Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родничок"


Автор: Нагаева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 села Бада
Населённый пункт: Забайкальский край
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности "Родничок"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 с.Бада»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Родничок»

(приобщение младших школьников к краеведению и истории России)

Составитель:

Нагаева Елена Владимировна,

учитель начальных классов

с. Бада

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

В

настоящее

время

изменения,

происходящие

в

социальной

жизни

нашей

страны, а также перемены в области просвещения, делают особенно актуальными

РАССМОТРЕНО

на заседании МО классных

руководителей

протокол №________

от «___»____________2018 г.

Руководитель МО

____________Полячкина Л.М.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

НМР

« » ________ 2018г

____________ Першина И.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №15

_________ Н.Н.Балыко

Приказ № _______

от «___»________2018

Направление: духовно-нравственное

Количество недель: 34

Количество часов за учебный год: 34 час.

Количество часов в неделю: 1 час

Класс: 2

проблемы духовности, морали и этики. Возрастает проблема формирования у детей

нравственных ценностей, любви и уважения к Родине, ее историческому прошлому, к

культуре и искусству родного края.

Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и

одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-

педагогическая

поддержка

становления

и

развития

высоконравственного,

ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

В

младшем

школьном

возрасте

происходит

становление

основ

гражданской

идентичности

и

мировоззрения.

Моральное

развитие

учащихся

начальной

школы

связано с освоением моральных норм и нравственных идеалов, а также с характером

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками,

общением

и

межличностными

отношениями.

Результатом

развития

общения

и

форм

учебного

сотрудничества

является рост социальной, культурной и коммуникативной компетентности ребенка.

В

связи

с

этим,

сегодня

требуется

глубокое

и

всестороннее

осмысление

образовательно-воспитательного

процесса

в

системе

школьного

образования,

в

частности

начальной

школы.

С

самого

раннего

возраста

необходимо

целенаправленное воздействие на человека для развития любви к Родине и чувства

национальной гордости. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с

ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.

Изучение культурного наследия родного края расширяет кругозор и развивает

познавательный

интерес

учащихся,

формирует

практические

и

интеллектуальные

умения,

способствует

развитию

творческих

возможностей

и

самоопределению

учащихся.

Таким

образом,

дополнительная

образовательная

программа

внеурочной

деятельности «Приобщение младших школьников к краеведению и истории России»,

составленная

на

основе

методического

пособия

М.Д

Маханёвой,

О.Л.Князевой

«Приобщение младших школьников к краеведению и истории России»

призвана

обеспечить:

историческую

преемственность

поколений

,сохранение,

распространение

и

развитие

национальной

культуры,

воспитание

бережного

отношения

к

историческому и культурному наследию народов России;

воспитание

патриотов

России,

граждан

правового

демократического,

социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих

высокой

нравственностью

и

проявляющих

национальную

и

религиозную

терпимость.

Принимая

и

разделяя

такие

целевые

ориентиры

отечественной

системы

образования надо считать, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с

раннего

детства.

Но,

подобно

любому

другому

чувству,

патриотизм

обретается

самостоятельно

и

переживается

индивидуально.

Он

прямо

связан

с

личной

духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не

сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не

навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение личности.

Важно, чтобы ребёнок с раннего детства постигал историю своего народа и его

культуру, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту

землю, на которой живёшь. Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать

себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык , историю и культуру страны

как

свои

собственные.

Знание

истории

родины,

её

культуры

поможет

ребёнку

в

дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и

культуре других народов.

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании

граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать,

прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в

родной стороне- будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них,

приучает

интересоваться

историей,

искусством,

литературой,

повышать

свой

культурный уровень. Это - самый массовый вид науки».

.

Дидактические принципы построения программы

«Приобщение младших школьников к краеведению и истории России»

Программа для детей 8-10 лет предусматривает формирование у детей разнообразных

представлений о человеке и обществе. Программа обеспечивает преемственность и

перспективу изучения истории, как внутри начальной школы ,так и между начальной

школой и средним звеном обучения.

