"Церковное шитье, как предмет дополнительного образования в православной гимназии".
Автор: Лозбина Светлана Сергеевна Должность: преподаватель технологии (в прошлом) Учебное заведение: МБОУ православная гимназияво имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Населённый пункт: г.Новосибирск Наименование материала: доклад на научно-практической конференции "Церковное искусство". Тема: "Церковное шитье, как предмет дополнительного образования в православной гимназии". Раздел: дополнительное образование
образования в православной гимназии
Мы с вами живем в век скоростей и информационных
технологий, и каждый день преподносит очень много нового.
Что же помогает нам не затеряться в этом нескончаемом
потоке информации?
Это наши традиции, наши корни, то, что еще называют
менталитетом. К числу наших вековых традиций относится и
церковное шитье.
Темой доклада я изначально выбрала дополнительное
образование, которое позволяет обучающимся приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределиться
профессионально и личностно.
Но, готовясь к выступлению, я поняла, что невозможно
объять необъятное, тем более в рамках кружка для
рукоделия, пусть это и церковное шитье.
Изучая с детьми технику вышивки золотым шнуром или
шитье жемчугом на кружке «Церковное шитье», мы
обязательно должны применять это на практике. Например,
вышить закладку для Евангелия, расшить покровцы и воздух.
Ну, просто, казалось бы, крест вышить на ткани.
И тут начинается: что такое покровцы – это покров, тайна;
почему тайна, для чего, какая у них символика, история и так
далее. Что такое Крест - Орудие спасения, как можно его
изображать, а как нельзя, какие бывают кресты – лоза, якорь,
мальтийский, голгофский. Если голгофский, то какой край
нижней перекладины и почему показывает вверх. Почему в
Церкви используются семь цветов тканей, и чем церковные
цвета отличаются от цветов радуги, которая лежит в основе
учения о цветовом спектре. Какой сакральный смысл в
облачениях священнослужителей, зачем нужно требное
облачение и что это такое.
Это темы, которые интересуют если не всех, то очень многих
и ответы на них могут помочь пробудить живой интерес к
церковной жизни.
Вообще церковное шитье это очень емкий предмет.
Церковное шитье включает в себя не только конструирование
и изготовление облачений, но и вышивку, как облачений, так и
икон, хоругвей, плащаниц – то есть всего литургического
текстиля.
Это очень самобытный вид искусства, поистине царское
рукоделие, к которому в России в последнее время
проснулся неподдельный интерес. Церковное шитье,
особенно это касается орнаментального золотного
древнерусского шитья, а попросту – декоративного –
переживает эпоху возрождения. Это древний народный
промысел, тесно связанный изначально с церковью. Но, к
сожалению, волна интереса докатилась до Урала, там и
погасла.
А ведь у нас тоже есть огромный потенциал и искреннее
желание, особенно у прихожанок, причем, от возраста это не
зависит. Это реальная возможность принять участие в жизни
Церкви, в ее благоукрашении.
Последнее время церковная жизнь активно возрождается,
восстанавливаются старые и строятся новые храмы.
С древности в интерьере храма используется очень много
вышитых тканей, включая облачение священнослужителей,
пелены, хоругви, плащаницы, объединенных одним емким
понятием – литургический текстиль. Храм – одно из мест
особого присутствия Божия, поэтому во все времена для
Литургии используется самый лучший и самый дорогой
текстиль.
Как правило, предметы литургического текстиля создаются в
основном женскими руками. И назначение их далеко не
утилитарное, это работа для Бога. Как сказал отец Сергий
Булгаков : «… то, что шьется и ткется в нашем быту, в
обыденной жизни нашей, уже перерождается и святится в
наших руках, становится вещью иного мира, нового неба и
новой земли… и сим созидается мост между святилищем и
внешним двором, связь, по которой восходят и нисходят
ангелы с неба на землю».
О том, какое значение в воспитании женщин имеет
рукоделие, очень хорошо знали наши предки. Сестра
Владимира Мономаха Янка учила дев наряду с чтением и
пением еще и швению
Искусство церковного шитья и все, что с ним связано,
вызывает у детей неподдельный интерес, как будто они
прикасаются к сказке.
Детям привлекательны эти занятия не только из-за красоты
предмета, а из-за желания сшить и вышить в скором времени
что-либо собственными руками, это очень важная мотивация.
Цели и задачи кружка «Церковное шитье» состоят в том,
чтобы раскрыть перед учащимися секреты этого
древнерусского искусства и дать понять, наряду с освоением
техник, что церковное шитье не только несет в себе красоту
и духовность, а так же дает реальную возможность принять
участие в украшении храма.
Поскольку церковное шитье есть не просто ремесло, а еще
и творчество, то очень важно, чтобы дети, приобретя
необходимые навыки, став взрослыми, научились творить в
рамках канона.
Церковное шитье можно разделить на три основных
составляющих61.«Шитье церковных облачений»
- обучение азам конструирования и пошива литургического
текстиля: облачений священнослужителей, закладок для
напрестольного Евангелия, покровцов, воздухов, требных
комплектов.
2. « Древнерусское орнаментальное (декоративное) шитье»
- обучение работе с золотными нитями, шнурами, жемчугом,
канителью, стразами и другими материалами.
