Авторы: Мартынова Ирина Михайловна, Сердюкова Любовь Николаевна
Должность: преподаватели экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ "Георгиевский колледж"
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Георгиевск
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Раздел: среднее профессиональное
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
КОНКУРЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Мартынова И.М., Сердюкова Л.Н.
преподаватели экономических дисциплин,
ГБПОУ «Георгиевский колледж», г. Георгиевск
Сущность понятия «инновация» выражается в наличии возможностей
получения
практико-ориентированного
результата
научно-образовательной
деятельности,
направленной
на
разработку,
создание
и
распространение
качественно новых видов деятельности, технологий и средств применения
информации при современных способах их использования на практике. Это
воплощается в абсолютно новом или модернизированном продукте , который
представляется на рынке как условие купли и продажи образовательных
услуг.
Специальные
экономические
дисциплины
представляют
собой
систематизированные
совокупности
учебного
материала,
связанного
с
рассмотрением динамики развития экономических систем, с определением
форм
и
способов
их
модернизации.
Формирование
и
закрепление
специальных умений и знаний у обучающихся по указанным дисциплинам
зависит
от
степени
эффективности
использования
современных
образовательных технологий. В свою очередь, данные технологии выступают
средствами
создания
компетентности
в
деятельности
предприятий
и
организаций
различных
форм
собственности,
а
также
в
сфере
функционирования субъектов индивидуального предпринимательства.
Кроме экономически-направленных знаний и умений, одной из главных
целей применения инновационных образовательных технологий выступает
подготовка специалистов для формирования и развития партнерства между
организациями
как
экономиче скими
субъект ами
и
о р г а н а м и
государственного и муниципального управления.
Инновационные образовательные технологии, применяемые в сфере
преподавания экономических дисциплин преподавателями колледжа, состоят
из следующих основных элементов:
-экономических знаний и умений;
-интерактивных методов обучения;
-использования современной инфраструктуры.
Экономические
знания
и
умения
формируются
у
обучающихся
в
учебном процессе и предполагают развитие профессиональных компетенций.
Приобретение
профессиональных
компетенций
представляется
в
виде
определенной
системы
теоретических
учебных
материалов,
а
также
разноуровневых
практических
заданий
и
ситуаций,
которые
позволяют
выработать профессиональные умения по соответствующей компетенции.
Проведение лекционных и практических занятий происходит посредством
использования
современных
информационных
технологий.
Обязательным
элементом преподавания экономических дисциплин будут игровые формы:
деловые,
ролевые,
имитационные,
организационно-деятельностные
и
проективные. Игровые формы учебного процесса строятся на доминирование
продуктивно-преобразовательной работы учащихся. Обязательный элемент -
многовариантность
решений,
альтернативность
способов
получения
результата, однако, студенту принципиально важно научиться делать выбор в
пользу самого оптимального решения за короткий срок. Деловые игры в
преподавании
экономических
дисциплин
связаны
с
экономикой
и
управлением, финансами, денежным обращением и бухгалтерским учетом.
Интерактивные методы обучения
представляют собой совокупность
специальных
методов
формирования
компетенций,
основанных
на
взаимодействии
обучающихся
и
их
вовлечении
в
учебный
процесс
с
установлением устойчивого контакта посредством применения современных
электронных средств коммуникации между преподавателем и обучающимися.
В
настоящее
время
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
предполагают
целенаправленное
внедрение
в
образовательный
процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход. На
сегодняшний
день
преподаватели
колледжа
имеют
широкий
выбор
технологий,
который
они
могут
применить
в
своей
педагогической
деятельности.
Педагогический
опыт
преподавателей
экономических
дисциплин показывает, что в учебном процессе внедряются интерактивные
формы обучения. Это одно из обязательных требований ФГОС СПО.
Использование
современной
инфраструктуры
предполагает
использование
компьютерной
техники,
интерактивных
средств
представления учебного материала и доступа к различным информационным
сетям. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в
преподавании
экономических
дисциплин
чрезвычайно
плодотворно.
Применяя ИКТ, студенты успешно используют полученные навыки в их
профессиональной
деятельности.