Пропедевтический

курс

начального

исторического

образования

«Приобщение

младших

школьников

к

краеведению

и

истории

России»

ставит

своей

целью

подготовить учащихся к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах.

Также актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его

формах

способствует

всестороннему

развитию

личности,

совершенствованию

интеллектуального,

духовного

развития,

посредством

изучения

родного

края,

бережного

отношения

к

традициям,

культуре

и

истории

своего

народа,

через

практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и

культуры.

Чтобы обеспечить непрерывность содержания педагогического процесса, изучение

данного курса предполагается в течение 3 лет начальной школы. Занятия проводятся 1

раз в неделю. Курс построен на материале отечественной истории, причём во 2 классе

дети знакомятся историей родного края(краеведением), а затем в 3-4 классах переходят

к изучению истории России. История края (малой родины) рассматривается как часть

истории России.

Изучение краеведения и истории предлагается выстраивать на основе принципов:

концентризма;

маятника(или челнока)

спирали;

связи с общественными событиями.

Принцип концентризма предполагает

изучение

истории

по

концентрам

своеобразным кругам знаний.

Например:

1.

Мой дом, родословная семьи.

2.

Родная школа, её история и традиции.

3.

Город(село):прошлое, настоящее, перспектива развития.

4.

История области, края.

5.

История страны.

Возможны

другие

темы-концентры:

история

нашей

улицы,

квартала,

района,

предприятия и т. д. Концентры определяются возрастными особенностями младших

школьников и всей предыдущей работой, проводимой в период дошкольного детства.

Систематическое изложение истории сознательно идёт от близкого и понятного

ребёнку в глубь времени и в ширь пространства. Программа не нарушает общей

структуры изучения истории, а, наоборот, создаёт условия для более глубокого и

вдумчивого

её

познания.

Она

готовит

к

восприятию

и

пониманию

многообразия

исторических явлений.

Например, во 2 классе темы для изучения включают близкие для детей понятия: «Я

и

моё

имя»,

«Устройство

моего

дома»,

«История

моего

дома»

и

т.

д.

Основное

внимание уделяется взаимосвязи человека и окружающей среды, а также людей друг с

другом.

Формируется

способность

ребёнка

находить

связь

понятий

с

явлениями

общественной жизни и самих явлений друг с другом. В 3-4 классах дети знакомятся с

историей России от древних времён до настоящих дней, учатся пользоваться картами.

«Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров , а,

главное, понимали необходимость единства интеграции концентров, «прозрачность»

их границ, возможность и необходимость постоянного . систематического перехода из

одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной связи

близкого с далёким, возвращения от далёкого к более близкому…» Например, историю

своей улицы учащиеся связывают её с историей своего района, предприятия, города, и,

наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам

истории

родного

города,

улицы,

семьи.

Так,

тема

«Смутное

время

на

Руси»

рассматривается

в

связи

с

деятельностью

Козьмы

Минина.

Такой

принцип

организации

краеведно-познавательной

деятельности

учащихся

можно

назвать «

принципом маятника» (или челнока).

Кроме того, необходимо, чтобы в обучении реализовывался принцип «спирали»,

когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям,

фактам, шли бы из класса в класс, из года в год по восходящей, углубляя свои

историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых

источников, учась применять более сложные приёмы и методы исследования.

Например, если во 2 классе дети изучают историю вещей, о которых узнали из

рассказов

или

сказок

в

дошкольном

детстве,

то

во

3

классе

история

предметов

постигается с позиции науки археологии как источника исторических знаний. Или,

если во 2 классе дети изучают историю своей жизни ( «Моя река жизни»),то в 3 классе

они исследуют родословную своей семьи («Генеалогическое древо»).

Многие темы приурочиваются к тем или иным событиям и праздникам нашего

общества.

Так,

изучение

«Закона

государства»

планируется

в

декабре

месяце,

«Рождество и летосчисление» - в январе, «История моей школы» - в том месяце, когда

открыта

школа),

«Богатыри

Земли

Русской»-в

феврале

т.

д.

Таким

образом

обеспечивается связь с общественными событиями.

Тематическая организация программного содержания

Следует подчеркнуть, что для детей младшего школьного возраста характерна

кратковременность

интересов,

неустойчивое

внимание,

утомляемость.