3. «Лицевое шитье»
- вышивка открытых частей тела святых шелковыми нитями.
Это уже сродни иконописи, ее младшая сестра. Недаром
лицевое житье называют живописью иглой.
Методика преподавания церковного шитья как
дополнительного образования с применением принципа
комплексного подхода разработана на основании программ
действующих мастерских.
Двигаясь от простого к сложному, учащиеся обучаются
искусству обращения с иголкой и ниткой, простейшим швам,
постепенно осваивают навыки, необходимые для
изготовления изделий из ткани для храма. Очень важно, что
параллельно развивается мелкая моторика,
тактильные ощущения и глазомер.
Обязательно знакомство учащихся с основами
иконописания, шрифтами, разработкой прорисей для шитья,
цветоведения и построения орнамента.
Практические занятия тесно поддерживаются теорией, дети
знакомятся с историей и символикой облачений и
литургического текстиля, с музеями и школами церковного
шитья, основами иконографии и богословия иконы.
Древнерусское золотное орнаментальное шитье развивает
мышление, творческие способности, цветовую
чувствительность.
Несмотря на то, что основной акцент сделан именно на
декоративное золотное шитье, в задачу кружка « Церковное
шитье» входит и освоение основ индивидуального
конструирования и технологии пошива.
Церковное шитье воспитывает такие качества, как терпение,
усидчивость, силу воли, умение доводить начатое дело до
конца.
Знакомясь с наследием предков в плане церковного шитья, с
золотошвейными мастерскими, дети ближе узнают как
историю своего отечества через сохранившиеся памятники,
через жития святых жен и мужей, имевших отношение к
развитию этого вида искусства, так и мировую
художественную культуру в целом.
У детей пробуждаются творческие наклонности и
способности, развивается воображение.
В план занятий входит ознакомление с экспонатами
музеев мира и России при помощи Интернета, а так же
посещение местных храмов, музеев, выставок.
В Новосибирском Епархиальном музее хранится много
экспонатов, каждый из которых вызывает благоговейный
трепет и достоин отдельного изучения. Например, облачение
святого праведного Иоанна Кронштадтского, подаренное
нашему Митрополиту Тихону, когда он был еще наместником
Данилова монастыря.
В церкви в Завьялово есть прекрасные образцы лицевого
шитья позапрошлого века - несколько вышитых икон, среди
них – Святая Троица.
В Бердске, в нижнем храме Преображения есть келейные
иконы нашего приснопамятного Епископа Сергия, у которых
шитые бисером ризы.
Техники и методы орнаментального древнерусского золотного
шитья в совокупности с теоретической наполняющей
способствуют развитию души. К тому же, зачастую это
соборная и всегда молитвенная работа. Умение
сосредоточиться, сконцентрироваться, желание и умение
работать в команде – тоже немаловажный аспект воспитания
личности.
Очень важно, чтобы дети осмысленно, а не потребительски и
по принуждению ходили в Церковь. Чтобы она стала им
родным домом, в котором хочется молиться и трудиться.
Религиозный аспект недаром имеет большое значение в
православном воспитании, да и вообще в воспитании
человека, ведь в основе организации современного
общества лежит христианское мировоззрение и вся
европейская культура является плодом христианской
религии.
Дополнительное образование – это гораздо более емкая
тема, чем кружок по рукоделию. Все, что хочется дать
детям в рамках кружка, дать нереально, слишком большой
объем. Это мы еще не коснулись многогранности церковного
искусства - зодчество, литература, поэзия, иконопись
фреска, мозаика, ковка, работа с деревом…
Эти и многие другие темы способны вызвать
неподдельный интерес к истории, ведь она повсюду, все
дышит и живет внутри нее.
Совсем не обязательно превращать гимназию в факультет
церковных художеств, но дело в том, что косвенным образом
личность воспитывается и через искусство и я, как мама, как
православная христианка, предполагаю, что в
православных гимназиях был бы не лишним такой предмет,
как Церковное искусство.
Он как нельзя лучше вписывается в систему
дополнительного образования именно в православной
гимназии, он настолько емкий и всеобъемлющий, что редко у
кого не затронет душевных струн.
Очень многим детям этот предмет может помочь
профессионально самоопределиться, и даже если это не
будет связано с храмостроительством конкретно или с
резьбой по дереву, или с шитьем, я уверена, что зерна,
заложенные, прорастут. Человек благоговейно и трепетно
будет относиться к любой работе, на какое место ни поставил
его Господь.
Необходимы конференции и семинары, которые будут
стимулировать, поощрять детей к дальнейшему узнаванию и
изучению истории через церковное искусство, тем самым
будут воспитываться патриотизм и любовь к Отечеству.
Ведь мы не можем любить то, что не знаем.
Прививка любви – это актуально всегда, особенно
сегодня, когда на внимание детей, на их души яростно
претендует негативная сторона действительности через
Интернет, СМИ, через недобросовестных людей. Написано,
исследуйте, какого они Духа, но кто научит этому наших
детей? Только Господь, «пришедый собрать расточенныя».
Я уверена, что многие специалисты - богословы, педагоги,
согласятся с тем, какое благотворное влияние на развитие
личности ребенка может оказать предмет дополнительного
образования «Церковное искусство».