Это
осуществляется
путем
внедрения
в
систему
профессионального
образования
модульно-компетентностного
п о д х о д а .
Ц е л ь
п р и м е н е н и я
э т о г о
п о д х о д а
–
п о д г о т о в к а
конкурентоспособного,
мобильного,
компетентного
выпускника.
Компетентностный
подход
–
ориентация
всех
компонентов
учебного
процесса
на
приобретение
выпускником
компетентности
и
компетенций,
необходимых для осуществления его профессиональной деятельности.
В
преподавательской
деятельности
применяемые
инновации
имеют
закрытый и открытый характер, в соответствии с чем выделяются два их
вида:
1)
закрытые
инновации
-
разработка
эффективных
технологий
преподавания
на
основе
собственных
источников
образовательного
учреждения
за
счет
научно-исследовательских
работ
и
открытий
членов
педагогического
коллектива,
с
анализом
накопленного
педагогического
опыта;
2) открытые инновации - поиск и рассмотрение результатов научно-
педагогической
деятельности
других
образовательных
учреждений
по
вопросам разработки специальных технологий преподавания аналогичных
экономических
дисциплин
(включение
рассмотренного
внешнего
опыта
разработки
и
применения
образовательных
технологий
в
систему
собственного практического опыта преподавания экономических дисциплин).
Установление
и
дальнейшее
использование
указанных
инноваций
в
разработке образовательных технологий, в том числе тех, которые могут
применяться при преподавании экономических дисциплин, выступают:
1) поиск и учет специфики накопленного практического опыта ведения
хозяйственной
деятельности,
управления
имуществом
и
финансовыми
средствами
предприятий
и
организаций,
составляющих
частную,
государственную и муниципальную собственность ;
2) анализ особенностей экономических отношений с установлением
тенденций
их
дальнейшего
развития
с
целью
организации
подготовки
специалистов
в
области
экономики,
способных
ориентироваться
в
стремительно изменяющихся социально-экономических процессах.
На современном этапе развития экономико-педагогические технологии
основаны на конструктивном партнерстве и сотрудничестве между ведущими
учебными
заведениями
России,
которые
путем
совместных
разработок
способны создавать новые педагогические технологии, востребованные в
экономическом
образовании.
Применение
этих
технологий
позволяет
преподавателю:
- создавать благоприятную и комфортную для овладения студентами
учебным
материалом
обстановку,
оптимально
использовать
современную
материально-техническую базу;
-
обеспечивать
обучающихся
соответствующими
основными
и
дополнительными учебными материалами, актуальными для осуществления
самостоятельной работы в ходе изучения конкретной учебной дисциплины;
- непрерывно ориентировать студентов на будущую профессиональную
деятельность, основы которой формируются при осуществлении учебной
деятельности на практических занятиях и во время индивидуальной работы;
-
стимулировать
студентов
на
осмысленную
познавательную
и
предметно-поисковую деятельность.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод
что,
инновационные
образовательные технологии способствуют решению следующих актуальных
задач современного
профессионального образования по экономическому
направлению:
-
формирование
навыков
практических
исследований,
позволяющих
принимать профессиональные решения;
- обеспечение перехода от накопления знаний к созданию механизмов
самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
-
повышение
познавательной
активности
с
развитием
экономико-
ориентированных творческих способностей.
Указанные
задачи
способны
эффективно
решаться
в
современных
социально-экономических условиях на основе применения инновационных
образовательных технологий, представляющих собой совокупность средств и
методов формирования компетентности специалистов, востребованных на
рынке
труда.
Внедрение
инновационных
образовательных
технологий
в
преподавании
экономических
дисциплин
связано
с
развитием
конкурентоспособности
учебного
заведения
на
рынке
оказания
образовательных услуг в сфере экономики.
Образовательная
организация
способна
интегрировать
различные
образовательные
программы,
которые
реализуются
в
деятельности
компетентных
преподавателей.
В
частности,
колледж,
в
деятельности
которого применяются данные технологии, способен занимать лидирующие
позиции в образовательном пространстве города и региона и формировать и
расширять устойчивые связи.