цель
должна быть понятной и значимой для всех.
Как свидетельствует мировая и отечественная история образования,
содержательные
параметры
цели
воспитания
изменились
вслед
за
изменением уровня цивилизации общества, темпами научно-технического
процесса, экономическими возможностями.
Чтобы
подтвердить
сказанное
выше,
можно
вспомнить
цели
воспитания, присущие разным общественно-экономическим формациям. Так,
целью
первобытнообщинного
строя
было
вооружение
человека
опытом
выживания.
Цель
воспитания
детей
рабовладельцев
заключалась
в
подготовке их к роли господ, в формировании у них эстетического вкуса, в
приобщении
к
наукам,
умении
вести
захватнические
войны.
Воспитание
детей-рабов
было
нацелено
на
смирение
и
покорность
в
выполнении
требований
господ.
Целью
воспитания
детей
феодалов
было
овладение
рыцарскими добродетелями, дети крестьян в это время получали навыки
трудового
воспитания.
При
капиталистическом
строе
буржуазия
была
нацелена на экономическое воспитание своих детей, развитие у них навыков
управления
государством,
общественными
процессами.
Воспитание
пролетариата
ассоциировалось
с
образованием
работников.
В
капиталистический период общая зависимость целей воспитания и способов
производства сохранилась.
Таким
образом,
формулировка
целевых
приоритетов
воспитания
обусловлена
целым
рядом
условий,
среди
которых
выделяют
правовые,
политические, экономические, организационные, научные и др.
Второй
вектор
подразумевает
рассмотреть
уровень
развития
педагогической теории и практики, возможности общества, образовательных
организаций,
педагогов
и
их
воспитанников
на
пути
к
определению
и
осознанию целей воспитания.
В зарубежной педагогической теории и практике существует множество
подходов и концепций, которые служат для формулировок целей воспитания.
Среди наиболее значимых можно выделить:
o
воспитание ума, воли и чувств (Платон);
o
воспитание мужества и закаленности, умеренности и справедливости,
высокой интеллектуальности и моральной чистоты (Аристотель);
o
соединение воспитания с трудом (Кампанелла);
o
познание себя и окружающего мира, управление собой (Коменский) и
т.д.
Целевые приоритеты воспитания в трудах отечественных педагогов
также являлись предметом постоянных споров и обсуждений. Ушинский
отмечал,
что
целью
воспитания
является
нравственное
развитие,
его
подготовка
к
свободному
творческому
труду.
Герцен
формулировал
цель
воспитания как подготовку свободной, деятельной, гуманной, всесторонне
развитой личности, борющейся с общественным злом. Макаренко видел цель
воспитания в формировании трудового коллектива, в котором формируются
соответствующие нормы, стиль жизни, отношения.
Мы видим, что и зарубежные, и отечественные педагоги-мыслители в
качестве основного вектора считали воспитание всесторонней гармонично
развитой личности, хотя и предлагали для этого различные методы, средства
и формы воспитательной деятельности.
Третьим
вектором развития
воспитания
считается
уровень
своевременности, компетентности правительства, служб прогнозирования и
выявления условий развития педагогических систем.
Позитивным
является
тот
факт,
что
произошло
возвращение
образованию
его
воспитательной
функции.
Принятая
стратегия
развития
воспитания
в
РФ
до
2025
года
является
документом,
направленным
на
воспитание
образованной,
высоконравственной
личности,
способной
реализовать
свой
потенциал
в
различных
социально
значимых
видах
деятельности и общения.
Четвертым
вектором развития
современного
воспитания
является
обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений
науки и на основе отечественных традиций:
так,
-
в
области
гражданского
воспитания
это
формирование
готовности
противостоять проявлениям национализма, экстремизма;
-
в
области
патриотического
воспитания
–
развитие
у
воспитанников
уважения
к
символам
страны,
ее
историческим
памятникам,
развитие
интереса к поисковой
и краеведческой деятельности;
-
в
области
духовного
и
нравственного
воспитания
детей
–
развитие
готовности
к
сотрудничеству
с
общественными
организациями
и
институтами,
содействие
выработке
моделей
нравственного
поведения
в
разных жизненных ситуациях;
- в области приобщения детей к культурному наследию – развитие музейной
и театральной педагогики;
- в области физического воспитания – развитие культуры здорового питания,
вовлечение детей в массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- в области экологического воспитания – развитие у детей экологической
культуры,
формирование
нетерпимого
отношения
к
экологическим
правонарушениям.
В
заключении
можно
отметить,
что
гарантией
успешности
и
продуктивности
реализации
основных
векторов
развития
системы
воспитания
является
осознание
целевых
приоритетов
современного
воспитания,
а
также
сформированная
профессионально-педагогическая
культура учителя.