Поэтому

обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания

детей и длительному сохранению их интереса. Однако из-за малого объёма часов в

учебном плане, выделяемых на изучение краеведения(1 раз в неделю), только на

специальных уроках невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает

необходимость интегрирования нескольких предметов одной темой.

Например,

если

на

уроках

литературного

чтения

дети

знакомятся

с

фольклорными произведениями как жанром литературного искусства, то на занятиях

по краеведению они анализируют социальную, историческую сторону событий и

явлений, описываемых в сказках ,поговорках .На занятиях краеведения

широко

используется принцип природосообразности, поэтому если на одних занятиях дети

знакомятся

с

бытом

людей(крестьян)

в

разные

сезоны,

то

на

других

не

только

получают

знания

о

сезонных

работах

сельских

тружеников,

но

и

приобретают

некоторые умения(посредством собственного труда на природе) в этой области. При

знакомстве с летосчислением на занятиях краеведения дети узнают такое понятие, как

«историческое время» ,на уроках математики изучают историю числа, знакомятся с

единицами времени ,а на уроках окружающего мира ведут календарь природы.

Почти каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так,

например,

на

занятиях

краеведения

дети

изготавливают

коллажи

и

другие

коллективные композиции из поделок и рисунков, выполненных на занятиях изо,

технологии или дома. Итоги работы над темой демонстрируются во время общих

праздников,

деловых

игр,

викторин,

семейных

развлечений,

отправляются

на

различные конкурсы.

Таким

образом,

благодаря

межпредметным

связям

дети

целенаправленно

переносят

полученные

знания

с

одних

уроков

на

другие.

Такой

метод

познания

способствует целостности восприятия мира; активизируется развитие познавательных

способностей

детей,

происходит

формирование

содержательных

обобщений

и

понятий, то есть учащихся интересует больше поиск смысла, чем формальные знания,

раскрытие общих закономерностей в окружающем мире, чем набор отдельных фактов.

Именно поэтому так важен смыслообразующий аспект тематизма.

Развивающая среда и структура занятия

Для организации деятельности по предлагаемой программе вовсе не обязательно

создание какой- то особой предметно-пространственной среды, то есть занятия могут

проводиться в обычной классной комнате. Однако следует учитывать, что трудности в

изучении

младшими

школьниками

обществоведческой

дисциплины

(краеведения,

истории)

во

многом

определяются

недостаточным

жизненным

опытом

детей,

преобладанием

наглядно-образного

мышления.

Поэтому

при

изучении

быта

и

материальной культуры прошлого, то есть вещественных источников исторических

знаний (костюма, мебели, посуды, орудий труда), желательно использовать реальные

предметы и материалы.

Непо средственно е

знакомство

детей

с

историче ской

« б ы т о в о й

повседневностью»

способствует

более

быстрому

и

продуктивному

усвоению

соответствующих знаний. Можно использовать школьный музей ,презентации, и т. д…

Именно здесь для детей открывается возможность для более глубокого и вдумчивого

проникновения

в

мир

истории.

«Живые»

предметы

старины

будят

воображение,

расширяют восприятие, а непосредственное соприкосновение с ними позволяет лучше

ощутить собственную связь с прошлым. Кроме того, в подобном помещении легче

провести урок в игровой форме, что так необходимо младшим школьникам. Благодаря

обыгрыванию

взаимоотношений

наших

предков

во

время

обрядовых

праздников

происходит более ранняя социализация детей.

Программа

предполагает

проведение

занятий

с

традиционной,

«дробной»

структурой. Такое занятие состоит из нескольких этапов, например: рассказ учителя,

игра, разбор иллюстраций или беседа, результаты которой обобщаются детьми в

изобразительной

деятельности

и

т.

д.

Обязательными

структурными

единицами

занятия

являются

игра(сюжетно-ролевая

или

дидактическая)

и

продуктивная

деятельность(изобразительная, трудовая, конструктивная). Необходимость на занятии

ролевой игры объясняется тем, что она является важным элементом, связывающим

ведущую

деятельность

дошкольного

периода

развития(игровую

с

деятельностью

учебной.

