"Школа помощи педагогу" как эффективная форма подготовки педагога ДОО к реализации ФГОС
Автор: Русакова Ирина Николаевна Должность: заместитель заведующей по вмр Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10" Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Школа помощи педагогу" как эффективная форма подготовки педагога ДОО к реализации ФГОС Раздел: дошкольное образование
«Школа помощи педагогу» как эффективная форма подготовки
педагогов ДОО к реализации ФГОС
На
современном
этапе
педагоги
ДОО
вовлечены
в
инновационную
деятельность,
касающуюся
обновления
содержания
дошкольного
образования,
форм
его
реализации,
методов
и
приемов
преподнесения
содержания
детям.
В
связи
с
этим
развитие
профессиональной
компетентности
педагогов приобретает
особую
значимость.
Так
как
педагоги
ДОО
должны
самостоятельно
разработать
и
реализовать
(что
вызывает
наибольшее
затруднение)
основную
общеобразовательную
программу на основе примерных программ дошкольного образования, свои
рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС.
В
связи
с
этим
в
ДОО
была
организована
работа
методического
объединения
«Школы
помощи
педагогу».
План
работы
данного
методического
объединения
предполагает
проведение
теоретических
и
практических занятий по одной из сложных проблем
реализации ФГОС
дошкольного
образования.
Данную
тему
мы
выбрали
потому,
что
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
является
основополагающим
в
современном
дошкольном
образовании
и
его
реализация в практику вызывает сложность у педагогов.
Целью
работы
методического
объединения
является
повышение
профессиональной компетенции педагогов, которые испытывают трудности в
реализации
ФГОС
в
целом
и
по
проблеме
интеграции
в
современном
дошкольном образовании в частности.
Задачи
деятельности
методического
объединения
«Школа
помощи
педагогу»:
1)
способствовать
повышению
профессиональной
компетентности
воспитателей в сфере общения;
2)
способствовать
развитию
положительной
динамики
в
освоении
и
применении в дошкольной организации ФГОС.
3) повысить интерес педагогов:
-
к
изучению
опыта
коллег
и
к
представлению
собственного
опыта
на
методических объединениях и
страницах профильных интернет-сайтов и
сайте ДОО;
-к
участию
в
научно-методических
конференциях,
фе стива лях
педагогических идей (в том числе сетевых), конкурсах профессионального
мастерства разного уровня.
План
работы
методического
объединения
включает
в
себя
девять
занятий.
Форма
проведения
занятий
разная:
лекции,
круглый
стол,
дискуссия,
семинар-практикум,
мастер-класс,
деловая
игра.
Все
используемые формы проведения занятий методического объединения были
направлены
на
стимуляцию
коллективного
накопления
нового
опыта,
на
развитие
творческого
потенциала
педагогов,
развитие
их
активности
и
самостоятельности.
В
ходе
занятий
мы
использовали
деятельностный
подход, где педагоги не просто слушатели, а активные участники.
Итак,
план
работы
методического
объединения
«Школа
помощи
педагогу» мы представляем в виде таблицы:
№
Содержание
Форма проведения
1.
1.
Карта
самооценки
педагогиче ского
работника
к
введению
ФГОС
дошкольного
образования.
2.
«В
ногу
со
временем:
изучаем
ФГОС
дошкольного образования»
Анкетирование
Семинар
2.
1.
Индивидуальное
консультирование
по
запросам педагогов.
2.
Инновационный
подход
к
организации
развивающей
предметно-пространственной
среды групп ДОО.
Консультация
Лекция
3.
Новые
формы
работы
с
родителями
в
соответствии
с
ФГОС
ДО.
Планирование
и
организация родительского собрания.
Семинар-практикум
4.
«Как я оцениваю свою работу …»
Круглый стол
5.
О т к р ы т ы е
п о к а з ы
о б р а з о в а т е л ь н о й
деятельности в соответствии с ФГОС.
П р о с м о т р ы
и
обсуждения
6.
Планирование и организация образовательной
деятельности в соответствии с ФГОС.
Консультация
7.
Подвижные игры с детьми.
Мастер-класс
8.
«Новый ФГОС – новые возможности».
Деловая игра
9.
