Автор: Родионова Елена Евгеньевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Поиск" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Система опережающего развития в области профессиональной квалификации педагогических работников через распространение передового опыта
Тема: развитие профессиональных компетенций педагогов
Раздел: дополнительное образование
Система опережающего развития в области профессиональной
квалификации педагогических работников через распространение
передового опыта
Родионова Елена Евгеньевна
методист МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара
К
передовому
педагогическому
опыту,
рассматривая
его
в
узком
и
строгом смысле, относят такую практику, которая содержит в себе элементы
творческого
поиска,
новизны,
оригинальности.
Такой
опыт
называют
новаторским. Он ценен, так как открывает
новые пути в педагогической
практике и науке. Новаторский опыт подлежит глубокому изучению, анализу,
обобщению и, как следствие, распространению.
Между мастерством и новаторством порой трудно провести границу,
так как овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно
не останавливается. Находя и используя всё новые подходы к обучению, он
эффективно сочетает старое и новое и постепенно становится подлинным
новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику
образовательных учреждений положительный педагогический необходимо.
В
педагогическом
словаре
под
редакцией
Г.М.
Коджаспирова
педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация
педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных
условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности;
передовой
опыт
характеризуется
тем,
что
педагог
получает
лучшие
результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной
организации педагогического процесса».
В идеале, педагогический опыт, это мастерство, которое дает стабильно
высокие результаты:
в обучении и воспитании учащихся;
в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя;
в
самосовершенствовании
профе ссионально-педагогиче ской
компетенции
педагогических
работников
образовательных
учреждений.
Педагогический
опыт,
это
педагогическая
практика,
в
которой
творче ски
используются
теоретиче ские
знания,
р е а л и зу ют с я
профессиональные
«находки»
и
прокладывается
дорога
к
новому,
неизвестному,
позволяющему
совершенствовать
качество
и
результаты
образовательно-воспитательной деятельности.
Можно
выделить
три
основных
подхода
к
трактовке
передового
педагогического опыта:
1.
использование
«образца»
результативной
работы
у
педагогов-
практиков;
2.
практическое использование научных исследований ученых;
3.
собственные педагогические находки.
Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта
позволяет улучшать качество работы. В МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара
такая работа осуществляется в различных формах. Представим наиболее
популярные.
Устная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым
опытом
осуществляется
путем
выступлений
перед
педагогическим
коллективом. Чаще всего это происходит на педсоветах, заседаниях
методических
объединений,
научно-практических
конференциях,
педагогических чтениях. В рамках работы методических объединений
педагогические
работники
центра
имеют
возможность
не
только
познакомиться с интересным опытом коллег, но и в дискуссионной
форме «уточнить правильность своего поискового пути».
Печатная пропаганда и ознакомление коллег с личным передовым
опытом осуществляется
через
публикации
сборников
материалов
конференций,
организуемых
ЦВР
«Поиск»
(ежегодно
в
сборнике
материалов региональной конференции «Общечеловеческие ценности в
поликультурном пространстве» печатаются все ее участники, среди
которых
непременно
есть
и
педагогические
работники
центра);
распространение
передового
опыта
проходит
через
публикации
в
сборниках
других
конференций,
проводимых
различными
организациями (ежегодное участие педагогических работников Центра
с дальнейшей публикацией достигает 10-15% ежегодно); передовой
опыт
распространяется
через
публикации
на
сайте
учреждения;
передовой
опыт
отражается
в
областной
газете
«Образование:
Самарский регион» и других периодических изданиях; организуются
методические выставки. Для пропаганды опыта готовятся «книжки-
раскладушки», удобные для использования на районных (городских,
областных) педагогических чтениях, конференциях и т. д.
Практический показ. Это форма распространения передового опыта
пользуется
популярностью
в
педагогическом
сообществе
Самары.
Презентация передового опыта осуществляется на открытых занятиях
и мастер-классах. Их эффективность как средства пропаганды опыта
высока,
так
как
всегда
целевая
установка
четко
сформулирована
и
заранее доведена до сведения слушателей.
Популярностью среди педагогов Центра являются мастер-классы по
декоративно-прикладному творчеству.
Знакомство
с
передовым
педагогическим
опытом
эстетического
воспитания средствами народного декоративного искусства позволяет
говорить
о
многочисленных
примерах
реализации
педагогами
эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля
разных
художественных
школ
народного
искусства
с
целью
более
полного
использования
воспитательных
функций
произведений
народных мастеров.
В ЦВР «Поиск» созданы условия для передачи педагогических находок
педагогов-мастеров, новаторов на основе профессионального общения,
ознакомления
и
изучения
эффективного
опыта
работы.
Ежегодно
проводимые
мастер-классы
помогли
включить
в
образовательный
процесс коллег из других учреждений новые технологии, ранее не
знакомые не только обучающимся, но и педагогическим работникам.
Только
в
этом
учебном
году
на
мастер-классах
были
раскрыты
возможности изучения таких технологий, как крейзивул, нунофилтинг.
Это способствует повышению мотивации обучающихся.
Обучение
на
семинарах осуществляется
на
заседаниях
«Школы
познания». Она собирает в круг заинтересованных в развитии своего
педагогического
мастерства
всех
желающих.
Каждое
заседание
направлено на углубление теоретической и методической подготовки,
ведь они являются важнейшим условием повышения воспитательного
потенциала образовательного учреждения.
В результате, в ЦВР «Поиск» была создана система опережающего
развития профессиональной квалификации педагогических работников через
и зу ч е н и е
и
р а с п р о с т р а н е н и е
п е р е д о в о го
о п ы т а . П е р е ход
к
компетентностному
образованию
обучающихся
потребовало
сущностных
изменений во всех звеньях педагогической системы, а значит, в ней самой как
целостности. Резульатом стали следующие изменения:
·
в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения
ЗУНов
-
к
формированию
базовых
социальных
и
предметных
компетенций современного специалиста);
·
в содержании обучения (от предметной информации, мало связанной с
практикой,
к
системной
ориентировочной
основе
компетентных
практических действий и поступков);
·
в
педагогической
деятельности
педагога
(от
монологического
изложения
учебного
материала
-
к
педагогике
творческого
сотрудничества и диалогу педагога и учащегося);
·
в
деятельности
обучающегося
(от
репродуктивной,
«ответной»
позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к
созиданию образа мира в себе самом посредством активного полагания
себя в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной
культуры);
·
в
технологическом
обеспечении
образовательного
процесса
(от
традиционных
«сообщающих»
методов
-
к
инновационным
педагогическим
технологиям,
реализующим
принципы
совместной
деятельности
и
творческого
взаимодействия
педагога
и
учащихся,
единства познавательной, исследовательской и будущей практической
деятельности);
·
в образовательной среде как системе влияний и условий формирования
и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-
предметном
окружении
образовательного
заведения
(внутренний
контекст деятельности педагогического коллектива и администрации
ЦВР «Поиск»);
·
в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением
г о р о д а ,
с в о е й
н а ц и о н а л ь н о - к у л ь т у р н о й
о б щ н о с т ь ю ,
производственными
предприятиями,
средствами
массовой
информации,
учреждениями
культуры,
отдыха
и
спорта,
страной
и
миром в целом (внешний контекст образовательной деятельности);
·
в уровне финансового, материально-технического, организационного и
кадрового
обеспечения
деятельности
реформируемой
системы
образования.
В
связи
с
повышением
уровня
профессиональных
компетенций
педагогов
повысилась
и
результативность
деятельности
образовательного
учреждения, улучшилось качество получаемого учащимися образования.