Кроме

того,

в

процессе

ролевой

игры

осуществляется

развитие

такого

важного психического процесса, как воображение. Это относится и к дидактической

игре, как одному из основных методов обучения. Однако ценность дидактической

игры

напрямую

зависит

от

того,

насколько

строго

учитель

следует

её

структуре

(наличие дидактической цели, игрового правила игрового действия), в противном

случае игра превращается просто в дидактическое упражнение.

Второй

обязательной

структурной

единицей

занятия

является

продуктивная

деятельность.

Введение

заданий,

основанных

на

моделировании,

изобразительной

деятельности, определяется тем, что обучение должно строиться с учётом специфики

мышления младшего школьника, которое во многом остаётся наглядно-образным. В

связи с этим для учителя главным является не столько обучить школьников техники

рисования,

конкретным

навыкам

(вырезание,

склеивание

и

т.п.),

а

сколько

сформировать у них умение применять полученные знания в нестандартной ситуации,

для

чего

необходимо

создание

определённых

условий(построение

схемы,

модели,

рисунка).

Формы работы с учащимися и их родителями

Важным условием приобщения детей к краеведению и истории является тесная

взаимосвязь с родителями. Прикосновение к « живым» документам истории семьи

будит

мысль

учащихся,

вызывает

сильные

эмоции,

заставляет

сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие

детей

с

родителями

по

данному

вопросу

способствует

бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Родители должны стать непременными участниками внеклассной работы, связанной со

сборами материалов по истории родного края, воссозданием местных национально-

культурных и трудовых традиций. Большое значение имеют семейные экскурсии в

музей, осмотр памятников истории и культуры, организация на основе увиденного

выставок и экспозиций.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, собранные юными краеведами

совместно

с

их

родителями,

представляют

большую

ценность

не

только

как

исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и

реликвенный материал. Причём реликвия может быть и местного значения, и чисто

семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов рода,

дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и

т.

д.

Следует

подчеркнуть,

что

подлинники

особенно

ценны

как

в

плане

педагогическом, так и научно-познавательном.

Работа

с

семьёй

требует

от

учителя

особенно

большого

такта.

Не

всегда

целесообразно включать всех учащихся в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск

и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого ученика и его

родителей-

обязательное

условие

данной

работы.

Необходимо

отметить,

что

в

настоящее

время

наблюдается

значительное

повышение

интереса

людей

к

своей

родословной семейной генеалоги, естественное желание знать прошлое семьи, свои

национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни,

жизненный

путь

и

судьбы

представителей

разных

поколений.

Изучение

своей

родословной поможет учащимся глубже осмыслить, что:

корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и

страны;

семья-ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по селу, посещение с родителями

отдельных предприятий и учреждений

и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть

оформлены в виде фотовыставки. Это может быть и совместный доклад, и снятый

фильм.

Основная цель программы - приобщать детей к истории России; способствовать

воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края,

гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего

народа.

Задачи:

побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через

историю своей семьи;

приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины

через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении

экспонатов природы и культуры;

познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;

организовать познавательную деятельность младших школьников.

Данная программа способствует формированию у младших школьников

следующих видов универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

основы

экологической

культуры:

принятие

ценности

природного

мира,

готовность

следовать

в

своей

деятельности

нормам

природоохранного,

нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

гражданская

идентичность

в

форме

осознания

«Я»

как

гражданина

России,

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия

учитывать

выделенные

учителем

ориентиры

действия

в

новом

учебном

материале в сотрудничестве с учителем;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

строить речевое высказывание в устной форме;

осуществлять поиски выделять конкретную информацию с помощью учителя;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает

и видит, а что нет;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты

внеурочной

краеведческой

деятельности

кружка

«Родничок» (Приобщение младших школьников к краеведению и истории России). для

учащихся начальных классов распределяются по трем уровням.

1.

Результаты

первого

уровня

(приобретение

школьником

социальных

знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение

школьниками

знаний

об истории

и

географии

своего

края

через

изучение

достопримечательностей

ближайшего

окружения

и

школы,

в

которой

они

учатся;

развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на

окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном

единстве.

