Напоминание

"Школа помощи педагогу" как эффективная форма подготовки педагога ДОО к реализации ФГОС


Автор: Русакова Ирина Николаевна
Должность: заместитель заведующей по вмр
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Школа помощи педагогу" как эффективная форма подготовки педагога ДОО к реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Школа помощи педагогу» как эффективная форма подготовки

педагогов ДОО к реализации ФГОС
На современном этапе педагоги ДОО вовлечены в инновационную деятельность, касающуюся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Так как педагоги ДОО должны самостоятельно разработать и реализовать (что вызывает наибольшее затруднение) основную общеобразовательную программу на основе примерных программ дошкольного образования, свои рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС. В связи с этим в ДОО была организована работа методического объединения «Школы помощи педагогу». План работы данного методического объединения предполагает проведение теоретических и практических занятий по одной из сложных проблем реализации ФГОС дошкольного образования. Данную тему мы выбрали потому, что федеральный государственный образовательный стандарт является основополагающим в современном дошкольном образовании и его реализация в практику вызывает сложность у педагогов. Целью работы методического объединения является повышение профессиональной компетенции педагогов, которые испытывают трудности в реализации ФГОС в целом и по проблеме интеграции в современном дошкольном образовании в частности. Задачи деятельности методического объединения «Школа помощи педагогу»: 1) способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей в сфере общения; 2) способствовать развитию положительной динамики в освоении и применении в дошкольной организации ФГОС. 3) повысить интерес педагогов:
- к изучению опыта коллег и к представлению собственного опыта на методических объединениях и страницах профильных интернет-сайтов и сайте ДОО; -к участию в научно-методических конференциях, фе стива лях педагогических идей (в том числе сетевых), конкурсах профессионального мастерства разного уровня. План работы методического объединения включает в себя девять занятий. Форма проведения занятий разная: лекции, круглый стол, дискуссия, семинар-практикум, мастер-класс, деловая игра. Все используемые формы проведения занятий методического объединения были направлены на стимуляцию коллективного накопления нового опыта, на развитие творческого потенциала педагогов, развитие их активности и самостоятельности. В ходе занятий мы использовали деятельностный подход, где педагоги не просто слушатели, а активные участники. Итак, план работы методического объединения «Школа помощи педагогу» мы представляем в виде таблицы:


Содержание

Форма проведения
1. 1. Карта самооценки педагогиче ского работника к введению ФГОС дошкольного образования. 2. «В ногу со временем: изучаем ФГОС дошкольного образования» Анкетирование Семинар 2. 1. Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. 2. Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды групп ДОО. Консультация Лекция 3. Новые формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Планирование и организация родительского собрания. Семинар-практикум
4. «Как я оцениваю свою работу …» Круглый стол 5. О т к р ы т ы е п о к а з ы о б р а з о в а т е л ь н о й деятельности в соответствии с ФГОС. П р о с м о т р ы и обсуждения 6. Планирование и организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Консультация 7. Подвижные игры с детьми. Мастер-класс 8. «Новый ФГОС – новые возможности». Деловая игра 9. Рефлексия работы «Школы помощи педагогу» Круглый стол Ценность данных занятий заключается в их практической значимости, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытом между участниками. В процессе изучения курса методического объединения педагоги еще раз повторили понятия, что такое «ФГОС», «Развивающая предметно-пространственная среда», «Целевые ориентиры», особенности «индивидуального подхода» к обучению и воспитанию дошкольников; рассматривали планирование и организацию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС, инновационные формы работы с родителями (законными представителями), интеграцию со специалистами (у всех единая цель), учились использовать в работе опыт педагогов-стажистов, правильно организовывать индивидуальную работу с детьми на основе педагогического мониторинга. Все это, говорит о системном подходе к организации занятий «Школы помощи педагогу». Занятия в «Школе помощи педагогу» предусматривали как коллективную, групповую, так и индивидуальную форму работы педагогов. Работа в группах строилась на следующих принципах: -принцип добровольного участия в группе – условие психологической безопасности для участников, что способствовало развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решения;
-принцип обратной связи – на занятиях были созданы условия, обеспечивающие возможность педагогам проводить рефлексию, давать обратную связь другим участникам и принимать ее от других педагогов; -принцип самопознания – в процессе занятий педагоги имели возможность осознавать свои способности и личные особенности, что создаёт дополнительную мотивационную основу участия в занятиях. Результат занятий не сводился только к формированию у участников системы знаний и умений, что положительно сказывается на профессиональной компетентности, но и большое значение имело улучшение психического состояния и получение импульса к дальнейшему саморазвитию, что и предполагают современные требования к педагогу. Все занятия «Школы помощи педагогу» начинались с психологической игры, помогающей установить эмоционально позитивный контакт между педагогами, что облегчает их включение в работу. Завершались занятия рефлексией: что удалось, что вызывало затруднение. Такая организация занятий создает атмосферу доверия. Эти моменты имеют практическую значимость, так как данные приемы можно впоследствии использовать с детьми и с родителями (законными представителями). Каждое занятие имеет следующую структуру: -организационный момент; -основная часть; -заключение или итог занятия. Вводная часть включает в себя приветствие и разминку. Целью вводной части является создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы. Разминка – это упражнения, которые повышают уровень активности и способствуют формированию групповой сплоченности. Здесь же может быть обсуждение домашнего задания. Что способствует закреплению или систематизации пройденного материала. Целью основной части является повышение профессиональной компетентности педагогов, углубление теоретических и практических основ в
соответствии с ФГОС. Основная часть включает в себя мини-лекции, представляющие информацию об обсуждаемой проблеме, упражнения, игры, приемы, направленные на решение основных задач занятия. Цель заключительной части – фиксация педагогами полученных знаний, снятие психоэмоционального напряжения (рефлексия, релаксация). При этом обсуждение итогов является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия. Изучение курса заканчивается итоговым занятием, которое проводится в форме деловой игры. Педагогам предлагается возможно сть продемонстрировать полученные знания и умения посредством игр, упражнений, решения педагогических ситуаций и других заданий. На занятиях методиче ского объединения и с п ол ь з о ва л и с ь интерактивные игры, метод моделирования, решение проблемных ситуаций, что способствовало активизации имеющихся знаний у педагогов, развитию творческого мышления, самостоятельности, активности. Таким образом, работа методического объединения «Школы помощи педагогу» является эффективной формой успешной подготовки педагогов к реализации федерального государственного образовательного стандарта. Мы рекомендуем использовать такую форму организации не только в дошкольных, но во всех образовательных организациях. Хотим отметить, что занятия «Школы помощи педагогу» не только способствуют успешной теоретической и практической подготовки педагогов к реализации ФГОС, но и дает педагогу возможность самовыражения, проявления творчества.


В раздел образования