Напоминание

Исценирование сказок в разновозрастной группе.


Автор: Скончебасова Сафиет Нурбиевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ №27 "Насып"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Красногвардейский район, а. Джамбечии
Наименование материала: статья
Тема: Исценирование сказок в разновозрастной группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Исценирование сказок в разновозрастной группе.

Автор: Скончебасова Сафиет Нурбиевна

Организация: МБДОУ №27 «Насып»

Населенный пункт: Республика Адыгея, а.Джамбечи

Я – воспитатель, это значит,

Мне выпадает счастье каждый день

Бывать в неповторимом мире детства,

В мир чуда для меня открыта дверь.

За этой дверью страна сказок и чудес.

Страна, где под запретом строгим унынье, безразличье,

Где важен интерес, к сердцам и душам детским,

Смешным задорным и активным,

любимым нашим малышам.

В век копьютерных технологии, всевозможных гаджетов часто живое

общение детей заменяется комьютерными играми, часто и долго порой дети

проводят перед телевизором, и как следствие всего этого происходит

задержка речевого развития ребенка. Бедный словарный запас детей,

невозможность передать свою мысль, затруднения в общении со

сверстниками, взрослыми все это стало частыми явлениями в нашей жизни.

В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем

в деятельности воспитателя ДОУ. В Федеральном Государственном

Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как

основная образовательная область. И основной целью моей работы стало

формирование правильной речи ребенка, обогащение словарного запаса,

выразительности речи, четко и ясно излагать свою мысль, умение свободно

держаться перед слушателями, развитие монологической и диалогической

речи. Формирование внутренней психологической активности, умение

мысленно действовать в воображаемой ситуации, представить собственную

позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного

персонажа. Формировать умение выразительно интонировать с разной силой

голоса реплики героев - выразительно передавать образ героев мимикой и

движением.

Основными задачами успешной реализации поставленной цели являются:

1.Создание условий для воплощения образа литературного героя.

2.Использование сказки не только как средство обучения, но и как средство

развития личности. Организация комплексной работы со сказкой –

воспитывать желание сотрудничать, умение общаться.

3.Учить применять полученные знания и умения в практической

деятельности.

4. Задействовать всех воспитанников группы в процесс инсценировки

сказки.

Хорошо развитая речь ребенка является основанием для успешного развития

всех остальных видов детской деятельности: общения, познания,

познавательно-исследовательской и даже игровой. Одним из

основополагающих направлений, которое используется воспитателем в

воспитании и развитии детей, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы

детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,

формирования элементарных математических представлений до физического

cовершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения,

эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в

целях всестороннего воспитания личности. Велико значение

театрализованной игры для речевого развития (cовершенствования диалогов

и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре

оcуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами,

настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, оcознают

причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и

самореализации ребенка.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка

видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит cтремление самому нести в

жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку

развиваться всесторонне. В своей работе я хочу подробнее рассказать об

одном из разновидностей театрализованной деятельности – исценирование

сказок.

Инсценирование сказок является действенным средством всестороннего

развития личности, коллективизма, уверенности в своих силах, инициативы.

Сказка, развивая личность ребенка, обогащает новыми впечатлениями,

знаниями и умениями, прививает интерес к литературе, формирует

диалогическую речь, активизирует словарь, что является немаловажным

фактором в условиях воспитания и обучения детей в разновозрастной группе.

Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-

чувственное восприятие мира. Перевоплощаясь, в героев сказок, дети

выпускают свою застенчивость, скованность. Они преображаются,

становятся личностью. Инсценируя сказки, дети, становятся сплоченными,

дружными, учатся договариваться, обговаривать те или иные моменты сказки

- все это дает каждому ребенку проявить свое мастерство, индивидуальность.

Сказка, инсценированная самими детьми, совершенствует артистические

навыки детей в воплощении образа, побуждает их к созданию новых образов.

Ребенку в процессе инсценировки открывается эмоциональный мир.

Для моих воспитанников она является самым любимым видом занятий, они с

удовольствием

участвуют

как

в

постановках,

так

в

подготовке

к

инсценировке.

Работа

над

инсценировкой

начинается

с

чтения

сказки,

обсуждения

сюжета

сказки,

характера

героев,

костюмов.

Распределяются

роли между детьми: так они учатся обсуждать, договариваться. Проводится

словарная работа, заучивание реплик героев.

Следующим этапом является изготовление костюмов, масок, атрибутов, в

котором

дети

принимают

активное

участие.

Изготовление

элементов

костюмов, масок, декораций помогает детям погрузиться в сказочный мир,

лучше почувствовать своих героев, передать их характер. я выбираю не

сложные атрибуты, дети с большим азартом изготавливают их сами.

И вот наступает долгожданный момент «игры в сказку», в котором каждый

сможет

реализоваться,

как

личность,

преодолевать не

только

речевые

нарушения , но и робость, неуверенность в себе, застенчивость. Совместная

творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно

активных

детей,

помогая

им

преодолевать

застенчивость

и

зажатость.

Особенно

это

актуально

в

разновозрастной

группе,

и

моя

задача

как,

воспитателя вовлечь всех детей независимо от возраста, способностей детей

в игру, дать возможность раскрыться, сплотить детский коллектив. Опыт

показывает, что дети, даже самые застенчивые, с трудом, идущие на контакт

со сверстниками дети с удовольствием перевоплощаются в различных героев,

они любят выступать перед публикой.

В дальнейшем эти постановки используются на утренниках, различных

праздниках, для показа детям младшей группы.

С большим удовольствием

дети инсценируют

сказки: "Колобок", "Лиса и заяц", "Репка", "Красная

Шапочка",

из

адыгейских

народных

сказок

«Трудовые

деньги»,

«Лъыжьымытэщыгъумыт». В

х о д е

с и с т е м а т и ч е с к и х

з а н я т и й

театрализованной

деятельностью

можно

добиться:

формирование

коммуникативных навыков;

выразительность речи, умение вести диалог,

используя нужный темп речи; умение управлять своими эмоциями; развития

дружелюбного

отношения

друг

к

другу

и

к

окружающим.Подводя

итог,

хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие

речи неоспоримо. С помощью театрализованной деятельности, в частности,

инсценирования сказок можно решать практически все задачи программы

развития

речи,

и

наряду

с

основными

методами

и

приемами

речевого

развития

детей

можно

и

нужно

использовать

этот

богатейший

материал

словесного творчества

.

Сказки, в которые играют дети, всегда имеют нравственную направленность.

Любимые герои вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для

себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.

Очень

важно

для

ребенка

то,

что

при

игре

«в

сказку»

ребенок

может

принимать

на

себя

разные

роли,

подражать

как

положительным,

так

и

отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако

сюжет

сказки

это

лишь

основа

для

самостоятельного

творчества.

А

творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои

идеи, воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка

в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.

Таким

образом,

театрализованная

игра

оказывает

большое

влияние

на

речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение

словарного

запаса,

совершенствует

артикуляционный

аппарат.

Ребенок

усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя

выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и

их

поступков,

старается

говорить

четко,

чтоб

его

все

поняли.

В

театрализованной

игре

формируется

диалогическая,

эмоционально

насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и

последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Театрализованные

игры

способствуют

усвоению

элементов

речевого

общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). От того, как

сформированы

навыки

общения,

умения

управлять

своими

эмоциями

во

многом

зависит

характер

будущих

отношений

дошкольников

в

социуме.

Считаю,

что

направление

моей

работы

поможет

детям

в

будущем

безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а

приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные

проблемы и задачи.



В раздел образования