2.

Результаты

второго

уровня

(формирование

позитивных

отношений

школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в

целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего

края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3.

Результаты

третьего

уровня

(приобретение

школьником

опыта

самостоятельного

социального

действия): приобретение

школьником

опыта

самостоятельного

социального

действия

в

получении

интервью,

анкетировании,

взаимодействия

с

одноклассниками

и

взрослыми,

посещения

культурно-

образовательных

учреждений,

сбора

и

обработки

историко-географической

краеведческой

информации.

В

данном

случае

основой

обучения

является

не

запоминание учениками информации, а активное участие самих детей в процессе её

приобретения.

В результате изучения курса "Приобщение младших школьников к краеведению

и истории России" обучающиеся должны

знать:

- Основные этапы истории своего села: возраст села Бада, происхождение его

названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- историю своей семьи;

- название улиц ;

- правила поведения в общественных местах;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев бадинцев в годы Великой Отечественной войны;

- участников военных событий в Афганистане;

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой

работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя

кружка;

Будут сформированы общеучебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Основное содержание программы.

Название раздела

Кол-во

часов

Элементы содержания

1.

Моё Забайкалье

5

С чего начинается Родина.

Что такое краеведение?

Терем-теремок.

Деревенька моя, деревянная. дальняя.

Делу - время, потехе - час.

2.

Моя история.

15

Я и моя история.

День рождения моей школы.

Как измерять время.

Рождество. Летоисчисление

Русские православные праздники

Сильны и могучи богатыри на славной Руси.

О чём рассказал бабушкин сундук

Говорящие находки.

Символы на гербах.

3.

Моя семья.

9

Символ моего дома.

Я и моя родословная

Тайна твоего имени.

История предметов.

В поисках клада.

3

Жить - Родине

служить.

5

Жить - Родине служить.

Наше село прежде и теперь

Праздник "За околицей".

Тематическое планирование.

п/п

дата

Тема занятия

Цель занятия

Словарные слова

Всего часов

теорет

практич

1.

С чего начинается Родина.

Что такое краеведение?

Формировать у детей понятие

краеведения;

Краеведение малая

Родина Забайкалье

1

-

2.

Мой дом.

Показать, как условий жизни

видоизменялись предметы быта

.( мебель, посуда, одежда)

Ухват кочерга сито

лучина

1

-

3.

Терем-теремок

Показать на конкретных предметах, для

чего служили человеку те или иные

вещи в зависимости от местности, в

которой он жил, рода его занятий,

социального положения.

Терем светлица

горница утварь

1

-

4.

Деревенька моя, деревянная. дальняя.

Показать. как в старину строилась

усадьба, создавалось село. Уточнить,

что означает благоприятное

местоположение поселений. Сравнить

внешний вид построек.

Огород мыльня хлев

овин навес

1

-

5.

Делу - время, потехе - час.

Дать детям представление об образе

жизни, труде сельских жителей.

показать зависимость труда от сезона,

Рассказать о добрых делах наших

предков.

Мотыга плуг колун

прялка веретено

1

-

6.

Я и моя история.

Познакомить детей с историей

возникновения имени, фамилии,

отчества. Показать, как составляется

лента времени конкретного человека.

Линия жизни лента

времени

1

-

7.

День рождения моей школы.

Познакомить с историей школы.

Воспитывать чувство патриотизма.

Интернат госпиталь

патриотизм

1

-

8

9

10

Как измерять время.

Познакомить с разными способами

измерения времени и его исчислением.

Дать понятие "единица измерения

Месяцеслов (название

месяцев в старину)

2

1

времени". Рассказать историю

появления календаря.

Познакомить с древнейшими приборами

измерения времени. Рассмотреть

разнообразие календарей (перекидной,

отрывной, настольный и др.)

11.

Рождество. Летоисчисление.

Познакомить с христианским

летоисчислением от рождества

Христова.

Вертеп обряд традиция

святки

1

-

12

13

Русские православные праздники.