Рефлексия работы «Школы помощи педагогу»
Круглый стол
Ценность данных занятий заключается в их практической значимости,
получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытом
между участниками. В процессе изучения курса методического объединения
педагоги еще раз повторили понятия, что такое «ФГОС», «Развивающая
предметно-пространственная
среда»,
«Целевые
ориентиры»,
особенности
«индивидуального
подхода»
к
обучению
и
воспитанию
дошкольников;
рассматривали планирование и организацию образовательной деятельности в
соответствии
с
ФГОС,
инновационные
формы
работы
с
родителями
(законными представителями), интеграцию со специалистами (у всех единая
цель), учились использовать в работе опыт педагогов-стажистов, правильно
организовывать индивидуальную работу с детьми на основе педагогического
мониторинга. Все это, говорит о системном подходе к организации занятий
«Школы помощи педагогу».
Занятия
в
«Школе
помощи
педагогу»
предусматривали
как
коллективную, групповую, так и индивидуальную форму работы педагогов.
Работа в группах строилась на следующих принципах:
-принцип
добровольного
участия
в
группе
–
условие
психологической
безопасности для участников, что способствовало развитию открытости и
способности к самостоятельному принятию решения;
-принцип
обратной
связи
–
на
занятиях
были
созданы
условия,
обеспечивающие
возможность
педагогам
проводить
рефлексию,
давать
обратную связь другим участникам и принимать ее от других педагогов;
-принцип самопознания – в процессе занятий педагоги имели возможность
осознавать
свои
способности
и
личные
особенности,
что
создаёт
дополнительную мотивационную основу участия в занятиях.
Результат занятий не сводился только к формированию у участников
системы
знаний
и
умений,
что
положительно
сказывается
на
профессиональной
компетентности,
но
и
большое
значение
имело
улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему
саморазвитию, что и предполагают современные требования к педагогу.
Все занятия «Школы помощи педагогу» начинались с психологической
игры,
помогающей
установить
эмоционально
позитивный
контакт
между
педагогами, что облегчает их включение
в работу. Завершались
занятия
рефлексией:
что
удалось,
что
вызывало
затруднение.
Такая
организация
занятий создает атмосферу доверия. Эти моменты имеют
практическую
значимость, так как данные приемы можно впоследствии использовать с
детьми и с родителями (законными представителями).
Каждое занятие имеет следующую структуру:
-организационный момент;
-основная часть;
-заключение или итог занятия.
Вводная
часть
включает
в
себя
приветствие
и
разминку.
Целью
вводной
части
является
создание
позитивного
настроя
на
работу,
доверительной и деловой атмосферы. Разминка – это упражнения, которые
повышают уровень активности и способствуют формированию групповой
сплоченности. Здесь же может быть обсуждение домашнего задания. Что
способствует закреплению или систематизации пройденного материала.
Целью
основной
части
является
повышение
профессиональной
компетентности педагогов, углубление теоретических и практических основ в
соответствии
с
ФГОС.
Основная
часть
включает
в
себя
мини-лекции,
представляющие информацию об обсуждаемой проблеме, упражнения, игры,
приемы, направленные на решение основных задач занятия.
Цель
заключительной
части
–
фиксация
педагогами
полученных
знаний, снятие психоэмоционального напряжения (рефлексия, релаксация).
При этом обсуждение итогов является обязательным этапом и предполагает
эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия.
Изучение курса заканчивается итоговым занятием, которое проводится
в
форме
деловой
игры.
Педагогам
предлагается
возможно сть
продемонстрировать
полученные
знания
и
умения
посредством
игр,
упражнений, решения педагогических ситуаций и других заданий.
На
занятиях
методиче ского
объединения
и с п ол ь з о ва л и с ь
интерактивные игры, метод моделирования, решение проблемных ситуаций,
что способствовало активизации имеющихся знаний у педагогов, развитию
творческого мышления, самостоятельности, активности.
Таким образом, работа методического объединения «Школы помощи
педагогу» является эффективной формой успешной подготовки педагогов к
реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Мы рекомендуем использовать такую форму организации не только в
дошкольных, но во всех образовательных организациях. Хотим отметить, что
занятия
«Школы
помощи
педагогу»
не
только
способствуют
успешной
теоретической и практической подготовки педагогов к реализации ФГОС, но
и дает педагогу возможность самовыражения, проявления творчества.