Напоминание

"Формирование и развитие УУД на уроках математики"


Автор: Царева Марина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Новопокровская ООШ"
Населённый пункт: село Новопокровка, Кожевниковский район, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие УУД на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад





Царева Марина Анатольевна

Учитель математики МБОУ «Новопокровская ООШ»

Кожевниковский район
Томская область
Формирование и развитие УУД на уроках математики
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: •формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; •проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; •активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; •построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению

и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных

областях познания
. Основные функции УУД: • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальные учебные действия: • коммуникативные;
• познавательные; • регулятивные; • личностные.
Регулятивные учебные действия
обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. • Целеполагание • Планирование • Прогнозирование • Контроль • Коррекция • Оценка • Саморегуляция
Личностные действия
позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. • Самоопределение • Смыслообразование • Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Познавательные действия
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. • Общеучебные универсальные действия • Логические универсальные действия • Постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия
обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. • Планирование • Постановка вопросов
• Разрешение конфликтов • Контроль, коррекция действий Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока: Тип урока / Педагогические технологии Урок сообщения новых знаний / ИКТ, технология проблемного обучения Урок закрепления знаний / ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления Урок повторения / Игры, групповые формы работы Урок систематизации изученного материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы Комбинированный урок / Возможно применение всех технологий Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: • 1 этап — вводно-мотивационный. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) • 2 этап — открытие математических знаний. На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. • 3 этап — формализация знаний. Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. • 4 этап — обобщение и систематизация. На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между
изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий.
Виды универсальных действий / Виды заданий
Личностные • участие в проектах; • подведение итогов урока; • творческие задания, имеющие практическое применение; • самооценка событий. ПРИМЕР ЗАДАНИЙ: 1 пример: необходимо раскрасить бабочку в цвета, по определенному цвету, сначала надо вычислить значения выражений. Формирование вычислительных навыков, мотивация учения, развитие интереса к математике. Формировать положительное отношение к процессу познания, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость. 2 пример: решить задачу древних индусов (геометрия: практическое применение теоремы Пифагора). Над озером тихим, С полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой. Нашел же рыбак его ранней весной В двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: Как озера вода здесь глубока? Познавательные • «Найти отличия» • «Поиск лишнего» • «Лабиринты»
• «Цепочки» • Составления схем-опор • Работа с разными видами таблиц • Составления и распознавание диаграмм • Работа со словарями ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: 1 пример (квадратные уравнения, 8 класс) • Решите уравнения и расшифруйте полученное слово 1) 35x² + 2x - 1 = 0; 5). 4 - x² = 0; 2) 9y² + 30y + 25 = 0; 6). x²- 9x + 14 = 0; 3) 3x²- 15 = 0; 7). 2x² - 11x + 9 = 0; 4) 0,5x² - 3,5x = 0; 8). -3x² + 7x + 10 = 0. Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ. • Используя интернет или дополнительную литератору, записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса. Забавляясь, обезьяны на две группы разделились: Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась, А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте. Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе. Пример 2. Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. Виды: Прыжки в длину / Метание / Бег Маша: 185 см / 0,01 км / 420 сек Катя: 19 дм / 1200 см / 5 мин 30 сек Оля: 1 м 7 дм / 6 см 135 дм/ 0,1 ч Регулятивные • «Преднамеренные ошибки» • Поиск информации в предложенных источниках • Взаимоконтроль
• Диспут • «Ищу ошибку» • Контрольный опрос на определенную проблему Пример 1. Правильно прочтите высказывание Н.К. Крупской, записанное без пробелов. Если нужно, поставьте запятую. Математикаэтоцепьпонятий: выпадетоднозвенышкоине понятнобудетдальнейшее. Пример 2. (ученик решил задачу, найдите ошибку и оформите верное решение) 1. ÐСЕF = ÐAED (односторонние), ÐСFE = ÐEAD (накрестлежащие при параллельных прямых), D АЕD = D FЕС (по первому признаку) 2. CE:DE=AE:FE=DA:CF 4:8=10:FE=7:СF Ответ: FC = 3,5 см, FЕ = 5 см. Коммуникативные • Составь задание партнеру • Отзыв на работу товарища • Групповая работа по составлению кроссвордов • «Подготовь рассказ на тему…» • «Объясни …» Пример 1. ИГРА «МОРСКОЙ БОЙ» а b c d е f g h l 1 2 3 4 5 6 7 8 10
Пример 2. Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы. Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. Результаты формирования УУД Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: • выделять тип задач и способы их решения ; • осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач; • различать обоснованные и необоснованные суждения; • обосновывать этапы решения учебной задачи; • производить анализ и преобразование информации; • проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); • устанавливать причинно-следственные связи; • владеть общим приемом решения задач; • создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий. Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими; • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: • выбирать средства для своего поведения; • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу,
правилу, с использованием норм; • планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки; • начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. Результатом формирования личностных УУД следует считать: • уровень развития морального сознания; • присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Помните - каждый ребенок индивидуален. 2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников. 3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете. 4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал. 5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике. 6. Научите ребенка высказывать свои мысли. 7. Не бойтесь" нестандартных уроков", попробуйте.


В раздел образования