Познакомить с историей возникновения

православных праздников

Крещение пасха пост

храм иконостас

2

-

14

15

Сильны и могучи богатыри на

славной Руси.

Познакомитьс былинами о русских

богатырях. Отметить из храбрость,

трудолюбие, любовь к Родине. Обратить

внимание на характерные особенности

одежды богатырей.

Богатырь былина

доспехи кольчуга

поножи

1

1

16

17

18

О чём рассказал бабушкин сундук.

Отметить историческую

целесообразность различной одежды.

Показать характерные особенности

русского женского костюма, выявить

отличительные признаки костюма

представителей разных сословий.

Отметить, что вещи были дорогими,

поэтому носились и хранились бережно

и передавались по наследству.

Познакомить с историей женского

костюма, который был характерен для

жителей Забайкалья.

Сарафан кафтан зипун

ичиги лапти

1

2

19

Говорящие находки.

Раскрыть значение термина "говорящие

находки", археология. Развивать умение

самостоятельно проводить анализ,

сравнение, делать выводы.

Археология археолог

реставрация

1

-

20

21

Символы на гербах.

Познакомить с историей герба,

правилами его составления. Объяснить,

почему герб является историческим

источником, который может многое

Символ герб

исторические

источники

1

1

рассказать о хозяине, городе, стране.

22

Символ моего дома.

Уточнить знания детей о значении

символики. пробудить интерес к

изучению прошлого своей семьи, села,

страны.

Семейная символика

семейный герб предок

пращур потомки

-

1

23

24

В поисках клада.

Познакомить с историей возникновения

денег и "языком монеты".

Клад рубль копейка

1

1

25

26

История предметов.

Расширить представления детей об

истории появления столовых приборов.

Князь ратник дружина

1

1

27

28

Тайна твоего имени.

Познакомить детей с историей русских

имён, с их значением и назначением.

Рассказать о том, как имя влияет на

судьбу человека, познакомить с

названием науки, изучающей имена.

Ангел антропонимика

1

1

29

30

Я и моя родословная

Рассказать о значении родословной,

показать её зависимость от места

человека в обществе, учить составлять

графическое изображение

генеалогического древа, используя

фотографии, рассказы родителей,

близких людей.

Поколение предки

потомки

1

1

30

31

Жить - Родине служить.

Рассказать о подвиге русского народа в

разные исторические эпохи,

воспитывать уважение к прошлому

своей страны.

Доблесть

самопожертвование

1

1

32.

33

Наше село прежде и теперь.

Развивать умение рассказывать о

прошлом, настоящем, будущем своего

села, используя результаты своих

наблюдений, материалы исторических

источников, жизненный опыт и

фантазию.

Достопримечательность

заочное путешествие

1

1

34.

Праздник "За околицей".

Актуализировать знания детей об

истории родного края, формировать

умение пользоваться историческими

источниками

Посиделки вечёрки

"стенка на стенку"

1

Информационно-методическое обеспечение:

для педагога

1.Богордаева Н.Г..Демус Л.Г. и др. Мы –дети природы:

Хрестоматия по краеведению для 1-2 классов.

2.Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение:

учебно-методическое пособие. В 2 частях. Ульяновск: УИПК ПРО,2007г.

3.Маханёва М.Д., Князева О.Л. «Приобщение младших школьников к краеведению и

истории России».

Методическое пособие. Москва. Издательство «Акри».2005г.

4.Орлова Т.К.,Демус Л.Г. и др.

Интегрированный курс краеведения «Мы –дети природы».

5.Прохорова С.Ю.,Хасьянова Е. А..

Азбука юного школьника, или путешествие по родному краю.

Москва.: «Планета»,2013г.

для обучающихся

1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ»,

1995.

2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко «АСТ»,

1995.

3.Олег Корсун "Родное Забайкалье".

4. Георгий Граубин "Наша малая Родина". в 2-х частях

5. Георгий Граубин "Для чего в домах углы".

6. Георгий Граубин "Почему осенью листопад?"

7. Георгий Граубин " Прадеды".

8. Георгий Граубин "Куда спешат тропинки".

9. Георгий Граубин "Четырёхэтажная тайга".



В раздел образования