Напоминание

"Векторы развития современного воспитания"


Автор: Гиревая Татьяна Леонидовна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Векторы развития современного воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




Векторы развития современного воспитания

Происходящие изменения в укладе жизни российского общества, в

практике

воспитания

личности

привели

к

осознанию

необходимости

формирования сильной государственной политики в области воспитания и

социализации молодого поколения.

Новый опыт взаимодействия государства и общества закреплен в ряде

документов: в законе «Об образовании в РФ», в национальной стратегии

действий

в

интересах

детей

на

2012-2017

годы,

в

стратегии

развития

воспитания в РФ на период до 2025 года.

Первый вектор развития говорит о том, что цель воспитания всегда

отражает идеальное представление о результате деятельности.

Эта цель

должна быть понятной и значимой для всех.

Как свидетельствует мировая и отечественная история образования,

содержательные

параметры

цели

воспитания

изменились

вслед

за

изменением уровня цивилизации общества, темпами научно-технического

процесса, экономическими возможностями.

Чтобы

подтвердить

сказанное

выше,

можно

вспомнить

цели

воспитания, присущие разным общественно-экономическим формациям. Так,

целью

первобытнообщинного

строя

было

вооружение

человека

опытом

выживания.

Цель

воспитания

детей

рабовладельцев

заключалась

в

подготовке их к роли господ, в формировании у них эстетического вкуса, в

приобщении

к

наукам,

умении

вести

захватнические

войны.

Воспитание

детей-рабов

было

нацелено

на

смирение

и

покорность

в

выполнении

требований

господ.

Целью

воспитания

детей

феодалов

было

овладение

рыцарскими добродетелями, дети крестьян в это время получали навыки

трудового

воспитания.

При

капиталистическом

строе

буржуазия

была

нацелена на экономическое воспитание своих детей, развитие у них навыков

управления

государством,

общественными

процессами.

Воспитание

пролетариата

ассоциировалось

с

образованием

работников.

В

капиталистический период общая зависимость целей воспитания и способов

производства сохранилась.

Таким

образом,

формулировка

целевых

приоритетов

воспитания

обусловлена

целым

рядом

условий,

среди

которых

выделяют

правовые,

политические, экономические, организационные, научные и др.

Второй

вектор

подразумевает

рассмотреть

уровень

развития

педагогической теории и практики, возможности общества, образовательных

организаций,

педагогов

и

их

воспитанников

на

пути

к

определению

и

осознанию целей воспитания.

В зарубежной педагогической теории и практике существует множество

подходов и концепций, которые служат для формулировок целей воспитания.

Среди наиболее значимых можно выделить:

o

воспитание ума, воли и чувств (Платон);

o

воспитание мужества и закаленности, умеренности и справедливости,

высокой интеллектуальности и моральной чистоты (Аристотель);

o

соединение воспитания с трудом (Кампанелла);

o

познание себя и окружающего мира, управление собой (Коменский) и

т.д.

Целевые приоритеты воспитания в трудах отечественных педагогов

также являлись предметом постоянных споров и обсуждений. Ушинский

отмечал,

что

целью

воспитания

является

нравственное

развитие,

его

подготовка

к

свободному

творческому

труду.

Герцен

формулировал

цель

воспитания как подготовку свободной, деятельной, гуманной, всесторонне

развитой личности, борющейся с общественным злом. Макаренко видел цель

воспитания в формировании трудового коллектива, в котором формируются

соответствующие нормы, стиль жизни, отношения.

Мы видим, что и зарубежные, и отечественные педагоги-мыслители в

качестве основного вектора считали воспитание всесторонней гармонично

развитой личности, хотя и предлагали для этого различные методы, средства

и формы воспитательной деятельности.

Третьим

вектором развития

воспитания

считается

уровень

своевременности, компетентности правительства, служб прогнозирования и

выявления условий развития педагогических систем.

Позитивным

является

тот

факт,

что

произошло

возвращение

образованию

его

воспитательной

функции.

Принятая

стратегия

развития

воспитания

в

РФ

до

2025

года

является

документом,

направленным

на

воспитание

образованной,

высоконравственной

личности,

способной

реализовать

свой

потенциал

в

различных

социально

значимых

видах

деятельности и общения.

Четвертым

вектором развития

современного

воспитания

является

обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений

науки и на основе отечественных традиций:

так,

-

в

области

гражданского

воспитания

это

формирование

готовности

противостоять проявлениям национализма, экстремизма;

-

в

области

патриотического

воспитания

развитие

у

воспитанников

уважения

к

символам

страны,

ее

историческим

памятникам,

развитие

интереса к поисковой

и краеведческой деятельности;

-

в

области

духовного

и

нравственного

воспитания

детей

развитие

готовности

к

сотрудничеству

с

общественными

организациями

и

институтами,

содействие

выработке

моделей

нравственного

поведения

в

разных жизненных ситуациях;

- в области приобщения детей к культурному наследию – развитие музейной

и театральной педагогики;

- в области физического воспитания – развитие культуры здорового питания,

вовлечение детей в массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия;

- в области экологического воспитания – развитие у детей экологической

культуры,

формирование

нетерпимого

отношения

к

экологическим

правонарушениям.

В

заключении

можно

отметить,

что

гарантией

успешности

и

продуктивности

реализации

основных

векторов

развития

системы

воспитания

является

осознание

целевых

приоритетов

современного

воспитания,

а

также

сформированная

профессионально-педагогическая

культура учителя.



В раздел образования