Напоминание

развитие профессиональных компетенций педагогов


Автор: Родионова Елена Евгеньевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Поиск" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Система опережающего развития в области профессиональной квалификации педагогических работников через распространение передового опыта
Тема: развитие профессиональных компетенций педагогов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система опережающего развития в области профессиональной

квалификации педагогических работников через распространение

передового опыта

Родионова Елена Евгеньевна

методист МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

К

передовому

педагогическому

опыту,

рассматривая

его

в

узком

и

строгом смысле, относят такую практику, которая содержит в себе элементы

творческого

поиска,

новизны,

оригинальности.

Такой

опыт

называют

новаторским. Он ценен, так как открывает

новые пути в педагогической

практике и науке. Новаторский опыт подлежит глубокому изучению, анализу,

обобщению и, как следствие, распространению.

Между мастерством и новаторством порой трудно провести границу,

так как овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно

не останавливается. Находя и используя всё новые подходы к обучению, он

эффективно сочетает старое и новое и постепенно становится подлинным

новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику

образовательных учреждений положительный педагогический необходимо.

В

педагогическом

словаре

под

редакцией

Г.М.

Коджаспирова

педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация

педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных

условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности;

передовой

опыт

характеризуется

тем,

что

педагог

получает

лучшие

результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной

организации педагогического процесса».

В идеале, педагогический опыт, это мастерство, которое дает стабильно

высокие результаты:

в обучении и воспитании учащихся;

в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя;

в

самосовершенствовании

профе ссионально-педагогиче ской

компетенции

педагогических

работников

образовательных

учреждений.

Педагогический

опыт,

это

педагогическая

практика,

в

которой

творче ски

используются

теоретиче ские

знания,

р е а л и зу ют с я

профессиональные

«находки»

и

прокладывается

дорога

к

новому,

неизвестному,

позволяющему

совершенствовать

качество

и

результаты

образовательно-воспитательной деятельности.

Можно

выделить

три

основных

подхода

к

трактовке

передового

педагогического опыта:

1.

использование

«образца»

результативной

работы

у

педагогов-

практиков;

2.

практическое использование научных исследований ученых;

3.

собственные педагогические находки.

Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта

позволяет улучшать качество работы. В МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

такая работа осуществляется в различных формах. Представим наиболее

популярные.

Устная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым

опытом

осуществляется

путем

выступлений

перед

педагогическим

коллективом. Чаще всего это происходит на педсоветах, заседаниях

методических

объединений,

научно-практических

конференциях,

педагогических чтениях. В рамках работы методических объединений

педагогические

работники

центра

имеют

возможность

не

только

познакомиться с интересным опытом коллег, но и в дискуссионной

форме «уточнить правильность своего поискового пути».

Печатная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым

опытом осуществляется

через

публикации

сборников

материалов

конференций,

организуемых

ЦВР

«Поиск»

(ежегодно

в

сборнике

материалов региональной конференции «Общечеловеческие ценности в

поликультурном пространстве» печатаются все ее участники, среди

которых

непременно

есть

и

педагогические

работники

центра);

распространение

передового

опыта

проходит

через

публикации

в

сборниках

других

конференций,

проводимых

различными

организациями (ежегодное участие педагогических работников Центра

с дальнейшей публикацией достигает 10-15% ежегодно); передовой

опыт

распространяется

через

публикации

на

сайте

учреждения;

передовой

опыт

отражается

в

областной

газете

«Образование:

Самарский регион» и других периодических изданиях; организуются

методические выставки. Для пропаганды опыта готовятся «книжки-

раскладушки», удобные для использования на районных (городских,

областных) педагогических чтениях, конференциях и т. д.

Практический показ. Это форма распространения передового опыта

пользуется

популярностью

в

педагогическом

сообществе

Самары.

Презентация передового опыта осуществляется на открытых занятиях

и мастер-классах. Их эффективность как средства пропаганды опыта

высока,

так

как

всегда

целевая

установка

четко

сформулирована

и

заранее доведена до сведения слушателей.

Популярностью среди педагогов Центра являются мастер-классы по

декоративно-прикладному творчеству.

Знакомство

с

передовым

педагогическим

опытом

эстетического

воспитания средствами народного декоративного искусства позволяет

говорить

о

многочисленных

примерах

реализации

педагогами

эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля

разных

художественных

школ

народного

искусства

с

целью

более

полного

использования

воспитательных

функций

произведений

народных мастеров.

В ЦВР «Поиск» созданы условия для передачи педагогических находок

педагогов-мастеров, новаторов на основе профессионального общения,

ознакомления

и

изучения

эффективного

опыта

работы.

Ежегодно

проводимые

мастер-классы

помогли

включить

в

образовательный

процесс коллег из других учреждений новые технологии, ранее не

знакомые не только обучающимся, но и педагогическим работникам.

Только

в

этом

учебном

году

на

мастер-классах

были

раскрыты

возможности изучения таких технологий, как крейзивул, нунофилтинг.

Это способствует повышению мотивации обучающихся.

Обучение

на

семинарах осуществляется

на

заседаниях

«Школы

познания». Она собирает в круг заинтересованных в развитии своего

педагогического

мастерства

всех

желающих.

Каждое

заседание

направлено на углубление теоретической и методической подготовки,

ведь они являются важнейшим условием повышения воспитательного

потенциала образовательного учреждения.

В результате, в ЦВР «Поиск» была создана система опережающего

развития профессиональной квалификации педагогических работников через

и зу ч е н и е

и

р а с п р о с т р а н е н и е

п е р е д о в о го

о п ы т а . П е р е ход

к

компетентностному

образованию

обучающихся

потребовало

сущностных

изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как

целостности. Резульатом стали следующие изменения:

·

в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения

ЗУНов

-

к

формированию

базовых

социальных

и

предметных

компетенций современного специалиста);

·

в содержании обучения (от предметной информации, мало связанной с

практикой,

к

системной

ориентировочной

основе

компетентных

практических действий и поступков);

·

в

педагогической

деятельности

педагога

(от

монологического

изложения

учебного

материала

-

к

педагогике

творческого

сотрудничества и диалогу педагога и учащегося);

·

в

деятельности

обучающегося

(от

репродуктивной,

«ответной»

позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к

созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания

себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной

культуры);

·

в

технологическом

обеспечении

образовательного

процесса

(от

традиционных

«сообщающих»

методов

-

к

инновационным

педагогическим

технологиям,

реализующим

принципы

совместной

деятельности

и

творческого

взаимодействия

педагога

и

учащихся,

единства познавательной, исследовательской и будущей практической

деятельности);

·

в образовательной среде как системе влияний и условий формирования

и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-

предметном

окружении

образовательного

заведения

(внутренний

контекст деятельности педагогического коллектива и администрации

ЦВР «Поиск»);

·

в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением

г о р о д а ,

с в о е й

н а ц и о н а л ь н о - к у л ь т у р н о й

о б щ н о с т ь ю ,

производственными

предприятиями,

средствами

массовой

информации,

учреждениями

культуры,

отдыха

и

спорта,

страной

и

миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности);

·

в уровне финансового, материально-технического, организационного и

кадрового

обеспечения

деятельности

реформируемой

системы

образования.

В

связи

с

повышением

уровня

профессиональных

компетенций

педагогов

повысилась

и

результативность

деятельности

образовательного

учреждения, улучшилось качество получаемого учащимися образования.



В раздел образования