Автор: Сапожкова Ирина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №110"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Весна-весняночка"
Раздел: дошкольное образование
Цель: познакомить с историей и традициями русского народа через
заклички, приметы, поговорки.
Задачи:
1.Приобщить детей к культурным наследиям русского народа.
2.Научить детей лепить птицу - жаворонка из теста.
3.Формировать
трудовые
навыки
и
санитарно-гигиенические
нормы
при
работе с тестом.
4.Воспитывать интерес к народной культуре и родной истории.
Предварительная работа : беседа о встрече весны в старину, знакомство
с
народной
игрушкой,
раскрашивание
птичек,
заучивание
закличек,
закрепление
примет
весны,
весенних
песенок,
разучивание
русской
народной игры «Ручеек», игра «Человечек».
Воспитатель: Проходите, ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня
гостей!
Давайте
поздороваемся
с
ними.
И
поздороваемся
необычно,
а
небольшой песенкой.
Здравствуйте гости!
Здравствуйте все,
Здравствуйте все,
Здравствуйте все,
Здравствуйте гости!
Здравствуйте все,
Здравствуйте все,
Здравствуйте все,
Привет!
Воспитатель:
Какие
вы
все
молодцы!
Замечательно
мы
с
вами
поздоровались и пожелали своим приветствием здоровья и добра друг другу.
Замечательный день сегодня!
Мы
с
вами
сейчас
вспомним,
о
каком
месяце
издавна
в
народе
говорили: «Пришел месяц (март) - капельник и зима заплакала». О каком
месяце идет речь?
(ответы детей - март)
Какое время года он начинает? ( весна)
Ребенок:
Ты птица - жаворонок,
Твой голос тонок - звонок.
Неси, неси на волю
Весну красну в подоле!
Воспитатель: А давайте вспомним русскую народную игру «Ручеек».
Эта игра символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял
снег и всюду побежали журчащие ручейки.
Игра «Ручеек»
Воспитатель: Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день
пекли
из
пресного
или
кислого
теста
птичек
-
«жаворонков»,
которых
называли
детьми
перелетных
птиц,
их
сажали
на
проталинках,
крышах,
деревьях. Печеных птах приносили родным и близким, чтобы весна, свет и
тепло пришли к ним в дом. Ребята, посмотрите, на столах у нас лежит тесто,
мы с вами будем изготавливать жаворонка.
Порядок приготовления жаворонка:
1 .Сначала раскатаем колбаску из теста.
2. Затем завяжем узелок, так чтобы один конец был длиннее т.е. была
голова, туловище - узелок и хвостик.
3 .На коротком конце делаем клювик и из изюма глазик
4. На хвостике делаем надрезы.
Звучит музыка.
Воспитатель: Приступаем к работе. С тестом работаем аккуратно, с
большой любовью, чтобы получились красивые, пышные жаворонки.
После выполнения работы «жаворонков» из теста выкладываем на
противень.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе позовем закличкой весну
Закличка «Веснянка».
Стало ясно солнышко припекать, припекать.
Землю словно золотом заливать, заливать
Громче стали голуби ворковать, ворковать
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.
А в лесу подснежники расцвели, расцвели,
Много цвету вешнего у земли, у земли!
Ой, ты ясно солнышко посвети, посвети!
Хлеба земля-матушка, уроди, уроди!
Какие примети весны мы знаем? (солнце светит ярче, снег тает, прилетают
перелетные птицы, появляются подснежники, журчат ручьи, природа
просыпается ото сна)
Воспитатель:
На
Руси
всегда
относились
тепло,
душевно к
о
времени,
предшествующему лету – Красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали,
завлекали, гукали, чтоб привив, она с теплом, с доброй погодой, с богатым
урожаем.
Мы
с
вами
говори—,
что
весной
возвращаются
птицы,
а
какие птицы? (лебеди, ласточки, журавли, жаворонки)
Воспитатель : Да. ребята, на Руси верили, что птицы приносят на
своих крыльях весну, у русских повсюду существовала вера в то, что из
теплых
стран
прилетают
сорок
разных
птиц,
и
первая
из
них
-
жаворонок. Больше всего ждали маленькую птичку - жаворонка, т.к. его
переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.
Ребята, а давайте покликаем весну заклинками:
Ребенок:
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила!
Ребенок :
Жаворонки прилетите!
Студену зиму
прогоните! Теплую
весну принесите! Зима
нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Ребенок :
-Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну,
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу!
Воспитатель
:
Ну
вот,
закличку
мы
с
вами
произнесли,
а
теперь
попросим наших птичек поставить в духовку запекаться. И после сна мы
выйдем на улицу, закликать весну с нашими «жаворонками».
А сейчас исполним песню «Веснушки».
Воспитатель : Спасибо вам ребята, а в конце нашего развлечения я
предлагаю
поделиться
своей
радостью
и
теплом
и
поиграть
в
игру
«Человечек»
( каждый ребенок берет себе в пару понравившегося гостя)
Я - человечек ( показ на себя), ты человечек ( показ на напарника)
У меня есть сердечко, у тебя есть сердечко.
У меня щечки гладкие, у тебя щечки гладкие
У меня губки сладкие, у тебя губки сладкие.
Я с тобой дружу ( берутся за руки) я тебя люблю ( обнимаются)
После игры можно обменяться партнерами.
Воспитатель : Ну вот мы и встретили с вами весну, и теперь она по
настоящему к нам пришла. Я вас с этим поздравляю и желаю крепкого
здоровья и душевного тепла!
МБДОУ «Детский сад №110»
План-конспект проведения досуговой деятельности с
детьми в средней группе на тему:
«Весна-Весняночка»
Подготовили и провели
Воспитатель:
Сапожкова И.А
Рязань, 2019г